- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока по теме Интонация
Конспект урока по теме Интонация
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Александрова О.В. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
3класс
Тема: « Поет, зима, аукает
Музыкальный материал:
1. «Белые снежинки» - разучивание и исполнение.
2.Чайковский « Вальс снежных хлопьев» из балета « Щелкунчик»- слушание.
3.Свиридов вторая часть поэмы Памяти С. Есенина « Поет, зима, аукает» - слушание.
Художественно - педагогическая идея.
« И снег кружится в невеселых играх
там, за окном, иль в некой сказке - сне...
и пишется снежинками эпиграф
к сказаньям порастающим во мне».
В. Шапошников.
Цель: Расширить и углубить нравственно - эстетические впечатления от поэтического слова, музыки и живописи.
Задачи.
1.Помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту зимней природы в художественных образах, углубить восприятие понятий « интонация », « образ ».
2.Разучивая песню « Белые снежинки » - обратить внимание на ласковые, песенные интонации, добиваться мягкого пения, передавая образ сказочной, новогодней зимы.
3.Ощутить изобразительную силу музыкального образа в « Вальсе снежных хлопьев», отмечая песенно - танцевальный характер. При помощи пластического интонирования передать содержание музыки вальса, выразить свое отношение.
4. Слушая музыку Г. Свиридова - подчеркнуть контрастный образ зимы - энергию, размашистость, упругость, обращая внимание на роль оркестровки.
Обобщение.
Музыка помогает нам пережить разнообразные чувства, по - разному увидеть как бы глазами композиторов образ зимнего леса, самой зимы.
ХОД УРОКА.
( Класс оформлен детскими рисунками о зиме, стулья стоят полукругом, парты убраны).
Педагог под мелодию песни « Белые снежинки » вводит детей в класс, предварительно настроив на характер.
- Ребята, вы вошли в класс очень необычно, стараясь передать и почувствовать характер музыки.
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка и почему? (она мягкая, спокойная, ласковая, похожая на колыбельную).
-А она знакома вам? (да, это песня о зиме).
Давайте мы ее сейчас с вами вспомним и выучим до конца.( разучиваем, обращая внимание на мягкость звучания, выделяя фразы интонацией голоса.)
-А почему она похожа на колыбельную? Как вы это почувствовали?
( интонации очень спокойные, убаюкивающие).
Действительно, вы правы. А мы знаем, что неслучайно и все чудеса совершаются в ночное время. Поэтому и наша песня такая сказочная, новогодняя.
- Скажите, а зима всегда вызывает чувство праздника, радости?
- Почему ее часто называют то « Чародейкой- волшебницей », то «Ведьмой злой »? Как вы это понимаете?
- Какое выражение вам больше нравится и почему? (зима новогодняя и сказочная).
Учитель: Конечно, никакое описание не сравнится с теми чувствами, которые вызывает у нас в душе сама музыка. Но не только мы с вами, но и композиторы также не остались безучастными к этому прекрасному времени года и поведали об этом на языке музыкальных звуков, с помощью интонации, окраски звучания разных инструментов.
И сейчас прозвучат подряд два музыкальных фрагмента. А вы тем временем должны внимательно послушать и ответить на вопрос:
-Какой из фрагментов больше подходит к выражению « Чародейка », а какой к «Ведьме злой » и почему? (дети делятся своими впечатлениями, больше говорят о характере, что они представили).
Анализируем музыку после ответов, отдельно каждый фрагмент, постоянно возвращая к музыке и подкрепляя музыкальными эпизодами.
Чайковский «Вальс снежных хлопьев »
Учитель: Ребята, что вы можете сказать об этой музыке, какие интонации вы услышали? (мягкие, волшебные, танцевальные, это чародейка зима, как будто танцуют снежинки, мы попадаем в сказку, сначала все тихо, а потом хочется танцевать.)
- А инструменты играют роль в передаче образа волшебной зимы?
- Какие вы можете назвать? (я услышал флейту, она похожа на волшебную палочку, которая творит чудеса, скрипки, ударные инструменты, арфу).
Учитель: Да, действительно, чтобы показать волшебный, зимний лес, композитор отдает предпочтение группе ударных инструментов, которые несут тепло (похвалить ребят).А еще композитор использует челесту (показать), которая передает в музыке стеклянность, необычность. Мы невольно становимся участниками того, что происходит в этом сказочном зимнем лесу и происходит чудо. На наших глазах поземка превращается в танец, и мы на минуту представим себя дирижером оркестра и продирижируем так, чтобы оркестру было понятно то, что мы хотим показать.
(игра в дирижеров).
Переход к музыке Свиридова.
Учитель: - Скажите, пожалуйста, ребята, как композитору удается показать контрастный образ зимы, на что прежде всего вы обратили внимание?
Дети: Музыка очень воинственная, грозная, зима не хочет уступать свое место весне, она посылает метели, ветры.
Учитель: Действительно, музыка очень упругая, энергичная.
Наиграть интонацию.
-Что за интонация слышится в самом начале, что это за ход?
-Похоже это на интонацию зова? (да).
Учитель: - Она звучит очень требовательно, как приказ. Я - главная! Слышится в интонации, это мое царство.
-А инструменты помогают нам услышать этот контрастный образ, какие вы можете назвать? (ответы детей)
Конечно, и духовые инструменты и тромбоны, все помогает увидеть зиму ведьмой злой. А медные инструменты - это всегда ощущение холода.
Вот видите ребята, какой разной мы увидели глазами композиторов зиму.
-А вам самим какая зима нравится?
Да, я с вами абсолютно согласна. А вы обратили внимание на то, что среди нас в классе очень много ваших рисунков и картин о зиме? И мы сегодня открываем свой художественный музей, в который поместим понравившиеся вам работы, но по двум состояниям - зима сказочная «Чародейка- волшебница » и «Ведьма злая ». ( ребята оформляют музей).
Учитель: Посмотрите, какой замечательный музей мы с вами создали. И в этом радостном настроении мы еще раз исполним песню, но сделаем это в хороводе, с движениями и пригласим наших гостей разделить с нами нашу радость от общения с музыкой.
«Выход под песню Белые снежинки ».