- Преподавателю
- Музыка
- Программа музыкального развития ребенка в детской вокальной студии
Программа музыкального развития ребенка в детской вокальной студии
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хамраева И.Ю. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
С О Д Е Р Ж А Н И Е
-
Пояснительная записка
-
Цели и задачи программы
-
Реализация программы.
-
Методы обучения, используемые при реализации программы.
-
Учебно - тематическое планирование I ступени.
-
Методика и технология обучения II ступени.
-
Результативность.
Программа
музыкального развития ребенка
в детской вокальной студии
-
Пояснительная записка.
«Благодаря музыке в человеке пробуждается
представление о возвышенном, прекрасном
не только в окружающем мире, но и в самом себе».
В.Л.Сухомлинский.
Человек всегда хотел жить в гармонии с окружающим его живым миром, пронизанным разумом и звуками. Искусство развивает чувственно- образные формы восприятия человеком окружающего мира, формирует универсальные способности его восприятия, которые необходимы во всех областях его жиз-
ни и деятельности, дает силы и душевное равновесие, делает жизнь, достой-
ной человека.
Музыкальное искусство - яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Оно развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные прин-
ципы, расширяет кругозор, рождает идеалы.
Урок музыки - основная форма музыкального воспитания в школе. Но вре-
менные рамки, к сожалению, не позволяют детально заниматься формирова-
нием вокальных навыков у детей.
Развить музыкальность и художественный вкус ученика, его индивидуаль-
ные способности, пробудить творческие устремления ребенка, побудили к разработке данной программы.
В основе программы лежит технология личностно - ориентированного обучения.
Она объединяет в себе отдельные формы преподавания в общеобразова-
тельной школе ( внеурочная деятельность) и рассчитана на учащихся,
имеющих хорошие музыкальные способности, но в большинстве своем не обучающихся в ДШИ.
Программа помогает ребенку ощутить, что музыка - часть жизни, среда обитания,что с ее помощью можно выразить эмоции, чувства, характер, пере-
давать мысли. Она учит понимать язык музыки, воспроизводить художест-
венное произведение, поощряет самостоятельность обучающегося ребенка и тягу его к концертной деятельности, как к способу самовыражения.
-
Цели и задачи:
Музыкальное развитие ребенка создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи.
Цели программы:
-
Воспитать художественный вкус, интерес и любовь к музыке;
-
Формировать музыкальную культуру учащихся, как неотъемлемую часть культуры духовной;
-
Развивать творческий потенциал у детей;
-
Познать радость творчества через формирование и развитие музы-
кально-исполнительской культуры.
Задачи программы:
-
Развитие музыкальных способностей ребенка;
-
Раскрытие и развитие у детей вокальных певческих навыков;
-
Изучение основ музыкальной грамоты и приобретение навыков пения по нотам;
-
Усвоение азбуки чувств, переданное в художественном произведении и осмысление их с жизненными интонационными прообразами.
Программа направлена на:
-
помощь в индивидуальном развитии студийца;
-
адаптацию их к жизни в обществе;
-
мотивацию к познанию и творчеству;
-
стимулирование творческой активности;
-
развитие способностей к самообразованию;
-
стремление к творческим успехам и победам;
-
целостность процесса психического, умственного и духовного развития личности каждого ребенка.
Реализация цели возможна при выполнении следующих условий:
В музыкальной вокальной студии обучаются дети разных возрастов. Срок обучения рассчитан на 5 лет. Занятия ведутся по принципу деления на две ступени:
I ступень - рассчитана на учащихся младшего возраста, срок обучения
2 года;
II ступень - обучаются дети среднего и старшего возраста, срок обучения
3 года.
Первая ступень обучения формирует базовые основы:
-
детьми приобретаются первичные знания о музыке;
-
формируются вокально-певческие навыки.
Вторая ступень обучения предполагает:
-
овладение основными навыками вокального исполнительства;
-
собственная художественная деятельность.
Продолжительность обучения может зависеть от индивидуальных особенностей учащихся.
Все дети вокальной студии изучают следующие дисциплины:
-
вокал;
-
театральная игра (сценическая речь);
-
хореография (музыкально-ритмическое воспитание, музыкальное движение и танец);
-
основы музыкальной грамоты.
