Рабочая программа по внеурочной деятельности Из чего сделана музыка

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования администрации

городского округа Самара

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №154

с углубленным изучением отдельных предметов




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №154

___________/Корнилова Н.Н./

«___» ____________2014 г.

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Из чего сделана музыка»

для учащихся 3х классов

(общекультурное направление)





Программа дополнительного образования детей 9-10 лет

Срок реализации программы - 1 год



Составитель: преподаватель ДО

Богомолова Лариса Николаевна

Самара

2014год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по внеурочной деятельности «Из чего сделана музыка» для учащихся 3-х классов является модифицированной, разработана на основе примерной программы начального общего образования Усачёвой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. «Музыкальное искусство» - М.: 2010 г., глава «Музыкальная интонация» разработана на основе авторской разработки Т.А. Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио», М.-2006г. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования и внеурочной деятельности.

Направленность программы внеурочных занятий «Из чего сделана музыка» по содержанию является художественно - эстетической, общекультурной. Способствует духовно-нравственному воспитанию, более глубокому личностному и интеллектуальному росту учащихся, развитию творческих способностей, способности к саморазвитию и самосовершенствование, сохранению и укреплению психического здоровья обучающихся посредством приобщения к музыкальному искусству и общению с прекрасным. Одна из самых эффективных форм музыкального развития детей - коллективное музицирование в виде ансамблевого, хорового пения, инструментальной и вокальной импровизации .

В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли слушателя, исполнителя, композитора;

принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство,хореография, вокал);

принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас и слуховой багаж, сформировать нравственно - эстетические представления, привить элементарный художественный вкус т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

При планировании внеурочных занятий «Из чего сделана музыка» учитывается основная цель -- формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры через развитие способностей к коллективному музицированию.

Задачи:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации;

• формирование певческого дыхания, звукообразования, навыков интонирования;

• развитие чувства ритма, музыкального, гармонического слуха и памяти;

• укрепление и формирование детского певческого голоса.

Для эффективного решения данных задач применяются синтез методик музыкальных дисциплин - вокала, сольфеджио, исполнительского мастерства( при наличии в группе учащихся, обучающихся игре на музыкальных инструментах), актерского мастерства, импровизации, музыкальной литературы и хорового пения, согласно чему, занятия включают в себя следующие составляющие:

  1. Вокально-интонационные упражнения

  2. Пластическое интонирование

  3. Элементарные теоретические сведения

  4. Метро-ритмические упражнения с элементами театрализации

  5. Развитие музыкального слуха

  6. Слушание музыки в классе

  7. Посещение концертов и спектаклей культурных учреждений (филармонии, оперного театра)

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности:

  • сольное и ансамблевое пение,

  • слушание различных интерпретаций исполнения,

  • пластическое интонирование

  • добавление элементов импровизации,

  • движения под музыку,

  • детский шумовой оркестр

  • элементы театрализации.

Методы и формы.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися.

Основным ресурсом является метод ассоциативно - игрового обучения, где роль в освоении учебного материала в данной программе отводится практически-творческим видам занятий (разучиванию музыкальных отрывков и произведений, их исполнению, сочинению собственных небольших музыкальных песенок и пьес, импровизации),

применяется система творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния того или иного образа.

На занятиях используются следующие формы обучения на занятиях:

  • Слушание и анализ музыкальных произведений

  • Исполнение в ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.

  • Импровизация

  • Музыкальные кроссворды

  • Викторины

  • Тесты

  • Урок-сказка (подача теоретических сведений в игровой форме)

  • Урок-путешествие( «Музыкальные жанры народов мира»)

  • Урок-экскурсия,

  • Урок-концерт

Принципы построения программы:

• Соответствие музыкального материала возрастным интересам ученика, проблемам возраста.

• Интеграция музыки с другими видами искусства и жизнью.

• Вариативность подбора музыкального материала разного уровня сложности.

• Креативность.

• Включение учащихся в активную деятельность.

• Доступность и наглядность.

• Связь теории с практикой.

• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

Условия реализации программы:


  • Возраст детей, участвующих в реализации программы от 9- 10 лет.

  • Программа рассчитана на 1 год.

  • Согласно учебному плану МОУ СОШ №154 на изучение курса «Из чего сделана музыка» отводится 1 час в неделю; 34 часа в год.

