Календарно-тематическое планирование Музыка 2 класс Красильникова

Написать Рабочую программу по предмету дело трудоёмкое и неспешное. Делюсь своим вариантом осознания задач на этот учебный год. В основе Рабочей программы, конечно, разработки и методические рекомендации авторов программы Музыка 2 класс. Поняв ход мысли и замысел авторов, строить уроки легко и интересно. Оставляйте свои комментарии. Спасибо!
Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

Тема года - МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ


Дата

Темы учебника

Планируемые результаты обучения

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

предметные умения

универсальные учебные действия

I четверть - Разнообразие музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история (9 ч)

1 раздел - Введение в тему года - Мир музыкальных историй. (1 ч)

1 урок

Разнообразие музыкальных историй.

Развитие в музыке. Преобразование, сопоставление, столкновение музыкальных интонаций, тем, образов.

Музыкальный материал Музыкальные произведения, пройденные в первом классе.

Размышлять о музыкальном развитии как художественном воспроизведении явлений природы и жизни человека. Исследовать развитие музыкальных образов в пройденных произведениях и передавать развитие образов в своём исполнении.

Углубление представлений о неразрывном единстве музыки и жизни. (Л.) Развитие познавательного интереса. (Л.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)

Анализировать художественное произвед. как процесс и как результат. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. (К.)

Рассказывают о наиболее интересных встречах с музыкой в летние каникулы. Размышляют о развитии как общей закономерности муз. искусства, явлений природы, жизни человека.

Вспоминают (по рисункам и фотографиям) пройденные муз. произведения.

Наблюдают за развитием муз. образов в пройденных произведениях.

Воплощают музыкальное развитие образов в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластическом движении).

2 раздел - Музыкальные истории в вокальной музыке. Малые формы. (2 ч)

2 урок

Музыкальные истории

в романсе.

А. П. Бородин. Спящая княжна (сказка).

Основные принципы развития в музыке (повтор и контраст). Единство содержания и построения романса.

Форма рондо.

Анализировать развёртывание музыкальных историй в романсе.

Воплощать развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки (романс).

Исполнять мелодии романса с опорой на нотную запись.

Выявлять действие принципов повтора и контраста (сходства и различия) в вокальных произведениях (рондо).

Сочинять мелодии к словам романса.

Эмоционально постигать народное песенное творчество. (Л.)

Развивать интерес к художественной деятельности. (Л.)

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в различных коммуникативных группах. (К.)

Уметь действовать по плану. (Р.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Сочиняют мелодию к словам рефрена романса А. П. Бородина, подбирают способы развития интонации, подходящие для передачи волшебного сна.

Моделируют (вербально) характер музыки эпизодов в опоре на поэтический текст. Разучивают и исполняют мелодии рефрена и эпизодов романса.

Передают в пластическом интонировании выразительные и изобразительные особенности движения мелодии и аккомпанемента романса.

Соотносят художественно-образное содержание романса с формой его воплощения (рондо).



3 урок

Муз. истории в песне.

Р.н.п. «А мы просо сеяли».

(взаимодействие слов и музыки). Исполнительское развитие в песне. Элементы театрализации в исп. песни.

Музыкальный материал

Р.н.п. «А мы просо сеяли».

Н. А. Римский-Корсаков. Финальная сцена из оперы «Снегурочка» (фрагмент).

Муз. истории в былине. Былина о Вольге и Микуле Варьирование напева в былине. Характер муз. речи сказителя и её инструм-м сопровождение. Музыкальный материал Былина о Вольге и Микуле. М. И. Глинка. Интродукция к оп. «Руслан и Людмила».

Анализировать развёртывание музыкальных историй песне, былине, характеризовать их образный строй, особенности мелодии, сопровождения, манеры исполнения. Воплощать развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки (песня, былина). Исполнять мелодии песни с опорой на нотную запись.

Выявлять действие принципов повтора и контраста (сходства и различия) в вокальных произведениях разной формы (куплетная форма, рондо, былинное сказание).

Исследовать соотношение слов и напева в былине.

Выявлять смысл исполнительского развития в песне.

Составлять исполнительский план народной песни и разыгрывать песню с одноклассниками.

Наблюдать за претворением народно-песенных жанров в оперных произведениях.

Эмоционально постигать народное песенное творчество. (Л.)

Развивать интерес к художественной деятельности. (Л.)

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)

Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения. (П.) Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. (Р.)

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в группах. (К.)

Уметь действовать по плану. (Р.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

3 урок

Разучивают и исполняют р.н.п. «А мы просо сеяли».

Составляют план исполнительского развития в песне, подбирают выразительные интонации, жесты и движения к словам каждого куплета.

Инсценируют песню-диалог совместно с одноклассниками.

Знакомятся с видеофрагментом претворения нар. песни в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», анализируют её звучание и инсценировку.

Разучивают и исполняют фрагмент былины. Импровизируют продолжение былины, стараются передать её интонационно-образные особенности.

Анализируют соотношение напева и слов в былине, выявляют следование напева за развитием слов (свободное варьирование). Анализируют по видеозаписи пение Баяна в интродукции оперы «Руслан и Людмила».

3 раздел - Музыкальные истории в инструментальной музыке (3 ч)

4 урок

Музыкальные истории Программной музыки.

А. К. Лядов. «Кикимора». (Симфоническая картина)

Соотношение литературной программы и музыкальной истории. Характеристики музыкальных героев (интонации, тембры). Развитие образа Кикиморы. Единство выразительности и изобразительности в произведении.

Иметь представление о литературной про- грамме симфонической картины А. К. Лядова «Кикимора». Импровизировать муз. характеристики персонажей народного сказания о Кикиморе.

Воплощать муз. характеристики персонажей симфонической картины А. К. Лядова «Кикимора» в разных видах музыкальной деятельности. Расширять представление о выразительных и изобразительных возможностях инструментов симф. оркестра. Определять на слух звучание отдельных инструментов симф. оркестра. Охватить симфоническую картину целостно, выделять этапы развития образа Кикиморы.

Развитие потребности в общении с произ. отечественной художественной культуры. (Л.) Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.)

Делить художественное произведение на смысловые части. (П.)

Сравнивать литер. программу и музыку Симфонической картины, выявлять сходство и различие в характеристике образа Кикиморы. Составлять исп. план и действовать в соответствии с ним. (Р.) Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (Р.) Обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую позицию. (К.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (К.)

Импровизируют интонации музыкальных героев симфонической картины в опоре на литературную программу.