Учитывая уровень подготовленности учащихся, их индивидуальные спо-
собности программа предусматривает индивидуальный подход:
-
принятие на 2-й год обучения или 2-ю ступень развития;
-
прохождение программы двух лет за один.
-
Методы обучения, используемые при реализации программы:
-
Относительной и абсолютной сольмизации - развитие музыкально-
го мышления, осмысление пения по нотам, ориентировка сразу в несколь-
ких тональностях на начальном этапе развития ребенка;
-
Игровой - мобилизует эмоции, воображение, интеллект ребенка;
-
Фонетический - формирование артикуляционного аппарата, активи-
зация работы гортани и органов дыхания, опираясь на речевой опыт ре-
бенка;
-
Концентрический метод М.И.Глинки - начинать формировать пра-
вильное звукоизвлечение с середины регистра (примарной зоны);
-
Последовательности - усвоение материала реализуется «от простого к сложному» с учетом возможности и возраста ребенка;
-
Объяснительно-иллюстративный -осознанное восприятие, осмысле-
ние, запоминание детьми сообщаемой им информации и подражание;
-
Поисково-исследовательский - используя имеющиеся знания и навы-
ки, ученик формирует нужное звучание, мотивирует его качество, находит более точный художественный образ;
-
Воспитывающий - в процессе вокального обучения происходит ста-
новление личности.
-
Уровень усвоения программы (результативность).
I ступень.
В меру своих возможностей дети должны овладеть мастерством исполнения:
-
без музыкального сопровождения;
-
с аккомпанементом;
-
под фонограмму;
-
элементами двухголосия;
-
канон.
II ступень
Студийцы должны уметь:
-
исполнять художественные произведения различных стилей и жанров с использованием приобретенных вокальных навыков;
-
работать в вокальном ансамбле;
-
интонировать в многоголосии;
-
исполнять художественные произведения, с использованием технических средств (микрофон, фонограмма, запись в студии).
Предметное содержание программы
музыкального развития ребенка
в детской вокальной студии I ступени.
№
п/п
Предметы (блоки)
1 год
2 год
итого
1.
Вокал
51
68
119
2.
Ритмика
34
34
68
3.
Сценическая речь
17
17
34
4.
Музыкальная теория
-
17
17
Итого
102
136
238
По часам в неделю
(на ребенка)
3
4
1- блок «Вокал»
Учебный план
музыкального развития ребенка
в детской вокальной студии I ступени.
№
п/п
тема
Групповые занятия
Индивидуальные занятия
итого
1 год
2 год
1 год
2 год
1 год
2 год
1.
«Повсюду музыка слышна»
10
9
-
7
10
16
2.
«Волшебная страна детства»
10
9
3
7
13
16
3.
«На родных просторах»
12
9
3
7
15
16
4.
«Музыкальная мозаика»
6
4
3
7
9
11
5.
«Лейся, песня на просторе»
2
2
2
7
4
9
Итого
40
33
11
35
51
68
Содержательная характеристика.
I ступень развития, 1 год обучения.
Тема
№ 1
«Повсюду музыка слышна»
Подтемы
Введение. «Где музыка берет начало».
Цель: «Формировать у де
тей установку на творческое, эмоци- ональное освоение мира звуков, прони-
зывающих прост-
ранство окружаю-
щего мира»
«На зеленом лугу»
Цель:
«Обогащать музы-
кальные впечат-
ления детей»
«Музыка дождя»
Цель:
«Развивать эмо-
циональную отзыв-
чивость на худо-
жественные про-
изведения разного характера»
«В лесу»
Цель:
«Развивать у де-
тей умение анали-
зировать и срав-
нивать свое эмоци-
ональное состоя-
ние, возникающее под воздействием природы и музыки»
С о д е р ж а н и е
-
связь музы-
кальных звуков с жизненными явлениями;
-
три свойства
звука: высота, громкость, длительность;
-
определение
области примар-
ных тонов;
-
упражнения на
удержание интона-
ции на одном
звуке;
-
певческая
установка.
-
различение
звуков по высоте;
-
усвоение
звучания и интони-
рования V и III сту-
пеней лада (отно-
сительная сольми-
зация);
-
своевременно
начинать и заканчи
вать песню;
-
дыхание после
вступления и меж
ду музыкальными фразами;
-
формирование
гласных звуков.
