• Преподавателю
  • Музыка
  • Авторская программа на тему: Музыкальный инструмент фортепиано. Подготовительный класс

Авторская программа на тему: Музыкальный инструмент фортепиано. Подготовительный класс

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

22

Авторская программа на тему: Музыкальный инструмент фортепиано. Подготовительный класс


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в музыкальной школе хотят начинать обучение дети не только с семилетнего возраста, а значительно раньше. Опыт показывает, что с такими детьми можно и нужно заниматься: с 5 до 6 лет в группах раннего эстетического развития, а с 6 - 7 лет - в классе фортепиано. Но программы занятий с детьми 5- 6 лет в нашей школе нет, поэтому возникла необходимость в разработке такой программы.

Данная авторская программа учитывает возрастные и физиологические особенности дошкольного возраста и опирается на методические разработки педагогов А. Артоболевской, Л. Баренбойма, А. Шмидт - Школовской и на собственный педагогический опыт.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст - это тот самый благоприятный период в жизни ребенка, в котором происходит накопление определённого опыта. Подобно освоению родного языка, ребёнок в этот период может интенсивно воспринимать и усваивать интонационный склад музыкальных произведений. Именно в этом возрасте у детей формируются эталоны красоты, воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Авторская программа по предмету «Музыкальный инструмент фортепиано» (подготовительная группа) с уровнем реализации полного курса 1 год для обучения детей на фортепианном отделении разработана на основе: типовых программ по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с Законом РФ «О дополнительном образовании», примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный инструмент - фортепиано», М.2006., в соответствии с Уставом ОУ. Данная программа предназначена для учащихся подготовительных классов Филиала МБОУ ДОД Камско - Устьинской ДМШ «Затонская ДМШ» п.г.т.Куйбышевский Затон ориентированных на поступление в 1 класс по специальности фортепиано. Программа отражает содержание, последовательность, время изучения разделов, тем данной дисциплины, знания, умения, навыки, формируемые у учащихся в процессе обучения, опирается на современные учебно-методические пособия по обучению игре на фортепиано. Программа направлена на создание условий для развития личности учащегося, творческой самореализации, обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Основным содержательным видом деятельности является образовательная деятельность, направление образовательной деятельности - обучение детей игре на фортепиано.

Цели программы: Удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей. Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления. Овладение техническими приёмами игры на фортепиано. Адаптация к жизни в обществе. Поддержка и развитие талантов. Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в ДМШ по основной программе «Фортепиано», пробуждение интереса и любови к музыке и к избранному инструменту. Пробуждение, развитие интереса и любви к музыке, накопление музыкальных впечатлений, воспитание художественного вкуса, выявление и всестороннее развитие музыкальных представлений, приобретение элементарных знаний и навыков музыкальной грамоты, освоение инструмента фортепиано, ориентирование на клавиатуре, навыки игры по нотам, сценический опыт в сольном выступлении и в ансамблевой игре с педагогом.

Направленность - художественно-эстетическая.

Новизна программы состоит в том, что программа пытается учесть реальные возможности большинства учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания, более дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого ребёнка, обучающегося по данному предмету, а главное, значительно активизировать работу с репертуаром.

Помимо тщательной подготовки программы для публичного выступления, в работе постоянно должны присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка - навыка разбора и чтения нотного текста. Программа направлена на создание условий для развития личности, творческой самореализации, обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Актуальность

Сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, что, соответственно, способствует созданию условий для формирования таких качеств, как чувство собственного достоинства, самоконтроля, уважения к окружающим.

Задачи программы:

Сформировать у ребёнка специальные знания, умения.

Научить ребенка чувствовать, слушать, переживать музыку.

Развить личность ребёнка, его активность, самостоятельность. Создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности. Привить аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту. Сформировать основу музыкально - эстетического сознания и музыкальной культуры в целом через развитие эмоций, воображения, вкуса ребёнка и через приобретение определённых знаний о музыке. Раскрепощение глубинных слоёв внутреннего " я" ребёнка, создание условий для проявления его творческого потенциала. Обучить пианистическим приёмам и навыкам.

Отличительная особенность программы: дифференцированный подход преподавателя к каждому ученику, исходя из его интеллектуальных, возрастных способностей, уровня развития. Программа предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на фортепиано с различными музыкально-теоретическими предметами:

  • сольфеджио

  • слушание музыки

  • вокал

Весь образовательный процесс можно разделить на три этапа:

  • Обучение основам игры на фортепиано

  • Развитие творческих исполнительских способностей

  • Самостоятельная работа учащихся над произведением.

Возраст обучающихся - 5 - 6 лет.

Срок реализации программы - 1 год

Ведущей формой занятий является индивидуальный урок.

На уроках используются разнообразные педагогические методы:

  • игровые,

  • сравнение,

  • метод примеров,

  • творческие задания (дописать музыкальную фразу, сочинить музыку на заданный образ и пр.),

  • педагогический показ,

  • словесные методы (объяснение, убеждение, поощрения и одобрения, инструкции выполнения заданий).

Широкое внедрение в образовательном процессе имеет педагогика сотрудничества, технологии индивидуального, дифференцированного, развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода, педагогика ненасилия и педагогика успеха.

Режим занятий:

- 2 академических часа в неделю продолжительностью 30 - 40 минут.

В год - 68 часов.

Ожидаемые результаты

В результате обучения ребёнок должен:

Читать нотный текст с листа. Подбирать по слуху. Уметь свободно ориентироваться на клавиатуре инструмента, познакомиться с ритмической организацией музыки, овладеть элементарными понятиями музыкального языка, овладеть начальными навыками постановки руки и приёмами звукоизвлечения ( поп legato, legato, staccato ), уметь пользоваться динамикой и нюансировкой. Уметь грамотно, выразительно и технически свободно исполнять фортепианные произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле.

На первом году обучения проверка успехов ребёнка проводится в конце года в форме концерта, на котором ребёнок должен исполнить 2разнохарактерные пьесы и ансамбль.

Основные формы контроля:

- текущий - опрос, анализ работы (рефлексия) и наблюдение, оценка на уроке за выполнение домашнего задания и работу на занятии;

- промежуточный - контрольный урок, который проводится в конце каждой четверти, результаты оцениваются по пятибалльной системе;

- итоговой аттестацией является академический зачет - проходит в конце учебного года.

Материально-техническое

обеспечение

Материально-техническое

обеспечение

Наличие специального кабинета

Фортепиано

Стулья

Магнитофон

Синтезатор

Шумовые инструменты

Компьютер

Аудио и видеозаписи

Нотная библиотека

Иллюстративные материалы

Портреты композиторов

Выставочный стенд с познавательной литературой (музыкальные энциклопедии, справочники, биографические книги)


Учебно - тематический план

Наименование тем

Всего

часов

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Организация игрового аппарата

15

3

12

3.

Музыкальная грамота

Развитие творческих навыков

Чтение нот с листа

15

4

11

4.

Учебно-техническая работа

17

3

14

5.