Знакомятся с образами симфонической картины и передают в исполнении (пластически интонируют, вокализируют) их выразительные и изобразительные особенности.

Слушают и пластически импровизируют симфоническую картину целиком.

Выявляют этапы развития образа Кикиморы. Размышляют о соотношении музыкального произведения и его литературной программы.

5 урок

Специфика развёртывания музыкальной истории в инструментальном концерте.

Людвиг ван Бетховен. Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром.

2 ч. (два разворота)

Диалог фортепиано и оркестра.

Развитие музыкальных образов и средства его воплощения.

Выявлять жизненное содержание диалога фортепиано и оркестра, наблюдать за развитием интонаций, темобразов. Соотносить музыку 2 ч. Четвёртого концерта для фортепиано с оркестром Бетховена с её графической моделью. Создавать пластическую модель музыки 2ч Концерта. Сопоставлять и характеризовать контрастные муз.образы, анализировать средства их воплощения. Передавать в исполнении диалог двух контрастных музыкальных героев. Характеризовать выразительные и изобразительные возможности фо-но.

Выявлять этапы диалога и отмечать изменения в средствах муз. выразительности.

Озаглавливать часть концерта и сочинять к ней краткую программу.

Развитие потребности в общении с произведениями зарубежной муз. культуры. (Л.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Оценивать языковые особенности и структуру художественного произвед-я. (П.)

Расширять представление о выразительности диалога в инструментальной музыке. (П.)

Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.)

Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.) Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале. (Р.) Обсуждать и корректировать результаты своей исполн. деятельности. (Р.)

Принимать участие в коллективном обсуждении и исполнении художественного произведения. (К.)

Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)

Слушают и анализируют вторую часть Четвёртого концерта для фортепиано с оркестром Бетховена.

Выявляют диалогичность развёртывания музыкальной истории в части концерта. Исполняют диалог фортепиано и оркестра (пластическое интонирование, вокализация). Определяют этапы развития двух музыкальных образов, наблюдают за изменениями в музыкальной речи этих героев.

Сочинить литературную программу к произведению.

Выявлять черты стиля (музыкальные образы и их развитие) музыки Л. в. Бетховена.


6 урок

Музыкальные истории в малых и крупных формах музыки (пьеса и балет).

С. С. Прокофьев. «Сказки старой бабушки»

(пьесы для фортепиано).

Музыкальный портрет рассказчицы. Характеристика сказочных образов пьесы. Выразительные возможности фортепиано.

Характеризовать особенности развёртывания музыкальных историй в разных жанрах инструментальной музыки (симфоническая картина, концерт для фортепиано с оркестром, фортепианная пьеса).

Моделировать образное содержание фортепианной пьесы по эпиграфу. Характеризовать музыкальные образы форт-й пьесы в авторском исполнении.

Соотносить название пьесы и её эпиграф с характером образов пьесы и их развитием.

Воплощать в разных видах муз. деятельности портрет рассказчицы и содержание её сказки.

Определять потенциальные возможности воплощения содержания муз. истории в небольшой инструм. пьесе.

Расширить представление о творческом портрете С. С. Прокофьева - композитора и пианиста.

Развитие познавательного интереса к художественной деятельности. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к творческим достижениям выдающихся композиторов. (Л.)

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. (П.) Моделировать содержание художественного произведения. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Сравнивать разные жанры музыки по существенным признакам. (П.)

Сопоставлять и связывать контрастные образы одного произведения. (П.)

Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)

Создают композиторский план фортепианной пьесы в опоре на эпиграф.

Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) пьесу. Характеризуют музыкальный портрет рассказчицы и её сказку.

Передают в исполнении выразительность и изобразительность образов пьесы.

Исследуют особенности музыкальной истории, воплощённой в инструментальной пьесе.

Воплощение музыкальных историй в крупных формах. С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление.

Музыкально-сценический портрет Золушки (составной портрет).

Лейттемы Золушки.

Иметь представление о составном музыкальном портрете.

Распознавать образный смысл тем-характеристик Золушки и воплощать их в разных видах музыкальной деятельности. Исполнять темы Золушки с ориентацией на нотную запись.

Характеризовать содержание вступления к балету.

Развитие эстетического восприятия в процессе знакомства с шедеврами отечественной музыки. (Л.)

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Составление целого из частей. (П.) Прогнозировать целое на основе его части. (П.) Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. (Р.)

Участвовать в диалоге при обсуждении художественных произведений. (К.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.)

Слушают и разучивают три темы Золушки в разных видах музыкальной деятельности. Соотносят лейттемы Золушки со словесными характеристиками композитора. Знакомятся со вступлением к балету, размышляют о его образном содержании. Прогнозируют развитие действия в балете, ориентируясь по его вступлению и литературной первооснове.

4 раздел - Музыкальная история в балете. Крупная форма. (3 ч)

7 урок

С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Первое действие (три разворота) Подготовка сестёр к балу. Мечты Золушки о бале. Подготовка Золушки к балу. Музыкально - сценические портреты действующих лиц. Единство музыкальной и пластической интонации («звуковая жестикуляция»). Музыкальные образы мачехи, сестёр, Феи-нищенки.

Распознавать по музыке последовательность сценических событий. Воплощать (в пении, пластическом интонировании, пантомиме) музыкальные образы героев балета.

Составлять исполнительский план фрагментов балета (на основе пояснений автора) и участвовать в их инсценировке. Узнавать лейттемы балета и соотносить характер их звучания со сценическим действием.

Анализировать видеофрагмент балета, наблюдать за соотношением музыки и её сценического воплощения. Узнавать на слух вальсовые темы и выявлять их роль в характеристике Золушки

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков людей. (Л.) Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Переводить худ-ный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.) Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Уметь действовать по плану. (Р.) Участвовать в обсуждении художественных произведений. (К.) Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (К.)

Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) муз-е фрагменты-характеристики героев. Распознают по музыке изменения состояния героев и последовательность сценического действия в балете. Сравнивают гавот в исполнении сестёр и Золушки, передают особенности их исполнения в пластическом интонировании. Наблюдают за преобразованием лейттем балета, объясняют смысл этих изменений. Слушают и характеризуют две темы Феи-нищенки, предполагают их развитие в балете. Составляют режиссёрский сценарий муз. фрагмента, опираясь на музыку и авторский комментарий к ней. Инсценируют (пантомима) муз. фрагменты балета. Знакомятся с видеофрагментом сцены балета и анализируют её интерпретацию.

С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Второе действие (три разворота)

Бал во дворце Короля. Приезд Золушки на бал. Полночь. Характеристика места и времени действия в танцевальной музыке (паспье, бурре, гавот и др.).

