Конспект урока в 5 классе

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Путимецкая средняя общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области

Открытый урок в 5 классе

по предмету «музыка»


Тема полугодия:

«Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока:

«О подвигах, о доблести, о славе…»

Подготовила: учитель высшей категории

Щербатова Ю.А.


Конспект урока в 5 классе


Конспект урока в 5 классе




Тип урока: Сообщение и усвоение новых знаний.

Форма урока: Музыкальная драматургия.

Видеоряд: Презентация «О подвигах, о доблести, о славе…»

Цель урока: Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему патриотизма. Познакомить учащихся с жанром Реквиема.

Задачи:

1.Показать развитие темы патриотизма и образов защитников Отечества в различных видах искусства: литературе, музыке, изобразительном искусстве, кино.

2. Развивать интонационный слух и творческие способности учащихся.

3.Формировать умение давать эмоционально-образный анализ произведениям искусства, учить сравнивать и обобщать.

4. Воспитывать нравственно-эстетические чувства у учащихся, любовь к Родине, уважение к ветеранам войн.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Дети входят в класс.

Звучит «Патриотическая песня» М. Глинки.

У: Ребята, скажите, какая музыка сейчас прозвучала?

Д: Торжественная, сильная, величавая, широкая, патриотическая…

У: Как вы думаете, какой композитор ее сочинил - зарубежный или русский?

Д: Русский.

У: Почему вы так решили?

Д: Мелодия широкая, раздольная, распевная. Такая бывает у русских народных песен.

  • У: Да, ребята, правильно. Эту музыку написал М.И.Глинка - наш русский композитор. 27 ноября 1990 года при открытии II Внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР мелодия Глинки была исполнена и единогласно утверждена в качестве Государственного гимна Российской Федерации. Оставалась гимном до 2000 года. Гимн исполнялся без слов, общепризнанного текста для «Патриотической песни» не было. Но, М.И. Глинка сочинил сам текст на эту музыку. (Слайд)

У: Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?

Д: Патриотической теме.

У: Тема урока звучит так: ««О подвигах, о доблести, о славе…»

У: Ребята, как вы понимаете выражение «Совершить подвиг»? «Слава героям!» Что такое доблесть?

Д: ответы детей.

Для учителя:Честь - внутреннее нравственное достоинство человека,
доблесть, честность, благородство души и чистая совесть
(Владимир Даль)

У: Скажите, какие виды искусства затрагивали эту тему?

Д: Художники, поэты, писатели, композиторы, кинорежиссеры и т.д.

У: Да, ребята, и мы сегодня на нашем уроке рассмотрим, как раскрывается тема патриотизма и героизма в литературе, музыке, изо, кино.

У: С какой целью изображали героев победителей, которые прославили нашу родину?

Д: Чтобы показать силу и мощь нашего государства, преданность Родине, доброту и душевное богатство русского человека.

У: Давайте вспомним, с какими музыкальными произведениями мы встречались на уроках, в которых раскрывается образ героя, защитника, победителя?

Показ слайдов.

Д: Песня - былина О Добрыне Никитовиче; (слайд)

Солдатские песни; (слайд)

Опера «Иван Сусанин»; (слайд)

Кантата «Александр Невский». (слайд)

У: Скажите, ребята, какой подвиг совершил Иван Сусанин?

А в чем заслуга перед Отечеством Александра Невского?

У: Ребята, а как вы думаете, тема патриотизма и героизма популярна в современном мире, в 21 веке?

Д: Да, популярна.

У: Почему вы так думаете?

Д: Чтобы мы знали и помнили этих героев, знали историю своей страны и передавали её своим потомкам.

У: Дома вы должны были нарисовать рисунки с изображением героев-победителей. Давайте мы сейчас создадим галерею Славы на доске. (Прикрепляют рисунки под музыку)

У: Я предлагаю обратиться сейчас к литературному произведению известного советского поэта Роберта Рождественского, который написал Реквием и посвятил его памяти павшим в годы Великой Отечественной войны.

Девочка зачитывает фрагмент:

У: О чем говорится в этом отрывке?

Д: В этом отрывке поэт говорит о светлом будущем, о новом поколении. О том, что мы достроим , закончим начатое дело своих отцов и дедов…

У: Жанр Реквиема очень распространен в разных видах искусства. В музыке к нему обращались многие композиторы, в том числе и Д.Б. Кабалевский. Давайте, откроем тетради и запишем определение Реквиема. ( Реквием - многочастное траурное хоровое произведение, с участием солистов , хора и оркестра. Прежде чем, мы начнем слушать музыку, я хочу раздать вам карты анализа. В них вы должны будете проанализировать этот музыкальный фрагмент.