Художественно-музыкальная работа

17

3

14

6.

Академические концерты, публичные выступления

3

1

2

Всего за год

68

15

53

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей 5 - 6 лет, является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармоничного развития личности ребенка, а также помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными. Начиная работу с дошкольником, педагогу необходимо помнить об особенностях восприятия детей 5 - 6 летнего возраста. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует смены впечатлений. Учитывая это, педагогу необходимо быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе. При этом специфические музыкальные задачи не должны заслонять задачи общевоспитательного порядка: необходимо приучать ребенка к дисциплине, труду, развивать чувство ответственности, уважение к старшим, воспитывать честность и доброту. Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании мелодий. В процессе занятий педагог должен руководить творческими поисками ученика, стимулировать и направлять их фантазию. Необходимо использовать способность ученика к подражанию и умело использовать детское творчество, показывая в начале возможные варианты выполнения заданий. Большое значение в работе с дошкольниками имеет эмоциональный «климат» на уроке. Положительные эмоции у детей способствуют быстроте и легкости усвоения материала, уверенности в своих силах. Решающую роль при этом играет педагог, его творческая изобретательность в выборе различных методических приемов, индивидуальный подход к ребенку, умение вовремя поощрить его, терпение, доброжелательность и выдержка. Занятия по специальности фортепиано подготовительного класса вводятся с начала учебного года, 2 раза в неделю по 30 -40 минут. Из них 20 минут уделяются закладке основных навыков и знаний, требующих сосредоточенности ребенка, так как примерно в течении этого времени сохраняется устойчивость внимания 5-6 летнего ребенка. Остальное время заполняется слушанием разнохарактерных пьес, работой с дидактическим материалом, письменной работой в тетради, игрой на детских музыкальных инструментах, беседами. Непременным условием каждого урока является чередование заданий. Каждый вид заданий должен последовательно развиваться и постепенно усложняться от урока к уроку. Для работы с дошкольником педагогу необходимо иметь яркий дидактический материал (карточки, картинки, кубики, игрушки) это способствует пробуждению фантазии и интереса у ребенка. Веселые шуточные стихотворения, загадки и объяснения оживят урок и облегчат понимание нового материала. Чтобы активизировать внимание ребенка, педагог может иногда сознательно ошибаться. Ребенок, не замедлив, поправит взрослого. Если же он не делает замечания, то возможно, он не был внимателен, устал, заскучал. На каждом уроке нужно повторять что-либо из пройденного материала. Делать это можно в начале урока или попутно, связывая с новым сообщением. На первых уроках не следует специально фиксировать внимание ребенка на движениях руки и пальцев. Лучше слегка подправлять их во время игры; незаметно, при помощи образных сравнений, изобретательных приемов подводить к нужным и целесообразным движениям. Детей с удовольствием делают то, что лучше получается. Поэтому иногда урок лучше начать с вопроса, чем ребенок хочет заняться. Таким образом, можно узнать, что ему интересно, показывает ли он то, что хуже получается. Нужно чаще хвалить ребенка. О недостатках говорить спокойно, мягко и тактично, предварительно похвалить за хорошее. Налаженность аппарата является одним из условий технических успехов ученика, средством воплощения его замыслов, а также условием удобства (а, следовательно, и настроения) ребенка во время игры. Наиболее удобно проделывать весь объем работы, связанный с организацией игровых движений, в сочетании игры на инструменте с гимнастическими упражнениями для рук и пальцев. Гимнастика способствует развитию наиболее естественных движений и служит моментом «отдыха» во время урока и домашних заданий. Гимнастика обязательно должна предшествовать упражнениям на инструменте. Начинать гимнастику необходимо с упражнений для всего корпуса тела, переходя к упражнениям для рук и пальцев, а затем к сочетанию тех и других движений в опорных упражнениях на столе или накрышке инструмента. Система упражнений по гимнастике, включенная в данную программу, не является всеобъемлющей и предполагает дополнения.В процессе обучения детей 5-6 лет рекомендуется использовать песенки-попевки на 1,2,3-х звуках в сопровождении аккомпанемента педагога(2-3 варианта), и обращать внимание ученика на то, как одна и та же мелодия меняет характер, настроение, в зависимости от смены фактуры, темпа, динамики, ритма аккомпанемента. Практика показывает, что вышеизложенный прием стимулирует фантазию ребенка к сочинительству музыки, и подбору мелодий. Параллельно с приобретением практических навыков ребенок должен приобретать и терминологические знания. Для этого обязательно необходимо вести теоретическую тетрадь, в которой должны быть сведения о длительностях, ноты, ключи, знаки альтерации, обозначения штрихов, динамики, аппликатура гаммы для каждой руки, аккорды, фамилии композиторов, чьи произведения понравились ребенку. Тетрадь должна заполняться постепенно, соответствуя пройденному материалу. Оформление должно быть ярким красочным, написанное крупным печатным шрифтом. Педагог заполняет тетрадь простым карандашом, а ученик обводит записи фломастером. Оформление тетради должно протекать в совместной творческой деятельности ученика и педагога.

Ребенок прошедший годичный подготовительный курс по специальности фортепиано, лучше и продуктивнее воспринимает материал программных требований 1-го класса по специальности и сольфеджио.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие

Режим занятий, необходимые принадлежности для проведения урока.

Знакомство с фортепиано (виды - рояль и пианино, сравнение формы, история создания).

Организация игрового аппарата

Выработка правильной посадки ученика за фортепиано.

Работа над постановкой рук, организация целесообразных игровых движений. Упражнения (Представлены в приложении)

Работа над постановкой и снятием рук с клавиатуры (маховые упражнения по системе Артоболевской).

Музыкальная грамота

Теоретический материал:

Нотный стан, скрипичный и басовый ключ, клавиатура.

Понятия: мелодия, мотив, аккомпанемент, фраза, период, куплет (формы изложения).

Длительности нот, паузы.

Динамические оттенки (f, p, <>,mf, mp и т.д.).

Лад (мажор, минор, пентатоника).

Тональности, знаки альтерации. Знакомство с музыкальными образами. Музыкальная терминология.

Развитие творческих навыков

Этот раздел подразумевает игру (подбор) учениками мелодий по слуху и слушание музыки в исполнении преподавателя (с небольшой пояснительной беседой). Уроки посвящены развитию музыкального слуха ребёнка и формированию навыков восприятия музыки.

Простые песенки запоминаются и подбираются по слуху от разных клавиш. Некоторые мелодии песен исполняются ребёнком под аккомпанемент преподавателя. Ученик должен суметь выявить, напеть мелодию и подобрать её на фортепиано.

На материале подобранных мелодий можно развивать простейшие творческие навыки учащихся. С этой целью предлагается:

- заполнить (доиграть - додумать - сыграть) недостающие фразы, придумать другой вариант мелодии для II куплета, определить метроритм ;

- регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному восприятию её.

