Влияние музыки на психоэмоциональное состояние школьников

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние музыки на психоэмоциональное

состояние школьников.

Хасина Ирина Владимировна

учитель музыки и МХК высшей категории

МОУ гимназии № 15

"Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с сотворением мира", - так утверждали древние мудрецы. А строчка из стихотворения Генриха Ибсена «владеющий чарами песен, душою владеет любой» заставляют задуматься о назначении и даже ответственности исполнителя перед публикой.

Эти высказывания из «Энциклопедии мудрости» заинтересовали меня неслучайно. Музыка имеет власть над нашими эмоциями - я, как педагог-музыкант, неоднократно убеждалась в этом в своей практической деятельности.

Анализируя историю успешного использова­ния музыки в лечебных целях с древнейших времён до современности, я выяснила, что:

  • Гельмгольц, Вундт, Штумпф считали, что музыка это форма приятного ощущения;

  • Пифагор, Аристотель, Платон доказали, что музыка пробуждает эмоции; Руссо, Кьеркегор утверждали, что музыка - это способ самовыражения композитора и исполнителя;

  • древние китайцы использовали звуковой ряд для нормализации работы внутренних органов. Метод воздействия на акупунктурные точки звуковыми волнами мудрые врачеватели называли сонопунктурой. Это рассматривалось не как механический массаж, а как действие различных звуковых частот на определенные органы и психику;

  • с XIX века наука доказывает, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активизирует восстановительные процессы;

  • с 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество;

  • в московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабет. Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Учеными также установлено, что музыка может укреплять двигательную, нервную и дыхательную системы жизнедеятельности будущего человечка (приложение 1).

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.

В основе музыкотерапии лежит несколько видов воздействия:

  • психо-эстетическое - возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд;

  • физиологическое - с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма;

  • вибрационное - звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.

В своей педагогической практике я использую методику «Предпочитаемые переживания», анкету на реакцию «удовольствие - неудовольствие», «нравится - не нравится» в определении музыкальных пристрастий обучающихся. Именно такого подхода в своих исследованиях придерживались Гельмгольц, Вундт, Штумпф. Анализируя анкеты обучающихся, я сделала единственный вывод, - «о вкусах не спорят». Эстетический вкус у всех разный, часто подвержен модным тенденциям, а у некоторых он просто недостаточно развит.

Уже никто не оспаривает тот факт, что музыка обладает эмоциональной силой. В своей практике я часто использую тесты эмоционального воздействия, когда ребятам предлагается выбрать из перечня переживаний, те, которые у них возникает во время прослушивания каждого музыкального фрагмента из школьной программы:

  • Бетховен фрагменты из 5 симфонии, 9 симфонии;

  • Моцарт фрагмент из 40 симфонии, увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;

  • Брамс фрагмент из 3 симфонии;

  • Рахманинов фрагмент из концерта;

  • Рахманинов Прелюдия до диез минор;

  • Бородин фрагмент из 2 симфонии;

  • Римский-Корсаков вступление к опере «Садко»;

  • Чайковский фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и т.д.

Результаты тестов подтверждают, что большинство школьников связывает свои эмоции и чувства с музыкой, особенно если вы спросите их о конкретных чувствах, которые она вызывает. Однако при самостоятельном подборе переживаний многие ребята признаются в том, что им не хватает словарного запаса, чтобы выразить нахлынувшие эмоции. Поэтому в своей практике я использую «Эмоциональный словарь Ражникова».

Используя классическую музыку, как активную форму слушания на уроках, я всегда акцентирую внимание ребят на необходимости определённой настройки (удобная поза, мышечное расслабление и сосредоточение на звуках музыки, не отвлекаясь на какие-либо посторонние дела).

Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к следующим выводам, что:

  1. музыка как, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его;

  2. все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие;

  3. восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности;

  4. музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с физиологическими изменениями.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. В последние годы мы всё чаще слышим рассуждения о «психическом здоровье нации». Тревогу у специалистов вызывает состояние психического здо­ровья современных школьников, потому что всё чаще встречаются такие эмоциональные нарушения, как: замкнутость, страхи, агрессивность, а также множество негативных эмоций, окрашивающих различные ситуации.

