Конспект «М. Клементи Сонатина Соч. 36 №6 Ре мажор», Урок фортепиано (5 класс)

Предлагаемая разработка затрагивает вопросы работы в классе специального фортепиано над крупной формой-классической сонатиной. В ней описывается анализ формы классической сонатины, характер исполнения, требования, задачи и технические особенности исполнения этой сонатины. Классические сонатины знакомят учеников с особенностями присущими в музыкальном языке периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Классические сонатины являются очень полезн...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основная школа с углубленным изучением музыки.

Методическая разработка.



М.Клементи Сонатина

Соч.36, №6 D-dur.



Выполнила: Кованова Вера Анатольевна

преподаватель по классу фортепиано

первой квалификационной категории.

Конспект «М.Клементи Сонатина Соч.36 №6 Ре мажор», Урок фортепиано (5 класс)













г. Рудный

2012



Конспект «М.Клементи Сонатина Соч.36 №6 Ре мажор», Урок фортепиано (5 класс)Муцио Клементи (1752-1832) - пианист, педагог, дирижер, и композитор. Один из создателей классической фортепианной сонаты.

Сонатина - (итал. Sonatina - уменьшенная от Sonata) - небольшая соната, без драматического развития тем, т.е. без развернутой разработки. Сонатина обычно отличается от сонаты большей простотой содержания, меньшими масштабами, сравнительной легкостью исполнения.

Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена, служат классические сонатины. Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Благодаря исключительной лаконичности фортепианной «инструментовки» малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становится особенно заметным и нетерпимым. Вследствие этого классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста.

Данная Сонатина D-dur представляет собой классическую сонатную форму - 3х частную, репризную. По характеру жизнерадостная, виртуозная, блестящая. Сонатина полна света, душевной бодрости, тонкого юмора. Слушая её, словно соприкасаешься с неиссякаемым источником молодости, здоровья, оптимизма.

Сонатная форма - такая репризная форма, в 1 части (экспозиции) которой содержится последовательность двух тем в разных тональностях ( главной и побочной), а в репризе эти темы повторяются в ином соотношении, чаще всего тонально сближаются, причем наиболее типично проведение обеих тем в главной тональности. Средний раздел сонатной формы - разработка, т.е. тонально неустойчивая часть, развивающая, разрабатывающая темы экспозиции.

Классическая сонатная форма характеризуется единством 3х основных принципов:

  1. распространение на значительно протяженную по времени композицию тонально-функционального соотношения Т - Д; Д - Т; т.к. материал, изложенный в первый раз в Д или параллельной тональности, затем звучит в главной.

  2. Непрерывность музыкального развития, т.к. в сонатной форме каждый последующий момент музыкального развития порождается предшествующим, как следствие вытекает из причины.

  3. Сопоставление как минимум 2х образно-тематических сфер, соотношение которых может простираться от слабого отличия до антагонистического контраста.

Конспект «М.Клементи Сонатина Соч.36 №6 Ре мажор», Урок фортепиано (5 класс)













Тональный план сонатины представляет собой движение от тоники (Ре мажор) к доминанте (Ля мажор) и возвращение основной тональности в репризе (Т-Д-Т)

Приступая к изучению сонатины, необходимо хотя бы в общих чертах разобрать форму данного произведения, представление о которой в процессе дальнейшей работы будет совершенствоваться, уточняться, наполняться выразительным смыслом.

Экспозиция включает в себя: главную партию, которая представляет собой период неповторного строения, типа развертывания, однотональный, неквадратный, состоящий из 2х предложений (4+7 т.т.) - (1-11т.т.)

Связующую партию - которая состоит из 2х разделов:

  1. Связка- (4т.) - Ре мажор (12-15т.т.)

  2. 2й раздел предиктовый, подготавливает Д тональность - Ля мажор, содержит отклонение в Ми мажор, (ДД) к Ре мажору. 7тактов = (16-22т.т.)

Побочную партию - (23-29т.т.) из 2х предложений, период повторного строения, неквадратный, тональность Ля мажор.

Заключительную партию - 9 тактов (30-38т.т.) период повторного строения.

Разработка (18 тактов) по форме напоминает интермеццо (39-56т.т.) с очень подвижным гармоническим планом.

Реприза в данной сонатине точнейшим образом повторяет экспозицию, с той лишь разницей, связующая партия немного сокращена и побочная партия излагается в основной тональности Ре мажор.

Начинать детальную работу над сонатиной следует с определения образного характера главной партии. Главная партия в данной сонатине носит изящный, восторженно-лирический характер, это мелодия-песенка с вопросно-ответными интонациями, и с предельно простым сопровождением, в виде «альбертиевых» басов.

Альбертиевы басы - изложение партии левой руки в фортепианной пьесе в виде ритмически равномерно фигурированных (разложенных) аккордов.

Полезно указать на то, что сопровождение это должно исполняться мягко, плавно, с чуть заметной опорой на бас и очень прозрачно: нижние звуки ни в коем случае не следует задерживать пальцами.