Чтение нот с листа

Чтение нот с листа идёт по системе обучения ребёнка нотной записи, одновременное знакомство с двумя ключами, что позволяет довольно быстро развивать технику обеих рук.

Первые пьески очень простые, состоят из 2-3-х нот и исполняются только одним пальцем (поочерёдно) каждой рукой, исполняются non legato. Главная задача этого периода - научить ребёнка при игре non legato слышать связь между звуками, мелодию, которую они составляют. Затем переход к игре legato и введение более мелких длительностей нот - восьмых, а позже и шестнадцатых. Пьесы играть в порядке их усложнения.

Учебно-техническая работа

Исполнительские штрихи

Занятия упражнениями в виде различных последовательностей пальцев (non legato, legato, staccato) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.

Гаммы, упражнения. Основы аппликатуры.

Развитие самостоятельности первого пальца, укрепление слабых пальцев (4-го и 5-го), а также ловкости руки.

Поэтому с этим периодом работы связано прохождение технических упражнений - игра гамм каждой рукой в одну октаву, затем двумя руками в прямом движении, в расходящемся движении от одного звука.

Аппликатура, чёткое её соответствие при игре гамм.

Этюды

Более полный, осмысленный разбор технических произведений - этюдов, переход от игры поочерёдного исполнения каждой рукой к одновременной игре двумя руками. При разборе и выучивании наизусть обращается внимание на свободу пианистического аппарата, правильную постановку рук, кисти, на штрихи (legato, non legato, staccato), на фразировку и т.д.

Художественно - музыкальная работа

В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, ансамбли, а также (для более подвинутых учащихся) лёгкие сонатины и вариации.

  • Ознакомление с различными жанрами музыки (танец, марш, песня).

  • Работа над нотным текстом: разбор и анализ текста, характера исполняемого произведения; средства музыкальной выразительности - штрихи, динамические оттенки и пр.

  • Развитие образного мышления на основе игры разнохарактерных пьес.

  • Развитие навыков игры в ансамбле.

  • Подготовка к выступлениям. Обучение навыкам психологической устойчивости.

В течение года учащийся должен пройти очень большое количество мелких произведений - свыше 20 пьес и этюдов - различного характера: народные песни, пьесы с элементами полифонии.

На академическом зачёте (май) учащийся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М., Советский композитор, 1978г.

2.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов Н/Д: «Феникс»,2002г.

3.Надырова Д.С. Музыкальное развитие в процессе фортепианного обучения.

4.Николаев А. Пути сближения задач профессионального и общего музыкального образования. Методические записки по вопросам музыкального образования. - М., 1966г.

5. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1978

6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1967

7. Савшинский С. Пианист и его работа. - Л., 1961

8. Стоянов А. Искусство пианиста. - М., 1958

9. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М., 1985 - Т.1.

10. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984

11. Щапов А. Фортепианная педагогика. - М., 1960

12.Интернет.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ

1. «ЗДРАВСТВУЙ ПАЛЬЧИК» - ладони соединить перед собой,
палец к пальцу (1-й к 1-му; 2-й ко 2-му, 3-й к 3-му, 4-й к 4-му, 5-й
5-му). Работаем с каждой парой поочередно. 1-я пара 3 раза
касается друг друга подушечками; одновременно проговариваем
фразу: «Здравствуй 1-й пальчик». Далее переходим к паре 2-х
пальцев и повторяем действия 1 -й пары, проговаривая
одновременно фразу: «Здравствуй 2-й пальчик» и т. д. до пары 5-5
пальцев.

* Это упражнение знакомит ученика с нумерацией и названием пальцев пианиста.

2. «РИСУЕМ КРУГИ» - исходное положение - руки перед собой, пальцы - раздвинуты. Поочередно каждым пальцем совершаем круговые движения. Упражнение повторяется несколько раз, в спокойном темпе и с максимальной амплитудой движения. *Помогает почувствовать напряжение отдельных групп мышц внутри ладони.

3. «КОЛЕЧКИ» - исходное положение - руки перед собой. Сначала упражнение выполняется правой рукой. Соединить подушечки 1-го и 2-го пальцев так, чтобы внутри, между пальцами образовалась форма колечка, а не «глаза». Далее соединить подушечки 1-го и 3-го, 1-го и 4-го, 1-го и 5-го пальцев описанным способом.

*В момент соединения подушечек пальцев, следует делать легкое усиление нажима. Чуть позже следует выполнять данное упражнение двумя рукам.

2 УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА КРЫШКЕ ИНСТРУМЕНТА1. «ПРОСНУЛИСЬ - УСНУЛИ» - исходное положение - обе руки лежат на крышке инструмента, ладонями вниз, пальцы не сгибать.
На счет 1 -2, пальчики «просыпаются», т. е не отрывая подушечки от поверхности, пальцы постепенно подгибаем. Скользя по
поверхности, устанавливаем их на подушечки. Запястье при этом не отрываем от крышки. На счет 3-4, пальчики возвращаем в исходное положение, т. е. «уснули».

*Упражнение выполняется медленно, чтобы успевать
проконтролировать каждый пальчик. Выполняется 6-8 раз.

2. «МОЛОТОЧКИ-ГВОЗДИКИ» - исходное положение - руки лежат на крышке инструмента, запястье не поднимаем, пальцы на подушечках. Упражнение выполняется двумя руками одновременно. На каждый счет 1,2,3,4 поднимаем все пальцы и делаем удар по поверхности, опора на запястье. Выполняется 6-8 раз.

3. « ЛЯГУШКА» - исходное положение - руки лежат на крышке инструмента. Пальцы на подушечках, запястье навесу, за пределом края крышки фортепиано. Опора на подушечки. Руки поочередно «шагают» под текст стихотворения:

Вот лягушка по дорожке,

Скачет вытянувши ножки,

Ква - ква - ква, («пауза» - шепотом)

Ква - ква - ква.

Руки «шагают» на каждую долю.

*Контролировать линию запястья, локти чуть в сторону, осанка,

ноги. Выполняется 2-3 раза.

4. «ПОСОРИЛИСЬ - ПОМИРИЛИСЬ» - руки на крышке инструмента, перед собой, рядом друг с другом, пальцы на подушечках (в позиции), запястье на весу. Руки «разлетаются» в разные стороны («поссорились»), а потом опять «слетаются» в исходную позицию (помирились). Упражнение повторяется 6-8 раз.

*Движение рук по принципу «Радуга».

*Счет вслух: «РАЗ И, ДВА И». на счет «И» руки «перелетают».

5. «ЧЕХАРДА» - исходное положение - руки лежат на крышке инструмента. Пальцы на подушечках, запястье навесу, за пределом края крышки фортепиано. Опора на подушечки. Правая рука «перепрыгивает» через левую и возвращается на исходную позицию. Левая рука «перепрыгивает» через правую руку и возвращается на исходную позицию. Упражнение повторяется несколько раз.

*Счет вслух: «РАЗ И ДВА И».

