Доклад по музыке Музыка и развитие личности ребенка

Тема: « Музыка и развитие личности ребенка»                                                           Юшкова Е.М.                                                                                              Учитель музыки, многопрофильная                                                                                                Школа-гимназия №40, г.Шымкент        Формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию гуманистических эмоци...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Музыка и развитие личности ребенка»

Юшкова Е.М.

Учитель музыки, многопрофильная

Школа-гимназия №40, г.Шымкент

Формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию гуманистических эмоций. Благодаря своему специфически эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности музыка обладает реальной возможностью создавать единство гуманистических представлений и проявлений.

Функции музыки разносторонни и разнородны. Музыка неразрывно слита с жизнью отдельной личности и с жизнью общества. Особая сила музыки заключается в ее свойстве непосредственно передавать растущее, развивающее чувство. Вот почему она является исключительно важным фактором в развитии ребенка.

Результаты психологических исследований показывают, что те разносторонние способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального воспитания, в частности способность различать, сопоставлять особенности музыкального произведения, а также память, воображение и т.д., носят общий характер и помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Опыт многих преподавателей музыки подтверждает, что музыкально одаренные дети, как правило, проявляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующее общее и, в частности интеллектуальное развитие личности ребенка.

Уже для того, чтобы ребенок, прослушав музыкальное произведение, получил какое-то впечатление о нем и мог хотя бы приблизительно сохранить в памяти представление о его содержании, нужна сложная работа сознания. Слушание музыки требует более или менее длительного, непрерывно сосредоточенного внимания. Когда ребенок смотрит картину или скульптуру, то содержание произведения (если оно доступно детскому пониманию) дойдет до него в основном целостно и сразу. Слушание музыкального произведения подчинено другим законам. Целостно оно может быть воспринято только тогда, когда прозвучат последние его звуки. Во время слушания музыкальные образы входят в сознание последовательно, в процессе их развития. Благодаря памяти ребенок воссоздает содержание произведения, его отдельные эпизоды, образы, мотивы. Вне этой работы сознания не было бы и восприятия звуков как музыки.

Под влиянием музыкальных впечатлений у учащихся развивается воображение. Оно обогащается различными образами прослушанных произведений. Само по себе слушание музыки будит фантазию ребенка. Он создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией.

Почти каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир. В процессе обогащения музыкального опыта внимание детей все более ясно и устойчиво сосредотачивается на самой музыке, на ее выразительных средствах. От непосредственного эмоционального отклика на музыкальное звучании (нравится - не нравится) ребенок постепенно приходит к способности сознательно оценивать красоту музыкального произведения в целом, а затем дифференцировать оценку тех или иных его сторон. В этом отражается процесс познавательного развития детей. «Слышать так, чтобы ценить искусство, - это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд, умозрение», - пишет Б.В.Асафьев.

В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально-образное мышление, т.е. способность воспринимать музыкальное звучание как связную, выразительную последовательность звуков (восприятие мелодического образа), их комплексов (восприятие выразительности тембров, гармонии), а также способность слышать и узнавать разную фактуру произведения (гармония, полифония и т.д.). Эта сфера мышления, которая развивается в музыкальной практике детей, способствует и расширению их общих познаний о действительности, их кругозора в целом и совершенствует способности к разносторонней умственной деятельности.

Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления - это эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального, т.е. ярко окрашенного чувством, мышления, которому присущи увлеченность, расположение к творческому подъему.

Способность к эмоционально-образному мышлению накладывает глубокий отпечаток на весь духовный облик ребенка, на всю его деятельность, давая полноту ощущения жизни, реально обогащая ее. Нельзя не отметить в этой связи, что как образность мышления, так и его эмоциональность по своему существу суть проявления той цельности человеческого сознания, которая является важнейшим фактором в формировании морального облика и одной из особенностей духовной организации человека. «…Без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и не может быть человеческого искания истины», - еще писал В.И.Ленин (Полн. собр.соч., т.25,с.112 ).

Образы музыкального произведения отражают действительность такой, какой почувствовал и увидел ее автор произведения - народный певец или композитор. Переживая произведения, мы как бы принимаем своеобразное «высказывание» автора музыки о жизни, о смысле ее явлений и по-новому видим окружающий мир. Наше познание о нем обогащается, потому что каждом истинному художнику присуща способность особенно остро и глубоко чувствовать жизнь, понимать ее явления более целостно. Без этого музыкант не мог бы быть творцом.

Уже на первых уроках в первом классе дети улавливают в музыкальном произведении характерные черты того или иного образа. Их глаза загораются, когда они слышат музыку марша, они улыбаются и делают комические движения, слушая пьесу «Клоуны» Д.Кабалевского, мечтают, когда слышат музыку Курмангазы и т.д. это показывает, что дети почувствовали торжественный подъем в музыке марша, что до них дошли черты смешного в образе клоуна, каким его делает композитор, мечтают, как и Курмангазы о красоте родного края.

Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на нравственно-эстетическое отношение к явлениям жизни. Она способна пробуждать воображение, фантазию, преображать мысли и чувства детей, придавая им социальную направленность. В песнях отражается история народа. Пение всегда являлось одной из наиболее непосредственных форм выражения человеческих эмоций и стремлений. Доказательством этого служит богатство народных песен, возникших в важные моменты жизни людей или отдельной личности.