Образы Принца и придворных. Драматическая кульминация балета. Факторы сквозного музыкального развития: лейттемы, лейтжанры. Балетные формы (вариации, адажио, танцевальная сюита, кода и др.).

Распознавать по музыке старинных французских танцев облик придворных и обстановку на балу. Подбирать движения к музыке одного из танцев, знакомиться с исполнением этого танца в балете по видеозаписи. Предполагать причины неожиданных пауз и акцентов в танцах Кубышки и Худышки, давать эстетическую оценку их танцам. Узнавать на слух тему Принца, характеризовать её интонационно-жанровую основу. Узнавать на слух темы вариаций Золушки и Принца, выявлять синтез их интонаций в мелодии дуэта. Моделировать содержание финала второго действия и отбирать для него темы из уже звучавших в балете. Узнавать темы вальсов и боя часов, звучавших в первом действии. Наблюдать за развитием образа Золушки во втором действии. Слушать, пластически интонировать финал второго действия, обсуждать вариант его сценического решения по видеофрагменту. Определять смысл звучания темы «счастливой Золушки» в окончании действия.

Развитие познавательного интереса. (Л.) Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Расширять представления о разнообразии культурных и социальных традиций. (П.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Синтезировать целое из частей и самостоятельно достраивать недостающие компоненты. (П.) Овладевать средствами вер бального и невербального общения. (К.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Моделировать развитие музыки до её прослушивания. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. (Р.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (К.) Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами. (К.)

Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) музыкальные характеристики героев и основные этапы развития действия. Характеризуют по музыке старинных французских танцев обстановку на балу и облик придворных. Переводят ритмоинтонации старинных французских танцев в пластические движения. Исполняют в пластическом интонировании танцы Худышки и Кубышки, выявляют особенности развития их музыки. Составляют музыкально-пластический портрет Принца: выявляют жанровую основу его музыки и подбирают характерные жесты и движения. Моделируют музыку появления Золушки на балу. Сравнивают звучание темы вальса на балу и в мечтах Золушки о бале. Ищут в музыке доказательства развития чувств Принца и Золушки. Моделируют завершение второго действия. Участвуют в коллективном обсуждении видеофрагмента финала второго действия.

8 урок

С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Третье действие (три разворота)

Поиски Золушки.

Утро после бала. Принц нашёл Золушку.

Факторы сквозного музыкального развития: лейттемы, лейтжанры, жанровые и тематические арки.

Галоп.

Передавать в пластическом интонировании состояние Принца, объяснять выбор жанровой основы музыки путешествия Принца. Распознавать по музыке последовательность сценических событий во время остановок Принца. Воспринимать художественные реминисценции как воспоминания о прошедших событиях.

Моделировать воспоминания Золушки и сестёр о бале.

Моделировать и разыгрывать с одноклассниками сцену примерки туфельки в доме отца Золушки (по аналогии со сценами путешествия Принца).

Сравнивать варианты звучания темы «счастливой Золушки» на разных этапах музыкальной истории.

Эмоционально-ценностное отношение к творческим достижениям выдающихся отечественных композиторов. (Л.) Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Распознавать жизненное содержание худ-го произведения. (П.)

Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.)

Синтезировать целое из частей с самостоятельным достраиванием недостающих компонентов. (П.)

Выявлять логику повторения тем-образов в разных частях одного произв-ния. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами из художественного произведения. (К.) Участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений. (К.)

Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) музыкальные характеристики героев и фрагменты развития действия.

Характеризуют музыку галопов Принца, разыскивающего Золушку. Определяют по музыке события, происходящие во время остановок Принца. Анализируют одну из сцен примерки туфельки по видеозаписи. Моделируют музыкальные воспоминания Золушки и её сестёр о бале на основе тематических реминисценций. Анализируют сцену воспоминаний девушек о бале по видеофрагменту. Моделируют и инсценируют сцену примерки туфельки, отбирают подходящие для этой сцены темы из уже звучавших в балете. Сравнивают звучание темы «счастливой Золушки» во вступлении, финале второго действия и завершении балета, дают каждому варианту название.

9 урок

С. С. Прокофьев. Балет «Золушка» Обобщение (один разворот) Музыкальная история о Золушке, рассказанная С. С. Прокофьевым.

Идея балета и основные этапы развития действия. Родство и контраст образов. Жанровые и тематические арки. Специфика развёртывания музыкальной истории в балете. Музыкальные и сюжетные предпосылки объединения номеров балета в сцены.

Охватывать целостно балет как муз. историю. Узнавать на слух, петь и пластически интонировать основные темы балета. Понимать структуру балета. Иметь представление о роли лейттем, лейтжанров, реминисценций в создании целостной муз. истории.

Размышлять над значением вальса в характеристике Золушки. Творчески «пересказывать», переинтонировать ключевые фрагменты музыки балета от лица разных героев.

Размышлять над основной идеей и особенностями муз. языка балета С. С. Прокофьева «Золушка». Сравнивать варианты муз.-сценического решения одного из фрагментов балета.

Расширять представление об образном строе музыки С. С. Прокофьева, особенностях его муз. языка.

Формирование оптимистического мировосприятия. (Л.)

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков людей. (Л.)

Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.)

Иметь опыт пересказа текста художественного произведения от лица разных героев. (П.)

Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебн. деятельности. (Р.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Рассказывают в пении, пластическом интонировании музыкальную историю балета. Объясняют логику членения музыкальной истории балета на действия (акты).

Приводят доказательства сквозного развития в музыкальной истории балета.

Переинтонируют музыкальные темы героев балета от лица Принца и мачехи.

Сравнивают две интерпретации одной сцены балета и участвуют в их коллективном обсуждении.

Выявляют черты стиля (образы и их развитие, музыкальный язык) музыки Прокофьева.

II четверть - Симфония как целостная музыкальная история (8 ч)

5 раздел - Музыкальная история в симфонии. Крупная форма. (7 ч)

1 урок

П. И. Чайковский

Симфония №4 Финал

(четыре разворота)

Функция четвёртой части (финала) в симфонии. Специфика развёртывания музыкальной истории в финале.

Симфоническое развитие на основе повтора и контраста.

2 урок

П. И. Чайковский

Симфония №4 Финал (продолжение)

Жанровая характеристика образов финала. Взаимосвязь характера тем и их развития.

Тембровое варьирование. Подголосок.