Слушание «Наши дети»

Анализ.

Вывод: Часть «Наши дети» светлая, песенная звучность словно перебивается грозными интонациями. Мажор сменяется минором.

У: А вот, пожалуйста, посмотрите, как представлен жанр Реквиема в изобразительном искусстве. Литовский художник - график С. Красаускас показал языком изобразительного искусства свое отношение к подвигу солдат. (Просмотр картины)

Художник писал: «Когда я работал над гравюрами, то вновь и вновь возвращался к строкам Реквиема Р.Рождественского. Не иллюстрировал его, но был во власти его стихов…»

У: Эти стихи, действительно не могут оставить никого равнодушным. Давайте их послушаем.

МАЛЬЧИК: Люди, покуда сердца стучатся…

У: Вы видите, что композиторы, поэты, художники обращаются в своем творчестве к теме памяти. Эта тема очень ярко выражена в песенном жанре.

Слушание: Песня «Поклонимся великим тем годам»

У: О чем эта песня? Каков характер музыки? Можно ли сравнить её с реквиемом?

Ответы детей.

У: Ребята, я думаю, что вы знаете много песен на патриотическую тему и предлагаю вам выполнить задание.

Задание: В конвертах находятся разрезанные фразы известных песен. Ребятам необходимо составить фразы из песен и пропеть их.

Распевание, разучивание песни «Мир нужен всем»

У: Ребята, скажите, а какой вид искусства может одновременно нам показать и рассказать историю страны, где мы можем услышать музыку известных композиторов и увидеть мастерски сыгранные роли героев-победителей?

Д: Это кино.

У: Ребята, скажите, чем знаменит наш город Орел?

Д: Город Орел - город боевой славы. Он также пострадал от немецко-фашистских захватчиков. В 1943 году в нашем крае проходила знаменитая Орловско-Курская дуга, которая явилась переломным моментом в войне и стала началом Победы.

У: Какие вы молодцы, что знаете историю своего края.

У: Во время войны Родину шли защищать все, несмотря на чины и профессии. В том числе и композиторы, и поэты, и певцы, и музыканты . Их оружием с врагом было искусство. Сколько песен родилось в окопах и блиндажах, и именно их поют сейчас в наше время. Мне хотелось бы вам рассказать о творчестве нашего Орловского композитора Тихона Хренникова. Он написал музыку и песни к знаменитому кинофильму «В 6 часов вечера после войны». Здесь звучит его песня артиллеристов. Фильм появился в 1944 году. Режиссёр: Иван Пырьев
В фильме снимались: Евгений Самойлов, Марина Ладынина. 1944 год, война продолжается. Двое молодых людей встретились и полюбили друг друга, но встретятся ли они после войны?

Я приглашаю вас посетить кинозал и посмотреть чем же закончился фильм, состоялась ли их встреча?

Просмотр фрагмента фильма.

У: Ребята, что вы увидели сейчас на экране?

Д: Мы увидели долгожданную встречу двух людей.

У: Просто людей или все-таки героев?

Д: Конечно героев.

У: Почему вы так считаете?

Д: У них на груди ордена и медали, и кроме того они прошли всю войну и дожили до Победы. Значит, они - герои!

У: Вот и подошел к концу наш урок.

О какой теме мы сегодня говорили?

Д: О теме подвига, доблести и славы. О теме патриотизма и защитника страны.

У: С каким жанром познакомились?

Д: С жанром реквиема.

У: Какие произведения услышали и увидели?

Д: Реквием Р. Рождественского, Реквием Д. Кабалевского., художника - графика Красаускаса. Посмотрели фильм «В 6 часов вечера после войны», музыку к которому написал Тихон Хренников.

У: Скажите, ребята, тема патриотизма будет жить?

Д: Да, конечно, ведь в мире неспокойно, в других странах идут войны. И мы должны быть начеку, должны быть готовы защищать свою страну от врагов.

Оценки за урок. Д. зад.

У: На кануне большого праздника - Дня Победы, мне хотелось бы закончить наш урок песней - гимном Победе.

Исполняется песня «День Победы».

© 2010-2022