• Преподавателю
  • Музыка
  • Концертмейстер театрального училища: специфика деятельности и его роль в учебном процессе

Концертмейстер театрального училища: специфика деятельности и его роль в учебном процессе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Татьяна Владимировна Перуновская,

концертмейстер ОГПОБУ «Иркутское театральное училище»



Концертмейстер театрального училища: специфика деятельности и его роль в учебном процессе

Пожалуй, одна из самых незаметных творческих профессий в театральном училище - это концертмейстер. Концертмейстер театрального коллектива всегда остаётся "в тени", но то что он делает имеет большое значение для процесса обучения и воспитания студента. Его деятельность многогранна и глубоко специфична. Роберт Стуруа, режиссёр с мировым именем, сказал: "Сегодня актёр должен уметь делать все, быть универсальным". Эти слова можно в полной мере отнести и к работе театрального концертмейстера. Музыкант должен обладать высокой культурой, тонким художественным вкусом, профессиональным мастерством, знать специфику работы на уроках вокала, ансамблевого пения, хореографии, сценической речи, сценического движения, в постановках учебных спектаклей, то есть особенности любого предмета. Кроме этого концертмейстер принимает активное участие в проведении училищных мероприятий, в концертных программах, спектаклях, хореографических постановках, представлениях. В отсутствие преподавателя пианист может самостоятельно провести занятия и репетиции.

Работая театральным концертмейстером с будущими актёрами музыкального театра, на основе собственного опыта хочется отметить некоторые особенности его деятельности. Самое главное - бескорыстная любовь пианиста к своей профессии, к концертмейстерскому исполнительству и огромная любовь и уважительное отношение к студентам.

Концертмейстер выстраивает свои творческие отношения с педагогом на профессиональной основе. Естественно, что постоянная их работа в одном классе предполагает координацию совместных действий и усилий.

Пианист должен владеть правилами работы в ансамбле, помнить об уважительном отношении к своему партнёру, тесном взаимодействии между партией солиста и партией аккомпанемента. Специфика игры концертмейстера состоит в том, что он является не солистом, а одним из участников музыкального действия, причём, участником не самым заметным. Если пианисту-солисту предоставлена полная свобода в проявлении творческой индивидуальности, то концертмейстеру приходится, сохраняя свой индивидуальный облик, приспосабливать своё видение музыки к исполнительской манере солиста.

Он должен быть хорошим пианистом, отлично владеющим инструментом и постоянно совершенствующим своё профессиональное мастерство.

Для концертмейстера театрального коллектива жизненно необходимыми условиями профессиональной деятельности становятся умение читать с листа, транспонирование, владение навыками свободной художественной обработки исполнительской партии, умение импровизировать и аранжировать заданный музыкальный материал согласно поставленным художественным задачам.

Музыкант должен знать специфику работы и владеть техникой аккомпанемента любого учебного предмета (вокал, хореография, сценическое движение, постановка учебных спектаклей и др.). Например, на уроках танца музыка должна преподноситься при помощи особых исполнительских приёмов. Если воспроизведение музыки полностью лишено черт дансантности, то у студентов возникают ощущения неудобства при выполнении тех или иных движений. Музыкальное сопровождение всегда должно помогать танцевать, все акценты в аккомпанементе должны быть "наполнены полётностью". На уроках вокала пианисту необходимо знать особенности вокального исполнительства: штрихи, дыхание, агогика, тесситура.

На любом уроке от концертмейстера требуется большое внимание, сосредоточенность, полная готовность к участию в работе. Так, на уроке танца он должен уметь тонко чувствовать характер каждого движения, уметь «дышать» вместе с учащимися; на вокале, следуя за исполнением солиста, должен уметь контролировать и слышать себя во время игры и в тоже время следить за звуковым балансом (лежащим в основе ансамблевого исполнения) между аккомпанементом и сольной партией вокалиста; только согласованная работа вокалиста и концертмейстера помогает воплотить художественный замысел данного произведения.

Мобильность, быстрота реакции очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что иногда встречается при исполнении от волнения), опытный музыкант должен не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца.

Воля и самообладание, выносливость - качества, также необходимые концертмейстеру.

Концертмейстер театрального коллектива должен быть высоко эрудированным музыкантом и разбираться в вопросах стилистики, эстетики, истории музыкально-театрального искусства.

Концертмейстерская работа на музыкальном курсе предполагает умение работать в различных сценических «режимах», владеть навыками управления творческим коллективом и средствами организации репетиционной работы.

Театральный концертмейстер привлекается к постановкам учебных музыкальных спектаклей. На репетициях он должен уметь художественно обрабатывать музыкальный материал, изменять музыкальную фактуру в соответствии с задачами, поставленными режиссёром-постановщиком, использовать приёмы воспроизведения на фортепиано тембров оркестра, владеть техническими приёмами преодоления пианистических трудностей, знать основы фортепианной аранжировки нотного текста клавира. Зная все тонкости музыкального текста не только каждого персонажа спектакля, но и всего произведения в целом, пианист в процессе своей работы с солистом над партиями ставит целью не только выучивание нотного текста, но всегда стремится к видению всей партии в общей драматургии спектакля, включающей в себя особенности как исполнительской, так и образно-эмоциональной характеристики героя. Бесценным качеством театрального концертмейстера является умение делать оркестровку клавира, то есть распределение музыкального материала между инструментами "оркестра" (на двух современных цифровых фортепиано) с целью наиболее выигрышного общего звучания. Для этого необходимо изучить свойства отдельных инструментов, их звучание во всевозможных комбинациях в «оркестре». Музыканту следует подобрать такие тембры, чтобы они очень точно смогли бы передать образ героя в спектакле, его эмоциональное состояние, настроение, атмосферу всего музыкального действия, а для музыкальных сказок - найти инструменты с волшебным, «сказочным» звучанием.

Ещё более ответственна и незаменима роль концертмейстера в концертных программах театра, выездных спектаклях, проводимых на различных сценических площадках. Здесь он является непосредственным участником живого творческого общения, которое рождается на глазах у зрителей.

Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе театрального училища неоспоримо велика, а владение в совершенстве "комплексом концертмейстера" повышает востребованность пианиста в разных сферах музыкальной деятельности.

"Работу концертмейстера очень трудно перевести на язык бумаги - она в пальцах, в душе" (М. Годына) и с этим трудно не согласиться.

Используемая литература:

Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера.- СПб,: ИГУП, 1997.- 256 с., ил

Подольская Вера Васильевна. Антонина Нежданова и её ученики: (заметки концертмейстера) / В. В. Подольская; [под общ. ред. К. П. Тихоновой]. Москва: Музгиз, 1960. 108 с. : муз. пр., фот

Меерович И.М. Музыка в спектакле драматического театра. Учебное пособие.- М.: ГИТИС, 1983,- 72 с.

© 2010-2022