• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое сообщение на тему: Дети-левши и развитие их музыкально творческих способностей

Методическое сообщение на тему: Дети-левши и развитие их музыкально творческих способностей

Актуальность работы вызвана повышением количества леворуких людей во всем мире и неразработанностью содержания, методов и форм работы с ними. Особенности леворуких людей мало изучены, неизвестна также и причина появления леворукости у человека. Проблемы, связанные с этим явлением, стали изучаться только в XX веке. Это объясняется тем, что возникновение леворукости, как правило, обусловлено наследственными причинами, для изучения которых потребовались открытия в биологии и медицине, потребовалось...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Методическое сообщение

Тема: «Дети-левши и развитие их музыкально-творческих способностей»



Составитель:Волкова Г.Ф.

преподаватель МБОУДОД «ДМШ№49»























Содержание

Введение 3

1.Специфические особенности леворуких детей 6

2. Отношение общества к леворуким людям 8

3.Несколько советов, как желательно себя вести родителям с ребенком-левшой 10

4.Возможные проблемы и трудности в обучении леворуких детей. 12

5.Как помочь ребенку преодолеть трудности в обучении. 12

6.Подбор репертуара. 14

Заключение 17

Список литературы 18



















Введение

Актуальность работы вызвана повышением количества леворуких людей во всем мире и неразработанностью содержания, методов и форм работы с ними. Особенности леворуких людей мало изучены, неизвестна также и причина появления леворукости у человека. Проблемы, связанные с этим явлением, стали изучаться только в XX веке. Это объясняется тем, что возникновение леворукости, как правило, обусловлено наследственными причинами, для изучения которых потребовались открытия в биологии и медицине, потребовалось развитие генетики.

В современном мире ученые насчитывают от 8 до 10 процентов левшей, а с прибавлением к этим данным людей со скрытой леворукостью показатели увеличиваются до 20 процентов. В России общей статистики по левшам пока нет, но некоторые исследования показывают увеличение количества леворуких людей и в нашей стране. Это хорошо заметно среди школьников -- тем более, что сейчас нет тенденции к переучиванию леворуких детей. Практика свидетельствует о постоянном увеличении числа подобных учеников и нерешенности проблем, вызванных доминированием левой стороны тела. Обучение левшей, как и их изучение, ставит перед педагогом много этических вопросов. Нередко ошибки именно этического плана тормозили развитие генетики - науки, которая ближе всех стоит к тайне появления леворукости. Так, евгенистические попытки улучшения природы человека, предпринимавшиеся в начале XX века и в 30-е годы, имели крайне нежелательные социальные и научные последствия. Например, по этой причине в ГДР исследования по генетике человека были возобновлены только в начале 70-х годов XX века.

Художественная культура занимает особое место в контексте проблем исследования толерантности. Основы гуманистической философии применительно к культуре и воспитанию детей (философия культуры М.С.Кагана, философия образования В.С.Гершунского, философия воспитания Б.Т.Лихачева) предполагают раскрытие, как минимум, 5 проблем: гуманистическое представление о мире как источнике искусства, гуманистическое представление о человеке, гуманистическое представление о ребенке и такое же представление о приобщении детей к искусству (Б.П.Юсов). . В данной работе мы рассматриваем обучение леворукого ребенка музыке через призму гуманистических ценностей. Гуманизм присущ демократическому обществу в принципах «активного ненасилия», «недискриминации», «свободы выбора», «кооперативизма».

