• Преподавателю
  • Музыка
  • Проблемно-поисковые ситуации на уроках музыки как метод вовлечения школьника в мыслительный процесс

Проблемно-поисковые ситуации на уроках музыки как метод вовлечения школьника в мыслительный процесс

Урок музыки – урок искусства. Благодаря этой специфике проблемное и творческое обучение очень тесно переплетаются. Любое творческое задание предполагает создание поисковой ситуации, способствующей самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Творческая природа музыкального искусства открывает большие возможности для творчества учителя. Стимулом к творческому восприятию искусства может стать создание на уроке проблемных ситуаций. Начальным моментом мыслительного процесса обычно являет...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемно-поисковые ситуации на уроках музыки как метод вовлечения школьника в мыслительный процесс.

Климентова С.В., учитель музыки высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 59

1 слайд

Урок музыки - урок искусства. Благодаря этой специфике проблемное и творческое обучение очень тесно переплетаются. Любое творческое задание предполагает создание поисковой ситуации, способствующей самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Творческая природа музыкального искусства открывает большие возможности для творчества учителя.

2 слайд

Стимулом к творческому восприятию искусства может стать создание на уроке проблемных ситуаций.

3 слайд

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Проблемная ситуация определяет на уроке музыки вовлечение личности школьника в мыслительный процесс.

Они могут создаваться на всех этапах урока. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи.

Именно проблемные ситуации могут помочь нам приучить учеников высказывать свое мнение, отстаивать его, спорить.

4 слайд

Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока - при столкновении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие «с удивлением» и возникшие «с затруднением».

5 слайд

Хочу отметить 4 уровня проблемности, вы их видите на слайде.

Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.

6 слайд

На своих уроках я стараюсь организовывать технологию проблемного обучения различными приёмами. Например, ещё совсем маленьким первоклассникам при разучивании русского народного танца предлагаю определить, как его лучше исполнить: парами, по одному или в круге, что подсказывает им музыка танца. Также предлагаю детям выбрать шумовой или музыкальный инструмент, который, по их мнению, будет подчёркивать выразительность музыкального образа при исполнении сопровождения к произведению.

7 слайд

Известно, что у подростков стремление к самостоятельности и самоутверждению влияет и на их музыкальные интересы. Поэтому, например, мой вопрос: «Нужна ли нам классическая музыка?» - естественно вызывает споры. Столкновение различных точек зрения создаёт проблемную ситуацию, которая разрешается в последующей дискуссии, буквально захватывающей весь класс, не оставляющей никого равнодушным. В организованных дискуссиях я помогаю ребятам сравнивать, противопоставлять разные мнения, не навязывая своего. Это побуждает ребят делать те или иные выводы, подкрепляя их музыкальными примерами и примерами из жизни. Чрезвычайно важно то, что в дискуссии формируются взгляды и убеждения учащихся.

8 слайд

Можно организовать проблемное обучение иначе: привлечь учащихся к самостоятельному поиску новых знаний. В этом случае следует сделать так, чтобы вскрыть противоречие между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Здесь ученик сталкивается с трудностью и на практике убеждается, что прежнего его багажа музыкальных знаний недостаточно. Тогда и возникает у него потребность в приобретении новых знаний о музыке и других видах искусства, появляется интерес к предстоящей работе. На своих занятиях активно использую метод поиска информации. Для этого в кабинете музыки имеются папки « Говорим о музыке», «Словари музыкальных терминов», а также различные дополнительные учебные пособия по музыке, способствующие самостоятельному поиску нужной информации и получению новых знаний. Также предлагаю учащимся попробовать решение проблемы с помощью сети Интернет.

9 слайд

В создании проблемных ситуаций мне помогает учебно-методический комплекс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской и творческие тетради к учебникам. Приведу несколько примеров.

10 слайд

В 5 классе тема урока: «Полифония в музыке и живописи». Предлагаю детям попробовать передать в рисунке полифоническую форму. Подумать какие явления жизни можно назвать полифоничными?

11 слайд

На слайде вы видите, что ребенок обращает свое внимание на жизненные явления, с помощью которых он дает объяснения.

12 слайд

Одна из тем: «Есть в красках отзвуки и звуки…»

Задание видите на слайде. Происходит самостоятельное решение проблемы. Каждый видит ее по-своему. Вот один из вариантов.

13 слайд

Слушаем предположения о звучании представленных к анализу рисунков, совмещении музыкальных и художественных образов. Проводим сравнительный анализ средств музыкальной и художественной выразительности. Доказываем связи музыки и живописи с природой и жизнью.

14 слайд

Творческая тетрадь оказывает огромную помощь в разработке логической последовательности выполнения исследовательского проекта. Такое задание как составь и оформи план на выбранную тему и вопрос: «Какие произведения музыки, литературы и изобразительного искусства войдут в твой проект?» нацеливают на поиск информации. Задание: «В каких видах творческой деятельности ты сможешь принять участие» при защите проекта помогает ребенку определить личное место в этой деятельности.

Такая проблемная ситуация позволяет отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщает учащихся к методам исследования.

15 слайд

Учащаяся 6 класса определила для себя тему. Выполнила предварительно задание в творческой тетради и презентацию по теме. В творческой тетради видно, что ребенок видит себя ведущим, режиссером, художником-оформителем, т.е. определил личное место в творческой деятельности. Хоть мы еще не работаем по стандартам второго поколения, но результат выполнения исследовательского проекта позволяет сделать вывод о формировании метапредметных результатов обучения.

16 слайд

Таким образом, создание проблемных ситуаций приводит к появлению познавательной потребности, в результате повышается мыслительная активность учащегося и развивается интеллект и, в конечном итоге, за счет этого происходит эскалация способностей учащегося и его мотивация к обучению.

© 2010-2022