6.«ГОЛУБЬ» - исходное положение - руки на крышке
инструмента, перед собой, рядом друг с другом. 1-е пальцы рук
полностью соприкасаются (как приклеены) друг с другом. Остальные пальцы рук слегка отведены в стороны от 1-х пальцев, и стоят на подушечка
Условимся: 1-е пальцы - это «головка голубя».

остальные пальцы - это «крылья голубя».

1-е пальцы фиксируем, опора на них. А остальные пальцы (крылья выполняют функцию «размаха крыльев» на счет РАЗ И ДВА И. Упражнение повторяется 4-6 раз.

7.«ОПОРА НА 5-й ПАЛЕЦ» - исходное положение - руки на
крышке инструмента, перед собой, рядом друг с другом. Все
пальцы на подушечках. Фиксируем 5-е пальцы обеих рук на
крышке инструмента, а остальные пальцы одновременно поднимаем и опускаем, сохраняя позицию пальцев. Опора на 5-е пальцы.
*Необходимо добиваться распределения напряжения в руке.
5-е пальцы более напряжены, т. к. они - опора; остальные пальцы должны быть менее напряжены, но не расслаблены.

3 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ВНИМАНИЯ.

«СИДИТ БЕЛКА»

Учитель и ученик (вместе):

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их

Сидит Белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке - сестричке.

Воробью, синичке,

Сжать все пальцы в кулак и поочередно разгибать их, начиная с 1 - го пальца

Мишке толстопятому. Заиньке усатому...

(Русская народная детская песенка)

«МАСТЕРА»

Учитель и ученик (вместе):

Все, что только захотим,

Из песка мы смастерим. (Хлопки в ладоши).

Мама лепит колобок(Ладошки сложить «ковшиком» и как бы лепить колобок)

А бабуля - теремок, (Соединить прямые ладони над головой «крыша»).

Папа лепит разных рыб, (Прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо - влево)

Ну, а Вика - белый гриб. (Одну руку сжать в кулак и сверху прикрыть ее ладонью руки («шляпка грибка»). В последней строке можно называть имя ученика).

«ВОЛЧОК»

Волчок музыкальный поет и жужжит,

Волчок музыкальный по кругу бежит.

Он вертится, вертится, вертится ловко!

И вдруг ни с того ни с сего остановка.

Вращать перед собой кулачками, а на последней фразе быстро положить руки на колени.

«ТАНЕЦ МУХ»

Учитель и ученик (вместе):

На паркете 8 мух

Польку танцевали, (Поднять руки вверх и быстро - быстро перебирать пальчиками)

Увидали комара

В обморок упали.( Резко уронить руки вниз).

«УГОЩЕНИЕ ГНОМОВ»

Учитель:

Стали гномы гостей приглашать,( Сжимать и разжимать пальцы).

Стали гномы гостей угощать.

Каждому гостю досталось варенье - (Прижать подушечками друг к другу большие пальцы, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы).

Пальчики склеило то угощенье.

Плотно прижалась ладошка к ладошке, С напряжением прижать ладони друг к другу.

Гости не могут взять даже ложки.

4.КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

(движения ученика соответствуют тексту)

Учитель:

Встанем смирно, без движенья.

Начинаем упражненья:

Руки вверх подняли -раз!

Выше носа, выше глаз.

Упражнение второе -

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражненье -

Руки к плечам - круговые движенья.

Вперед - вперед, назад - назад,

Это полезно для наших ребят.

А теперь их сгибаем без труда,

Чтобы сила богатырская была.

Затем приступим к туловищу мы -

Наклонов восемь сделать мы должны.

Сначала два раза вперед наклонись,

Затем два раза назад - не ленись!

Вправо и влево ты наклоняйся,

Делай красиво, не ошибайся.

На ноги свои обрати ты внимание.

Делай глубокие приседанья!

Теперь попрыгать очень нужно,

Пружиня вверх - скачите дружно!

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую к груди,

Да смотри, не упади!

А теперь постой на правой, если ты солдатик бравый!

5. ГИМНАСТИКА ЮНОГО ПИАНИСТА

Прежде чем приступить к упражнениям на фортепиано, ребенок должен уметь не только напрягать мышцы, но и регулировать, изменять степень их напряжения, а иногда и совсем снимать его (т.е. расслаблять некоторые группы мышц). Надо также уметь почувствовать, где излишне напряглись мышцы и образовались зажимы, уметь их снимать. Часть упражнений помогает детям ощутить возможный размах движения в суставах, осознать тяжесть тела и конечностей.

Все упражнения преподаватель должен выполнять вместе с учеником.

5.1. Расслабление плечевого пояса

1. «РОНЯТЬ РУКИ» - ребенок поднимает руки в стороны и
слегка наклоняется вперед; по предложению учителя он
снимает напряжение в плечах и дает рукам упасть вниз;
повиснув, руки слегка пассивно покачиваются, пока не
остановятся. Упражнение повторяется 3-4 раза.

*Педагог должен следить, чтобы ученик ронял руки совершенно пассивно и чтобы он активно не раскачивал руки после их падения. Можно подсказать образ - ронять руки, как веревочки.

2. «ТРЯСТИ КИСТЯМИ» - исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.

3. «СТРЯХИВАТЬ ВОДУ С ПАЛЬЦЕВ» - исходное положение: руки согнуты в локтях, ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз подряд сбрасывать пассивные кисти вниз.

*Перед №2 и №3 полезно предложить ученику крепко сжать кисти в кулаки, чтобы он яснее почувствовал разницу между напряженным и расслабленным состоянием мышц.

5.2. Расслабление и напряжение мышц корпуса.

1. «РОНЯТЬ КОРПУС» - ученик, подняв руки в стороны, освобождает от напряжения мышцы спины, шеи и плеч и дает корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед - колени слегка сгибаются. Затем медленно выпрямляется, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимает основную стойку. Упражнение повторяется 2-3 раза.

2. «ДЕРЕВЯННАЯ И ТРЯПОЧНАЯ КУКЛА» - ученик учится осознавать напряженное и ненапряженное состояние мышц всего тела: изображая деревянную куклу. Он напрягает мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делает резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Затем ученик подражает тряпочной кукле - он снимает излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки - висят пассивно. В этом положении он быстрым коротким толчком поворачивает тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя

ступни остаются на месте.

Движения исполняются по несколько раз подряд то в одной, то в одной, то в другой форме.

3. «ПОДНИМАТЬ И ОПУСКАТЬ ПЛЕЧИ» - ученик как можно выше поднимает плечи. Затем дает им свободно опуститься в нормальное положение (сбрасывает плечи вниз).Это упражнение помогает почувствовать (ненапряженное) положение плеч.

4. «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ РУКИ» - исходное положение: подняв руки в стороны или вперед. По предложению учителя ученик до предела выпрямляет все суставы рук и напрягает все

напряжение, давая плечам опуститься, а локтям, кистям и

пальцам слегка пассивно согнуться.

Руки как бы ложатся на мягкую подушечку.