Я думаю, что сегодня возможности музыки могут быть использованы в качестве эффективного метода снятия школьных стрессов. Предлагаю для этого использовать созданную мною «Фонотеку здоровья», цель которой поднять настроение, снять эмоцио­нальный дискомфорт.

Фонотека здоровья

Раздражительность

Бетховен «Лунная соната

Бах «Кантата №2» («Шутка»)

Беспокойство и тревога

Шопен «Military-polonaise №3»

Штраус «На прекрасном голубом Дунае»;

Бетховен «Концерт для фортепиано №5(Аллегро)»;

Брамс «Венгерский танец №4»;

Шуберт «Ave Maria».

Озлобленность

Бах «Ария из сюиты №3»;

Гайдн «Лондонская симфония №104».

Головная боль

Бетховен «К Элизе»;

Хачатурян Вальс из сюиты к драме «Маскарад;

Шопен «Прелюдия ми минор»;

Гайдн «Серенада (Andante Cantabile)».

Бессонница

Чайковский «Осенняя песня», «Баркарола»;

Шуберт «Серенада»;

Сен-Санс «Лебедь».

Рушель Блаво, альбом № 9 "Музыка огня» (инф. см. в приложении № 1)

Гипертония

Бах Концерт ре-минор для скрипки;

Шопен Ноктюрн ре-минор.

Точные науки

музыка Моцарта.

Романтические композиторы уместные на гуманитарных предметах

музыка Шуберта; Шумана; Чайковского; Шопена; Листа.

Способствует умиротворению, внутреннему очищению

Религиозная и священная музыка

Личный опыт участия в международном научно-практическом семинаре и курсов ВГАПКиПРО по теме: «Элементарное музицирование и движение по системе Карла Орфа», состоявшихся в августе 2010 года в г. Урюпинске Волгоградской области, открыл для меня новые приёмы практического использования.

На больших переменах (20 минут) и физкультминутках в начальной и средней школе можно использовать песни-игры, танцы, которые дадут возможность детям получить положительные эмоции и решить множество психологических проблем.

Песни-игры

1, 2, 3, на носочки

Делай так

Зверобика

У оленя дом большой

Танцы

Старинный английский танец

Синкопированный Кирилл

Сумасшедший миксер

Музыка - феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса - в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроении. Предлагаемая мною фонотека поможет вам совершить чудо на уроке и перемене. Будьте здоровы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вокалотерапия для будущего ребенка.

Наукой доказано, что ребенок на 38-й неделе внутриутробного развития отчетливо слышит музыку и проявляет разные реакции. Спокойные и лирические мелодии заставляют его «грустить», заводные - «радоваться», а тяжелые ритмы - беспокоиться или испуганно затихать. Учеными установлено, что с помощью правильно подобранной музыки можно укреплять двигательную, нервную и дыхательную системы жизнедеятельности будущего человечка. Реально даже корректировать изменения в формировании плода и направлять его развитие в нужную сторону. Еще не рожденному малышу можно спеть колыбельные:

Моцарт - Флис «Спи, моя радость, усни»;

Дунаевский - Лебедев-Кумач «Сон приходит на порог»;

Островский - Перова «За печкою поет сверчок»;

Хренников - Гладков «Колыбельная Светлане»;

Чайковский - Майков «Спи, дитя мое».







Литература:

  1. Дорохов А.А. «Про тебя самого», «Дрофа»,2004 год

  2. Зильберквит Марк, «Мир музыки», «Детская литература»,1988 год

  3. Каневский Вадим, Кухня орф-учителя orff-schulwerk.narod.ru/Kuhnya.html

  4. Маркус Л.И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время // Сделай сам. 1990, № 3.

  5. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.

  6. Орлов Г. Древо музыки. - 2-е изд., испр. - СПб.: Композитор, 2005.

  7. Энциклопедии мудрости. «РООССА». 2007 год.

  8. Энциклопедия «Я познаю мир», М. «Астрель»,2002 год.

  9. Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004.

  10. Интернет-сайты библиотеки « Випедемия», «Кирилла и Мефодия».



© 2010-2022