-
усвоение VI
ступени лада в соответствии со ступенями V и III.
-
ритмический
рисунок (телодви-
жения, музыкаль-
ные инструменты);
-
пение естест-
венным голосом без форсирования звука (в примарной зоне);
-
умение
высказываться о характере песни в целом;
-
погружение в
художественный мир произведения, используя звукопо-
дражательные
элементы текста.
-
восприятие и
интонирование I ступени лада как устойивой, связан-
ной с окончанием музыкального построения;
-
закрепление
умения точно передавать ритми-
ческий рисунок;
-
развитие ладо-
тонального слуха (допевание оконча-
ния фразы);
-
дыхательная
гимнастика;
-
удерживать
дыхание до конца фраз;
-
концы фразы
заканчивать мягко;
-
выразительное
исполнение логи-
ческого ударения в музыкальных фра-
зах.
Тема
№ 2
«Волшебная страна детства»
Подтемы
«Сказочный лес»
Цель:
«Развивать музы-
кально - образное воображение у де-
тей на основе фор-
мирования у них способности к «пе-
реводу» музыкаль-
ных образов в вир-
туальные и наобо-
рот»
«Несет улыбки Новый год»
Цель:
«Создать атмо-
сферу ощущения ожидания празд-
ника в душе ребен-
ка»
«Рождественское чудо»
Цель:
«Познакомить ребен
ка с религиозными обычаями народа»
«Мир мультипликации»
Цель:
«Обогащать музы-
кальные впечатления у детей, воспитывать чувства доброты, дружбы"
С о д е р ж а н и е
-
усвоение II
ступени лада, как проходящей от III к I, и в сопоставле-
нии с I ступенью лада;
-
слоговое
пропевание ритмических рисунков;
-
двудольный
такт, сильная доля, слабая доля, тактовая черта, пауза;
-
интонационные
погружения в художественный мир произведения (исполнение по ролям);
-
самостоятельно
находить песенные интонации различ-
ного характера на заданный текст.
-
закрепление
на разных попев-
ках, песнях звуча-
ние пройденных ступеней;
-
самостоятельно
реагировать на оди
наковые музыкаль-
ные фразы с раз-
ным окончанием;
-
чисто интони-
ровать на заданном диапазоне;
-
укреплять
средний регистр (диапазона);
-
формирование
процесса пения естественным и органичным спосо-
бом, как процесс речи.
-
усвоение I V
ступени лада с тяготе
нием в III ступень;
-
гармоническое и
мелодическое инто-
нирование интерва-
лов (терции и квинты);
-
освоение
элементов двухголосия;
-
кантилена
небольших фраз, через оформление гласных и согласных звуков;
-
пение с
музыкальным сопровождением и без него.
-
VII ступень лада,
как восходящая к верхней тонике;
-
мелодическое и
гармоническое пропе-
вание интервалов;
-
вовремя вступать
после музыкального вступления, точно попадать на первый звук, чисто интониро-
вать в заданном диапазоне;
-
самостоятельная
оценка правильности исполнения песни.
Тема
№ 3
«На родных просторах»
Подте-мы
«Мой край родной»
Цель:
«Способство-
вать формиро-
ванию чувства любви к родно-
му дому, краю в котором ты живешь»
«В песни душа народа»
Цель:
«Развивать интерес к народному песенному творчеству как части традици-
онной российс-
кой культуры»
«Здравствуй, масленица»
Цель:
«Формировать представление о календарных празд-
никах»
«Ты не бойся, мама, я - солдат»
Цель:
«Помочь ребен-
ку испытать чувства гордос-
ти за родную армию»
«Моя мама»
Цель:
«Воспитывать способность от-
кликаться на прек-
расное, доброе к родному человеку»
С о д е р ж а н и е
-
закрепле-
ние звучания мажорного лада на интона-
ционных попев
ках и песнях;
-
минорный
лад;
-
мелодичес-
кое и гармони-
ческое освоение интер
валов б3 и м3, мажорного и минорного трезвучия;
-
освоение
ритмических рисунков отдельных фраз, попевок;
-
трехдоль
ный ритм;
-
осмыслен-
но восприни-
мать жанровую канву каждой песни (песня - марш, песня - танец);
-
сочинение
отдельных фраз на задан-
ный текст.