Изучение проблем, связанных с леворукостью, сдерживали не только этические ошибки. Так, на генетику в XX веке оказывалось идеологическое давление. В 20-е годы в СССР уровень генетических исследований был очень высокий. В стране работала целая плеяда корифеев - Н.И. Вавилов, Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, Ю.А. Филипченко, Н.В. Тимофеев-Рясовский, С.Н. Давиденков. Но их идеи оказались «неудобными» для мичуринской науки, объявившей этих ученых создателями реакционной теории наследственности, направленной против материалистической теории развития. Согласно постулатам материалистической биологии считалось, что наследственностью живых организмов можно управлять через ассимиляцию новых условий. Т.Д. Лысенко в своей «Агробиологии» в 1948 году писал, что наследственность - это эффект концентрирования воздействий условий внешней среды, ассимилированных организмами в ряде предшествующих поколений. Тем не менее, «менделисты-моранисты», как называла их официальная наука, отрицали влияние условий жизни на изменчивость органических форм и искали причины изменчивости во внутренних факторах, заложенных в самом организме. Внешние условия, считали они, могут лишь усиливать или ослаблять имеющуюся изменчивость. В эпоху доминирования материалистической эволюционной теории Дарвина эти идеи были обречены. Но без них сложно было объяснить, почему у праворуких родителей появляется леворукий ребенок, почему при одинаковом обучении во все времена оставались люди, которые могли писать только левой рукой. Положение о роли среды и наследственности в формировании личности было впервые сформулировано русскими учеными Ю.А.Филипченко и Н.К.Кольцовым еще в 20-е годы XX века. Развитие наследственнных признаков они считали следствием результата взаимодействия наследственной конституции и внешней среды. Нет таких признаков, которые бы абсолютно зависели от наследственности или только среды.Когда мы рассматриваем человека, то одно в этом человеке оказывается явно принадлежащим его биологическому существу (природному, как сказал бы К. Маркс), а другое явно открывается перед нами как надприродное,, приобретенное в обществе свойств. В исследовании музыкального развития леворуких детей вопросы обучения и воспитания мы рассматривали исходя из этой концепции. Изучению левшевства мешают и демографические проблемы. Одними из методов изучения наследования признаков человека в медицинской генетике являются близнецовый и популяционно-статистический методы. Близнецовый метод позволяет оценить степень наследственности и факторов внешней среды. Популяционно-статистический метод заключается в исследовании признаков в больших группах людей, различающихся по наследственным характеристикам или условиям наследственных факторов в антропогенезе, роль генотипа и внешних факторов в наследственности в разных географических зонах или разных популяциях. Уменьшение рождаемости приводит к уменьшению возможности проведения исследовательских работ по генетике на более широком материале. Миграция населения и смешение рас приводит к появлению совершенно новых генотипов. По прогнозам генетиков, пройдет 40 поколений (считается, что у человека поколение в среднем длится 25 лет) и все нации смешаются. Однако, как эта тенденция влияет на количество леворуких - ученые не знают.

Цель работы: сформировать теоретический взгляд на содержание и условия эффективного музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования. .

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогические особенности обучения и развития леворуких детей.

2. Выявить специфику музыкального развития леворуких детей в процессе обучения игре на инструменте.

3. Обосновать педагогические условия адаптации к обучению леворуких учеников .







1.Специфические особенности леворуких детей

Наука не стоит на месте, ее открытия способны повлиять на понимание явления леворукости. Прежде считалось, что определить доминирующую сторону тела можно в возрасте трех-четырех лет. Оказалось, гораздо раньше. Питер Херпер из Центра исследования поведения эмбрионов королевского Университета в Белфасте (Великобритания) изучил тысячу изображений зародышей, полученных с помощью ультразвукового сканера. Им было от 10 до 15 недель. Затем познакомился с детьми, в которых те превратились - и выяснил удивительные закономерности. Во-первых, все зародыши, созревающие в утробе, тянут ко рту и сосут «лапку», словно медведи в берлоге. И, как правило, сосут правую - так поступают 9 зародышей из 10. Однако некоторые сразу же предпочитают левую. В итоге получается, что первые поголовно становятся правшами, а вторые - левшами. Херпер считает, что «ручной перекос» возникает от асимметрии в развитии спинного мозга, поскольку в 10-15 недель в голове у зародыша мозг находится еще в самом зачаточном состоянии. Но потом, по мере созревания и зародыша, и мозга, асимметрия «впечатывается» в голову. [89]. Поэтому леворукость - это не просто преимущественное владение одной рукой, а отражение определенной асимметрии между полушариями мозга. Это отличное от праворуких распределение психических функций между правым и левым полушариями мозга. Развитие музыкально-творческих способностей детей невозможно без учета особенностей их мышления и выявления ведущей стороны тела. В настоящее время предъявляются одинаковые требования по программе и нагрузке как для праворуких, так и для леворуких детей. Более того, массовое музыкальное образование направлено на обучение праворуких учеников. Специфика леворуких детей не учитывается. Эффект подобного обучения - частый отказ левшей от музыкального образования в начальной школе, проблемы с освоением программы обучения у детей в подростковом возрасте. Правое полушарие, ведущее у левшей, отвечает за восприятие выразительности звуков. Огромный мир музыки доступен лишь этому полушарию. Правое полушарие преимущественно участвует в обеспечении психической деятельности, осуществляемой при восприятии музыки, воспроизведении мелодий, сочинении музыки. Правое полушарие человека сопряжено с чувственной сферой. Отмечено, что многие леворукие дети обладают яркими художественными способностями к рисованию, музыке. Часто эти способности проявляются необычайно рано. Следует также отметить, что левши имеют свои особенности в развитии, и им труднее адаптироваться в социальной среде.