  • продолжительность занятия 40 минут;

  • занятия проводятся в школе, выездные занятия проводятся в соответствии с тематическим планом.;

  • наличие в кабинете: музыкального инструмента (фортепиано), проигрывателя, фонохрестоматии, аудио - и DVD- проигрывателя, телевизора, аудио- и видео - кассет, дисков с музыкальными произведениями, фонограммами;

  • нотная литература; наглядные пособия; дидактический материал.

  • свободное пространство для музыкально-ритмических движений;

  • музыкально-педагогическое образование учителя.

Работа предполагается по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

• 1-й уровень - приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, в коллективе, на сцене и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом;

• 2-й уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного, эмоционального отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе);

• 3-й уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (концертная деятельность). Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

В результате изучения данного курса ученик должен

знать/понимать


  • средства музыкальной выразительности, основные понятия и определения ( мелодия, гармония, тембр, темп, фактура, динамика, ритм)

  • названия изученных жанров и форм музыки;

  • названия изученных произведений и их авторов;

  • изученные тембры вокальные и инструментальные

  • элементарные знания нотной грамоты и начальные знания по теории музыки

уметь

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • определять на слух изученные музыкальные жанры;

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • исполнять вокальные произведения с сопровождением и фрагменты мелодий на нейтральный слог;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки;

  • исполнения знакомых песен;

  • участия в коллективном пении;

  • приобрести устойчивый интерес к посещению филармонических концертов, утренников, оперных и балетных спектаклей;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:

Регулятивные:

• Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;

• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкального произведения.

Коммуникативные:

• Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

• Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки;

• Формирование умения составлять устно тексты, связанные с размышлениями о музыке;

Познавательные:

• Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального призведения

• Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа музыкального произведения;

• Умение осуществлять практическую деятельность с использованием различных средств информации.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

• Чувство гордости за свою Родину на основе изучения произведений народного творчества и классической музыки России

• Участие в музыкальной жизни класса, школы;

• Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

• Формирование этических чувств доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• Развитие музыкально-эстетического чувства;

• Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Технические средства

  • Компьютер,

  • магнитофон,

  • музыкальный центр (караоке),

  • диски с записью музыкальных сказок,

  • диски с музыкой (классической и детской),

  • музыкальные инструменты

  • детские шумовые инструменты.

Учебно-тематический план программы

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

«Три кита». Из чего сделана песня, марш, танец. Характерные особенности.

1

2

« Мелодия песни». Сочиняем и импровизируем.

5

3

«В ритме марша и танца» Метро-ритмические упражнения .

4

4

«Как говорит музыка?». « Музыкальная интонация» Выразительные особенности мелодии.

6

5

«Из чего сделана музыка?». «Развитие музыки» Лад, гармония. Творческое освоение элементарных теоретических сведений. Тембр (вокальные и инструментальные тембры),фактура, динамические оттенки, темп. Творческое освоение элементарных теоретических сведений.

8

6

«Построение формы музыки». Период, простая 2х и 3х частная форма, вариации, рондо. Творческое освоение- вокальная импровизация.

6

7

Итоговый урок: «Музыкальный КВН», выступление перед родителями.

2

8

Выездной урок: посещение утренников и концертов в Филармонии, детских музыкальных спектаклей в оперном театре.

2

Общее количество часов

34

Содержание программы

  1. «Три кита».(1 час)

«Из чего сделаны песня, танец, марш?». Характерные черты каждого «кита». Слушание музыки : Хор «Славься!», танцевальная сюита из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, наиболее популярные номера из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, Вальсы Ф. Шопена (до-диез минор, си минор, ми-бемоль мажор), «Турецкий марш» В.-А. Моцарта, «Военный марш» Г. Свиридова, Вальс из оперетты «Летучая мышь», «Пиццикато- полька» И. Штрауса. Выразительные свойства музыкального языка в этих произведениях. Сочинение и разучивание ритмической партитуры «Пиццикато- полька» И. Штрауса. .

  1. «Мелодия песни».(5 часов)

Разучивание песен В.-А. Моцарта «Весенняя», Н.Богословского «Песенка четырех друзей». Из чего складывается мелодия в песне? Понятие : звукоряд, тоника, тоническое трезвучие. Тональность. Ступени гаммы, устойчивые, неустойчивые звуки, тоническое трезвучие, вводные звуки, опевание, поступенное движение. До мажор. Импровизация песни на детские стихи с использованием поступенного движения, опевания, тонического трезвучия. Слушание музыки: Вокальные жанры - романс, песня. Выразительная роль голоса и аккомпанемента. Ф. Шуберт «В путь», «Форель», «Серенада», М. Глинка «Жаворонок», «Попутная песня», С. Рахманинов «Весенние воды».