-
интонирова
ние мелодичес-
ких оборотов на постепенное движение и движение по тоническому трезвучию;
-
знакомство
с различными жанрами народ-
ной песни (трудовые,плясовые, лирические, шуточные, потешки,заклич-
ки, хороводные);
-
пение по нотам
-
элементы двух-
голосного пения (в терцовом соотно-
шении);
-
укрепление
среднего певчес-
кого диапазона;
-
выравнивание
звучания, четкая дикция;
-
исполнение без
сопровождения;
-
художественно-
выразительное исполнение.
-
пение по
нотам;
-
интонирова
ние на заданном диапазоне;
-
транспони-
рование;
-
звуковысот-
ная ориентиров-
ка;
-
развитие
ладотонального слуха (вопросно
-ответная фор-
ма).
-
интонирование
и транспонирова-
ние отдельных фраз из репертуара изучаемых песен;
-
интонирование
тетрахордовых мажорных попе-
вок;
-
дикция
(скороговорки);
-
исполнение
художественного произведения, не форсируя звук при усилении звуча-
ния;
-
сочинение
мелодий отдель-
ных фраз на задан-
ный текст.
Тема
№ 4
«Музыкальная мозаика»
Подтемы
«Шутка»
Цель:
«Обогащать музыкальные впечатления, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу через юмор»
«Карнавал животных»
Цель:
«Развивать творческое вооб-
ражение в процессе знакомства с музыкальными образами зверей и птиц через исполнение художест-
венных произведений, учитывая индивидуальность каждого ребен
ка»
С о д е р ж а н и е
-
ритмический рисунок;
-
пентахордовые попевки;
-
развитие речевых органов.
-
интонирование интервальных
соотношений в мелодических рисунках-попевках;
-
развитие навыков
естественного звукообразования;
-
выразительная передача
динамики от куплете к куплету по музыкальным фразам.
Тема № 5 Класс - концерт «Лейся, песня, на просторе»
(Итоги)
Цель: «Выявление эффективности освоения программного материала и развитие личностных качеств ребенка».
I ступень развития, 2 год обучения.
Тема
№ 1
«Повсюду музыка слышна»
Подтемы
«Главнокоман
дующий пара-
дом звукового потока-ритм»
Цель: «Способствовать формированию у детей понятие значения ритма в музыке-всеединст
во ритмов приро-
ды и человека»
«Полет волшебной мелодии»
Цель:
«Развивать у де тей эмоциональ-
ную отзывчивос-
ть на красоту
мелодий худо-
жественных про-
изведений»
«Музыкальная семейка»
Цель:
«Формировать у детей навык пения по нотам»
«Осень»
Цель:
«Формировать представление о связи внут-
реннего мира человека с ок-
ружающим
миром»
«Идет зима-красавица»
Цель:
«расширять по
нятие художе-
ственный образ на осно-
ве восприятия родной приро-
ды»
С о д е р ж а н и е
-
пауза, ритми-
ческий рисунок, темп, марш, та-
нец, песня.
-
позиционная
точность звука;
-
равномерный,
экономный, дли-
тельный выдох;
-
филирование
звука, опора.
-
закрепление
понятий: такт, дли
тельность, регистр, диапазон;
-
пение по
нотам;
-
гамма ДО -
мажор в разных темпах и наст-
роениях.
-
коорди-
нация слуха
с голосом;
-
развитие
и укрепле-
ние музы-
кального слу
ха на ладо-
вой основе;
-
связь
процесса
дыхания и
звукообра-
зования.
-
артикуля-
ция;
-
активиза-
ция мягкого неба;
-
округление
звука;
-
оформле-
ние соглас-
ных.
Тема
№ 2
«Волшебная страна детства»
Подтемы
«Новогодние чудеса»
Цель:
«Формировать у детей способность к саморегуляции своего эмоциональ-
ного состояния средствами вокаль
ной музыки»
«Мои фантазии»
Цель:
«Развивать твор-ческое воображе-
ние у детей через вымысел, ощуще-
ния счастья и ра-
достного воспри-
ятия жизни»
«Мои
друзья»
Цель:
«Помочь ребенку испытать чувство товарищества, взаимопонимания, через исполнение художественного произведения»
«Любимые животные»
Цель:
«Способствовать формированию у детей чувство со-
страдания, береж-
ного отношения, радости от отно-
шения с меньшими братьями»
С о д е р ж а н и е
-
переведение на
язык пластики, ми-
мики, жестов, музы
кальных движений;
-
выравнивание
звучания на все диапазоне;
-
укрепление
певческого дыха-
ния через пение звуков примар-
ной зоны.