Иметь первоначальное представление о симфонии как четырёхчастном цикле и об особенностях каждой его части. Различать на слух и исполнять две симфонические темы, определять их место в симфонии П. И. Чайковского в опоре на представление

о композиционных функциях тематизма Пятой симфонии Л. в. Бетховена. Проводить аналогию между финалами симфоний Л. в. Бетховена и П. И. Чайковского. Выявлять особенности претворения нар. песни в симф. музыке. Следить за преобразованием тем в музыке финала, выявлять смысловые этапы их развития. Соотносить характер тем с характером (приёмами) их развития. Охватывать часть симфонии целостно - как процесс и как результат. Составлять исполн. план финала и воплощать его в пластическом интонировании в опоре на графическую запись. Использовать графическую запись для решения учебных задач. Расширить представление о тембровых красках звучания отдельных инструментов симф. оркестра. Соотносить содержание и построение музыки. Участвовать в конкурсе «дирижёров» с исполнением фрагмента финала симфонии П. И. Чайковского.

Развитие познавательного интереса. (Л.) Углубление представлений о связях отечественной и мировой музыкальной культуры. (Л.)

Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)

Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. (П.) Прогнозировать целое на основе его части. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.)

Участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественных произведений. (К.)

Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.)

Слушают, анализируют (в опоре на графическую запись), вокализируют, подбирают жесты для пластического воплощения музыкальных образов финала Четвёртой симфонии Чайковского.

Прогнозируют местоположение разученных тем в симфонии П. И. Чайковского.

Сопоставляют музыкальные образы по сходству и различию.

Определяют этапы развития тем, выявляют изменения в их характере, применяют при анализе знание средств музыкальной выразительности.

Воплощают развитие музыкальных образов в исполнении (вокализация, пластическое интонирование).

Определяют кульминацию финала, характеризуют новую тему и выявляют её роль в музыкальной истории финала.

Определяют характер взаимодействия тем в коде финала.

Составляют исполнительский план финала и пластически интонируют его.

Участвуют в конкурсе «дирижёров» с исполнением фрагмента финала симфонии П. И. Чайковского.

3 урок

П. И. Чайковский. Симфония №4, 3 ч. Скерцо (два разворота)

Функция 3 ч в симфонии.

Жанровые основы образов Скерцо. Взаимосвязь характера тем и их развития. Пиццикато струнных.

4 урок

П. И. Чайковский Симфония №4, 3 ч. Музыкальная форма

Построение части (трёхчастная форма). Интонационные связи Скерцо и Финала

Предвосхищать характер 3 ч симфонии Чайковского с образным строем третьей части симфонии Бетховена. Сочинять мелодии для скерцо симфонии П. И. Чайковского на основе словесной. характеристики композитора. Охватывать часть симфонии целостно, выделять в ней смысловые разделы. Соотносить содержание и построение музыки скерцо. Составлять исполнительский план скерцо и воплощать его в пластическом интонировании. Расширить представление о тембровых красках и приёмах исполнения инструментов симф. оркестра. Сравнивать две интерпретации одного фрагмента скерцо. Участвовать в конкурсе «дирижёров» с исполнением фрагмента скерцо симфонии П. И. Чайковского.

Развитие познавательного интереса. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Делить худ. произведение на смысловые части. (П.) Ориентироваться в графическом конспекте части муз.произведения. (П.) Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления. (Р.)

Коллективно обсуждать прослушанное, аргументировать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. (К.)

Моделируют характер третьей части симфонии П. И. Чайковского в опоре на взаимосвязь скерцо и финала Пятой симфонии Л. в. Бетховена. Импровизируют мелодии скерцо и их развитие, исходя из образных и жанровых характеристик композитора.

Слушают, анализируют и исполняют (напевают, пластически интонируют) музыку третьей части. Распознают выразительные и изобразительные особенности музыки скерцо.

Характеризуют выразительность исполнительского приёма (пиццикато). Продумывают исполнительский план и исполняют скерцо в опоре на графическую запись. Сравнивают две интерпретации фрагмента скерцо.

Участвуют в конкурсе «дирижёров» и оценивают собственное исполнение и исполнение одноклассников.

5 урок

П. И. Чайковский Симфония №4, 2 ч. Медленная часть (два разворота)

Функция медленной 2ч. в симфонии. Жанровые особенности образов медленной части симфонии. Протяжённость мелодии основной темы. Тембровое варьирование. Построение части (трёхчастная форма с изменённой репризой).

Звукоизобразительность.

6 урок

Муз. история в симфонии. Обобщение темы II четв.

Интонационные связи второй части, Скерцо и Финала.

Предвосхищать характер 2 ч. симфонии П. И. Чайковского по аналогии с образным строем 2 ч. симфонии Л. в. Бетховена. Слушать основную тему второй части и выражать в исполнении её характер и особенности развёртывания.

Выявлять интонационные связи основной темы второй части с темами других частей симфонии.

Анализировать развитие музыки во второй части. Охватывать часть симфонии целостно, выделять в ней смысловые разделы. Расширять представление о тембровых красках и приёмах исполнения инструментов симфонического оркестра. Составлять исполнительский план второй части и воплощать его в пластическом интонировании в опоре на графический конспект.

Участвовать в конкурсе «дирижёров» с исполнением фрагмента второй части симфонии П. И. Чайковского.

Развитие познавательного интереса. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам оте- чественной музыки. (Л.) Распознавать жизненное содержание художествен- ного произведения. (П.) Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)

Проводить аналогии и устанавливать причинно- следственные связи. (П.) Делить музыку части на смысловые разделы. (П.)

Ориентироваться в графическом конспекте части симфонии. (П.) Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления. (Р.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.)

Коллективно обсуждать музыкальное произведение, аргументировать свою точу зрения. (К.)

Моделируют образный строй второй части сим-фонии П. И. Чайковского в опоре на представление об образном строе второй части Пятой симфонии Л. в. Бетховена.

Слушают, анализируют и разучивают основные темы второй части, следят за их развитием, сравнивают характер их звучания у разных инструментов.

Выявляют звукоизобразительные интонации (в репризе), уточняющие характеристику образного строя второй части.

Соотносят художественно - образное содержание второй части с формой его воплощения.

Продумывают исполнительский план и исполняют фрагмент второй части в опоре на графическую запись.

7 урок - От песни до симфонии. Обобщение темы I полугодия.

8 урок - Концерт

III четверть - Опера как целостная музыкальная история (11 ч)

6 раздел - Музыкальная история в опере. Крупная форма. (11 ч)

1 урок

Образ русского народа.

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». 1 действие. В селе Домнине. Интродукция (два разворота)

Экспозиция образов русских людей: их отношение к Родине, к своему народу, его истории. Многоплановость образных характеристик русского народа. Муз. язык хоров крестьян, связь с русской народной песней. Типы хоров (мужской, женский, смешанный).