  1. «В ритме марша и танца»(4 часа)

Урок посвящен метро-ритмическому освоению марша и танцевальных жанров (полька, вальс, полонез, мазурка). Понятия: Короткие и длинные звуки Музыкальный ритм,метр,2х и 3х дольные метры. Прохлопывание ритмических рисунков в группе и по-одному. Метро-ритмические упражнения со слогами «та, ти, ти-ли». Длительности - четверть, восьмая, шестнадцатая. Такт. Размер. Характерные размеры в танцевальных жанрах, марше. Пробуждение фантазии и творческих возможностей детей. Ритмические импровизации: Игра «Придумай свой ритм», «Придумай свою партию в оркестре». Запись и исполнение сочиненной партитуры для шумового оркестра . Исполнение детским шумовым оркестром отрывка из Марша из оперы «Кармен» Ж. Бизе», танцевальных пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского с сопровождении фортепиано.

  1. «Как говорит музыка?» «Музыкальная интонация».(6 часов)

Беседа о выразительных особенностях мелодии. Речитатив. Оперный жанр. Краткая характеристика жанра. Выразительные средства характеристики персонажей оперы. На примере оперы М. И. Глинка «Руслан и Людмила» ( Рондо Фарлафа, отрывок Арии Руслана, отрывок из арии Людмилы «Грустно мне, родитель дорогой», Марш Черномора) или оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка» ( Ариетта Снегурочки, 3-я Песня Леля, Сцена проводов масленицы, Ариозо Мизгиря, Сцена таяния Снегурочки)

Понятия: интервалы в музыке,ступеневая и тоновая величина. Разучивание песенок-попевок на каждый интервал. Определение интервалов на слух. Пение интервалов от звука с попевками. Характер звучания интервалов в мелодическом и гармоническом исполнении.

Разучивание 2х голосной песни Р. Паулса «Мальчик и сверчок», 2хголосного канона.


  1. «Из чего сделана музыка?» «Развитие музыки».(8 часов)

Сказка про музыкальный лад. В этой стране ноты «ладят» между собой. Настроение в нотной стране - мажор (веселье,солнечно) и минор (грустно, темно).Слушание «Марш деревянных солдатиков», «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского. Выразительные свойства лада. Диез. Бемоль. Ключевые знаки. Случайные знаки. Тональности с 1-2 знаками ключе. Интонирование гамм с 1-2 знаками в ключе по таблице, с ручными знаками. Минорные тональности. Минор-3 вида.

Выразительные свойства тембра на примере:

Вокальных тембров - Баритон:каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать..» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»; Бас:ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь»; Сопрано лирико-колоратурное: А. Алябьев. «Соловей» (в исполнении Н. Обуховой);

Инструментальные тембры-орган.:И.С.Бах «Токката и фуга» d mol, К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей» (флейта), И.С.Бах «Страсти по Матфею» № 26 Ария тенора с гобоем,В.А.Моцарт Концерт для кларнета с оркестром (I часть),П.И.Чайковский «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» (флейта, альт, фагот). В.А.Моцарт Концерт для валторны с оркестром, Дж.Верди «Марш» из оперы «Аида» (труба), Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (тема богатырей - валторны и тромбоны ),.

Выразительные свойства гармонии , слушание:Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», К.Дебюсси Прелюдия «Паруса» и «Маленький пастух» из цикла «Детский уголок», П.И.Чайковский «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом».

Выразительные свойства регистра, штрихов, динамики:

Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»,М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»;К.Дебюсси «Колыбельная Джимбо» из цикла «Детский уголок» Р. Вагнер «Полет валькирий», «Свадебный марш», Скерцо «Шутка» из Оркестровой сюиты №2 И.-С. Баха.

Понятие : фактура. Полифоническая, гомофонно-гармоническая фактуры И.С. Бах «Инвенция» F dur, П.И.Чайковский «Молитва» из цикла «Детский альбом»,Э. Григ «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт».

  1. «Построение формы музыки» (6 часов)

Музыкальная форма, как облик музыкального произведения. Понятие «музыкальная тема», функции частей в музыкальной форме. Единство содержания и формы.