-
высокое
головное звучание;
-
приближение
звука и активиза-
ция атаки;
-
продолжение
формирования работы голосовых связок, дыхания, работы артикуля-
ционного аппарата.
-
оформление
согласных;
-
стаккато;
-
звонкое
светлое звучание;
-
мягкая атака;
-
укрепление
среднего участка диапазона.
-
выравнивание
звучания;
-
формирование
нижнего звука в позиции верхнего;
-
пение трезву-
чий, арпеджио;
-
ощущение
опоры дыхания через упражнения, формирование звука.
Тема
№ 3
«На родных просторах»
Подтемы
« «Россия - родина моя»»
Цель:
«Развивать чув-
ство любви к
Родине»
« Вся жизнь России в песне»
Цель:
«Развивать ин-
терес детей к народному песен
ному творчест-
ву»
« Наша армия»
Цель:
«Пробудить у детей чувство гордости за прошлое и нас-
тоящее Рус-
ской Армии»
« Милая моя, добрая моя мама»
Цель:
«Продолжать воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим, способность откликаться на прекрасное и доброе.
«Здравствуй, солнце красное»
Цель:
«Углубить пони-
мание художест
венного образа, расширять музы
кальное восприя-тие родной при-
роды»
С о д е р ж а н и е
-
формирова-
ние дыхания;
-
сглаживание
регистров;
-
расширение
певческого диа-
пазона;
-
формирова-
ние крайних верхних и ниж-
них звуков.
-
календарные
песни;
-
проговарива
ние текста на звуках примар-
ной зоны;
-
элементы
двухголосия;
-
выразитель-
ное пропевание текстов кален-
дарных песен на звуках примар-
ной зоны, сохра-
няя разговорный посыл звука.
-
навык
зарождения здорового,
непринуж-
денного звука;
-
однореги-
стровые обра-
зования;
-
звонкость
и полетность
голоса;
-
интониро-
вание мелоди-
ческих рисун-
ков в виде секвенций;
-
двухголос-
ные упражне-
ния в виде простейших имитаций.
-
ровное
тембровое звучание голо
са при верх-
них и нижних звуков широ-
ких интерва-
лов;
-
сохранение
настройки на фальцетное звучание через облегчение нижних звуков;
-
освоение
интонаций ми-
норного звуко-
ряда и трезву-
чий.
-
двухголос-
ное пение с характерным
терцовым голо-
соведением пе-
реходящее в секстовое;
-
формиро-
вание тембра голоса через эмоциональное состояние ребен
ка, связанное с художественным
образом испол-
няемого произ-
ведения.
Тема
№ 4
«Музыкальная мозаика»
Подтемы
« Морские дали»
Цель:
«Развивать музыкальное вооб-
ражение с помощью изображения природы (водной стихии)»
« Школа - корабль, бегущий в даль»
Цель:
«Осознать новый этап школь-
ной жизни, чувство благодарнос-ти к учителям, целеустремленнос
ти к знаниям, товарищеской взаимопомощи»
С о д е р ж а н и е
-
расширение певческого дапазона;
-
активная мягкая атака звука;
-
распространение головного
звучания на нижнюю половину диапазона;
-
активизация опорно-мышеч
-
ной дыхательной функции пением на легкое стаккато, освоение непринужденного и проточного звукоизвлечения и обеспечение оптимального уровня силы звука для пения легато.
-
эмоционально и сознательно
воспринимать и исполнять художественные произведения;
Тема № 5 Класс - концерт «Лейся, песня, на просторе»
(Итоги)
Цели:
-
выявление эффективности освоения программного материала и развитие личностных качеств ребенка;
-
коммуникативная завершенность музыкального образа в художественных произведениях.
2-Блок. «Ритмика».
Учебно-тематический план 1 и 2 года.
№
Тема
Теория
Практика
Итого
1 год
2 год
1 год
2 год
1 год
2 год
1
Вводное занятие.
2
2
-
-
2
2
2
Разминка. Виды разминок.
1
1
5
7
6
8
3
Хлопки под музыку.