Специфика педагогической работы с левшами в музыкальном образовании включает в себя учет особой ранимости психики таких детей, специфической координации движений у них и ослабленного иммунитета.

Особой проблемой в музыкальной педагогике являются скрытые левши. Это дети, которые в школе и дома считаются правшами, но у которых показатели обследований выявляют доминирование левой стороны тела. Для повышения эффективности музыкального обучения явных и скрытых левшей необходимо чаще опираться на творческие способности таких учеников, активизировать работу правого полушария мозга. Развитие музыкально-творческих способностей каждого ребенка на основе его природных данных - важный фактор повышения общей культуры в нашей стране, способствующий любительскому музицированию и общей образованности потенциальных слушателей.
Большая часть человечества - «праворукие» люди и только 5-12% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают: «леворукость» - индивидуальный вариант нормы.
Леворукие люди ничем не хуже и не лучше праворуких. Они просто другие. Попытки переделать, переучить леворуких обязательно вызывает у них серьезные нарушения психики!
Ребенок - «левша» намного отличается от своих сверстников.
Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина. У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
«Левши» часто позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков. Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже". Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. У «леворуких» лучше развито правое полушарие головного мозга.
Эти различия могут быть представлены в следующем виде:

Левое полушарие отвечает за
1. Конкретное мышление
2. Математические вычисления
3. Сознательное
4. Правая рука
5. Речь
6. Правый глаз
7. Чтение и письмо
8. Двигательная сфера

Правое полушарие отвечает за
1. Абстрактное мышление
2. Образная память
3. Бессознательное
4. Левая рука
5. Ритм, восприятие музыки, интонации
6. Левый глаз
7.Ориентировка в пространстве
8. Чувственная сфера

Раньше в школах «леворуких» детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Можно легко спровоцировать своими действиями у ребенка заикание на всю жизнь, ухудшение способности читать и писать. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

«Леворукость» становится особенно острой проблемой, когда ребенок берет ручку и начинает писать.


2. Отношение общества к леворуким людям


Проблема левшества возникла в глубине веков в связи с выполнением крестьянами различных сельскохозяйственных операций: косьба угодий, жатва зерновых, обмолот зерна цепами, пилка брёвен и т. п. Именно при таком ручном труде выявлялись особенности двигательных функций левши и правши. Левша мог ненароком поранить косой или серпом ноги или руки правши, сломать пилу, запутать цепы при молотьбе и т. п. По этой причине левшей изолировали, ставили в конце "шеренги" на сенокосе или жатве. Над ними смеялись, их унижали. Мало того, находились люди, которые считали леворукость проявлением ущербности, чуть ли не уродством. Неудивительно, что в семьях, где наблюдалось левшество, младенца с момента рождения начинали жестоко переучивать с левой руки на правую, матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребёнка между своим и его телом, туго пеленали её, не подозревая, насколько вредны такие действия.
Зачастую переучивали детей с левой руки на правую и в привилегированных сословиях. Чтобы малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.
Долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где превалируют правши и где все технические средства рассчитаны на праворуких людей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что в дальнейшем "левизна" помешает приобретению профессии. Доставалось левшам и от школьных педагогов, которые строго следовали установке - всем писать только правой рукой, а леворуких детей переучивать.

К счастью, в последние годы публикации в периодической печати о вредности переучивания левшей дали свои плоды. Отношение к леворуким людям существенно изменилось. Общество старается создать им условия для нормальной жизни. Во многих странах существуют специальные магазины для левшей, где можно купить различные приспособления, спортивный инвентарь, швейные машинки, компьютерные клавиатуры, ножи, ножницы. На заводах и фабриках есть станки для леворуких. У нас пока этого нет, но отрадно уже то, что педагоги да и многие родители понимают: "левизна" - это не каприз и не упрямство ребёнка. Она объясняется особой организацией мозга. Естественно, такой ребёнок требует особого подхода, большого труда и такта со стороны взрослых. Но его индивидуальность, его здоровье стоят таких забот.