Иметь общее предтавление о месте, времени, обстановке действия в опере «Иван Сусанин» Глинки.

Распознавать по музыке происходящее на сцене действие.

Определять на слух и петь мелодии хоров интродукции.

Исследовать интонационные связи хоров интродукции.

Выявлять родство мелодий хоров интродукции с мелодиями русских народных песен.

Уважение к защитникам Ро- дины. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Выделять существенные характеристики для решения поставленной задачи. (П.) Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений. (К.)

Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)

Вспоминают о событиях интродукции в процессе слушания, анализа и исполнения её хоров.

Инсценируют фрагмент сцены встречи ополченцев.

Устанавливают интонационные связи между темами хоров интродукции в опоре на графическую запись.

Подбирают русские на- родные песни, похожие на хоры интродукции и выявляют между ними интонационную и жанровую общность. Распознают по музыке развитие сценического действия в опере.

2 урок

Образ Антонинды.

1 действие. (продолжение)

Каватина и рондо Антониды (один разворот) Особенности её муз. речи. Распев. Двухчастное построение: каватина и рондо. Высокий женский голос сопрано.

Распознавать по музыке чувства и мысли героини.

Сопоставлять каватину и рондо, размышлять о жизненных основаниях контрастных состояний героини.

Напевать темы каватины и рондо, выявлять интонации, характерные для музыкальной речи Антониды.

Приводить примеры родства интонаций музыкальной речи Антониды и хоров крестьян из интродукции.

Развитие эмпатии и сопереживания героине, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.)

Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.)

Раскрывать смысл олицетворения образов природы в художественном произведении. (П.)

Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.)

Слушают, напевают темы каватины и рондо Антониды в опоре на графическую запись. Характеризуют музыкальный образ Антониды, размышляют о причинах контраста её состояний.

Соотносят образное содержание и форму его воплощения в музыкальной характеристике Антониды.

Выявляют характерные интонации в музыкальной речи героини.

3 урок

Образ Сусанина.1 действие. (продолжение). Сцена Сусанина с крестьянами и хор гребцов (один разворот)

Муз-ый образ Сусанина. Речитатив. Народные истоки его муз. языка. Мужской голос бас. Интонационное родство муз. речи героев. Выразительность и изобраз. музыки хора гребцов. Отражение сц-кого действия в развитии музыки хора.

Составлять музыкальный портрет Сусанина по его фразам, обращённым к Антониде и односельчанам. Характеризовать музыкальную речь Сусанина, выявлять её интонационные связи с темами Антониды и хоров интродукции.

Раскрывать выразительные и изобразительные черты мелодии и аккомпанемента хора дружинников (гребцов).

Петь, составлять исполнительский план и инсценировать хор гребцов.

Бережное отношение к родной земле и своему народу. (Л.)

Эмоционально-ценностное отношение к образам природы. (Л.)

Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.)

Выделять существенные характеристики в явлении для решения поставленной задачи. (П.) Синтезировать целое из частей. (П.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)

Слушают, анализируют диалог Ивана Сусанина и крестьян.

Передают в своём исполнении эмоционально-образный строй музыкальной речи Сусанина. Выявляют связь музыкальной речи героя с народной песенностью.

Разучивают хор гребцов и выявляют выразительные и изобразительные черты в мелодии и сопровождении.

Инсценируют хор гребцов.

4 урок

Образ Собинина.

1 действие. В селе Домнине. (завершение)

Приезд Собинина, трио и финал (два разворота)

Двуплановость музыкальной характеристики Собинина: сочетание героики и лирики. Жанровые истоки его музыкальной речи.

Оперные формы (трио, хоровая сцена, финал). Высокий мужской голос тенор.

Иметь общее представление о деятельности К. Минина и Д. Пожарского по организации народного ополчения. Петь и характеризовать мелодию трио, устанавливать интонационные связи с предшествующей музыкой оперы. Моделировать реакцию Сусанина и Антониды на предложение Собинина. Разыгрывать по ролям сцену трио Собинина, Антониды и Сусанина. Разучивать основную тему финала 1 д. и исполнять её от лица Богдана, Сусанина. Устанавливать интонац-ые связи мелодии фин-ого хора с предшествующими мелодиями оперы.

Знакомиться с видеофрагментом 1 д. оперы, анализировать сц. воплощение музыки.

Целостно охватывать 1 действие оперы.

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Соотносить желания и поступки героев с нравственными нормами. (Л.) Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (П.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Уметь действовать по плану. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) Анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальные и сценические образы. (П.)

Размышляют о роли Минина и Пожарского в организации народного сопротивления. Разучивают тему трио и моделируют реакцию Сусанина и Антониды на предложение Собинина сыграть свадьбу. Исполняют трио по ролям. Выявляют интонационные связи тем трио и финала первого действия с предшествующей музыкой оперы. Слушают, анализируют и исполняют музыку завершающей сцены первого действия. Знакомятся с видеофрагментом первого действия и обсуждают просмотренное с одноклассниками.

5 урок

Образ поляков.

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

2 действие. Во дворце короля Сигизмунда (два разворота).

Экспозиция образов польской шляхты. Противоречие между внешней красотой и захватническими помыслами. Интонационно-жанровые основы музыки поляков (танцевальность, ритмоинтонации полонеза, краковяка, мазурки).

Петь, узнавать на слух вступительные фанфары и основную тему полонеза, ритмические формулы и темы краковяка, падекатра, мазурки. Подыскивать шаг и импровизировать движения польских танцев. Характеризовать соотношение мелодии и слов в женском хоре. Экспериментировать с ритмоформулами краковяка и мазурки, характеризовать выразительность синкоп. Выявлять жанровую основу падекатра. Ориентироваться в графической записи тем полонеза и мазурки. Иметь представление о событиях, прерывающих ход бала. Выявлять общие черты в музыке польских танцев. Анализировать видеофрагмент второго действия оперы, соотносить музыкальный и сценический образы.

Целостно охватывать 2 действие оперы.

Ориентация в нравственном содержании помыслов героев оперы. (Л.) Уважительное отношение к культуре других народов. (Л.)

Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.)

Обобщать характерные черты польских танцев. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)

Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) основную тему и вступительные фанфары полонеза. Исследуют соотношение слов и музыки в женском хоре.

Разучивают (поют и пластически интонируют) тему краковяка.