5. «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ НОГИ» - ученик до предела выпрямляет (втягивает) колени, напрягает все мышцы ног; потом частично ослабляет напряжение, освобождает колени и, сохраняя хорошую осанку, покачивается вниз и вверх, легко, быстро и безостановочно сгибая и разгибая колени. Движение свободное с небольшой амплитудой. Тяжесть тела все время на передней части ступней. После нескольких качаний педагог предлагает ученику стать чуть выше ростом - выпрямить ноги и корпус; упражнение помогает освобождать колени от излишнего напряжения.

6. «МЕЛЬНИЦА» - (свободное круговое движение рук) - ученик описывает руками большие круги, начиная вперед- вверх. Движение маховое; после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свобода взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движение исполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки взлетают, «как не свои»). Педагог должен следить, чтобы у ученика в плечах не возникало зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется - угловатость.

7. «МАЯТНИК» - (перенесение веса тела с пяток на носки обратно; с одной ноги на другую) - исходное положение - руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Медленно переносить тяжесть тела вперед, на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяются; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается ни в пояснице, ни в тазобедренном суставе. Движение (сгибание) происходит только в голеностопном суставе. Затем вес тела переноситься на пятки, носки не приподнимать от пола.

После нескольких качаний «маятника ученик прекращает движение, останавливаясь с опорой на переднюю часть ступни. Затем следует исполнить упражнение «МАЯТНИК-2».

8. «МАЯТНИК-2» - (перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону) - исходное положение - на расставленных ногах, руки прижаты к корпусу. Ученик медленно качается с ноги на ногу, соблюдая те же правила.

Эти упражнения требуют большой точности и сосредоточенности при выполнении. Хорошо, если во время упражнения педагог спрашивает ученика, где сейчас находится тяжесть тела - на носках или на пятках, на какой ноге и т. д.

Порой не каждый ученик сразу понимает, как сделать. Чтобы корпус оставался выпрямленным, - следует объяснить, что прижатые к корпусу руки должны помочь почувствовать мало ощутимые непроизвольные сгибания в пояснице.

5.3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

В этом подразделе помещены простые гимнастические упражнения, которые помогают исправлять различные физические недостатки детей. Они тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, четкость, размах движений.

«НАКЛОНЫ, ВЫПРЯМЛЕНИЕ И ПОВОРОТЫ ГОЛОВЫ»

Исходное положение - руки на поясе. Неторопливо наклонять голову вперед, касаясь подбородком груди; подняв голову;максимально отклонить ее назад - вернуть в исходное положение. Повторить 3 -4 раза.Затем поворачивать голову направо и налево до положения подбородка над плечом (как бы стараясь посмотреть назад через плечо). При повороте головы держать ее вертикально, не закидывая назад.

После этого упражнения, вернувшись в исходное положение, следует несколько раз без напряжения слегка потрясти головой направо - налево, освобождая мышцы от излишнего напряжения, расслабляя их. Необходимо следить, чтобы при движениях головы, плечи и корпус оставались свободными и неподвижными.

«КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ ПЛЕЧАМИ»- исходное
положение - руки согнуты в локтях. Пальцы собраны в кулак.
Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх -
назад - вниз - вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда
движения во всех направлениях должна быть максимальной, при
движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются,
голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз
подряд без остановки.

Педагог должен следить, чтобы ученик всегда начинал движение плеч вверх и назад (а не вперед), т. е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

«УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ КИСТЕЙ РУК» - исходное
положение - руки согнуты в локтях, ладони вниз, пальцы
выпрямлены (без излишнего напряжения).

а) Сгибание кистей вниз и вверх.

б) Отведение кистей вправо и влево.

в) Кружение кистями (наружу и внутрь)

Все упражнения выполняются неторопливо, по нескольку раз подряд, с максимальной амплитудой.

При исполнении движение предплечья должны оставаться неподвижными, плечи не поднимаются.

«КОГОТКИ КОШЕЧКИ» - исходное положение: руки
согнуты в локтях перед собой, ладонями вниз, пальцы слегка собраны в кулачок. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы и раздвигать их до предела в стороны друг от друга (кошка выпускает коготки).
Затем без остановки согнуть кисть вниз, одновременно сжимая
пальцы в кулак (кошечка спрятала коготки), и, наконец, вернуть
кисти в исходное положение.

Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением и с максимальной амплитудой. Затем те же движения повторяются в обратном направлении из положения: кисти согнуты вниз.

В упражнение следует включить движение всей руки - то, сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку (кошечка загребает лапками).

Надо следить за тем, чтобы у детей большие пальцы рук тоже работали вместе с остальными.

6. САМЫЕ ПЕРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРТЕПИАНО

1. «РАДУГА» - исполняется отдельно каждой рукой. 3-м пальцем. Правой рукой движение с колена на «ДО»-1-ой октавы;

перемещаем руку на «ДО» 2-ой октавы, на «ДО» 3-ей октавы до клавиши «ДО» 4-ой октавы и таким же способом возвращаемся к «ДО» 1-ой октавы и на колено.

Левая рука выполняет то же самое только в противоположном направлении от «ДО» 1-ой октавы по октавам нижнего регистра и обратно к «ДО» 1-ой октавы.

Можно предложить следующее образное объяснение (условившись, что 1-я октава - «ТВОЙ ДОМ»; 2-я,3-я,4-я октавы - «ДОМИКИ ПТИЧЕК»; Малая, Большая, Контроктава - «ДОМИКИ МЕДВЕДЕЙ»): правая рука идет из своего дома по РАДУГАМ в гости к птичкам, а после гостей обязательно возвращается к себе домой; левая рука - идет из дома в гости к медведям. Перенос руки должен напоминать движение по радуге. Отсюда название упражнения.

Установка 3-го пальца строго на «подушечку», форма пальца должна напоминать крючок. Запястье - не прогибать и не поднимать. Если запястье образует «горку», то устранить ее можно изменив положение локтя, т. е. слегка отодвинув локоть от тела в сторону.

2.«ДОРОЖКА» - исполняется отдельно каждой рукой, 3-м
пальцем. Исполняем в 1-ой октаве. Выполняем поочередное нажатие клавиш звукоряда ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО и обратно. Левая рука - то же самое, но только в Малой октаве. Штрих - поп legato. Стараться поднимать руку после каждой клавиши на одну высоту и не слишком высоко. Позднее исполнять штрихом staccato. К 3-еи четверти двумя руками.

3.«КУЗНЕЧИК» - (терция) - исполняется отдельно каждой рукой.
Аппликатура: 1-й и 3-й пальцы на «ДО» и «МИ» 1-ой октавы.

Нажатие клавиш одновременное. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга», т. е. перенося терцию из 1-ой октавы по октавам верхнего регистра и обратно. Левая рука - то же самое, но только в направлении нижнего регистра. Очень важно следить за округлостью всех пальчиков ученика, особенно 5-го.

4.«ДО+РЕ+МИ» - исполняется правой рукой. Аппликатура: 1-й,2-й,3-й пальцы. Нажатие клавиш поочередное. Штрих legato. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга» с четким и громким произношением вслух названий октав (с объявлением), от 1-ой октавы по октавам верхнего регистра.