Преимущественное использование одной части тела по сравнению с другой характерно для человека, гориллы и шимпанзе (однако недавно зоологи, изучавшие ворон, обитающих на острове Новая Каледония, установили, что для этих птиц тоже характерно правшество и левшество: превращая листья в подсобный инструмент для добычи насекомых, вороны гораздо чаще используют правую сторону клюва, нежели левую; по моим наблюдениям, кошки, играя с пойманной мышью, подбрасывают её чаще правой лапой, чем левой, смею предположить, что им тоже свойственно правшество и левшество).
Существует точка зрения, что преимущество правой руки оформилось с обретением человеком речи. Человек заговорил, и усилилась активность того полушария мозга, которое управляет правой стороной тела.
Одна из первых серьёзных работ по леворукости была опубликована в Лондоне в 1905 году. Её автор английский офтальмолог и невропатолог, доктор медицины Джон Джексон придерживался социальной теории леворукости. Он считал, что это - результат привычки, а, значит, всех детей-левшей надо учить пользоваться обеими руками попеременно.
Исследование мозга леворуких и праворуких индивидуумов провёл в 1871 году английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши обладает зеркальной симметрией по отношению к мозгу праворукого человека. Впрочем, некоторые современные учёные считают, что анатомические различия мозга праворуких и леворуких не столь значительны, чтобы объяснить разницу функций правого и левого полушарий и выбор ведущей (рабочей) руки.
Точного объяснения природы леворукости учёные пока не выдвинули.
Большинство придерживаются версии, что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, контролирующее речь. Другой ген ответствен за то, какой рукой будет управлять речевое полушарие - находящейся на одной и той же с полушарием стороне или на противоположной. Действия каждой руки регулирует, как правило,противоположное полушарие. Исходя из этой теории большинство людей праворуки.


3.НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО СЕБЯ ВЕСТИ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ-ЛЕВШОЙ

1. Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в "правшу". Объяснять ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже норма.

2. Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.

3. Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными с ним.

4. Хвалить даже за небольшие успехи и поощрять его творческие способности, но не стремиться вырастить вундеркинда.

5. Для выполнения учебных заданий ребенку необходимо создать определенные условия:
• свет из окна или от настольной лампы должен падать на его рабочее место с правой стороны.
• письменный стол левши по расположению всех предметов - это зеркальное отражение стола правши.

6. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо.

7. При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.

8. У левши многие поведенческие навыки формируются и закрепляются медленнее и с большим трудом, чем у правшей. А между тем, именно они позволяют человеку успешно функционировать в обществе.

9. Почти все леворукие дети не удовлетворены собой, относят себя к «слабым ученикам», считают справедливым недовольство родителей.

10. Тактика поведения родителей, помогающая леворукому ребёнку не потерять себя, быть уверенным в себе человеком:
• Ребенок-левша чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии со стороны взрослых! Ведь он отличается чувствительностью и ранимостью, и в тоже время, испытывает присущие левшам затруднения, Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.
• Леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности.
• Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.
• Продумайте и помогите наладить рациональный режим дня. Принимая во внимание повышенную утомляемость левшей, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.
• Приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается.
• Главная трудность - найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе отношение к нему.

11. Если в школе обучаются близнецы с разной «рукостью», не следует ждать от них одинаковых успехов, и не следует эти успехи сравнивать. Такого левшу лучше научить сравнивать себя с самим собой ("Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!").

4.ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

• Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;
• Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве;
• Слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания;
• Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже". Это влияет на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени - чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.
• У леворуких детей могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте. Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.
• При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста.

