План-конспект урока музыки в 7 классе на тему Бардовская (авторская) песня

Предлагаемый план-конспект урока подготовлен для учащихся 7 класса. Целью этого урока является дальнейшее знакомство с авторской песней и аторами исполнителями, среди которых и В. Высоцский, и О.Митяев, Ю Визбор и Ю. Кукин, а также Булат Окуджава. На данном уроке используется презентация и музыкальные произведения авторов, которых называют бардами. Дети как и учитель тоже готовят к уроку сообщения, стихи и, конечно же сами являются исполнителями в процессе урока. Урок имеет воспитательную направ...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект урока музыки в 7 классе

Учитель музыки 1 квалификационной категории Сахаровской средней

общеобразовательной школы Каплин Александр Анатольевич.

Тема: Бардовская (авторская) песня.

Цель: Раскрыть тематику бардовской песни; показать её огромный,

воспитательный потенциал, заключённый в сочетании стихов и

искренней музыки.

Межпредметные связи: музыка, литература, история.

Музыкальный материал: О. Митяев «Как здорово».

Ю.Кукин «За туманом»,

Б. Окуджава «Надежды маленький оркестрик»,

«О Володе Высоцком»,

В.Высоцкий «Я не люблю»,

«Он не вернулся из боя»,

Ю Визбор «Милая моя».

Наглядный материал: компьютер, мультимедийный проектор, экран,

мультимедиа презентация на компьютере,

диск с авторскими песнями.

Ход урока.

Урок начинается песней О.Митяева «Как здорово» в исполнении ребят.

Слово учителя: Сегодня мы продолжаем знакомство с бардами и их

творчеством.

Проверка домашнего задания: Кто такие барды?

Что означает слово бард?

(ответы детей)

Обобщение: В наши дни бардами называют создателей авторской песни.

Вопрос: А что же такое авторская песня? (ответы ребят)

Учитель: Как правило, автор стихов, музыки, исполнитель - это одно и то же лицо.

Как вы думаете, что важнее в таких песнях - мелодия или стихи?

(ответы ребят)

Определяя сущность авторской песни Б.Окуджава говорил, что это -«поэзия под гитару», а В.Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку».

С этим мы можем согласиться, потому что на прошлом уроке с некоторыми исполнителями уже познакомились. Назовите их. (Ж.Бичевская, О.Митяев…).

Сегодня мы дополним это список другими авторами и попробуем разобраться в содержании некоторых произведений.

По ходу урока в тетрадях записывайте фамилии новых авторов.

Сейчас прозвучит песня Ю.Кукина «За туманом» (Понимаешь это странно…)

Вопрос: О чём поведал нам автор, что хотел донести до слушателя?

(ответы ребят)

Обобщение ответов: Вокруг такая красота, созданная самой природой. А мы иногда ничего не замечаем, нам не хватает времени оценить эту красоту, и хотя трудно себе это представить, но есть и в наше смутное время люди, которые едут не за деньгами, а за романтикой и мечтами.

Учитель: К кому и, главное, с чем обращается поэт в своих стихах, нам сказал Б.Окуджава в стихотворении, которое прозвучит сейчас. Оно называется «Поэт».

( На экране портрет Б. Окуджавы).

Читает ученица: У поэта соперников нету

Ни на улице и не в судьбе,

И когда он кричит всему свету,

Это он не о вас - о себе.

Руки тонкие к небу возносит,

Жизнь, и силы по капле губя.

Догорает, прощения просит:

Это он не за вас - за себя…

Но когда достигает предела

И душа отлетает во тьму…

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.

Вопрос: Как же понимать эти строки?

(Ответы ребят).

Вывод: Каждый человек в стихах или песнях находит что-то своё, только ему понятное. И порой это даже трудно бывает выразить словами.

Учитель: В истории бардовской песни, как и в любом другом жанре музыки, есть свои классические образцы. Это место по праву занимают Б.Окуджава и В. Высоцкий, о которых я сегодня уже говорил.

В творчестве Б. Окуджавы главными темами являются честь, благородство, любовь, надежда. Его песни вселяют веру в торжество справедливости и добра.

Звучит песня в исполнении автора «Надежды маленький оркестрик»

(на экране идёт показ слайдов с изображением Б. Окуджавы)

Обобщение:

Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый решает сам, а барды помогают нам своими песнями - размышлениями.

Учитель:

Как и для кого начал писать свои песни В.Высоцкий, сегодня он нам расскажет сам. Внимание на экран.

На экране показ видео интервью В.Высоцкого и исполнение песни «Я не люблю».

Учитель:

Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне… На вопрос, чем привлекает его военная тема, Высоцкий отвечал: «По - моему моё поколение мучает чувство вины за то, что опоздали родиться и мы своим творчеством как бы довоёвываем».

Читая его стихи и слушая песни о войне. Мы с трудом верим, что их написал человек, не участвовавший в войне. По мнению многих, военная тема в песнях и стихах Высоцкого является вершиной его творчества.

На экране портрет В.Высоцкого, звучит песня «Он не вернулся из боя».

Учитель: 25 января день рождения В. Высоцкого. Ему исполняется 72 года. Но его, к сожалению, нет среди нас. Он умер в возрасте 42 лет в 1980 году, оставив нам свои стихи, песни, свои мысли и чувства. Но и после смерти он продолжает своим творчеством оказывать влияние на развитие авторской песни в России и его по праву называют «сердцем» авторской песни.

Друзья тяжело переживали его уход. Его учитель и друг Б. Окуджава написал о нём песню, которую так и назвал «О Володе Высоцком». Она сейчас и прозвучит, а мы увидим В.Высоцкого в фотографиях на экране.

Слайд фильм на фоне песни Б.Окуджавы «О Володе Высоцком».

Учитель: Мы познакомились с разными авторами, разными их сочинениями и теперь можно составить обобщённый словесный портрет человека, которого называют - создатель авторской песни, и о чём они пишут свои песни.

( Ответы ребят)

Вывод: Не обязательно быть профессиональным музыкантом или поэтом, чтобы сочинить песню. Но нужно уметь так передать свои мысли и чувства, свои размышления, своё видение мира и его проблемы, чтобы они были понятны окружающим.

Как вы думаете, к «лёгкой» или «серьёзной» музыке нужно отнести авторскую песню? (ответы ребят).

Вывод: Это серьёзная музыка. Бардовская песня - это не развлечение, а искренний разговор по душам со слушателями.

Авторы - исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство и непостоянство. А поняв и осознав себя частичкой этого мира, постарались изменить и себя и мир.

Вопрос: Что же нужно исполнителю таких песен? (Особенный зал, украшения, спецэффекты, дворцы?)

(ответы ребят)

Обобщение: Авторская песня должна идти от сердца к сердцу. Даже инструмента ей достаточно одного - гитары.

Давайте почувствуем теплоту и искренность, какую - то сближающую,

объединяющую силу бардовской песни и все вместе с нашими гостями исполним песню Ю.Визбора «Милая моя».

Итог урока: Музыка нужна разная и «лёгкая» и «серьёзная». Важно чтобы вы не только без разбора слушали то, что сейчас модно, но и понимали музыку, дающую пищу уму и сердцу. Наша жизнь многообразна, и надо уметь отличить хорошую музыку (как легкую, так и серьёзную) от подделки.

Я очень надеюсь, что наш сегодняшний урок вам в этом немного поможет.

© 2010-2022