- Преподавателю
- Музыка
- План урока Музыка объединяет людей
План урока Музыка объединяет людей
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фатеева О.Н. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
13 - 20.10.2014 г. 6 класс
Урок: 8
Тема: Музыка объединяет людей.
Цель: Раскрытие преобразующей силы музыки и её влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы.
Задачи: Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания произведениям искусства, умения вступать в особую форму духовного общения с миром человеческих чувств, эмоций.
Развитие интегративных качеств восприятия. Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников. Совершенствовать певческие навыки. Воспитание любви к классической музыке.
Тип урока: Комбинированный
Материал: Т. Альбиони «Адажио»
Л.В.Бетховен «Симфония №9» (Ода «К радости»).
Ф.Тютчев «Слёзы людские»
В. Васненцов «Песнь радости и песнь печали»
Песня «Годы»
Оборудование: Музыкальный центр.
Методы:
-
Метод драматургии урока музыки как урока искусства.
-
Метод использования широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
-
Метод сравнения.
-
Метод перспективы и ретроспективы.
Эпиграф: «Одна музыка может перенести трепет одной души в другую…» (А. Герцен).
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Звучит песня «Звездная страна» из репертуара группы «Волшебники двора»
Как щедро льются эти звуки
Из необъятной тишины,
Я к ним протягиваю руки -
Ладони музыкой полны.
Замрёт на миг и снова льётся
Живая звонкая струя,
И солнце ласково смеётся,
И дышит ласково земля.
Завидуя самозабвенью
Неутомимого певца,
Я у него учусь уменью
И петь, и радовать сердца…
Записываем тему урока: Музыка объединяет людей.
Ответьте на вопросы:
1. -Как вы понимаете слова Герцена: «Одна музыка может перенести трепет одной души в другую…» (ответы детей)
2. - Откуда берётся музыка? Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя - всё это образует свой звуковой мир, не похожий ни на какой другой…
А порой музыка таится даже в тишине и безмолвии…( музыка выключается)
3.- А что же такое музыка? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? А может быть это…( ответы детей)
- Наверное, никакое другое искусство не обнаруживало такого разнообразия чувств, характеров, настроений как музыка. В каждом произведении - то порыв, то каприз, раздумье сменяется весельем. Пожалуй, таковы и мы, люди. Часто ли выпадает день, когда с утра до вечера мы пребываем в одном настроении? И невозможно себе
представить разговор нескольких людей, который протекал бы полностью бесстрастно, без вопросов и волнений.
Так в чём же состоит воздействие музыки на человека? В чём её сила?
« Музыка - это письма в будущее с надеждой, что где-то там отзовётся родная душа, которая так же мыслит и так же чувствует»
Помните, у Экзюпери - «Зорко одно лишь сердце». Настройте свои зоркие сердца на встречу с прекрасной музыкой. Ведь только музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей. Слушать музыку так, чтобы услышать её - это напряжённая работа сердца и ума, и особое творчество.
Звучит «Адажио» Т.Альбинони
-Что услышали? О чём рассказал композитор?
- Какова интонация?
- Какие чувства пробудила в вас эта музыка?
- Прослушайте стихотворение Ф.Тютчева и ответьте на вопрос: созвучно ли это стихотворение музыке Альбинони?
(«Слёзы людские, о слёзы людские…»)
Слёзы людские, о слёзы людские
Льётесь вы ранней и поздней порой.
Льётесь безвестные, льётесь незримые
Неистощимые, неисчислимые,-
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной… (ответы детей )
- Обратите внимание на два определения: «льётесь безвестные, льётесь незримые». Безвестные, незримые, значит скрываемые, тайные, сокровенные, не ведомые никому. Ведь не всегда жизнь нам дарит возможность открыться…И тогда приходит музыка с её ласковым и деликатным прикосновением, музыка утешающая. Конечно, она не в силах нас избавить от печалей, но она открывает перед нами мир чувств другого человека. И мы понимаем, что даже в своей печали мы не одиноки…
- Ребята, а какими красками можно передать интонацию, чувства музыки Альбинони? (ответы детей).
- Какое настроение передает композитор?
- Если в музыке слышится грусть и смятение, скорбь или тревога, значит, такие чувства вложил в неё композитор, и мы тоже испытываем их, и ещё нечто большее, что возвышает и облагораживает нашу душу. Мы как - будто забываем собственные горести и беды, поднимаемся в чистые высоты бескорыстия и великодушия.
И как никакое другое искусство, музыка объединяет людей для общих дел и для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают и терпят поражения.
Слушая великие произведения, в какие бы глубины скорби и печали они нас не погружали, мы всегда чувствуем главную направленность её устремления: только ввысь и только к свету.
- Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству великого Л.Бетховена. Этот гениальный композитор сказал такие слова: «Музыка должна высекать огонь из души человека…», и каждое его произведение подтверждает это. Послушайте грандиозный финал последней девятой симфонии Л.В.Бетховена. Это величайший итог духовного восхождения, воздвижения величественного музыкального храма, в котором идея человечности достигает поистине космического масштаба.
Звучит ода «К радости» Л.Бетховена.
- Как у вас стало на душе после прослушивания этого произведения?
- Какова интонация?
Впервые в симфонию был введён хор, послушайте его звучание в финале в 9-ой симфонии.
Звучит ода «К радости» (хор)
- Как вы понимаете, для чего Бетховен ввёл в симфонию хор? (ответы детей)
( Чтобы показать силу и мощь людского единения).
Замечательный русский композитор Сергей Иванович Танеев заметил однажды, что если бы на земле появились жители других планет, которым следовало бы за один час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Девятую симфонию Л.Бетховена…
(«Симфония №9»)
А вот как в стихах выразил своё впечатление от музыки Бетховена поэт Н.Заболоцкий:
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал…
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Идея произведения - обращение ко всему человечеству с призывом к дружбе, к братскому единению. Эта песня - гимн человеческому счастью, радости. И вот в её финале звучат замечательные слова:
Люди - братья меж собой!
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
- Как вы думаете, почему это произведение, написанное много лет назад, часто исполняют в концертных программах, на радио, на телевидении? ( ответы детей)
- Тональная окраска этого музыкального произведения соответствует какой цветовой гамме?
(ответы детей)
Показ картины «Песнь радости и песнь печали»
- Вслушайтесь в эту картину. Какую музыку вы слышите?
- Что лежит в её основе? (контраст)
- Какие ассоциации возникают, глядя на неё? (говорят ассоциации)
- Эти птицы принесли разную музыку, разную по характеру, по содержанию, но обладающую огромной силой, силой воздействия на наши души.
Задумайтесь, может быть в том, что музыку мы носим, прежде всего в себе, и заключается секрет нашей отзывчивости на музыкальные звучания?
- А какая музыка живёт в душе каждого из вас?
Вокально-хоровая работа.
- Музыка способна пробуждать лучшее, что есть в человеке - его стремление к красоте, к любви, к созиданию.
Но мы всё-таки не можем ответить на вопрос: «А что же такое музыка?», потому что это тайна, а в этой тайне заключена мудрость: ведь не все вопросы в жизни находят ответы. Есть нечто такое, перед чем человеку надлежит просто преклониться…
Разучивание песни «Годы»
Итог урока:
«Музыка - это взрыв нежности и любви! Музыка наполняет простор, она так легка и нежна, что хочется подняться и лететь… От неё никуда не деться… Когда она наполняет тебя своими музами, ты хочешь слушать и слушать…»
Оценки за урок.
Домашнее задание: Выучить песню «Годы», повторить пройденный материал за I четверть