• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья на конференции Мордовские народные музыкальные инструменты — памятники традиционной музыкальной культуры этноса

Статья на конференции Мордовские народные музыкальные инструменты — памятники традиционной музыкальной культуры этноса

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

VII Всероссийская научно-практическая педагогическая конференция с международным участием

Этнокультурное образование: опыт и перспективы

Секция 10

Развитие этнокультурного направления в преподавании предметов образовательной области «Искусство», воспитании и дополнительном образовании детей и подростков

Алексеева Л.А,

учитель музыки «Лицей №43» г. Саранск


Мордовские народные музыкальные инструменты - памятники традиционной музыкальной культуры этноса

Понятие «музыкальный инструмент» в этнической культуре трактуется достаточно широко. В разных ситуациях таковыми могут оказаться и гребешки с протянутой между зубчиков бумагой, и лист дерева, и стручок акации, и обыкновенная швейная шпулька, бытовая пила, ложки. Среди традиционных музыкальных инструментов мордвы, упоминающийся в этнографических материалах и текстах песен, наиболее часто встречаются колотушка (шавома-М., чавома - Э.), деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э), колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э), варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э), флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э), труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.

Музыкальные инструменты в традиционной культуре мордвы имели важное символическое значение, выступая показателем социального статуса, материального уровня, эмоционального состояния и т.д.. Символ власти -торама (дорама) в мордовском фольклоре в эпической поэзии отождествляется с голосом легендарного царя и воина Тюшти. В момент, когда Тюштя слагает с себя функции руководителя, он прежде всего снимает с себя дораму, которая входит в число его военных доспехов. Символом красоты, юности в традиционной культуре являются колокольчики и их звучание: красавица Марьша, которую зовет замуж русский молодец Семен, «...одета-обута ... разноряжена», и среди слагаемых этого ослепительного яркого наряда с черными сапожками, саратовскими чулочками, сдвоенными платьями и лазоревыми лентами пояс с кистями бубенчатыми.

Колокольчики входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшении девушки-мордовки и были символом девичества. Звон символизировал готовность девушки создать семью, и потому после замужества женщина уже не должна была носить колокольчики. Колокольчик в свадебном обряде выполнял так же охранительную функцию оберега, чтоб никто не мог навредить жениху и невесте. Нередко в устно поэтическом творчестве мордовского народа упоминание колокола в функции глашатая очень важного события. Звон колокола слышен в момент вынимания из печки ритуального пирога «лувонькши». Со звоном колокола и бубенчиков сравнивалось ораторское мастерство свахи, подчеркивалась красота и сила ее голоса.

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. Исполнитель на нюди или печалится в момент сочинения или воспроизведения наигрыша, или на долю музыканта выпала несчастливая судьба. «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище». Если в семье были музыкальные инструменты и в роду кто-то умел играть на них, то это указывало на определенный сословный уровень.

В традиционной музыкальной культуре мордвы инструментальная музыка занимала важное место. Как составная часть духовного наследия народа она была неотъемлемым атрибутом быта мордвы, в том числе языческих обрядов и праздников (календарных и семейно-бытовых); инструментальной музыке придавалось магическое, лечебное и воспитательное значение.

Музыкальные инструменты были значимы как символы власти, красоты, девичества, оберега. Музыканты-исполнители пользовались любовью и уважением народа, у них был высокий социальный статус в обществе. В недрах народного инструментального исполнительства зарождались ростки музыкального профессионализма.

Слуховая палитра предков современной мордвы была заполнена множеством музыкальных звуков. В утренние часы далеко по селу были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. «Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо».

Среди доспехов легендарного мордовского царя и воина Тюшти - торама. В военное время голос торамы собирал войско на защиту родной земли.

Удивительно музыкальны обряды и праздники мордвы. Сохранилось множество свидетельств о разных этапах свадебного «спектакля», где упоминается инструментальная музыка. Праздник Рождественского дома - Роштуванькудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также включал ритуалы, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах.

