• Преподавателю
  • Музыка
  • Использование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе

Использование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе

Этот урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке («Музыкальный ритм и размер») и математике («Обыкновенные дроби»). Поэтому основная работа ведется на повторение и закрепление пройденного материала. Нетрадиционное построение урока имеет несколько целей: во-первых, заинтересовать необычностью проведения этапов урока, во-вторых, снять напряжение через чередование различных видов деятельности, в-третьих, охватить большее количество учащихся, а также расширить образовательный пот...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе


Брюханова Наталья Аркадьевна, учитель музыки

Кропачева Ольга Дмитриевна, учитель математики

МКОУ «Уксянская СОШ»


Тема урока: Использование обыкновенных дробей в музыке

Цель: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой, повышение качества образовательного потенциала урока.

Задачи:

  • определить взаимосвязь музыки и математики;

  • способствовать формированию нового взгляда на мир;

  • формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы;

  • развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;

  • воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.

Музыкальный репертуар:

М.Мусоргский «Рассвет на Москве - реке» (вступление к опере «Хованщина»), «Раз, два, три» (музыка А.Варламова, слова Р. Паниной)

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, диски с записями, ноты, раздаточный материал, презентация к уроку

Место урока в теме. Этот урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке («Музыкальный ритм и размер») и математике («Обыкновенные дроби»). Поэтому основная работа ведется на повторение и закрепление пройденного материала. Нетрадиционное построение урока имеет несколько целей: во-первых, заинтересовать необычностью проведения этапов урока, во-вторых, снять напряжение через чередование различных видов деятельности, в-третьих, охватить большее количество учащихся, а также расширить образовательный потенциал урока. Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей обучающихся данного класса и, в основном, ориентированы на среднего ученика. Главный акцент направлен на проверку знаний обучающихся на данном этапе.

Ход урока

Слайд 1 «Начало урока»

Учитель музыки: Сегодня мы с вами проведем необычный урок - совместный урок музыки и математики. Но начнем мы свой урок, как обычно, с музыки. Сегодня мы услышим произведение композитора, который нам хорошо знаком, М. Мусоргского. Вспомните, пожалуйста, как называется это произведение. Обратите внимание на мелодию, подумайте, какие по длительности звуки использует композитор?

Слайд 2 «Рисунки детей»

Слушание музыки: М.Мусоргский «Рассвет на Москве - реке» (вступление к опере «Хованщина»),

Учитель музыки: Какова мелодия произведения?

Дети - очень напевная, волнообразная.

Учитель музыки: - Какие длительности, на ваш взгляд, преобладают в мелодии, почему?

Дети - Целые или половинные, потому что медленный темп и звуки долго тянутся.

Учитель математики: Целая и половинная нота в музыке. Что получится, если перевести данные длительности на язык математики.

Дети - целая нота - это целое число, половинная - это дробь (?)

Слайд 3 «Тема урока»


Учитель математики: - Тема нашего урока: «Использование обыкновенных дробей в музыке». Сегодня мы попробуем ответить на вопрос «Какое значение имеют дроби в музыке?». Вспомним, что мы уже знаем о дробях.

Опрос

Записи какого вида называют обыкновенными дробями?

Что показывает знаменатель дроби?

Что показывает числитель дроби?

Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, а какая больше?

Как изображаются равные дроби на координатном луче?

Приведите пример двух равных дробей с различными числителями.

Учитель математики: Дроби широко используются в музыке для обозначения длительностей нот.

Учитель музыки: Давайте вспомним длительности, которые мы знаем.


Слайд 4 «Длительности»

Дети - Целая

Учитель математики: А если перевести на язык математики, что это будет?

Дети - 1

Учитель музыки: Какие еще длительности знаем?

Дети - Половинная.

Учитель музыки: - Почему она так называется, и как она будет выглядеть, если перевести ее на язык математики?

Дети - По длительности она ровно на половину короче целой. На языке математики это будет 1/2. Еще существует четвертная, на языке математики это будет 1/4 Восьмая, на языке математики - 1/8.

Слайд 5 «Ноты - дроби»

Использование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе

Учитель математики: Как вы думаете, почему удобнее опираться на дроби в обозначениях длительностей нот?

Дети - Сразу понятно, насколько один звук должен быть короче или длиннее другого.

Слайд 6 «Сравнение»

Задание №1

Учитель музыки: Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки <, >, =.

Использование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе

Учитель математики: Переведем и запишем в тетрадь данные сравнения на языке математики.

В низу экрана есть подсказка.

Проверка задания. К доске вызывается один ребенок, выполняет задание, поясняя каждый пример.

Учитель музыки: Вы знаете, что в каждом слове есть ударные и безударные слоги. Чем они отличаются?