5. «МИ+РЕ+ДО » - исполняется левой рукой.

Аппликатура: 1-й,2-й,3-й пальцы. Нажатие клавиш поочередное. Штрих legato. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга» с четким и громким произношением вслух названий октав (с объявлением), от 1-ой октавы по октавам нижнего регистра.

Контролировать установку 1-го пальца на «подушечку», т. к.
ученикам свойственно нажимать клавишу 1 -м пальцем, полностью
уложив его на клавишу; контролировать округлость всех пальцев;
5-й палец - «крючочком», а не «антенной»; запястье продолжает
линию предплечья.

6.«МОСТИКИ» - (квинта) - исполняется отдельно каждой рукой.
Аппликатура 1-й и 5-й пальцы на «ДО» и «СОЛЬ» 1-й октавы.

Нажатие клавиш одновременное. Движение по клавиатуре по

принципу «Радуга», т.е. перенося квинту из 1-й октавы по октавам

верхнего регистра и обратно. Левая рука - то же самое, но только в направлении нижнего регистра. Очень важно контролировать линию запястья; положение 2-го,3- го,4-го пальцев (чтобы не торчали как палки); установку 1-го и 5-го пальцев (на «подушечки»).

7.«СЛОН» - (квинта + терция) - исполняется отдельно каждой
рукой. Аппликатура 1-й и 5-й пальцы на «ДО» и «СОЛЬ» 1-ой
октавы. Нажатие одновременное. Движение по клавиатуре по
принципу «Радуга». После установки квинты («ноги» слона)
опускаем 3-й палец на клавишу «МИ» («хобот» слона; «слон пьет

водичку»). Во время упражнения объявлять название октавы в которой исполняем упражнение. Контролировать округлость пальцев, линию запястья, местоположение локтя, осанку, положение ног на подставке.

8. «5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ» - исполняется отдельно каждой рукой. Правая рука - в 1-й октаве. А левая рука - в Малой октаве. Аппликатура 1-й.2-й,3-й,4-й и 5-й пальцы. Нажатие поочередное. Движение в пределах 1-й октавы:Контролировать округлость пальцев, не разрешать ставить пальцы на край клавиш, ориентировать установку пальцев ближе к черным клавишам.

9.«5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ И ВНИЗ» - исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и обратно. Правая рука - в Первой октаве. Левая рука - в Малой октаве. Нажатие поочередно.

Это упражнение можно давать ученику позднее, ближе к 3-ей
четверти. Обычно к этому времени рука ребенка крепнет и стоит
более устойчиво.

10.«КУЗНЕЧИК ПО ДОРОЖКЕ» - исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура: 1-й и 3-й пальцы на «ДО» и «МИ». Нажатие одновременное. «ДО-МИ», «РЕ-ФА», «МИ-СОЛЬ», «ФА-ЛЯ», «СОЛЬ-СИ», «ЛЯ-ДО», «СИ-РЕ», «ДО-МИ» и обратно в 1-й октаве. Левая рука - в Малой октаве.

Контролировать позицию 1-го и 3-го пальцев; округлость 5-го
пальца, линию запястья, местоположение локтя, осанку, положена
ног.

11. «РАСТЯЖКА НА ОКТАВУ» - исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура: 1-й и 5-й пальцы. Нажатие поочередное. От всех белых клавиш.

12. « КАПЕЛЬКИ» - нажатие одной клавиши поочередно каждым пальцем, начиная с 5-го к 1-му. Движение по гамме (от «ДО 1-й октавы» до «До 2-й октавы» ) каждой рукой отдельно.

Кисть в позиции октавы. Правая рука - в 1-й октаве. Левая рука - в Малой октаве. «ДО» 1-й окт. - «ДО» 2-й окт.- «ДО» 1-й окт.

«РЕ» 1-й окт. - «РЕ» 2-й окт. - «РЕ» 1-й окт.

«МИ» 1-й окт. - «МИ» 2-й окт. - «МИ» 1-й окт. и т. д

13. «АККОРД - «ТРЕЗВУЧИЕ» - исполняется отдельно каждой
рукой. Аппликатура 1-й - 3-й -5-й пальцы, «ДО», «МИ», «СОЛЬ». Нажатие 3-х клавиш одновременное. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга». С названием октав и с названием аккорда. Например: «Трезвучие 1-й октавы! Трезвучие 2-й октавы и т. д.». Левая рука - то же самое, но только в направлении от 1-й октавы к нижнему регистру.

* Название аккорда необходимо заучить, а объяснения ограничить и произвести в следующем варианте: «Нажимая одновременно 3 клавиши, мы слышим одновременно 3 звука. Отсюда и название аккорда». Интервальный состав аккорда надо объяснять только после знакомства с интервалами.

14. «АККОРД - «СЕКСТАККОРД» - исполняется отдельно каждой
рукой. Аппликатура: 1-й, 2-й, 5-й пальцы правой руки на «МИ»,
«СОЛЬ» и «ДО»; 5-й. 3-й, 1-й пальцы левой руки на те же
клавиши.

Нажатие 3-х клавиш одновременное. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга». Обязательно произносить вслух название аккорда в каждой октаве. Название аккорда не объяснять, а заучить как трудное «взрослое» слово. Все объяснения только после знакомства с интервалами.

15. «ТРЕЗВУЧИЕ + СЕКСТАККОРД» - исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура №12 и №13. Движение по клавиатуре по принципу «РАДУГА». Обязательно произносить вслух названия аккордов.

16. «АККОРД - «KBAPTCEKCTАККОРД» исполняется отдельно каждойрукой. Аппликатура правой руки: 1-й, 3-й. 5-й пальцы на «СОЛЬ», «ДО», «МИ». Аппликатура левой руки: 5-й. 2-й. 1-й на те же клавиши. Нажатие 3-х клавиш одновременное. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга». Обязательно произносить вслух название аккорда в каждой октаве. Название аккорда не объяснять, а заучить как трудное «взрослое» слово. Все объяснения только после знакомства с интервалами.

17. «ТРЕЗВУЧИЕ+ СЕКСТАККОРД +КВАРТСЕКСТАККОРД» - исполняется отдельно каждой рукой с названием каждого аккорда. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга».

18. «ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА» в одну октаву. Аппликатура. Отдельно каждой рукой, позднее двумя руками.

19. «РАСХОДЯЩАЯСЯ ГАММА» от клавиши «ДО» двумя руками в разные стороны. Аппликатура.

7. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛЕВОЙ РУКИ Во II полугодии с учениками, имеющим хорошую природную мышечную активность рук и кистей, можно вводить упражнения для левой руки. Эти упражнения являются своеобразным знакомством ученика с основными формулами аккомпанемента (бас + терция, бас + удвоенная терция, бас + удвоенная терция через октаву, альбертиевы басы по трезвучию, движение звуков трезвучия поочередно вверх и вниз, начиная с примы, аккордовое чередование в аккомпанирующей партии, разложенной на две руки). Работая над упражнениями, помимо постановочной работы, важно обратить внимание ребенка на особенности движения рук во время исполнения этих упражнений. Когда ученик освоит упражнения, педагогу следует предложить несколько вариантов мелодий в сопровождении выученного упражнения. Получится ансамбль ученика с педагогом, вторую партию которого исполняет ученик и далее следует объяснять роль второй партии в ансамблевой игре, что очень важно слушать друг друга, во избежание расхождения в долях, в темпах, что аккомпанемент не должен звучать громче мелодии, т.е. заглушать.

8. ШТРИХИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. (по методике А. ШМИДТ - ШКЛОВСКОЙ)

1.«ПРЫГ - СКОК» (полетные движения)

Это упражнение играть по ступеням гаммы и обратно каждой парой пальцев(1-2,2-3,3-4,4-5). Левая рука - в противоположном движении.

2.«ПРИЛИП - ОТЛИП» (Легато на секундовых последовательностях).Легато исполняется без чрезмерных движений кисти. Надо почувствовать, как один палец передает звук другому, одновременно слушая, как один звук переходит в другой. Переносить руку с одной лиги на другую следует по дуге, но близко к клавишам. Левая рука играет в противоположном движении. Разрешение не выталкивать, облегченным кончиком пальца.

3. «ЛЕГКОЕ ПОДВИЖНОЕ СТАККАТО» Исполнять упругой легкой рукой, как бы «посыпая», близко к клавиатуре. Движения пальцев почти неощутимы. Кисть и предплечье оставляют единое целое. Играть от всех белых клавиш звукоряда.

4. «КАЧЕЛЬКИ» боковые движения, опора на третий палец.

Проверить устойчивость и пружинность руки на 3-м пальце.Звук «МИ» тянется все время. Колебательные движения не преувеличивать. 3 палей - своеобразная ось вращения.

5. «ПРИЛИПУЧКИ - ПРЫГУЧКИ» задержание и стаккато одновременно.

ЗАГАДКИ И СТИХИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ

1.Голубой платок Красный колобок

По платку катается, Людям усмехается.

(небо и солнце).

2.Не будильник, а разбудит Запоет - проснуться люди

На головке гребешок

Это ... Петя - петушок.

3.На земле лежало. Лето пришло -

Оно все сошло.

(снег)

Золотое решето

4.Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков

Столько беленьких жильцов.

(подсолнечник)

5.Я - хозяйка разных снов.

Про дельфинов и слонов.

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь и на ушко

Вам нашепчет сны... подушка.

6.Чок, чок, пятачок

Сзади розовый крючок,

Посреди бочонок,

Голос тонок, звонок

Кто же это? Отгадай.

Это… поросенок.

7.Ходит, бродит по лужку

Рыжая корова.

Даст она нам к вечеру

Молока парного.

8. Любит ежонок вишневый компот

И молочко с удовольствием пьет,

А газировку не пьет никогда.

Очень колючая эта вода.

9.Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломою шуршишь?

-Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится. (детская песня)

10.Зайчик, зайчик, что ты грустный?

- Не найду кочан капустный.

- А какой?

- Вот такой! Круглый, белый, да крутой.

(венгерская народная песня)

11. Встретил ёжика бычок

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

«В рот не суй, что попадется!»

(болгарская народная песня)

12.Крикнул мячик:

Захочу, я на небо полечу!

Завертелся, закружился

И в канаве очутился.

(польская народная песня)

13.Спит будильник, спит звонок

Просыпается щенок.

Просыпается и лает,

Снов приятных нам желает. (З. Кодай)

14. Жук, жук, где твой дом?

Мой дом под кустом.

Мальчики бежали,

Домик растоптали.

(Н.Потоловский)

15. У котенка голова

Вроде пышной шапки.

Хвост один, а глаза два

И четыре лапки.

(М. Метлов)

16.Две лягушки вечерком на лугу сидели.

Две лягушки вечерком на луну глядели.

Тут комарик на лужок прилетел под липки.

Сел на тонкий лопушок, заиграл на скрипке.

Две лягушки комара мигом услыхали,

На лужайке до утра польку танцевали.

(литовская народная песня)

17. По дороге Петя шел

И горошину нашел.

А горошина упала

Закатилась и пропала

Ох, ох, ох, ох.

Где-то вырастет горох.

(А.Карасев)

18. Бойко пляшут рак с лягушкой

А морковь с сестрой петрушкой,

Луковичка с чесноком,

Курочка с петушком!

Подпевают помидоры:

Хороши у нас танцоры!

(польская народная песня)

ЭМОЦИОНАЛЬНО - ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Приложение 1.

Цвет и его значение всегда интересовало человечество.

Психология цвета

Психология красного цвета: он способствует эффективному запоминанию, стимулирует нервную систему, активизирует эмоции, поднимает жизненный тонус личности. К тому же, красный цвет создает чувство безопасности, уверенности и положительно влияет на угнетенное эмоциональное состояние.

Психология оранжевого цвета: раскрепощает эмоции человека, значительно снижает его неприятные ощущения, помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию, способствует возникновению хорошего настроения и оптимистической позиции личности.

Психология синего цвета: он развивает психические способности. "Очищает" мышление - освобождает от неуверенности, тревог и страхов, активизирует интуицию, подводит к плавному принятию правильного решения. Также синий цвет несколько "охлаждает" - снижает эмоциональность личности.

Психология желтого цвета: активизирует положительные эмоции, освобождает от негативных, способствует лучшей концентрации мыслей, помогает воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения.

Психология зеленого цвета: он способствует возникновению эмпатии, помогает во взаимодействии людей друг с другом, формирует гармонию во взаимоотношениях. Помимо перечисленного, зеленый цвет обладает успокаивающим воздействием, стабилизирует психическое состояние.

Приложение 2.

«Представь и услышишь».

Перед игрой учитель может обратиться к ученикам со следующими словами: «Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот можешь ли ты услышать, как говорит облако? Может быть; оно поет или вздыхает? Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому пока неизвестные».

Детям предлагается:

а) описать или нарисовать свои любимые звуки;

б) представить, как звучит мягкое пушистое облако. Описать и нарисовать звучание облака;

в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т.д.;

г) представить, как звучит большая лужа после дождя. Описать и нарисовать звучание большой и маленькой лужи.

«Эмоции». Для проведения игры используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность и т.д.). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Группа пытается определить услышанное.

«Цвета». Для игры используются от 4 до 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы. Учитель просит участников игры:

по очереди голосом озвучить цвет, каким они его себе слышат;

зазвучать «цветовой палитрой» всей группой.

«Найди свой звук». Для игры учителю будут необходимы разнообразные мелкие предметы (ключи, гвозди, банки-склянки, бумага, чашки, ложки и прочие «музыкальные инструменты»), из которых можно извлечь звуки. Детям предлагается, манипулируя этими предметами и извлекая из них разнообразные звуки (стуча, скребя, гладя, шурша, звеня и т.п.), найти понравившийся тембр, звук, сочетание. После того как звуки будут определены, каждый воспроизводит свою находку и пытается объяснить, почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возникает при восприятии этого звука.

