- Преподавателю
- Музыка
- Поздние произведения И. Брамса. Симфония №4
Поздние произведения И. Брамса. Симфония №4
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильчибаева Л.Г. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поздние сочинения Брамса.
Симфония № 4
В данной работе мы не собираемся представлять здесь подробный критический разбор этих произведений, мы попытаемся указать главные характерные черты и тенденции.
Прежде всего, при аналитическом рассмотрении произведений, написанных за последние семь лет, заметно, что в течение этого значительного периода стиль Брамса не претерпел каких-либо очень значительных изменений, как это иногда случается с великими композиторами в период их наивысшего творческого расцвета. Время, скорее, усовершенствовало и утвердило его ранее сформировавшиеся характерные черты, нежели осуществило какой-либо переворот в образе его мыслей или принципах выразительности. Хотя они созданы в строгом соответствии с принципами современной музыки, в этих произведениях не обнаруживается каких-либо поразительных новшеств или особой оригинальности в плане формы или содержания. Брамс определенно остается консервативным в своих стремлениях и методах.
Более того, он обогатил и расширил каждую сферу искусства, в которой до этого преуспел; однако до сих пор не было даже намека ни на одно драматическое произведение, и нет основания предполагать, что этот жанр появится в творчестве Брамса. Тем не менее художник, наделенный такой творческой силой и, к тому же, обладающий такой добродетелью как сдержанность, было бы сложно предполагать, что принесет нам будущее в области его творчества.
Далее мы подробнее рассмотрим 4 симфонию. Впервые она была исполнена в Майне, под руководством Бюлова и самого Брамса.
Она открывается мелодичной темой, спокойной и понятной по содержанию; это обещание простоты ( непритязательности), однако, исчезает, а часть, воплощающая в себе наиболее интеллектуальный стиль Брамса, постепенно становится сложнее и разнообразнее в плане развития тематизма. Тем не менее несмотря на многочисленные контрастные темы и запутанность развития здесь нет многословности и нелогичности. Главная мысль все время яно выражается на всем протяжении этой трудной взволнованной части, а в энергичном волевом импульсе и мужественной силе, характерной для нее, мы можем разглядеть след особой брамсовской индивидуальности.
Анданте не привлекает особого внимания. Это, возможно, одна из самых красивых частей когда- либо написанных Брамсом, и она говорит сама за себя, подобно проповеди знающего незнающему, благодаря очарованию ее мелодии, теплоте колорита и подлинному вдохновению, которое в ней заложено.
Обходя строгие классические каноны, композитор помещает на место скерцо третью часть в форме рондо ( allegro giocoso), которая переполнена оживлением и одухотворенностью. С радостной смелостью первой темы контрастирует другая, более спокойная по характеру.
В финале используется совершенно новый тип формы, который является усовершенствованным вариантом форможанра, известного как пассакалия, и который в отличие от форм, которые наряду с ним составляли части сюиты, никогда раньше не был введен в структуру симфонического цикла. Восьмитактовая тема развивается на протяжении части в стиле, напоминающем характерный способ варьирования, обнаруживая в своем развитии все возрастающее полифоническое мастерство и сложное многообразие подробностей.
Рассматривая это произведение в целом, кажется, что наряду с его мудро созданными первой и последней частями, в которых музыкально- теоретическое значение хотя и доминирует над творческой фантазией, но никогда не превращается в просто сухую эрудицию, и его проникновенным и искренне- прочувствованными средними частями, чьи красоты доступны каждому, оно в большей степени наполнено, чем какие- либо другие его произведения , тем редким соединением эмоции и интеллекта, чувств современного человека и мастерства, свойственного старой школ, что и является отличительными характерными чертами брамсовского стиля.