Выявляют выразительность синкопированного ритма в процессе переинтонирования темы краковяка. Слушают, поют, пластически интонируют музыку падекатра, выявляют его жанровую основу. Слушают, поют, пластически интонируют мелодию мазурки.

Выявляют родство музыки танцев, звучащих на балу. Обсуждают с одноклассниками события, происходящие в финале второго действия. Знакомятся с видеофрагментом финала второго действия и обсуждают просмотренное с одноклассниками.

6 урок

Образ семьи.

М. И. Глинка. Опера «И. Сусанин». 3 дейст. В избе Сусанина.

Песня Вани, диалог Вани и Сусанина.

Сцена подготовки к свадьбе.

Муз. характеристика Вани. Атмосфера в доме Сусанина.

Отношение героев друг к другу.

Характеристика быта семьи Сусаниных: разнообразие жанровых истоков. Отношение героев друг к другу. Оперные формы: дуэт, квартет.

Речитатив.

Низкий женский голос контральто.

Понимать ход сценического действия (отношения в семье, события в стране, подготовка к свадьбе). Сочинять мелодию к словам песни Вани. Разучивать, характеризовать и узнавать на слух темы песни Вани, его диалога с Сусаниным, квартета. Расширять опыт муз. исполнительской деятельности (соло, дуэт, ансамбль, хор). Составлять и разыгрывать композицию из фрагментов сцены Сусанина и Вани. Анализировать видеофрагмент сцены подготовки к свадьбе (по выбору), соотносить муз. и сценический образы героев. Напевать и узнавать тему семейного счастья. Понимать ход сценического действия (отношения в семье, подготовка к свадьбе). Озвучивать слова реплик Сусанина и Вани на основе интонаций темы семейного счастья. Размышлять о причине звучания фанфар полонеза в доме Сусанина. Исполнять (инсц-вать) фрагменты третьего действия.

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Понимание и адекватная оценка чувств и мыслей героев. (Л.) Расширение представлений о культурных (семейных) традициях народа. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.)Устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Переводить художеств. образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Искать необходимые данные для решения творческой задачи. (П.) Ориентироваться в графической модели музыкальной темы. (П.) Выявлять смысловые единицы художественного текста. (П.)

Составлять целое из частей. (П.) Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах и группах. (К.)

Сочиняют мелодию к словам песни Вани. Слушают, разучивают и исполняют песню Вани. Анализируют выразительность аккомпанемента песни, определяют её жанровую основу. Слушают и анализируют диалог Сусанина и Вани, разучивают его основные темы.

Составляют и разыгрывают композицию из фрагментов песни Вани и его диалога с Сусаниным.

Размышляют о неразрывной связи событий в стране и в семье Сусанина.

Слушают и напевают основные темы квартета, тему семейного счастья.

Импровизируют мелодии к словам Сусанина и Вани на основе темы семейного счастья. Знакомятся с видеофрагментом сцены и обсуждают просмотренное.

Распознают интонации приближающейся фанфары полонеза, моделируют последующее развитие событий.

7 урок

Образ врага.

3 действие (продолжение). Сцена вторжения поляков (три разворота)

Драматическая кульминация оперы. Этапы развития диалога Сусанина и поляков. Психологическая мотивация поведения героев. Столкновение интонаций противоборствующих сил.

Опора музыкальной речи Сусанина и поляков на темы, звучавшие в первом и втором действиях.

Понимать причину появления поляков в доме Сусанина. Моделировать, слушать, анализировать диалог Сусанина и поляков, выявлять его смысловые этапы. Исследовать интонационное содержание муз. речи Сусанина и поляков на каждом этапе их диалога. Выявлять интон. связи муз. речи поляков и Сусанина со звучавшей ранее музыкой оперы. Понимать прямой и переносный смысл речи Сусанина в диалоге с поляками. Понимать, какой смысл приобретают в завершении сцены звучавшие ранее темы и интонации. Сочинять мелодию на слова обращения Сусанина к Ване. Анализир-ть сценическое воплощение противостояния Сусанина и поляков по видеозаписи. Продумывать исп. план инсценировки фрагмента диалога Сусанина и поляков и принимать участие в его исполнении.

Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия людям, находящимся в трудной ситуации. (Л.) Понимание и адекватная оценка поступков, чувств и мыслей героев. (Л.) Понимать прямой и переносный смысл текста худ-венного произведения. (П.) Понимать смысл преобразований муз. тем и интонаций. (П.) Прогнозировать последовательность развития событий. (П.) Структурировать раздел худож. произведения. (П.) Строить логическую цепь рассуждений. (П.) Находить способы решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Моделируют поведение Сусанина в создавшейся ситуации. Слушают диалог Сусанина и поляков, разучивают и исполняют его основные реплики. Выявляют смысловые этапы развития диалога. Распознают в музыкальной речи Сусанина и поляков интонации и темы, звучавшие ранее в опере. Вслушиваются в звучание оркестрового сопровождения и выявляют его смысл.

Импровизируют мелодию на слова обращения Сусанина к Ване, выявляют связь речевой и музыкальной интонации. Составляют план инсценировки фрагмента диалога и разыгрывают его. Знакомятся с видеофрагментом сцены и обсуждают сценическое воплощение музыки.

8 урок

Образ Антонины (продолжение).

3 действие (завершение) Сцена Антониды с подругами.

Контраст внешнего действия (девичник) и внутреннего состояния Антониды. Жанры свадебный хор, романс.

Понимать противоречивость сценической ситуации девичника.

Петь, узнавать на слух музыку женского хора и романса Антониды.

Выявлять интонационные связи музыкальной речи Антониды со звучавшей ранее музыкой оперы. Продумывать исполнительский план инсценировки фрагмента диалога Антониды и девушек и принимать участие в его исполнении. Целостно охватывать третье действие оперы.

Понимание и адекватная оценка поступков, чувств и мыслей героев. (Л.) Расширение опыта эмоционального сопереживания, сочувствия героям, находящимся в трудной ситуации. (Л.) Расширение представлений о культурных (обрядовых) традициях народа. (П.) Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.)

Проводить сравнение разных фрагментов одного худ. произведения. (П.)

Принимать участие в исполнении муз-го диалога по ролям. (К.)

Моделируют сценическую ситуацию девичника. Разучивают свадебный хор и романс Антониды.

Сравнивают мелодию романса с каватиной и рондо Антониды из первого действия, выявляют родство интонаций.

Составляют план инсценировки диалога Антониды с девушками и разыгрывают диалог по ролям.

9 урок

Образ Вани.

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

4 действие. Сцена у посада (один разворот).