1
1
2
2
3
3
4
Музыкально - ритмические движения танца в исполнении песни.
2
2
8
10
10
12
5
Музыкальные движения по типу «Чарльстон».
1
1
4
6
5
7
6
Ритмические движения
1
-
3
2
4
2
7
Музыкально - ритмические элементы танцев
1
-
1
-
2
-
8
Обобщенное занятие
-
-
2
-
2
-
ИТОГО
9
7
25
27
34
34
Содержательная характеристика.
1. Вводное занятие:
--- Общение через музыку. Научить слушать музыку и понимать команды. Научится методам владения своим телом.
2. Разминка. Виды разминок.
---Изучить набор привычных движений. Развивать чувство ритма в танцевальной программе. Ритмические упражнения для укрепления: мышечного корсета, улучшения работы сердца, нервной системы, психики.
--- Упражнения для правильного построения выступления.
3. Хлопки под музыку.
--- Поиграем вместе. Ритмические движения «Тик-так», «Полька - хлопок».
4. Музыкально-ритмические движения танца в исполнении песни.
--- Выявление музыкальных способностей и творческих возможностей детей. Чувство ритма и характера исполнительской песни через танец. Импровизация заданных упражнений.
5. Музыкальные движения по типу «Чарльстон»
--- Выполнение основных танцевальных движений данного типа.
«Основной ход», «Заворот», «Разворот», «Выпад», «Шаг на крест».
6. Ритмические движения
---Упражнения на выявление зажимов при активной физической нагрузки. «Махи», «Повороты», «Растяжки», «Развороты». Подчинение мышц своему намерению (перегибы корпуса, коробочка, лодочка). Упражнения в различных физических сочетаниях.
7. Музыкально-ритмические элементы танцев.
--- Упражнения на основе бальных танцев. Сочинение композиции на основе современной пластики. Движения «Манекен», «Всадник», «Мельница», «Спираль», «Вьюнок с прыжком», «Будда», «Растяжки и прыжки», «Уголки с переходом».
--- Развитие необходимых физических качеств - выносливость. Сочинение небольших комбинаций на определенную музыку.
8. Обобщенное занятие.
---Подведение итогов работы. Защита авторских работ по 1 и 2 году обучения.
3 - Блок. «Сценическая речь».
Учебно-тематический план 1 и 2 года.
№
Тема
Теория
Практика
Итого
1 год
2 год
1 год
2 год
1 год
2 год
1
Вводное занятие
1
1
-
-
1
1
2
Развитие речевого аппарата
1
1
4
3
5
4
3
Дыхательные гимнастики
1
1
3
2
4
3
4
Орфоэпия
2
2
-
-
2
2
5
Основные свойства голоса
1
1
1
1
2
2
6
Логика речи
1
1
-
-
1
1
7
Совершенствование
Техники речи через художественное слово
1
1
1
3
2
4
ИТОГО
8
8
9
9
17
17
Содержательная характеристика.
-
Вводное занятие.
---Краткая история ораторского искусства.
---Анкетирование, тестирование.
-
Развитие речевого аппарата.
--- Работа над четкой артикуляцией, гимнастика для губ, языка, челюсти
(Выполнение упражнений:
-«точилка», «лошадки», «пятачок», «улыбка» и т.д.
-двойные согласные «ПЭ-ББЭ, ПА-ББА, ПО-ББО, ПУ-ББУ, ПЫ-ББЫ, и т.д.)
Ассоциация по звучанию букв («вой ветра», «волка», «жужжание пчелы» и т.д.)
-Знакомство с детским фольклором через работу над скороговорками и пословицами.
Навык четкого произношения.
-
Дыхательные гимнастики.
---Постановка дыхания, массаж мышц участвующих в процессе дыхания.
Выработка носового дыхания ( упражнение «свеча», «пчелиная семья» и т.д.)
Произношение текста на выходе.
Освоение смешанно-диафрагматического дыхания.
Тренировка длинного выдоха («запахи природы», «альпенист»)
4 Орфоэпия.
---Произношение неударных гласных.
---Согласные (звонкие, глухие).
5 Основные свойства голоса
---Высота, сила, диапазон, тембр. (Упр. «самолет», «октава» и т.д.).
---Развитие голоса.
6 Логика речи.