5.КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

• Для овладения навыками чтения внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения.
• Можно также закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие.
• Необходимо развивать содружественное действие обеих рук. Могут быть полезны игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.
• Родителям левши необходимо каждый раз убеждаться, что ученик-левша действительно усвоил новый материал (или нашел собственный способ усвоения). Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания ("у тебя часы на левой руке" или "у буквы "б" хвостик торчит вверх, как у белочки, а у буквы "д" - вниз, как у дятла").
• Дайте левше время, чтобы включится в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел. Левшам нелегко дается то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это может проявляться в "застреваниях" в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания
• У детей-левшей бывают затруднения при выполнении сложных движений. Во время утренней зарядки предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания "кролем"). Каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям. Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их проблемами координации движений - особенно.
• Для преодоления речевых затруднений с ребенком нужно больше разговаривать, обучая его самостоятельно подбирать нужные слова, без "ну это, как его, это же понятно!".
• Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов желательно обращать внимание ребенка на направление, в котором пересчитываются предметы - справа налево или слева направо. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:
• ребенок рассматривает образец: ряд фигур или изображение предметов;
• перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
• образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
• образец открывается и проверяется правильность выполнения. По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет.
• Полезно будет предложить леворукому ребенку разложить ряд сюжетных картинок (справа налево или слева направо) и составить по ним связный рассказ. Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок.
• Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.
• Все занятия с леворуким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.

6.Подбор репертуара

Для понимания значимости изучения проблем леворуких детей в музыкальной педагогике, надо учитывать факт, что практически весь инструментальный репертуар написан для праворуких исполнителей - на любом инструменте ведущая роль в технике исполнения отдана правой руке. Если писать, рисовать, даже сочинять музыку можно левой рукой, то при исполнении музыкального произведения левше приходится переучивать тело к выполнению не свойственной нагрузки правой стороной. Сейчас в индивидуальном порядке можно заказать рояль с клавиатурой наоборот или гитару с перетянутыми наоборот струнами. Но, во-первых, в рамках дополнительного образования это пока невозможно, а во-вторых, чтобы придти к такому решению, надо в любом случае какое-то время проучиться на стандартном инструменте. Ребенок-левша, естественно, предпочитает пользоваться при игре, впрочем как и в обыденной жизни, более сильной и скоординированной левой рукой. Переучивание, изменение двигательного стереотипа может вызвать неудовольствие ребенка, излишнее напряжение нервной системы, психологический дискомфорт и даже невротические реакции. В то же время дети-левши часто обладают от природы большим творческим потенциалом, а игра обеими руками для них особенно важна с точки зрения гармоничного развития функций правого и левого полушарий. Иными словами, игра на рояле для левшей - это способ укрепить более слабую правую руку, достичь необходимой степени ее свободы, добиться полной координации движений, а затем - синкинезии, то есть выполнения сложных пианистических движений при игре двумя руками. Каждый педагог должен при первой же встрече с учеником определить, кто перед ним - правша или левша. Надо сказать, что иногда мы имеем дело не с явной леворукостью - обычно это дети, которых уже приучили пользоваться правой рукой. Однако «скрытую леворукость» можно определить, попросив ребенка разбежаться и прыгнуть - даже у «скрытого» левши толчковая нога всегда левая.

Замечено, что ученики с признаками леворукости чаще всего необычайно чувствительны и глубоко эмоциональны. Дети-левши обычно более ранимы, их нервная система легко возбудима, нередко они слезливы, легко впадают в отчаяние. Основным педагогическим методом при работе с такими детьми является правильный и продуманный подбор репертуара. С самого начала надо стараться давать им либо произведения с синхронным движением рук, либо пьесы, в которых левая рука ведущая.

Проблема леворукости имеет прямое отношение к проблеме межполушарной асимметрии. Исследования показывают, что в тот момент, когда ребенок «погружается» в мелодию, доминирует правое, «творческое» полушарие, определяющее чувственно-образное восприятие мира, а потому наиболее полно выражающее личность человека. Левое же полушарие осуществляет анализ поступающей информации. Оно ответственно за логическое мышление и речь, контролирует движение более развитых, как правило, правых конечностей. Однако не все так просто. Ни одному полушарию нельзя приписать главенствующую роль в том, что мы называем «расположенностью к музыке». Например, психотерапевт А.Захаров (См.: Захаров А. Правое и левое. // Семья и школа. 1990. №3) приводит любопытные, на мой взгляд, обобщения музыковедов: композиторы Бах, Гендель, Стравинский и Шостакович были левополушарными, а Шуман и Шопен, Скрябин и Чайковский - правополушарными. Не вдаваясь в подробности, хочу подчеркнуть главное - педагог ни в коем случае не должен переучивать ребенка-левшу. В педагогическом процессе следует всеми силами стараться «довести» правую руку до уровня левой, не забывая ни на минуту, что ребенку-левше приходится постоянно преодолевать своеобразное несовершенство нашего мира, приспособленного в основном к праворуким людям. Важно понимать - развивая правую руку у левши (а не затормаживая активность левой), мы благотворно воздействуем на общее развитие ребенка, как бы помогаем его левому полушарию взять на себя дополнительные функции, «подтягиваем» его к доминирующему правому, а не заставляем правое «смириться» и утихнуть.

