• Преподавателю
  • Музыка
  • Развитие музыкальных способностей детей младшего и школьного возраста в процессе обучения музыке

Развитие музыкальных способностей детей младшего и школьного возраста в процессе обучения музыке

Обучение детей разного возраста любому виду музыкального искусства  должно проходить радостно и увлекательно. Необходимо увлечь и заинтересовать детей на занятии. Легче всего это сделать через "волшебный мостик"игры - петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, слушать музыку. Мы поём мелодии голосом, руками, душой - этому должен научить своих учеников учитель. Когда урок проходит в игровой форме,детям это близко и понятно, легче усваивается материал, ближе становится контакт учителя и ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление Образования Серпуховского муниципального района Московской области МОУ ДОД «Центр Внешкольной Работы»







Доклад на тему: «Развитие музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста в процессе обучения музыке»






преподаватель музыки Шатурная Светлана Ивановна.





Сентябрь 2014 год Эстетический отдел поселок Оболенск

Развитие детского голоса в процессе обучения

Обучение детей пению должно быть радостным, увлекательным, понятным и лёгким. Невозможно заставить полюбить петь, танцевать, можно только увлечь детей этим занятием и поддерживать интерес постоянно.

Методика вхождения ребёнка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра - это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на музыкальных инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Введение ребят в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным; через обращение к звукам, интонации, слову. Накопление и выстраивание обучающих игр, не только по пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей помогает легко справиться с трудностями в работе и сохранить собственное здоровье. Игровая методика больше чем другие средства воздействия соответствует потребностям растущего организма ребёнка, так как ставит серьёзную преграду на пути быстрой утомляемости и усталости детей. Игровое обучение детей пению связано с разнообразными движениями. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работ, какой им недоступен в обычной ситуации. Практика показала, что игровая методика полезна для детей, особенно для детей с проблемами здоровья и развития.

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения.

У музыки и речи одна первооснова - интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека, так же точно как и музыкальная интонация, т.е. одни и те же используются средства выразительности. На речевом этапе удобно и легко работать над формированием певческих навыков: дыханием, дикцией, умением изменять силу звука и высоту голоса. Речевой этап обучения идёт параллельно с певческим этапом.

Основной вид деятельности на речевом этапе: артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, речевые игры и упражнения, ритмодекламация. Их общая цель - легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, сделать обучение пению более лёгким, понятным и привлекательным занятием. Использование игр звукоподражающего характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонацию различной высоты и звуковысотной направленности. Игры речевые оказывают влияние на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различных тембрах и различной силой звучания. Цель речевой зарядки - подготовить голоса детей к речи и пению. Тексты песен и движения по тексту проговариваются, потом пропеваются. Все эти способы помогают детям легко перейти границы от речи к певческой интонации.

Вопрос о формировании качественного звучания детского голоса во время пения необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Эта проблема актуальна, т.к. связана с поисками новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение. Процесс пения помогает ребёнку не только приобрести определённые навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранить некоторые дефекты речи: заикания, картавости, гнусавости и другие проблемы - поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов.

Важным моментом в работе по обучению певческим навыкам является распевание. Детям объясняют, что певческий звук во многом зависит от работы наших губ, языка, его соприкосновением с нёбом и зубами, положением рта в ширину или высоту. В основу методики обучения певческим навыкам дошкольников и младших школьников положен индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка, в том числе и к особенностям его голоса.

Использование метода мысленного пения на занятиях по вокалу направлено на развитие вокально-слуховых представлений. Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки. Развивает творческое воображение.

Разучивание песен происходит поэтапно: слушание песни, рассказ по содержанию, разучивание текста, мелодии по мелким фразам без слов, исполнение ритма ладошками, музыкальными ударными инструментами, исполнение со словами. Дети неосознанно копируют взрослого и его пение. Чем дольше подготовительный период, тем легче, понятней, интересней идёт разучивание песен. Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из её содержания с использованием музыкальных инструментов, образных движений и театрализации.

Известный методист А. Карасёв сказал: «Пению должно быть оказано преимущество перед другими искусствами главным образом потому, что при других видах искусств народ является только пассивным слушателем и созерцателем; здесь же он имеет возможность проявить активное участие».

Я в своей работе, на музыкальных занятиях с детьми разного возраста стараюсь использовать все виды методик обучения вокальному пению, с которыми мы знакомимся на курсах. Многое уже я использовала и ранее на своих занятиях, но считаю, что много нового и необходимого в работе каждого музыканта мы узнаём на занятиях и будем использовать в дальнейшей нашей работе по развитию певческого голоса детей.

