- Преподавателю
- Музыка
- Сила песни в опере на примере оперы Снегурочка
Сила песни в опере на примере оперы Снегурочка
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чухонцева Е.В. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сила песни в опере
Она сначала обожжет,
Как ветерок студеный,
А после в сердце упадет
Одной слезой соленой.
И злому сердцу станет жаль
Чего-то. Грустно будет.
Но эту легкую печаль
Оно не позабудет. Белла Ахмадулина.
Исполнение «Музыка звучит».
Прозвучала песня Галины Авериной и Юрия Верижникова «Музыка звучит».
Какие чувства вызвала эта песня? (Ответы гостей, детей, учителя).
Загадка душевной песни в том, что…
Нет на свете лучше инструмента -
Голоса, что песнею живёт.
Нет для сердца лучшего момента,
Если хор возвышенно поёт…
Вознесётся голос, в небе тая,
Словно это ангелы поют,
И летает звук, не улетая,
Да и сам ты будто уж не тут!
Голос, голос, кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живёт:
Кажется, что это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовёт.
Звуки всё просторней, всё согласней,
Будто наполняют паруса…
Я не знаю музыки прекрасней,
Что поют людские голоса!
Начало нашей темы урока: «Сила песни …
Что такое песня с точки зрения поэзии - мы услышали.
А с точки зрения математики? спомним 5 класс...
Песня = мелодия + слово.
(например: «Пою в лесу: «АУ! Ау!»
А эхо мне: «Ау! Ау!»).
Продолжение темы урока: Сила песни в опере.
Что же такое опера? Вспомним правило 5 класса.
Опера - музыкальный спектакль, в котором артисты (профессиональные певцы) поют.
Следовательно, опера - это множество песен, спетых специально обученным сильным, красивым от природы голосом.
В опере песню называют арией. Исполнение «Ау» из оперы « Снегурочка». Вот во что превратились всего 2 звука.
Песня = мелодия + слово.
Ария = сложнейшая мелодия + либретто.
Следовательно.
Оперная ария - это песенная вершина!!! (Сложнее не придумано, вот почему песни устаревают, а арии становятся образцом, классикой).
Правило в тетрадь.
Ария - главная песня оперного персонажа, написанная на текст либретто со сложнейшей мелодией для певца - профессионала.
Сегодня мы познакомимся с арией сказочной героини и составим ее музыкальный портрет.
-
Назовите самую маленькую героиню сказки. (Дюймовочка).
-
Назовите самую трудолюбивую (Золушка).
-
Самую заботливую? (Белоснежка).
-
Самую умную? (Василиса премудрая).
-
Самую вредную? ( Баба Яга).
-
Самую холодную? ( Снежная Королева, а помладше - Снегурочка).
Кому же признается в любви герой, имя которого по-английски Спайдер , а на славянском языке Мизгирь. Он прибыл с острова Гурмыза, где нашел морское зерно… (жемчуг). Торговал им здесь…
Слушание и определение Мараканды по фортепианному фрагменту.
Слушание Арии Мизгиря.
-
Почему музыка такая красивая? (о любви)
-
Где произнесено слово «любовь»? (в конце).
Мне кажется, что любая девушка, подумав, обидится, если ей так признаются в любви. Почему? (Он покупает любовь)
Мизгирь - до сих пор в Архангельской области «чужой, опасный, паук».
Кто же из сказочных героинь не обиделся на такое признание? (Предположения).
Не обиделась Снегурочка, так как у нее холодное ледяное сердце, и она любви не знает!
Мы познакомимся сегодня с оперой-сказкой Римского - Корсакова «Снегурочка» (Весенняя сказка).
Давайте посмотрим, как из детской сказки создавалось либретто в 1873 году Александром Островским.
В сказке родители Снегурки - дед и баба.
В либретто - повелители природы суровый Мороз и красавица Весна.
Послушайте их разговор с дочерью.
Можно назвать этот диалог арией? (Нет).
Это речитатив - музыкальный разговор. Род певучего разговора.
Снегурочка - обычная принцесса 15 лет. Надоело ей быть одной - ей хочется на волю из родительского терема, к людям.
Вам на дискотеку, а ей послушать людские песни.
С какими интонациями она отпрашивается у родителей? (Выразительное чтение текста).
Роль Снегурочки исполнит
Слушание Арии Снегурочки.
Раз ария - музыкальный портрет, проанализируйте, как средства музыкальной выразительности этой арии рассказывают о Снегурочке?
-
Национальность русская. Определили по мелодии: распевной, протяжной, с русскими интонациями.
-
Внешность красивая. Определили по красивой мелодии.
Возраст Снегурочки нам подскажет регистр.
-
Чем выше регистр, тем моложе персонаж.
Темп показывает ситуацию сцены.
-
Когда Снегурочка умоляет отца, мелодия звучит медленно.
-
Когда отчаивается, темп мелодии звучит быстро.
Динамика подкрепляет ситуацию.
-
Просьба Снегурочки звучит тихо, ее отчаяние, если не пустят - громко.
Тембр инструментов выполняет особую роль. Три нежнейших тембра отдал любимой Снегурочке композитор: флейты, скрипки, арфы.
Задание: Подумайте!!!
-
Почему скрипка звучит «неправильно»: не певуче?
-
Почему флейта, а не скрипка, украшает пение Снегурочки?
Скрипка подобна человеческому сердцу. Она поет, как человеческая душа
У Снегурочки - сердце холодное, как льдинка. Поэтому звон льдинки лучше изобразит флейта.
Снегурочка = природа. Голоса природы выразительнее изобразит флейта.
Задача музыки
Сила музыки - способность музыки без слов, средствами музыкальной выразительности, рассказать о богатстве окружающего мира и изменить внутренний мир человека своей красотой и правдой.
Какую задачу выполнила музыка Арии Снегурочки? Расказала о богатстве природы своей красотой..
Островский написал пьесу, и она провалилась. Скучно было зрителям на спектакле.
Римский - Корсаков написал музыку - пьеса произвела оглушительный успех. Почему?
Красота музыки спасла спектакль.
Получается, что и на сцене и в жизни музыка помогла удивляться, волноваться, развлекаться и размышлять.
Снегурочка просилась к людям, чтобы послушать людские песни.
Из-за чего ей понравилась бы «Весну звали»? Развлечение, народная дискотека и т.п.
Исполнение песни Н. Осошник «Весну звали»
Из-за чего ей понравился бы «Апрель»? Трепетная красота…
Исполнение песни А. Ермолова «Апрель»