Итак - репертуар. Правильный подбор пьес позволяет обойтись без ненужных попыток искусственными приемами превратить правую руку в ведущую, доминирующую. Важно стимулировать работу обеих рук, то есть равномерно активизировать при помощи игры на рояле соответствующие зоны обоих полушарий головного мозга.

Естественно, первое прикосновение к звуку ребенок-левша совершает левой рукой. И то, что обычно дети-правши делают на первоначальном этапе обучения правой рукой,- левши, разумеется, левой. Но нельзя долго задерживаться на этом этапе. Как можно скорее мы должны вводить в репертуар произведения для обеих рук, и здесь могут возникнуть определенные сложности. Из наблюдений за детьми, у которых нет содружественной работы обеих рук, я пришла к выводу, что эти дети легко теряют уверенность в себе, столкнувшись с несовершенством, «непослушанием» одной из рук во время игры. Они становятся вялыми, нерешительными, беспомощными. Наша цель - вернуть им уверенность, создать такую атмосферу, в которой появится желание двигаться вперед, преодолевая трудности. Дети заражаются нашей энергией, верой в собственный успех, у них формируется воля. Наша поддержка в конце концов приводит к желаемым результатам - у ребенка появляется сознание успеха, и он с радостью продолжает занятия музыкой.





































Заключение

Обучение музыке важно для каждого ребенка, но пытаться "вырастить" профессионального музыканта из каждого ребенка невозможно и не нужно. А увидеть есть ли у ребенка музыкальные способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит и развитие музыкальных способностей. Занятия музыкой необходимы каждому ребенку ,будь он «правша» или «левша», они помогают его общему развитию, помогают развить чувство прекрасного. Обучение музыке улучшают характер детей и благотворно воздействуют на их психологическое состояние.
Каждый ребенок - это яркая индивидуальность, это уникальный мир, единственное в своем роде сочетание особенностей личности, характера, темперамента. Бесконечное разнообразие человеческих типов - это бесценный дар, которым одарила нас природа. Маленький ребенок - это личность, уже способная на оригинальное мышление, на выражение собственного "Я", на проявление воли. Чтобы развить и сохранить в ребенке личность, способную на яркое самовыражение, педагог должен находить к каждому ребенку особый подход, особенно если этот ребенок «левша».

Среди художников, поэтов, писателей, актёров, математиков, композиторов, скрипачей и виолончелистов (у которых огромная нагрузка лежит на кисти левой руки) немало левшей. Левши дали человечеству многих гениев в самых разных областях: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В.И. Даль, И.П. Павлов, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Г.М. Вицин…

Берегите левшу, пусть он будет леворуким, но таким же свободным, как правша, таким же уверенным в своих способностях. Дайте свободу действия его рукам, и он сам научится многое делать обеими руками. Не отбивайте у него стремления учиться. Пусть ему всё будет интересно. Пусть ребёнок знает, что он левша: повзрослев, он будет более внимательным за рулём, за штурвалом, у пульта управления.



Список литературы

1.Арестова,А.Ю.Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования[Текст]:дис. …канд.пед.наук/А.Арестова.-Москва,2005.-171с.

2.Бородин,А.М.Методика развития речи детей[Текст]:М.:Просвещение,1981.-255с.

3.Бочков,Н.П.Вклад генетики в медецину[Текстъ]//Журнал неврологии и психиатрии.-2002.-№2.-С.3

4.Дроздова,Н.В.Игра на фортепиано[Текст]:персональный сайт коцертмейстера Н.В.Дроздовой.-Санкт-Петербург,2009.-Режим доступа: music.prsiterun.com/.

5.Философия[Текст]:учебник/ О.А.Митрошенкова;под ред.проф.О.А.Митрошенкова.-М.:Гардарики,2004.-655с.

6.Шорох-Троцкая,М.Не переучивайте левшу![Текст]//Наука и жизнь.-2004.-№8.-С.8

7.Юсов ,Б.П.Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство»[Текст]:избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей.-М.:Компания Спутник+,2004.-253с.

18


© 2010-2022