На музыкальных занятиях я придерживаюсь данной схемы работы с детьми: 1.Дыхательная и артикуляционная гимнастика.2. Музыкальноречевая зарядка. 3.Слушание музыки, песен.4.Распевание.5.Разучивание песен. 6. Работа над выразительностью исполнения.6.Работа над музыкально-ритмическими движениями. Эту схему я использую в работе с детьми разного возраста - от самых маленьких до старших детей. При этом использую разные по сложности и по уровню восприятия упражнения и песни, соответствуя возрастным особенностям детей.

Важным моментом работы над вокальными произведениями является распевание. С детьми младшего возраста использую на занятиях распевание на одном звуке («А-а-а», «О-о-о»); с звукоподражающими эффектами («Ду-ду-ду» дудочка поёт, «У-у-у» паровоз гудит). Использую потешки, дразнилки, попевки: «Андрей - воробей», «Солнышко», «Дин-дон» на одном звуке, а также попевки - диалоги (взрослый задаёт вопрос, а дети отвечают с использованием звукоподражающих (Мяу, Мур,) и имитационных движений (Петушок идёт, курочка зовёт цыплят, мама поёт «Баю-баю»). Это помогает воспроизводить интонацию различной звуковысотности (мышка пищит «пи-пи», медведь рычит «р-р-р»).

С детьми старшего возраста при распевании звукоряда «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си » показываем рукой направление мелодии вверх по ступенькам и вниз, рисуем рукой длинные и короткие звуки; используем попевки - игры с ответами по интервалам («Эхо», «Кукушка», «Имена»); соединяем игры на дыхание с движениями туловища, ног, рук (Ветер воет, деревья качаются при маленьком и большом ветре. Ноги - корни, руки - ветки и т.д.); звукоподражающие (Лошадка скачет «Цок-цок», жук жужжит «Жу-жу», дождик капает «кап-кап»).

Разучиваем песни по схеме выше изложенной. Например: песни «Для тебя» и «В гости к бабушке» З.Роот. Слушаем в исполнении музыкального руководителя. Стараюсь исполнить выразительно, интонационно верно так, чтобы заинтересовать детей, и они с интересом разучивали эти песни на занятиях. При рассказе по содержанию дети охотно рассказывают о своих мамах, бабушках, описывают их характеры, как дети их любят и всё это затем мы связываем с настроением, характером исполнения песни, её содержанием. Это им близко, поэтому разучивание и исполнение песни проходит удачно и легко. Разучивание идёт по куплетам, иногда начинаем с припева, без слов учим мелодию. Прохлопываем ритмический рисунок. Певческая установка обязательна (сидя, стоя - следим за осанкой). При работе над выразительным исполнением используем динамические оттенки и темпы, исходя из характера и содержания данной песни.

Важное место в работе отвожу подбору репертуара. Стараюсь использовать песни народные и классические, зарубежные и современные. Учитываю при этом желание учащихся и их увлечения определённым музыкальным жанрам. Использую в работе все виды образовательных технологий и методик для развития детского голоса.

Заключение:

Развитие детей, оздоровление, воспитание эстетически и духовно развитой личности, несомненно происходит в процессе обучения пению. Я полностью согласна со словами композитора Д.Б. Кабалевского - «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Д.Д.Шостакович.

Используемая литература:



  1. Барсов Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики / Ю. А. Барсов // Вопросы вокальной педагогики: сб. статей/ред. Л. Б. Дмитриева. - Л.: Музыка, 1982. - Вып. 6 - С. 6-23.

  2. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/

С. В. Дубровская. - М.: Рипол Классик, 2012 - 64с.

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов. - 3-е изд., испр. - СПб: Лань, 2010 - 192с.

  2. Егорова Е.А. Современные авторские концепции развития детского голоса (70-2000-е годы). Г.Стулова, В.Емельянов, Д.Огороднов // Вестник МГУКИ - 2007. - №4 - С.201-205.

  3. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. - М.: Просвещение, 1999. - 65с.

Интернет-ресурс.


  1. Битус А., Битус С. Певческая азбука ребенка/А. Битус, С. Битус - Минск, 2007. - 96с.:

twirpx.com/files/pedagogics/preschool/musical/?show=downloads

  1. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: учебно- методическое пособие:

lib-notes.orpheusmusic.ru/news/vokal_i_khorovedenie/1-0-8

7


© 2010-2022