Конспект урока по теме Интонация

Данный урок проводится в 3(2)классе во 2 четверти по теме "Интонация". Главный вопрос в том, как музыка помогает нам пережить разнообразные чувства, по – разному увидеть как бы глазами композиторов образ зимнего леса, самой зимы. Помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту зимней природы в художественных образах, углубить восприятие понятий « интонация », « образ ». Разучивая песню « Белые снежинки » - обратить внимание на ласковые, песенные интонации, добиваться мягкого пения, передавая ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3класс

Тема: « Поет, зима, аукает

Музыкальный материал:

1. «Белые снежинки» - разучивание и исполнение.

2.Чайковский « Вальс снежных хлопьев» из балета « Щелкунчик»- слушание.

3.Свиридов вторая часть поэмы Памяти С. Есенина « Поет, зима, аукает» - слушание.

Художественно - педагогическая идея.

« И снег кружится в невеселых играх

там, за окном, иль в некой сказке - сне...

и пишется снежинками эпиграф

к сказаньям порастающим во мне».

В. Шапошников.

Цель: Расширить и углубить нравственно - эстетические впечатления от поэтического слова, музыки и живописи.

Задачи.

1.Помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту зимней природы в художественных образах, углубить восприятие понятий « интонация », « образ ».

2.Разучивая песню « Белые снежинки » - обратить внимание на ласковые, песенные интонации, добиваться мягкого пения, передавая образ сказочной, новогодней зимы.

3.Ощутить изобразительную силу музыкального образа в « Вальсе снежных хлопьев», отмечая песенно - танцевальный характер. При помощи пластического интонирования передать содержание музыки вальса, выразить свое отношение.

4. Слушая музыку Г. Свиридова - подчеркнуть контрастный образ зимы - энергию, размашистость, упругость, обращая внимание на роль оркестровки.

Обобщение.

Музыка помогает нам пережить разнообразные чувства, по - разному увидеть как бы глазами композиторов образ зимнего леса, самой зимы.

ХОД УРОКА.

( Класс оформлен детскими рисунками о зиме, стулья стоят полукругом, парты убраны).

Педагог под мелодию песни « Белые снежинки » вводит детей в класс, предварительно настроив на характер.

- Ребята, вы вошли в класс очень необычно, стараясь передать и почувствовать характер музыки.

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка и почему? (она мягкая, спокойная, ласковая, похожая на колыбельную).

-А она знакома вам? (да, это песня о зиме).

Давайте мы ее сейчас с вами вспомним и выучим до конца.( разучиваем, обращая внимание на мягкость звучания, выделяя фразы интонацией голоса.)

-А почему она похожа на колыбельную? Как вы это почувствовали?

( интонации очень спокойные, убаюкивающие).

Действительно, вы правы. А мы знаем, что неслучайно и все чудеса совершаются в ночное время. Поэтому и наша песня такая сказочная, новогодняя.

- Скажите, а зима всегда вызывает чувство праздника, радости?

- Почему ее часто называют то « Чародейкой- волшебницей », то «Ведьмой злой »? Как вы это понимаете?

- Какое выражение вам больше нравится и почему? (зима новогодняя и сказочная).

Учитель: Конечно, никакое описание не сравнится с теми чувствами, которые вызывает у нас в душе сама музыка. Но не только мы с вами, но и композиторы также не остались безучастными к этому прекрасному времени года и поведали об этом на языке музыкальных звуков, с помощью интонации, окраски звучания разных инструментов.

И сейчас прозвучат подряд два музыкальных фрагмента. А вы тем временем должны внимательно послушать и ответить на вопрос:

-Какой из фрагментов больше подходит к выражению « Чародейка », а какой к «Ведьме злой » и почему? (дети делятся своими впечатлениями, больше говорят о характере, что они представили).

Анализируем музыку после ответов, отдельно каждый фрагмент, постоянно возвращая к музыке и подкрепляя музыкальными эпизодами.

Чайковский «Вальс снежных хлопьев »

Учитель: Ребята, что вы можете сказать об этой музыке, какие интонации вы услышали? (мягкие, волшебные, танцевальные, это чародейка зима, как будто танцуют снежинки, мы попадаем в сказку, сначала все тихо, а потом хочется танцевать.)

- А инструменты играют роль в передаче образа волшебной зимы?

- Какие вы можете назвать? (я услышал флейту, она похожа на волшебную палочку, которая творит чудеса, скрипки, ударные инструменты, арфу).

Учитель: Да, действительно, чтобы показать волшебный, зимний лес, композитор отдает предпочтение группе ударных инструментов, которые несут тепло (похвалить ребят).А еще композитор использует челесту (показать), которая передает в музыке стеклянность, необычность. Мы невольно становимся участниками того, что происходит в этом сказочном зимнем лесу и происходит чудо. На наших глазах поземка превращается в танец, и мы на минуту представим себя дирижером оркестра и продирижируем так, чтобы оркестру было понятно то, что мы хотим показать.

(игра в дирижеров).

Переход к музыке Свиридова.

Учитель: - Скажите, пожалуйста, ребята, как композитору удается показать контрастный образ зимы, на что прежде всего вы обратили внимание?

Дети: Музыка очень воинственная, грозная, зима не хочет уступать свое место весне, она посылает метели, ветры.

Учитель: Действительно, музыка очень упругая, энергичная.

Наиграть интонацию.

-Что за интонация слышится в самом начале, что это за ход?

-Похоже это на интонацию зова? (да).

Учитель: - Она звучит очень требовательно, как приказ. Я - главная! Слышится в интонации, это мое царство.

-А инструменты помогают нам услышать этот контрастный образ, какие вы можете назвать? (ответы детей)

Конечно, и духовые инструменты и тромбоны, все помогает увидеть зиму ведьмой злой. А медные инструменты - это всегда ощущение холода.

Вот видите ребята, какой разной мы увидели глазами композиторов зиму.

-А вам самим какая зима нравится?

Да, я с вами абсолютно согласна. А вы обратили внимание на то, что среди нас в классе очень много ваших рисунков и картин о зиме? И мы сегодня открываем свой художественный музей, в который поместим понравившиеся вам работы, но по двум состояниям - зима сказочная «Чародейка- волшебница » и «Ведьма злая ». ( ребята оформляют музей).

Учитель: Посмотрите, какой замечательный музей мы с вами создали. И в этом радостном настроении мы еще раз исполним песню, но сделаем это в хороводе, с движениями и пригласим наших гостей разделить с нами нашу радость от общения с музыкой.

«Выход под песню Белые снежинки ».










© 2010-2022