Спеть можно только ту мелодии, которая существует в представлении. Музыкальные представления, их четкость зависят от качества восприятия музыки. Самыми простыми музыкальными представлениями являются те, которые были получены в результате активной музыкальной деятельности. Краткие мелодические отрывки запоминаются, воспроизводятся в памяти и представляются лучше, чем отдельные тона. Чем больше анализаторов участвует в создании музыкальных представлений, тем эти представления крепче.

Музыкальные ощущения и представления являются опорой для понимания сложнейших внутренних связей музыкальных явлений в процессе мышления. Музыкальное мышление неизбежно конкретизируется словами и осуществляется через понятия и суждения.

Учащимся первых классов доступна самая легкая форма оперирования понятиями - сравнение. Здесь речь идет об использовании контрастности в существенных признаках двух понятий. Например, понятие mf усваивается путем сравнения контрастных понятий p и f . Таким же образом подходят к определению различия в том, что имеет одинаковые признаки (например, один и тот же тон, взятый на рояле или спетый).

Исполнение песни и участие в музыкальных играх развивает также память учащихся. Учитель может вызвать в сознании ребенка песни, напевая без слов мелодию каждой из них. При этом ребенок должен выбрать одну песню из нескольких знакомых путем сравнения.

Сравнение осуществляется главным образом при помощи анализа и синтеза. Посредством анализа песня раскладывается на мотивы или законченные мелодические отрывки, а исполнение песни - на отдельные элементы исполнения (ритм, дыхание, интонация, динамика и т.д.). Посредством синтеза этих составных частей оценивается общий уровень исполнения.

Сложным мыслительным процессом, который подводит итог общим признакам и особенностям музыкальных образов или явлений, служит обобщение. Оно осуществляется в тесной связи со сравнением, анализом и синтезом. Например, сопоставление общих признаков музыкальных произведений приводит к пониманию жанра (народная песня, марш, танец и т.д.). Однако несомненно, что уже начальный музыкальный опыт ведет к каким-то обобщениям в этой области - учащиеся начинают замечать характерность звуковых образов, различать восходящее и нисходящее движение мелодии и постепенно осознают звуковысотные и временные соотношения звуков.

При этом вырабатывается умение сконцентрировать внимание, этот важный элемент в развитии мышления. При исполнении песни его опорой является слуховая, чувственно-моторная и специфическая «эмоциональная» память. Мелодия строится на единстве двух компонентов - движения звуков по высоте (мелодико-функциональные связи) и распределении звуков по времени (метроритмические связи). Решающим для запоминания мелодии являются функциональные связи звуков между собой. Простейшим мотивом, на котором мы формируем начало сознательного понимания музыкальных взаимосвязей, является мотив песни, метроритмическое движение которого варьируется.

Новые формы восприятия - это и новые формы интеллектуальной деятельности детей, для которых в целом характерно развитие некоторых специальных процессов анализа и синтеза при сохранении эмоциональности и образно-обобщающей функции музыкального сознания.

Роль музыкального воспитания в формировании морального облика учащихся также значительна. Более глубокий смысл данного положения заключается в том, что нравственность в своей основе есть и функция чувства, она должна начинать формироваться в такой период, когда эти чувства свежи и пластичны. Влияние музыки на нравственные чувства детей начинается с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых пьес, с пением простых песен, с музыкальными играми.

Обогащение жизни детей радостью, которую они испытывают, слушая музыку или исполняя песни, само по себе служит хорошей почвой для нравственных проявлений. Ребенок, которому свойственна бодрая, веселая настроенность, большей частью благожелательно расположен к окружающим, деятелен и охотно выполняет трудовые поручения. Если наряду с этой бодрой настроенностью постепенно развивается способность любить песни, стихи, любоваться природой, то это признаки обогащения внутренней жизни ребенка. Разумеется, они являются хорошей основой для развития отзывчивости, искренности, чуткости, любви к труду.

Следует особенно отметить то значение, какое имеет в нравственном воспитании детей пение. Если ребенок поет песню с удовольствием, значит, ее содержание стало частицей его внутреннего мира, он ощутил и увидел особую красоту явлений окружающей его жизни, почувствовал в себе душевные силы, ищущие выхода в хорошем деле.

Условия современности - урбанизация, развитие техники - вызывают недооценку и даже пренебрежение вопросами эмоциональной жизни. Такого рода односторонность ведет к нарушению основных принципов гармонического воспитания детей и в итоге - к эстетической «бесчувственности». Непрерывному росту интеллектуального уровня и рационализации жизни детей должны сопутствовать развитие, углубление и обогащение эмоциональной сферы.

В ходе музыкального воспитания выступают нераздельно и взаимозависимо процессы сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, которые отражаются и на исполнительской деятельности учащихся в пении, играх, танцах. В музыкальном воспитании интеллектуальная деятельность гармонично сочетается с эмоциональными переживаниями. Благодаря этому музыкальное воспитание занимает большое место в формировании личности ребенка.








Использованная литература:

  1. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей. / Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М. 1973.

  2. Белобородова В. Развитие музыкального восприятия младших школьников./ музыкальнее воспитание в школе. М., 1978, вып.3.

  3. Гумер М.Активизация мышления на уроке музыки. / Музыкальное воспитание в школе. М., 1972, вып.8.

  4. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки./ Музыкальное воспитание в школе. М., 1982, вып.15.

  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. / Избранные труды. М.,1985 г.,т.1

  6. Черноиваненко Н.М. Формирование музыкального восприятия школьников. / Музыкальное воспитание в школе. М., 1982, вып. 15.


© 2010-2022