---Речевой такт, обращение, вопрос, восклицательный знак, запятая, точка.).
7 Совершенствование техники речи через художественное слово.
--- Работа над текстом.
4- Блок. «Основы музыкальной грамоты»
№
п/п
Тема
Содержание
Кол-во
часов
1.
Запись нот, длительность четверть
Нота, нотный стан, скрипичный ключ, семь основных звуков, пульсация доли -четверть, пауза.
2,5
2.
Лад.
Тоника, ступень ,мажор ,минор.
2
3.
Тональность.
Тональность и высота тоники.
2
4.
Полутон, знаки альтерации.
Сопоставление мажорного и минорного ладов. Полутон, бекар, диез, бемоль.
2
5.
Метр, размер, такт.
Организация звуков во времени, метрическая пульсация, акцент, тактовая черта, сильная доля, слабая доля, такт, двухдольный размер.
2
6.
Длительность половинная.
Лига, половинная пауза, половинная нота и составляющие их четверти.
1
7.
Длительность целая и нота с точкой.
Целая нота и составляющие их четверти, метрическая пульсация, интонирование упражнений со слигованными нотами.
1
8.
Длительности восьмые.
Анализ ритмической записи нот, обозначение восьмой ноты.
1
9.
Длительность четверть с точкой.
Дробление четверти с точкой на три восьмые, пульсация
1
10.
Ритм.
Освоение различных вариантов ритмических групп соответствующими им ритмическими слогами.
2,5
Итого
17
Предметное содержание программы
музыкального развития ребенка
в детской вокальной студии II ступени.
№
п/п
предметы
3 год
4 год
5 год
1.
Вокал
2
2
2
2.
Музыкальное движение и танец
1
1
1
3.
Ансамбль
1
1
2
4.
Основы музыкальной грамоты
0,5
0,5
1
5.
Сценическая речь
0,5
0,5
-
Итого по часам в неделю (на ребенка)
5
5
6
-
Тематические разделы II этапа обучения:
-
Вокально-певческие навыки.
-
Певческая орфоэпия, логика и культура речи.
-
Ансамбль. Бек-вокал.
-
Выразительное исполнение разножанровых художественных произведений.
-
Работа с техническими средствами
-
Методика и технология 3 - 5 года обучения.
Программа I этапа представляет твердый фундамент для дальнейшего разви-
тия ребенка. На вторую ступень обучения могут переходить учащиеся, зани-
мавшиеся на I ступени обучения или по решению педагогов с учетом творчес
ких способностей и умений.
Задачи, поставленные перед учащимися, постепенно усложняются. Распре-
деление тематического материала по полугодиям и годам, а также по его сте-
пени сложности, планируется с каждым учеником индивидуально.
Детский голос, обладающий своеобразием тембров,находится в постоянном развитии и изменении, в зависимости от роста организма ребенка. В предму-
тационный период, в ходе индивидуальных занятий дети, обучающиеся на II ступени и уже, имея определенный запас знаний и навыков, впечатлений и умений, совершенствуют вокальные навыки, учась решать все новые и новые творческие задачи:
-
формирование своего звука;
-
выработка высокого головного звучания наряду с использованием микстового (смешанного) и грудного регистра;
-
укрепление певческого дыхания;
-
формирование дикции - как средство художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.
Учебной основой для занятий служат различные вокальные упражнения, а также произведения вокальной литературы, народные песни, некоторые зару-
бежные классические произведения, современные эстрадные песни, детский песенный репертуар.
Вокальные упражнения представляют собой материал, на котором дети целенаправленно развивают определенные качества голоса. Здесь использу-
ется «концентрический» метод М.И.Глинки:
-
развитие голоса исходя из примарных, натуральных звуков;
-
работа в небольшом по объему диапазоне, ни без какого напряжения;
-
работа постепенная, без торопливости;
-
не допущение форсирования звучания;
-
пение на умеренном звучании (не громко и не тихо);
-
внимание уделять качеству звучания и свободе пения;
-
работа над ровностью силы звучания (в более ограниченном диапазоне);
-
уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Использование традиционно проводимых распевок на слогах, способствует выработке определенных навыков звукоизвлечения.Здесь происходит форми-
рование гласных, отрабатывается артикуляция согласных, совершенствуется штриховая техника, а самое главное - ребенок учится «длить» звук.
