Введение в образовательную программу. Конспект занятия. Фольклор 1 год обучения

Конспект занятия по фольклору «Введение в образовательную программу "Неисчерпаемый родник народного творчества".Занятие первого года обучения для детей 7-10 лет. Занятие построено в игровой форме. На занятии дети приобретают первоначальные знания о народном творчестве, знакомятся с народными играми, считалками, с понятиями: «фольклор», «народное творчество», узнают о роли игры в жизни человека.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение в образовательную программу. Конспект занятия. Фольклор 1 год обучения

Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ДДЮ «Спектр» г. Каменки Пензенской области

Введение в образовательную программу

Конспект занятия по фольклору

Конспект занятия «Введение в образовательную программу "Неисчерпаемый родник народного творчества".

Занятие первого года обучения для детей 7-10 лет. Занятие построено в игровой форме.

Цель: заинтересовать детей перспективой участие я программе.

На занятии дети приобретают первоначальные знания о народном творчестве, знакомятся с народными играми, считалками, приобретают знания о понятиях «фольклор», «народное творчество», узнают о роли игры в жизни человека.

Цель занятия: заинтересовать детей перспективой участия в образовательной программе «Неисчерпаемый родник народного творчества».

Задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа;

  • Познакомить с понятиями: «фольклор», «народное творчество»;

  • Развивать у детей чувство коллективизма, творческие способности, коммуникабельность.

Содержание занятия

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Знакомство. Игры «Маятник», «Как тебя зовут?»

  3. Теория. Сообщение темы. Выявление знаний детей о народном творчестве. Понятия «фольклор», «народное творчество», Игра, её роль в жизни человека. Считалки, их предназначение.

  4. Разучивание песни и проведение игры «Дедушка Мазай».

  5. Рефлексия. Роль народного творчества.

Материалы и оборудование

  • 15 стульев (по количеству детей);

Ход занятия.

Педагог:

Тара-Ра, тара-Ра,

Собралась к нам детвора.

Вы пришли сюда играть,

Песни слушать и плясать.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Валерьяновна. Много лет я руковожу детским фольклорным ансамблем «Русские сувениры» в доме детства и юношества «Спектр». И сегодня я хочу познакомить вас с тем, чем мы занимаемся в ансамбле - с народным творчеством.

В детстве я часто ездила в деревню к бабушке, там было много ребятишек, с которыми я знакомилась, дружила и играла. И с вами я хочу познакомиться и подружиться.

Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки.

Дети образуют в круг и берутся за руки.

Педагог: Встаньте свободно, корпус отклоните немного назад и слегка согните ноги в коленях. Переступаем с ноги на ногу, изображая движение маятника часов: «тик - так, тик - так». Повторяйте за мной.

Дети выполняют задание.

Педагог: теперь поворачиваем голову к соседу слева и по - очереди в том же ритме называем своё имя. Я начинаю: меня зовут Виктория Валерьяновна.

Дети выполняют задание. Проводится игра «Знакомство»

Педагог: Молодцы! А теперь поворачиваем голову к соседу справа и все вместе, дружно называем его имя.

Дети выполняют задание. Продолжается игра «Знакомство».

Педагог: Ну, вот мы с вами и познакомились! Переходим к теме нашего занятия: «Введение в образовательную программу «Неисчерпаемый родник народного творчества»

Показывает надпись на плакате.

Мы с вами будем заниматься по моей программе «Неисчерпаемый родник народного творчества», по которой училось не одно поколение ребятишек, многие из которых уже стали взрослыми, и сами преподают фольклор.

Я хочу приоткрыть дверцу в мир народного творчества, рассказать вам о том, что такое фольклор. Может быть, кто-нибудь из вас знает, что это такое?

Ответы детей.

Педагог: Оказывается, в переводе с английского языка это - «народная мудрость», «народное знание», это устное народное творчество: сказки, легенды, былины…Помогайте мне, что ещё относится к фольклору?

Ответы детей.

Педагог: А почему же оно называется устным? А потому, что оно передаётся устно, а не письменно - от одного певца или сказителя к другому из поколения в поколение, из уст в уста (губы).

Когда вы были совсем маленькими, с вами играли ваши мамы, папы, бабушки, пели вам песни, прибаутки, потешки, рассказывали сказки, тем самым развивали вас и веселили. Каким образом они вас веселили? (Играли в «Ладушки», в «Сороку» …)

Когда вы немножко подросли, стали общаться и играть со своими сверстниками, В какие игры вы играете? («Дочки-матери», «Прятки», «В магазин» и т.д.).

Без игры в жизни не обойтись. Игры помогают нам освоить окружающий мир, развивают человеческие способности: ловкость, смекалку, пластичность, внимание…Игры бывают самые разные: с бегом, с движениями, с песнями и хороводами, с игрушками…

Я предлагаю поиграть в игру «Дедушка Мазай». Это игра с песней. Сначала разучим песенку:

Здравствуй, Дедушка Мазай!

Из коробки вылезай!

Где мы были, мы не скажем,

А что делали, покажем.

Разучивается песенка.

Педагог: Нам нужно выбрать водящего для игры - Деда Мазая. Как мы это сделаем?

Ответы детей: считалкой!

Педагог: Правильно, ребята. Наверное, вы много знаете считалок? Считалки тоже относятся к народному творчеству, они служат для распределения ролей в игре, помогают нам в развитии речи, правильном произношении, и говорить их нужно громко и выразительно.

Дети предлагают свои считалки. Выбирается водящий для игры - Дед Мазай.

Педагог: Дед Мазай, садись на стульчик. Когда мы пропоём песенку, ты должен угадать, что мы изображаем, а будем мы изображать то, как люди трудятся. Если угадаешь, лови одного из ребят. Кого поймаешь, тот будет новым Дедом Мазаем.

Игра проводится несколько раз.

Педагог: Ребята, наше занятие подходит к концу. Что же нового и интересного вы узнали?

Ответы детей.

Педагог: Оказывается, кроме телевидения, видео, компьютеров, в мире существует много нового и интересного, в том числе и народные песни, игры, сказки, обычаи, которые помогают нам в жизни. Чему же учит народное творчество?

Ответы детей с помощью педагога: только хорошему: добру, помогать друг другу, приходить на помощь в трудную минуту, заботиться о младших, помогать старшим, любить свою Родину, родной дом; пословицы и поговорки учат правилам поведения.

Педагог: Время идёт, бабушки стареют, и наша задача - сохранить народные традиции, которые передавались из поколения в поколение, этот «Неисчерпаемый родник народного творчества» (показывает надпись на доске).

Я очень рада, что познакомилась и подружилась с вами. Всего вам доброго! До новых встреч!

Источники:

  1. Образовательная программа «Неисчерпаемый родник народного творчества. Полшкова В.В.

© 2010-2022