Дети: Ударный слог произносится немного громче и дольше.

Учитель музыки: А если слоги, заменить хлопками, то какой хлопок будет сильнее? Конечно, хлопок, указывающий на ударный слог.

Давайте прохлопаем вот такие имена: Таня и Матвей. Одинаково ли они звучат?

Как видим по ритму они отличаются.

А теперь хлопаем слово «математика».

Слайд 7 «Музыкальный размер»


Ритмичное чередование сильных (ударных) и слабых (безударных) долей в музыке образует музыкальный размер. Он обозначается цифрами в виде дроби в начале нотной строки.

Числитель дроби указывает на количество долей в такте.

Знаменатель - на длительность этих долей.

Здание №2. Задача.

Учитель математики: Решим музыкальную задачу.

Петя сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так:

Слайд 8 «Неоконченный такт»

Использование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе

Как можно записать его на математическом языке?

Сколько четвертей не хватает в такте?

Каков будет ответ?

Дети - в такте не хватает двух четвертей, потому что размер мелодии 4/4, а в такте есть одна четверть и две восьмые, которые по длительности равны еще одной четверти, значит, в такте не хватает двух четвертей.

Учитель музыки: Каков ритмический рисунок получился в такте?

Дети - четверть, восьмая, восьмая, четверть, четверть

Использование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе

Учитель математики: Решение задачи изобразим схематически в тетради. Запишите его на языке математики. Возможно несколько вариантов записи.

Слайд 9 «Варианты»

Использование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классеИспользование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классеИспользование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классеИспользование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классеИспользование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе

Использование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классеИспользование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классеИспользование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классеИспользование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе

Учитель музыки: Ребята, мы с вами хлопали разные длительности, а теперь давайте поиграем и попробуем их спеть.

Игра « Масленичная шутка»

Первая группа произносит: «Блин-н-н!»

Вторая: «Полблина! Полблина!»

Третья: «Четверть блина, четверть блина».

Четвертая: «Восьмушка блина, восьмушка бли­на!..»

Игра может превратиться в забавную шутку и по­требует даже некоторой виртуозности в произношении от четвертого участника или группы участников.

Слайд 10 «Ребус»

Задание № 3.

Учитель математики: Разгадаем ребус.

Использование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе

Единичный отрезок равен 8 клеток. Отметьте на координатном луче точки

Учитель математики: Какое слово зашифровано?

Дети - опера

Учитель музыки: Что такое опера?

Дети: Опера - это музыкально-сценический жанр, в котором главные герои выражают свои эмоции и чувства, главным образом, с помощью пения.

Учитель музыки: Опера состоит из увертюры, нескольких действий и финала.

Учитель математики: Именно опере посвящена наша следующая задача.

Слайд 11 «Задача»

Задание № 4

Композитор сочинял оперу 12 месяцев. Увертюру он сочинял 1/6 этого времени, 1 действие - 1/3 всего времени, 2 действие - 1/2 от затраченного времени на сочинение увертюры и 1 действия. Сколько времени композитор затратил на сочинение финала?

Решение задачи в тетради, один ребенок - на доске.


Задание № 5.

В постановке оперы принимали участие кордебалет, оркестр и солисты - всего 90 человек. 1/3 от общего числа составляли танцоры кордебалета, 1/2 - музыканты оркестра. Сколько солистов участвовало в постановке оперы?

Решение задачи в тетради


Учитель математики: Наш урок подходит к концу. Что необычного было в уроке?

Дети - Урок объединял два предмета - музыку и математику.

Учитель математики: Какое значение имеют дроби в музыки?

Дети - С помощью них определяют длительности нот и музыкальный размер.

Учитель музыки: Помогала ли нам музыка на уроке?

Дети - Да, задания были необычными, интересными.

Учитель музыки: Определим еще одну музыкально-математическую связь. Математика - мудрая царица всех наук. Она сопровождает человека всю жизнь. И даже в песнях мы довольно часто встречаемся с математическими понятиями. Назовите песни, в которых встречаются математические термины.

Одну из названных вами песен мы исполним в завершении нашего урока.

Исполнение ранее разученной песни «Раз, два, три» сл. Р.Паниной, муз. А.Варламова.

Рефлексия

Перед вами нотки разного цвета. Подумайте и выберите ту, которая соответствует вашему настроению на уроке











Задание №3. Работа с карточками

Использование обыкновенных дробей в музыке. Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе

Учитель - Перед вами 2 ритмические мелодии. В каких они размерах?

Дети - 3/4 и 4/4

Учитель - Разделите данные мелодии на такты в соответствии с размерами.

Проверка по тактам с места.

8



© 2010-2022