• Преподавателю
  • Музыка
  • Оценка степени сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства

Оценка степени сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Школа-гимназия №39» учитель музыки Веселова Людмила Александровна

Оценка степени сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства

Цель: сформировать у слушателей навык оценки степени сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства.

Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) - с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает, что на уроке музыки первый план выходит опыт творческой деятельности, который можно реализовать через следующие виды деятельности учащихся на уроке:

  • слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное

восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок, выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью;

  • пение: хоровое, ансамблевое и сольное пение: одноголосное и

двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения; вокализация основных тем инструментальных произведений, поиска вариантов их исполнительских трактовок;

  • инструментальное музицирование: расширение опыта творческой

деятельности в музицировании на элементарных инструментах; инструментальная импровизация, создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений;

  • музыкально-пластическое движение: обогащение опыта индивидуально

личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными;

  • драматизация музыкальных произведений: создание художественного

замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки).

Особенностью современного урока музыки является возможность организации разных форм музыкально-творческой деятельности школьников. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы.

Необходимо подчеркнуть, что изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей, обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). В данном случае возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Н.К. Миронова в своем диссертационном исследовании отмечает, что наблюдения в ходе многолетней практической работы со школьниками-подростками выявили, что в переходном возрасте учащиеся постепенно теряют интерес к урокам музыки. Если в младшем возрасте лица детей, отправляющихся на занятия музыкой чаще всего были радостными и улыбающимися, то позже все чаще на их лицах можно увидеть скучающее выражение. От многих подростков можно было услышать следующие слова: «мне это не интересно» или «это скучная музыка». Все проанализированные тенденции позволили выдвинуть предположение о том, что интерес подростков к урокам музыки падает. Причины этого явления в том, что им приходиться анализировать и размышлять о произведениях, содержание которых многим не понятно. Ведь именно в этом возрасте начинается знакомство с так называемым «взрослым» репертуаром, где представлены разнообразные стороны эмоциональной, духовной и социальной жизни человека. И если в младшем школьном возрасте происходит совпадение между эмоционально-духовным опытом учащегося и репертуарным содержанием, то в подростковом возрасте школьниками еще не обладают достаточным личным опытом для самостоятельного постижения содержания классических произведений. Именно поэтому большинство учащихся этого возраста называют такую музыку неинтересной. Очень часто классическая музыка воспринимается или как иллюстрация в художественном фильме, фон в рекламном ролике, часть сюжета в анимационном кино. Нередко во время урока на вопрос «Знакомо ли вам это произведение?» можно услышать следующие ответы: это реклама бальзама «Биттнер» (рондо из «Маленькой ночной музыки» Моцарта) или это произведение играет кот в мультфильме «Том и Джерри» («Вторая венгерская рапсодия» Ф.Листа). Можно привести в качестве примера немало подобных ответов. Все это говорит о том, что музыка в сознании школьников теряет свое первоначальное значение и самодостаточность. Поэтому одной из своих задач в музыкальном образовании и воспитании школьников Н.К.Миронова считает постижение сущностного смысла классических произведений. А ведь «воспринимать музыку - дело трудное. К нему надо подготовлять внимание».

Таким образом, при оценке степени сформированости осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства следует учитывать перечисленные ниже критерии:


  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как

неотъемлемой части его общей духовной культуры; для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной

памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на позитивную

музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия

музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание

музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью

эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной

и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов,

решения различных музыкально-творческих задач;

  • представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и

общества;

  • различать особенности музыкального языка, художественных средств

выразительности, специфики музыкального образа;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

3


© 2010-2022