Музыкальная картина зимнего леса. Образ Вани в сцене у посада. Диалог Вани с ополченцами.

Распознавать по музыке обстановку действия и состояние героя.

Петь и узнавать основные темы сцены. Анализировать развитие характера героя, его муз-ой речи (интонации, построение фраз, стиль речи). Импровизировать (в парах) диалог Вани и ополченцев. Продумывать исполнительский план фрагмента сцены у посада и принимать участие в его инсценировке.

Целостно охватывать сцену у посада.

Понимать душевное состояние героя и сопереживать ему. (Л.)

Составлять целое из частей, самостоятельно достраивать, восполнять недостающие компоненты. (П.) Анализировать художественный образ и прогнозировать его развитие. (П.) Расширять опыт использования монологической и диалогической речи. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)

Распознают по орк. вступлению место и время сценического действия, состояние героя.

Слушают, анализируют сцену у посада. Выявляют этапы развития образов Вани и ополченцев, характеризуют особенности их музыкальной речи.

Разучивают фрагменты речитатива и арии Вани. Импровизируют диалог Вани и ополченцев в парах.

Составляют композицию из фрагментов сцены и разыгрывают её с одноклассниками.

10 урок

Подвиг Сусанина.

4 действие. Сцена в лесу (три разворота)

Характеристика состояния поляков и Сусанина в лесу. Преобразование темы мазурки. Подвиг Ивана Сусанина и его музыкальное воплощение. Речитатив и ария Сусанина. Мысленное прощание с семьёй: реминисценции тем Антониды, Вани, Собинина.

Распознавать по музыке обстановку действия и развитие состояния героев. Петь, узнавать на слух основные темы сцены.

Сравнивать музыкальные характеристики поляков в лесу и на балу передавать контраст музыки в исполнении. Выразительно исполнять речитатив и арию Сусанина.

Предвосхищать по оркестровым фрагментам последовательность воспоминаний Сусанина в завершении арии.

Целостно охватывать сцену в лесу.

Понимание душевного состояния героя и сопереживание ему. (Л.)

Ориентация в нравственном содержании поступков героев. (Л.)

Распознавать жизненное содержание худ. образов. (П.) Понимать прямой и переносный смысл художественного текста. (П.) Устанавливать причинно-следственные связи. (П.)

Прогнозир-ть развитие худ. образа. (П.) Анализировать развитие худ. образа, подтверждать своё мнение примерами из произведения. (П.)

Участвовать в коллективном обсуждении и исп. фрагмента худ. произведения. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)

Распознают по оркестровому вступлению место, время действия и состояние героев.

Сравнивают (напевают, передают в движении) характер звучания мазурки в лесу и на балу Импровизируют музыкальные фразы Сусанина и поляков.

Слушают сцену в лесу и характеризуют развитие конфликта Сусанина и поляков.

Слушают и разучивают арию Сусанина, передают в исполнении душевное состояние героя.

Определяют по оркестровым реминисценциям, с кем мысленно прощается Сусанин перед смертью.

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Эпилог. Красная площадь.

Хор «Славься» - апофеоз героико-патриотической идеи оперы.

Обобщение музыкальной характеристики русского народа в гимнической теме заключительного хора.

Подбирать мелодию (интонации) для заключительного хора эпилога из ранее звучавших в опере.

Разучивать и выразительно исполнять хор «Славься».

Понимать смысл звучания траурной музыки в праздничном эпилоге оперы.

Принятие нравственных ценностей своего народа. (Л.)

Сохранение памяти о людях, отдавших жизнь за независимость Родины. (Л.) Прогнозировать завершение художественного произведения. (П.)

Сопоставлять, сравнивать, выявлять существенные характеристики фрагментов художественного произведения. (П.)

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности. (К.)

Моделируют образный строй музыки заключительной сцены оперы.

Подбирают мелодию для заключительного хора из мелодий, прозвучавших в опере. Слушают и разучивают хор «Славься».

Слушают фрагмент трио Антониды, Вани и Собинина.

Размышляют об отношении народа к своим героям.

Знакомятся с видеофрагментом эпилога оперы.

11 урок

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». (два разворота) Обобщение темы 3 четв.

Конфликт оперы и этапы его музыкального воплощения. Интонационно-жанровые характеристики противоборствующих сил (песенность - в темах русского народа и его героев, танцевальность - в характеристике польской шляхты).

Образы главных героев оперы. Лейттемы.

Запечатление подвига Сусанина в разных видах искусства.

Иметь представление об исторических событиях, положенных в основу сюжета оперы Глинки.

Петь, узнавать на слух основные темы оперы.

Выявлять характерные интонации в музыке русских и в музыке поляков. Определять лейттемы оперы и передавать характер их звучания на разных этапах развития действия.

Анализировать сценическое воплощение эпилога по видеозаписи.

Знакомиться с произведениями разных видов искусств, посвящённых подвигу Сусанина.

Целостно охватывать оперу.

Становление гражданской идентичности на основе знакомства с историческим прошлым своего народа, представленным в художественном произведении. (Л.)

Переживание сопричастности подвигам защитников Отечества. (Л.)

Гордость за творческие достижения представителей русской национальной культуры. (Л.)

Понимание связи российского государственного праздника

День народного единства и исторических событий, отражённых в опере «Иван Сусанин» Глинки. (Л.)

Анализировать сквозное развитие образов в худ-ном произведении. (П.) Сравнивать и обобщать язык противоборствующих героев худож-го произведения. (П.)

Сопоставлять отражение одного исторического события в разных видах искусств. (П.)

Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)

Вспоминают основные этапы развития действия в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин». Исполняют (в пении и движении) музыкальные темы русских образов и выявляют в них общие характерные черты.

Исполняют (в пении и движении) музыкальные темы поляков и выявляют в них общие характерные черты.

Сравнивают музыкальные характеристики образов русских и поляков.

Вспоминают лейттемы оперы и исполняют их в соответствии с конкретными сценическими ситуациями.

Выражают своё отношение к героям оперы в разных видах художественной деятельности.

IV четверть Симфония как целостная музыкальная история (продолжение) (8 ч)

7 раздел - Музыкальная история в симфонии. Крупная форма. (5 ч)

1 урок

П. И. Чайковский. Четвёртая симфония. 1 часть (пять разворотов)

Характеристика первой части симфонии.

Основные этапы развития музыкального действия: интродукция, экспозиция, разработка, реприза, кода.





2 урок

Четвёртая симфония. 1 часть (продолжение).

Симфоническое развитие на основе принципов повтора и контраста. Характеристика образов первой части, их жанровые особенности. Взаимосвязь характера тем и их развития.