Период как самостоятельная музыкальная форма и часть более крупной формы.

Одночастная форма:Ф.Шопен «Прелюдия» №7, П.И. Чайковский «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом».

Двухчастная и трехчастная формы.Контраст крайних частей сложной трехчастной формы. Э.Григ «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт», П.И.Чайковский «Сладкая греза» из цикла «Детский альбом».

Куплетная форма:Ф.Шуберт «Форель»,

И.В.Лебедев-Кумач «Песенка о веселом ветре» из кинофильма «Дети капитана Гранта».

Вариации: Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»,

П.И.Чайковский «Русская песня» из цикла «Детский альбом».

Рондо .Принципы построения формы рондо (контрастное сопоставление главной мелодии эпизодов) и формы вариаций (постепенное видоизменение, варьирование одной темы-мелодии):Ф.Куперен «Любимая», «Жнецы»;

М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила».

Сюита:К.Сен-Санс «Карнавал животных».

Основы музыкальной импровизации-сочинение законченной мелодии с окончанием на тонике в форме квадратного периода. Сочинение 2-ого голоса к мелодии. Сочинение марша, вальса, польки в 3-х частной форме (для детей, обучающихся игре на музыкальном инструменте фортепиано, баяне, аккордеоне)


  1. Итоговая форма урока(2 часа) :

«Музыкальный КВН»

Контрольный урок по теоретическим сведениям.

Группа делится на 2 команды. Выполняются задания по типу - назвать правильно ноты, выложить карточки с ритмом, прохлопать ритм, определить размер, определить тональность, изученные интервалы, аккорды, записать ритм, записать мелодию, досочинить мелодию, определить на слух интервальную цепочку, аккордовую цепочку, спеть интервальную цепочку на 2 голоса, отгадать кроссворд.

Концерт для родителей(практическая форма) - форма итогового урока в конце года по выученным произведениям - исполнение выученных песен, канонов, шумового оркестра, собственных сочинений в виде концерта.

8. Выездной урок.

Посещение симфонических утренников по абонементу Самарской государственной филармонии соответственно возрастной тематики.

Список методической и учебной литературы:


  • Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы. «Аквариум» ГИППВ, 2002.- 240 с.

  • Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000

  • Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. «Музыка», 2008.

  • Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио.М.-2006.

  • Боровик Т.А. Звуки,ритмы и слова.М.-2006.

  • Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2008.- 288 с.

  • Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4.

  • Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

  • Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. «Музыка», 2000.- 200 с.

  • Газарян С. В мире музыкальных инструментов. - М.: Просвещение. 1989. - 192 с.

  • Жарова Л. М. «Начальный этап обучения хоровому пению»// Работа с детским хором: Сб. статей/ под ред. В. Соколова. - М.: Музыка, 1981

  • Зильберквит М. Рождение фортепиано. - 1984, 64 с.


  • Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. - 224 с.

  • Карс А. История оркестровки.- М.: Музыка, 1990.

  • Калмыков. Фридкин. Сольфеджио 1 часть. Одноголосие - М., Музыка.- 1991.- 261 с.

  • Критская Е.Д. Методика работы с учебниками .Музыка: 1-4 класс: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2002. - 207 с.

  • Калмыков. Фридкин. Сольфеджио 2 часть. Двухголосие - М., Музыка.- 1991.- 243 с.

  • Кленов А. Секрет Страдивари. - 1989, 47 с.

  • Ларионова Г. П. Я учу нотную грамоту. Олма-Пресс, 2007.

  • Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.- М. :Советский композитор, 1985.

  • Масленникова -Золина Л.В. «Необычные уроки,1-4 класс».-Волгоград.:2009

  • Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

  • Музыка.1-7 классы: тематические беседы / авт. Е.Н.Арсенина. - Волгоград: учитель, 2009. - 205 с.

  • Металлиди Ж., Перцовская А.. Мы играем, сочиняем и поем. Уч. Пособие для ДМШ,3 класс.- С-Пб.:2000.-84с.

  • Музыкальный энциклопедический словарь / главный редактор Г.В.Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.

  • Побережная Г.И. Музыка в детской душе. Книга для родителей. Рада, 2007.

  • Оржеховская Ф. Пять портретов. Повести о русских композиторах. - 1971, 159 с.

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

  • Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.

  • Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.

  • Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». - М.: Прометей, 1992

  • Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. - 1989, 80 с.

© 2010-2022