«Созвучия». Цель игры - найти гармонирующие сочетания со своим звуком, со своим теперешним настроением. Эта игра является продолжением предыдущей - «Найди свой звук».

Одному из детей предлагается выйти в круг и исполнять свой звук, как свое сочинение, свое настроение. Остальные вслушиваются в эти звуки, пытаясь ощутить возможность соединения своего звука со звучащим. Любой участник может выйти в круг и начать воспроизводить свой звук вместе с другим, если чувствует что его звук уместен, а возникающее созвучие достаточно благозвучно и гармонично.В процессе игры при возникновении чувства неудобства, негармоничности своего звучания со звуками других участников можно прекратить исполнение и выйти из «сочинения».

«Слепой». Класс делится на группы. Детям предлагается создать музыкальное произведение на заданную учителем тему. Извлекая звуки из разных предметов, музыкальных инструментов, группа пытается передать заданный образ. Затем идет исполнение по группам. Слушатели, закрыв глаза, пытаются определить, о чем идет речь в данной пьесе, какие образы хотели передать создатели пьесы, её название.

«Тембры и образы». Детям предлагается прослушать одну и ту же мелодию, программную пьесу в исполнении различных музыкальных инструментов. Участники записывают, а затем рассказывают, как изменялся возникший при восприятии образ в зависимости от изменения тембра. Игра может быть использована при изучении темы «Тембр»

«Знатоки песни». Ребята поют хорошо известную им песню. Когда песня закончится, учитель быстро подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же сказать следующее слово или строку песни. Кто из ребят ошибается - встает.

ИГРАЕМ С ПЕСНЯМИ

ЗАДАНИЯ

1. Вспомни песню: спеть из любой новогодней песни куплет, начинающийся на загаданную ведущим букву.

2. Допой песню: предложить строку из песни, а ребята поют куплет.

3. Угадай песню: описать в нескольких словах в юмористическом тоне содержание песни, а соревнующиеся называют песню.

4. Загадай песню: ребёнок загадывает песню, а отгадывающие задают ему вопросы , учитывая, что ответ будет только «да» или «нет», называют или поют «неизвестную» песню.

5. Сложи песню: участники получают листочки со строчками текстов нескольких песен и отбирают указанную ведущим песню.

6. Узнай песню: предложите смешные рисунки - загадки, на которых будет отражено общее содержание песни, возможен вариант с ребусом, в котором зашифрована строка из песни.

7. Нарисуй песню: один из ребят должен нарисовать содержание заданной песни так, чтобы члены его команды смогли её отгадать.

8. Восстанови песню: детям вручается лист, на котором написана песня с пропуском некоторых слов. Восстановить песню можно по памяти, можно выбрать нужные слова из написанных на листочках, а можно предложить выбрать картинку с подходящим изображением.

9. Исправь песню: на листе написана песня с ошибками: переставлены или заменены слова, поменяны местами строчки или куплеты. Кто быстрее исправит?

10. Покажи песню: в этом конкурсе потребуется актёрское мастерство, чтобы при помощи жестов, мимики и подручных материалов исполнить заданную песню молча. Возможно командное исполнение.

11. Расскажи песню: передай содержание песни своими словами. Наиболее удачный ответ - тот, который всех рассмешил.

12. Назови строчку из песни: используется «перевёрнутая» фраза, а именно: подбираются слова - антонимы к строчке из известной песни, чтобы отгадать, нужно ребятам тоже подобрать нужные антонимы (в поле умер дуб - в лесу родилась ёлочка).

13. Спой песню: при помощи жеребьёвки определяются песни и участники, которые должны спеть под фонограмму или караоке выбранную песню.

14. Перепой соперников : команда поёт хором один куплет выбранной по желанию песни, потом считает хором до трёх и соперники должны начать петь один куплет другой песни, а затем передать эстафету. Кто после счёта не сможет начать пение или повторит уже звучавшую песню - проиграл.

15. Напой песню: по очереди вытаскивать предметы из черного ящика или мешка и напевать куплет, где «попадался» этот предмет (игрушка или картинка волка, зайца, мыши, лошадки, старичка и т.д.)

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

ПЬЕСЫ

Василек, У кота, Паровоз, Прозвенел звонок, Петя барабанщик, Веселый музыкант, Елочка, Белка (детские песенки,РНП). Сборник: Школа игры на фортепиано. под ред. Николаева А.

Апипа, Верба клонится, Бабай, Биюе, Кукушка Дж. Файзи,

Курай Дж. Файзи, Пуговица ТНП обр. Виноградова. Хрестоматия татарской музыки 1часть.

Белые гуси. М. Красев.

Лошадки Ф. Лещинская.

Петушок РНП.

Во саду ли, в огороде РНП.

Серенькая кошечка. В.Витлина.

Маленькая полька Д.Кабалевский.

Мишка с куклой танцуют полечку. М.Качурбина

Ой, ты дивчина УНП.

Мой Лизочек П. Чайковский.

Волынка И.С.Бах

Волынка Л.Моцарт.

Менуэт Л.Моцарт.

Менуэт Сперонтес.

Буре Я. Сен-Люк.

Воробей А. Руббах.

Мазурка А.Гречанинов.

Адажио Д. Штейбельт.

Французская песенка А. Вакулов.

Веселые ребята А.Жилинский.

Старинная французская песенка С. Ляховицкая.

Полька М. Глинка.

Анданте Ф. Гайдн.

Каприччио Гаврилин.

В садике С.Майкапар.

Хрестоматия татарской музыки:

Татарский народный танец Музафаров.

Мой соловей обр. Музафарова.

Хороводная «Кария-Закария»

Сборник: «В музыку с радостью» О. Геталова., Школа игры на фортепиано Катанский.

ЭТЮДЫ: «25 маленьких этюдов для фортепиано» Л.Шитте

Этюды Е.Гнесина Фортепианная Азбука.

Козлик РНП. переложение В. Игнатьева.

Этюд-упражнение О. Геталова

Этюд А. Гедике.

Этюд Л. Шитте.

АНСАМБЛИ: Цыплята А. Филиппенко.

Вальс собачек А. Артоболевская

Баба-Яга Н.Соколова

Три поросенка Д.Уотт.

Кузнечик В.Шаинский обр. О. Геталовой

Песня кота Леопольда Б.Савельев

Про Петю Д. Кабалевский

Песенка Гены Крокодила В. Шаинский.

Такмак ТНП обр. Л. Батыркаевой.

Грустная песня ТНП «Белый калфак» обр. Л. Батыркаевой.

Тонкая рябина РНП перелож. О. Геталовой

Колыбельная Светланы Т. Хренников.

Паук и мухи.

Учитель и ученик Ф.Гайдн.

Песенка о лете Е.Крылатов.

Колыбельная медведицы Е. Крылатов.








© 2010-2022