Небольшие мелодические построения с рельефно-выраженными интерваль-
ными соотношениями в вокальных упражнениях (распевках) помогают в ра-
боте над интонацией.
Важно, чтобы пение с детьми вокальных упражнений превратился в живой творческий процесс, техническая сторона не отделялась от художественной. Определенная мысль, идея, образ настраивают на творческий поиск, что спо-
собствует выработке у детей гибкости музыкального мышления, быстроты реакции, умение использовать все интонационные «ресурсы» певческого голоса.
Упражнения - распевания органично связываются с работой над репертуа-
ром. Репертуар должен быть доступен восприятию музыкального образа, по-
нятен и интересен поющим детям, задевать струны детских сердец. Погруже-
ние в образный мир музыки предполагает этапы введения, непосредствен-
ного погружения, выхода из него, установление связи с ситуативным жиз-
ненным контекстом.
Уровни погружения в художественный мир музыки зависит от индивиду-
альных творческих способностей и возраста ребенка. В процессе педагоги-
ческой деятельности и деятельности ребенка используются различные формы вживания в образный мир музыки: игровые, присутствие, отождествления,со-
участия, перевоплощения, переживания, сопереживания, которые переинто-
нируются на язык пластики, мимики, жестов, выразительных музыкальных движений, мысленного диалога и других средств перевоплощения. Это реша-
ется путем систематических упражнений, аналогичных работе актера над ролью.
Такая работа осуществляется малыми задачами постепенно, по мере взрос-
ления, накапливания жизненного опыта ребенка, не количеством информа-
ции, а качественным уровнем переживания.
Особое внимание нужно обратить на переходный период в формировании голоса, своевременно услышать начало мутации и при первых ее признаках принять меры предосторожности:
-
постепенно понижать тональность в вокальных произведениях;
-
не перегружать голосовой аппарат;
-
не ставить перед школьником серьезных вокальных задач или на некоторое время освободить от вокальных занятий.
Со старшими ребятами в первые месяцы особое внимание уделяется уста-
новке правильной тембральной ориентации каждого. После того как правиль-
но определена тембральная принадлежность голоса, следует переходить к це-
ленаправленным занятиям по развитию вокальных навыков.
Изучение основ музыкальной грамоты и приобретение навыков пения по нотам занимают важное место в работе вокальной студии, особенно в работе с ансамблем. Многие из упражнений сольфеджио используются в качестве распеваний и вокальных упражнений. С этой целью подбираются для заня-
тий сольфеджио нотные примеры из репертуара студийцев, известных народ-
ных песен и классических произведений. Это помогает детям овладевать многоголосным пением, прочувствовать выразительные средства музыки: мелодию, гармонию, ритма, темпа, динамики, тембра. Все это дает возможность педагогу и учащимся перейти от первичных форм работы к более сложным, созданию музыкально - художественных образов.
Используемая литература:
-
Программа «Музыкально-эстетическое воспитание 1-4 классы»
Министерство образования РФ.
-
Т.И. Бакланова. Программа курса «Музыка».
-
Г.С.Регина. «Уроки музыки в начальных классах».
-
Н.Добровольская, Н.Орлова «Что надо знать учителю о детском голосе».
-
А.Менабени. «Методика обучения сольному пению».
-
Т.Н. Овчинникова. «Воспитание певческого голоса в детском хоре».
-
Б.Бочев. «Работа с детскими голосами в хоре «Бодрая смена».
-
Г.Струве. «Музыка для всех».
-
М.А.Санникова. «Организация музыкальной студии в общеобразовательной школе» Журнал «Музыка в школе» №5, 2004 г.
-
О.П.Рыданова. «Музыкальное развитие детей».
-
Ю.Алиев. «Пение на уроках музыки».
-
Л.Баренбойм. «Элементарные музыкальное воспитание по системе К.Орфа».
-
Т.Бырченко. «С песенкой по лесенке».
-
Л.Шанина. «Работа самодеятельным хоровым коллективом».
-
Т.А.Рокитянская. «Воспитание звуком».
-
И.Н.Гилярова. «Хрестоматия по русскому народному творчеству».
-
Н.М.Малышева. «О пении» (методическое пособие).
-
И.В. Способин. «Элементарная теория музыки».
-
Б.Калмыков, Г.Фридкин «Сольфеджио».