Предвосхищать характер первой части симфонии П. И. Чайковского по аналогии с первой частью Пятой симфонии Л. В. Бетховена.

Распознавать в музыкальной истории первой части симфонии жизненные образы и человеческие отношения. Моделировать темы, разделы музыки первой части до их прослушивания. Воплощать музыкальные образы первой части симфонии и важнейшие моменты их развития в разных видах музыкальной деятельности.

Охватывать музыкальную историю первой части симфонии как процесс и как результат.

Иметь представление о функциях основных разделов первой части симфонии.

Выявлять изменения, происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста).

Узнавать на слух и характеризовать музыкальные темы и основные этапы их развития.

Выявлять интонационные связи между темами (сходными и контрастными) первой части симфонии.

Создавать пластическую модель музыкальной истории и соотносить её с графической моделью.

Сопоставлять и обобщать содержащиеся в разных разделах первой части музыкальные темы-образы.

Передавать диалогический характер музыки в пластическом интонировании. Расширять представление о выразительных возможностях инструментов симфонического оркестра.

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) Формирование эстетических чувств на основе постижения отечественной музыкальной классики. (Л.)

Развитие сопереживания и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.)

Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. (П.) Прогнозировать целое на основе его части. (П.)

Делить произведение на смысловые части. (П.)

Знакомиться с понятием «конфликт», наблюдать за поведением героя в конфликтной ситуации. (П.)

Понимать содержание художественного произведения, представленное в неявном виде. (П.) Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Принимать и сохранять учебную задачу. (Р.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Овладевать средствами вер бального и невербального общения. (К.)

Участвовать в коллективном обсуждении прослушанного, высказывать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. (К.)

Знакомятся с основной темой первой части, анализируют психологическое состояние главного героя.

Моделируют тему интродукции (фатум) по реакции на неё главного героя.

Подбирают из знакомой музыки симфонии тему интродукции.

Читают и анализируют описание темы-фатума, данное композитором.

Слушают, анализируют и исполняют интродукцию первой части, выявляют сходные интонации в темах фатума и главного героя.

Моделируют веер реакций главного героя на тему-фатум в словах и звуках, сравнивают свои варианты с оригиналом.

Моделируют побочную тему в опоре на словесную характеристику П. И. Чайковского. Подбирают жесты для пластической модели основных тем экспозиции и исполняют экспозицию целиком.

Предполагают последующее развитие событий, исходя из характеристики темы-фатума П. И. Чайковским.

Слушают и исполняют разработку в опоре на графический конспект.

Определяют этапы в разработке, характеризуют содержание каждого из них.

Анализируют взаимодействие тем главного героя и фатума, выявляют изменения в их отношениях.

Воплощают диалогичность склада музыки симфонии в пластическом интонировании. Слушают коду, делят её на смысловые части, подбирают жесты и пластически интонируют коду.

Формулируют итог развития музыкальной истории первой части.

Сравнивают звучание темы главного героя в экспозиции, разработке, репризе и коде, соотносят жесты, передающие разные его состояния.

3 урок

Симфонический цикл. Сюжет. (два разворота)

Своеобразие симф. сюжетн-ти: значительность тем-образов и интенсивность их развития.

4 урок

Симфонический цикл.

Конфликт как движущая сила развития муз. Истории.

5 урок

Симфонический цикл. Единство симф. Цикла: содержание и построение частей, их соотношение в цикле как отражение многогранной жизни человека.

Охватывать целиком музыкальную историю Четвёртой симфонии П. И. Чайковского.

Ориентироваться в графическом конспекте симфонии и опираться на него при слушании, анализе и исполнении симфонии.

Узнавать на слух и исполнять основные темы всех частей симфонии и важнейшие этапы их развития.

Исполнять (пластически интонировать) часть симфонии (по выбору).

Расширять представление об образном строе музыки П. И. Чайковского и особенностях его музыкальной речи.

Признание и уважение художественных ценностей культуры России. (Л.) Формирование эстетических чувств и оптимистического мировосприятия на основе знакомства с отечественной музыкальной классикой. (Л.) Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. (Л.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.)

Вспоминают основные этапы развёртывания музыкальной истории Четвёртой симфонии П. И. Чайковского в пении и пластическом интонировании.

Соотносят звучание симфонии с её краткой графической записью.

Пластически интонируют крупный раздел или часть симфонии.

Размышляют над определением Четвёртой симфонии П. И. Чайковского как «музыкальной драмы».

Выявляют круг интонаций, тем-образов, характерных для музыки П. И. Чайковского.

8 раздел - Обобщение темы года (3ч)

6 -7 урок

Обобщение темы года

«Мир музыкальных историй»

Музыкальные истории в произведениях М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л. в. Бетховена, А. П. Бородина, А. К. Лядова.

Круг образов, особенности развёртывания муз. историй в опере, балете, симфонии, концерте, симфонической поэме, романсе и песне. Характерные черты музыкальных стилей композиторов-классиков.

Сопоставлять музыкальные истории в произведениях М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева,

Л. в. Бетховена, А. П. Бородина, А. К. Лядова.

Воплощать и анализировать музыкальные обра зы и их развитие в произведениях инструментальной музыки.

Инсценировать фрагменты музыкально-театральных произведений и характеризовать их специфику.

Узнавать на слух основные темы и важнейшие этапы их развития в пройденных произведениях.

Выявлять особенности музыкального языка произведений разных композиторов.

Расширение представления о взаимосвязи отечественной и зарубежной муз.культур. (Л.)

Признание и уважение художественных ценностей культуры России. (Л.) Формирование эстетических чувств на основе знакомства с мировой музыкальной классикой. (Л.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Анализировать художественный мир произведения, выявлять неразрывные связи искусства и жизни. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в уч-ной деятельности. (Р.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) Коллективно обсуждать прослушанное, высказывать собственное мнение, опираясь на музыку произведений. (К.)

Вспоминают пройденные во вто- ром классе музыкальные истории, воплощённые в произведениях разных жанров музыкального искусства.

Поют, пластически интонируют, инсценируют фрагменты музыкальных произведений, изученных на уроках музыки за год

Размышляют над высказыванием П. И. Чайковского о программности его Четвёртой симфонии.

Обсуждают с одноклассниками сходство и различие программной и непрограммной инструментальной музыки.

Характеризуют ведущую роль музыки в музыкально-сценических жанрах. Разрабатывают правила конкурсов на лучшего знатока музыки и участвуют в них.

8 урок - Заключительный урок. Подведение итогов.



© 2010-2022