• Преподавателю
  • Музыка
  • Применение ИКТ на уроках методики музыкального воспитания как средство подготовки будущего специалиста

Применение ИКТ на уроках методики музыкального воспитания как средство подготовки будущего специалиста

«Музыка — одно из сильнейших орудий                                                                                                               воспитания каждого человека», —                                                                                         писал Д.Д. Шостакович.   Начало XXI в. ознаменовалось глобальными изменениями как в области способов передачи информации, так и ее представления: компьютерные и коммуникационные технологии все глубже проникают в различные сферы челов...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение ИКТ на уроках методики музыкального воспитания как средство подготовки будущего специалиста.

Мартынова-Кисличенко Елена Викторовна

Балхашский гуманитарно-технический колледж им. А. Мусина. г. Балхаш


«Музыка - одно из сильнейших орудий

воспитания каждого человека», -

писал Д.Д. Шостакович.


Начало XXI в. ознаменовалось глобальными изменениями как в области способов передачи информации, так и ее представления: компьютерные и коммуникационные технологии все глубже проникают в различные сферы человеческой деятельности, в область культуры, в частности, и особенно - в область музыкального творчества и музыкального образования. Достижения в области звукозаписи, технологии создания музыкальных композиций в сочетании с новыми возможностями средств массовой информации определили не существовавшие ранее области развития и распространения музыки, которые утверждают другие способы понимания музыки, развивающие классические традиции, и требуют таких знаний, которыми музыканты, получившие традиционное музыкальное образование, не обладают.

Многочисленные эксперименты с музыкальными синтезаторами в прошлом веке привели к возникновению новых способов создания музыки, а отсюда и к появлению разнообразных стилей и направлений в современной музыкальной культуре. Многие известные композиторы, такие как К. Штокхаузен, О. Мессиан, А. Шнитке, уже тогда создавали произведения с применением новых электронных инструментов. В 80-е гг. XX в. появились компьютерные программы, которые могли запоминать, воспроизводить и редактировать музыку, а также создавать новые тембры, печатать партитуры. Стало возможным использование компьютера в концертной практике. Сегодня компьютер является мультитембральным инструментом и неотъемлемой частью любой звукозаписывающей студии. Все это позволяет рассматривать музыкально-компьютерные технологии (МКТ) как важную составляющую музыкальной культуры современного музыканта. Однако многие учащиеся музыкальных колледжей не имеют адекватного представления о возможностях музыкально-ориентированного компьютера в их профессиональной сфере деятельности. Это особенно важно для будущих музыкантов-педагогов, поскольку владение современными МКТ значительно расширяет возможности музыкально-образовательного процесса на разных его этапах и направлениях, что в целом позволяет приобщить к музыкальной культуре значительно большее количество учащихся.

Подготовка педагога-музыканта сегодня должна включать в себя обучение пользованию современными компьютерными программами, тренажерами, презентациями, позволяющими использовать их в школе на уроках музыки, музыкальных занятиях в детском саду, а в идеале ещё и «синтезировать», создавать, редактировать музыку, используя компьютер.

Уже на втором курсе, на уроках методики музыкального воспитания в детском саду начинаю знакомить учащихся с содержанием развивающих и обучающих музыкально-компьютерных игр, энциклопедий и справочников, которые сегодня предлагает интернет и рынок. К, сожалению, в Казахстане электронных программ такого качества, именно по «Музыке» пока нет, поэтому знакомлю с теми, которые предлагают ЦОР России и зарубежные страны. Это - энциклопедии «Музыкальные шедевры», «Энциклопедия классической музыки», развивающие и обучающие программы «Музыкальный класс», «Щелкунчик», «Алиса и времена года», «Волшебная флейта», «Трое из Простоквашино. Матроскин учит музыку» и др.. После знакомства с содержанием программ и игр предлагаю учащимся включить их в содержание своих занятий и уроков в зависимости от целей и задач, которые они реализуют, и вида деятельности детей, в который они их включают. Так, например, в работе над тембровым слухом дошкольников будет очень полезно, интересно и ярко применение различных уровней игры «Щелкунчик». И дошкольники, и школьники младших классов с большим интересом относятся к выполнению заданий этой игры, в которой необходимо правильно услышать тембры инструментов и распределить их соответственно заданию.

Энциклопедии помогают будущему учителю использовать их информацию при работе над проектами, которые он может предложить учащимся школ. Пока в работе «Энциклопедия классической музыки», которая помогает работать с информацией о композиторах классиках. Она иллюстрирует материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. Этот материал энциклопедии можно использовать на разных этапах изучения темы: «Композиторы разных стран мира», «Театр», «Музыкальные инструменты» и др. Она позволяет собрать учащимся школ не только информативный материал о том или ином композиторе, но и дает возможность прослушать его сочинения. Таким образом, в работе будущего учителя находится инструмент, позволяющий ему организовать самостоятельную, творческую, проблемно-поисковую работу учащихся на уроке.

Подготовка будущего учителя к уроку включает также и применение грамотно составленной презентации, соответствующей задачам и целям этого урока. На своих уроках методики музыкального воспитания я уже не ограничиваюсь тем, чтобы учащиеся создали нужную им презентацию или нашли в интернете и обработали её в соответствии со своими целями и задачами. Я предлагаю учащимся создавать копилки презентаций по творчеству композиторов Казахстана, русских и зарубежных классиков. Такое накопление материала поможет сделать урок интересным, привлекательным и ярким, а также облегчит работу молодого специалиста в школе и детском саду.

Очень хочется в дальнейшем освоить вместе с учащимися и более сложные музыкально-компьютерные программы - музыкальные редакторы и музыкальные студии. Так как они ещё больше расширяют возможности учителя музыки и на уроке, и во внеклассной музыкальной работе. Подготовка специалиста такого уровня сделает его профессионалом высокого класса.

Таким образом, информационные технологии являются тем инструментом, который позволяет на уроках методики музыкального воспитания качественно изменить практическую подготовку будущего учителя музыки и музыкального воспитателя, полнее сохранять и развивать их творческие способности, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса.

Список литературы:

  1. Информационное образовательное пространство детства: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Издательство «Спутник+», 2010.

  2. Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки в 5-7 класса //Компьютер в школе и семье. - К., 1999 - № 3.

  3. Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. - К., 2000 № 1.

  4. Калинина Т.В. Управление дошкольным учреждением. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М., Сфера, 2008


© 2010-2022