В дни Святок молодежь в сопровождении волынщиков и скрипачей ходила из дома в дом с песнями. И на осенний праздник «Тейтерень пия кудо» (Девичий пивной дом) приглашался один из традиционных скрипачей.

Языческое поклонение покровителям Неба, Земли, Воды, стихийным силам природы, зверям и растениям проявилось в многочисленных молянах мордвы, среди составных частей которого были ритуальные угощения всех участников и духов, пение - пазморо (божественных песен) и исполнение инструментальной музыки и ритуальных плясок.

Отношение к музыкальному инструменту было очень бережным и трепетным, о чем свидетельствует одна из мордовских загадок о гарьзе (скрипке), в которой скрипка называется ребеночком (единственным).

Волшебство инструментальной музыки простиралось и в область врачевания. Считалось, что звуки нюди могут остановить кровотечение.

Музыкант-инструменталист в народе пользовался огромным уважением и любовью. Он не просто прекрасный мастер своего дела (хорошо играет на волынке, например), но и обладает лучшими человеческими качествами, да и внешне очень привлекателен. В песне «Велеть песа окольцява пичень кудня» молодцы-нюдийщики - краше девиц-красавиц, краше невест.

Волынщик в мордовской деревне - завидный жених, и классический тому пример в песне «Аляняце вешенн тянза» («Тебя ищет батюшка»): ни за сына дьякона, который понудит молиться, ни за писаря-скрипуна, который понудит держать лучину, девушка замуж не идет. Лишь когда в качестве возможной кандидатуры предлагают пильшика-песенника, сына волынщика, в ответ звучит согласие.

Много информации о традиционной культуре мордвы содержат образные описания звучания инструментов, их «голосов». В устно- поэтическом творчестве не говорят «играть» на музыкальном инструменте, а говорят «петь». Некоторые музыкальные инструменты уже в имени своем содержат «певческое» начало, так как в каждом из названий инструментов присутствует слово «петь»: сендиень морама (М), сандеень морама (Э) - флейта из тростника (дословно «сенди», «сандей» - тростник, «морамс» - петь, а также - пяшень морама (М), пекшень морама (Э) - флейта из липы («пяше, пекше» - липа) и другие.

С самого начала процесс создания и усовершенствования музыкальных инструментов шел двумя путями: приближение к тембру человеческого голоса или стремление к точному воспроизведению голосов природы. Так, например, инструмент может «завопить девушкой», как в загадке про нюди: «Кие тейтерьке мужавты?» («Кто девушкой вопит?»). Звонкий женский голос нередко сравнивали с колокольчиком.

Музыкальные инструменты могут передать и звуки «...окружающей человека природы - пение птиц, крики и топот животных, шум ветра, раскаты грома и другие».

В устно-поэтическом творчестве мордовского народа музыкант наделен лучшими человеческими достоинствами, очень привлекателен внешне. В недрах традиционного искусства мордвы зарождался профессионализм: складывались музыкальные династии (сын волынщика - тоже волынщик), владение ремеслом передавалось по наследству (обучали игре на инструменте и изготовлению инструмента с детства), организовывались своеобразные исполнительские конкурсы, ансамблевая игра требовала репетиций, исполнители имели высокую оплату творческого труда («девицы нанимают за известную плату волынщика»), существовали наигрыши специально для слушания, а не только для сопровождения пения и танца.

Статья на конференции Мордовские народные музыкальные инструменты — памятники традиционной музыкальной культуры этноса

Кальтеима

Статья на конференции Мордовские народные музыкальные инструменты — памятники традиционной музыкальной культуры этноса

Кальгердема

Статья на конференции Мордовские народные музыкальные инструменты — памятники традиционной музыкальной культуры этноса

Чакалка

Статья на конференции Мордовские народные музыкальные инструменты — памятники традиционной музыкальной культуры этноса

Нюди

Статья на конференции Мордовские народные музыкальные инструменты — памятники традиционной музыкальной культуры этноса

Рубель валек

Статья на конференции Мордовские народные музыкальные инструменты — памятники традиционной музыкальной культуры этноса

Люлямо

4


© 2010-2022