- Преподавателю
- Музыка
- Сценарий урока музыки в 5 классе на тему
Сценарий урока музыки в 5 классе на тему
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Устинова Е.Ю. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5 класс, 1 полугодие
Урок 1
В ХОРОВОДЕ МУЗ.
ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ С ЛИТЕРАТУРОЙ.
Вступление (учебники, творческая и рабочая тетради).
Сообщение темы четверти и урока. Слайд 1
П. -Искусство - это удивительный мир интонаций и звуков, слов и предложений, красок и линий, жестов и пластики. Существуют различные виды искусства:
Назовите их.
Д. - литература, музыка, театр, танец, живопись, скульптура, архитектура, кино. Слайд 2
П. -Различен путь каждого искусства к сердцу человека. Одни мы можем воспринимать слухом, другие - зрением. Поэтому произведения писателей, композиторов, художников, скульпторов живут и воспринимаются по-разному. При всем многообразии отдельных видов искусства есть то, что их объединяет. Как вы думаете, что именно?
Д. -Разные виды искусства рассказывают о жизни человека, природе, животных…
П. -Оказывается, их объединяет одна цель - передать всем людям мысль художника, его отношение к окружающему миру, к природе, к жизни, к другим людям. Слайд 3
- То, что все искусства близки, родственны между собой, люди заметили давно. В древности родился миф об Аполлоне и его постоянных спутницах - девяти музах, которых называли богинями пения. Каждая муза покровительствовала одному или нескольким искусствам. Слайд 4
Слайд 5
- Три из них посвятили себя музыке: Эвтерпа - муза лирической поэзии и музыки, Эрато - муза песен и мимики, Полигимния - муза красноречия и гимнов. Эвтерпа всегда изображена с флейтой в руках, эрато - с лирой, а Полигимния - опирающаяся на скалу и задумчиво смотрящей на сестёр.
Слайд 6
Древние люди верили, что музы родились у подножия Горы Олимп. У всех трех сестер дивные голоса, и они поют на пиршествах богов, услаждая их слух.
Слайд 7
Считалось, что музы водили дружные хороводы под звуки золотой кифары, на которой играл Аполлон.
КИФАРА относится к струнным щипковым инструментам. Он состоит из корпуса,- узкой деревянной коробки, двух ручек и перекладины, соединяющей ручки. Струны кифары одинаковой длины, но разной толщины.
Слайд 8
Русский поэт Константин Николаевич Батюшков говорил: «Музы любят провожать любимцев своих по тернистой тропе несчастий в храм славы и успехов».
Как вы понимаете эти слова?
Д. -Раньше люди верили, что музы одаривали талантом только избранных, но достичь славы и успехов всегда было не просто - это трудный путь каждого художника, композитора или поэта, который рано или поздно приведет к успеху.
П. Давайте закрепим то, что мы сейчас узнали.
Слайд 9
1. Когда зародилось искусство?
2. Почему возникли разные виды искусства?
3. Что означает слово «муза»?
4. С какими музыкальными инструментами изображались музы?
5. Сколько муз у Аполлона?
6. Сколько из них посвятили себя музыке?
3. П. Что общего и различного у разных видов искусства? На этот вопрос вы можете ответить после того, как послушаете миф «Аполлон и его музы».
(читаю миф на стр. 21 у Т.В.Надолинской).
П. Прошли столетия. Но родство муз сохранилось и в наши дни. Что такое песня? Это родство музыки и поэзии. Что такое театр? Это родство литературы, музыки, живописи и танца. Можно ли представить себе кино без музыки? Нет. Почему музыка занимает почетное место в дружной семье муз?
Д.Музыка может ярче других видов искусства передать характер, настроение, переживания человека, музыка - язык чувств.
Слайд 10
П. Да, верно. И в этом нас может убедить творчество Сергея Васильевича Рахманинова. Его музыка всегда эмоциональна, возвышена, необычайно мелодична. Одно из знаменитых произведений - «Вокализ», который композитор написал в 1915 году и посвятил его великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой.
Слайд 11
Однажды певица спросила композитора, почему у такой прекрасной музыки нет слов. И тот ответил: «Зачем слова, когда Вы своим прекрасным голосом и исполнением сможете выразить все лучше, чем кто-нибудь словами».
-Мы услышим Вокализ в исполнении еще одной великой русской певицы Г Вишневской
Слайд 12
СЛУШАНИЕ. Трек 5
П.Что слышится в мелодии Вокализа?
Д. Грусть, печаль, одиночество, сосредоточенность.
П. Интонации каких песен чувствуются?
Д. Русских народных песен, духовной музыки.
П. Вокализ часто называют «песней без слов», потому что в нем на самом деле можно услышать и интонации старинного знаменного распева, и протяжных песен, и интонации современной музыки. А на каких инструментах можно сыграть эту мелодию?
Д. На скрипке, флейте, фортепиано.
П.Вокальная музыка всегда была связана с речью, словом, то есть с литературой.
В первом полугодии пятого класса мы будем говорить о музыке и литературе. Связь эта безгранична. Музыкальную и разговорную речь объединяет интонация. Какова роль интонации в разговорной и музыкальной речи?
Д. Речевая интонация придает смысл словам, фразам, предложениям, музыкальная интонация придает смысл мелодии, музыкальным предложениям.
Посмотрите на схему. Слайд 13
-А что мы скажем о музыкальной интонации?
Слайд 14
Музыкальная интонация - это выразительный мелодический оборот, наполненный смыслом, окрашенный чувством, переживанием.
-При помощи каких элементов музыкальной речи выражается музыкальная интонация?
Мелодия, темп, ритм, динамика, лад, тембр.
П. Приведите самый распространенный пример связи музыки и литературы.
Д. Песня.
П. Да, правильно. А как пишутся песни?
Д. Слова, потом музыка и наоборот. Иногда вместе, как в русских народных песнях.
П. Песня, которую мы будем учить, называется
«Кораблик детства». Слайд 15-17
(Работа над песней)
Слайд 18
Домашнее задание:
3