Пассажи из 16х нот полезно поучить:

  1. Медленно, активными пальцами, полнозвучным non legato,

  2. Легким подвижным staccato - исполнять упругой легкой рукой, как бы «посыпая» близко к клавиатуре. Движения пальцев почти не ощутимы. Кисть и предплечье составляют единое целое.

  3. С пунктирным ритмом.

Связка- на остинатном басу, звучит на f напористо, поднимаясь на октаву выше, затем звучат две нерешительные вопросные интонации (mp, p), приводящие к блестящему гаммообразному пассажу, модулирующему в Ми мажор, являющийся предиктом и готовящим доминантовую тональность Ля мажор. Конец связующей партии надо сыграть очень энергично, полным звуком, чтобы рельефнее выявить грань между ней и побочной партией.

Работая над побочной партией ученик знакомится с характером исполнения лирических мелодий, требующих мягкой певучести, легкого, нежного, прозрачного звука. Побочная партия - это нежная, изящная, лирически задушевная мелодия - песня в тональности Ля мажор. Она приводит к забавной, игривой, виртуозной заключительной партии в тональности Ля мажор, которая заканчивается полным тоническим трезвучием.

Разработка по объёму весьма непродолжительная, основана на собственном тематическом материале. Характер непрерывного движения, действия, волнения придает разработке в первую очередь тональная неустойчивость и ладогармонические изменения. Робкие восходящие терции на фоне остинатного баса, повторяющиеся 2 раза сначала в Ля мажоре, затем в Ре мажоре, через нисходящую модулирующую секвенцию, вносящую интонации жалобы, плавно приводят к утверждающему октавному речитативу в левой руке на фоне тремоло в правой (кульминация сей разработки), создает атмосферу возбуждения, торжества и душевного подъёма. Но в конце её опять звучат вопросительные интонации (poco rit.) - эмоциональная разрядка после эмоционального накала. И заканчивается вся разработка на терцовом звуке «До» D7 на p и на фермате.

Реприза - повторяет экспозицию точнейшим образом. Только связующая партия немного сокращена, и побочная с заключительной партией излагаются в основной тональности Ре мажор.

В целом исполнение Сонатины Ре мажор М.Клементи требует:

  1. детальной работы над нотным текстом,

  2. внимания к ритмической точности,

  3. выразительной фразировки,

  4. образного единства всей части.

Одной из важных задач в классических сонатинах является достижение темпового единства.

Необходимо углублять представление учеников и о метроритмических особенностях творчества Клементи, что в его произведениях метроритмическая организация в значительной мере придает музыке ясность, активный, жизнерадостный характер. Необходимо приучать учащихся при исполнении классических сонат и сонатин всегда очень отчетливо ощущать сильные доли такта. Особенно важно это в затактных построениях и при синкопах, потому что без ощущения постоянных центров тяготения мотивов к сильной доле в этих случаях происходит как бы смещение тактовой черты и смысл музыки совершенно искажается.







Список используемых источников:

Литература:

  1. Способин И.В. Музыкальная форма. 7-е изд. М., Музыка,1984.

  2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. Владос, 2001.

  3. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии. Москва: Музыка,1991.

  4. Мазель Л.И., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М., Музыка, 1967.

Источники иллюстраций:

  1. labirint.ru/books/320069/ картинка учебника 6 сонатин М.Клементи



  1. google.ru/imgres?q=%D0%BC%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE+%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8&start=383&num=10&hl=ru&newwindow=1&tbo=d&biw=1280&bih=909&tbm=isch&tbnid=VUooTyFxTpYT4M:&imgrefurl=rts.rs/page/radio/sr/story/1466/Radio%2BBeograd%2B3/1038078/18.%2Bvek%2B-%2BKlavirske%2Bkompozicije%2BMucija%2BKlementija.html&docid=IrZnEJOtnfpK8M&imgurl=rts.rs/upload/storyBoxImageData/2012/02/02/9175172/the-italian-composer-pianist-and-piano-manufacturer_muzio-clementi.jpg&w=250&h=366&ei=D2K3ULDfDKjV4QSuioFw&zoom=1&iact=hc&vpx=343&vpy=271&dur=4190&hovh=272&hovw=185&tx=93&ty=159&sig=113394437990758427624&page=8&tbnh=131&tbnw=84&ndsp=53&ved=1t:429,r:14,s:380,i:46 портрет М.Клементи



  1. google.ru/imgres?q=%D0%BC%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE+%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8&start=155&num=10&hl=ru&newwindow=1&tbo=d&biw=1280&bih=909&tbm=isch&tbnid=3LQbCHmj70ZQWM:&imgrefurl=musicaneo.com/ru/sheetmusic/sm-80783_sonatina_no_6.html&docid=1HHsrJA8A2CqgM&imgurl=musicaneo.com/ru/data/upload/80783_w_226x308.jpeg&w=226&h=319&ei=22K3UK_hE-nx4QTdnoH4BA&zoom=1&iact=hc&vpx=704&vpy=167&dur=352&hovh=255&hovw=180&tx=97&ty=139&sig=113394437990758427624&page=4&tbnh=146&tbnw=101&ndsp=55&ved=1t:429,r:16,s:180,i:52 нотный текст 1 стр. сонатины №6.


© 2010-2022