• Преподавателю
  • Музыка
  • КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Народные песни и народный орнамент - традиции нашего народа

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Народные песни и народный орнамент - традиции нашего народа

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

3 « А» класс



Тема: «Русская народная песня и русский орнамент - традиции нашего народа»

Цель : провести связь между жанрами русской народной песни и символикой традиционного русского орнамента.

Задачи:

УУД:

Материалы:

Технические средства:

Виды деятельности детей :

I оганизационный момент

________________________________________________________________

II введение в тему

Л. - Ребята , под какую музыку вы заходили в класс ?
/ -Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц»./
- Какова была большая тема , изучаемая на последних уроках музыки ?
/ - Русская народная песня и ее жанры /

( На экране слайд №1)
М. -А какую большую тему мы изучали на последних уроках изобрази-
тельного искусства?
/- Символика древних славян в русском орнаменте /
( На экране слайд №1(2))
- Ребята , подумайте , а близки ли эти темы . И если близки , то чем ?
/ - Да, эти темы близки тем , что и русская песня и русский орнамент- это традиции нашего народа , это наша история и культура ./
Л.- Ребята , попробуйте определить какова будет тема нашего сегодняш-
него урока.
/ - Русская народная песня и русский орнамент - традиции нашего
народа /

( На экране слайд № 1(3) тема урока )

М. - Мы решили соединить эти две интересные и важные темы в сегод-
няшнем уроке .
_________________________________________________________________

III практическая работа.

М. - Ребята , мы несколько уроков изучали русский орнамент . А что такое орнамент ?
/ - Орна́мент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель.../
- пользуясь теми знаниями , которые вы получили на последних уроках скажите , русский орнамент создавался и использовался только для красоты ?
|- Нет , русский орнамент состоит из символов , оберегов . Можно даже сказать , что это зашифрованное заклинание. /
- Какие символы древних славян вы знаете?

( знаки земли , воды, плодородия , обереги , символы здоровья , радости, благополучия …)

( символы высвечиваются на экране )

- Что украшали на Руси орнаментом?
/- Предметы быта , орудия и оружие, одежду,дом ,мебель... /

- На столах у вас лежат заготовки для будущих композиций , это те предметы которые вы сейчас перечислили . Рядом лежит задание . Прочтите его . Работать вы будете в парах ( посоветуйтесь, какие символы вы будете использовать в своем орнаменте , какие цвета выберете . Работаете цветными карандашами и фломастерами /

( Дети расписывают заготовки для будущих композиций в парах - 7мин )

(звучит фоновая народная музыка) ____________________________________________________________

IVСоставление и презентация композиций .

1 ) (Звучит музыка . Трудовая песня)

Л. - Какой жанр народной песни прозвучал ?
/ Трудовая песня /

- Когда народ пел эти песни?
/ - Перед посевом урожая, уборкой урожая , во время работы , перед началом какого-либо дела /
- А для чего же пелись эти песни ?
/ - Этими песнями люди обращались к силам природы , призывали
помочь им , не гневаться и просто чтобы было веселее работать /
М. - поднимите руки те , кто расписывал предметы , которые подойдут для
темы «Трудовая песня»?

(На доске висят фоны для композиций .Дети выходят и прикрепляют к фону элементы композиции - получается стол накрытый скатертью , на нем посуда с результатами труда земледельцев . Ученики объясняют какие именно символы для орнамента они выбрали и почему )

2 ) ( На экране картина «Проводы в армию»)
Л. - Какой жанр народной песни подходит к этому сюжету?
/ Солдатская песня /

- Когда народ пел эти песни?
/ - Во время проводов на царскую службу , во время военного похода , парада…/
- А для чего же пелись эти песни ?
/ - Чтобы взбодрить солдат , поднять их дух , пробудить патриотизм , смелость …)

Выходят несколько мальчиков , девочки надевают на одного из них расписанную рубашку( орнамент на рубашке нарисован фломастером) , и остальным котомки и кисеты , рассказывают какой орнамент выбран и почему .Затем поется песня «Солдатушки»


3 )(Звучит музыка . Колыбельная )

Л. - Какой жанр народной песни прозвучал ?
/ Колыбельная песня /

- Когда пелись эти песни?
/ - Пелись они матерью , когда она укладывала дитя спать./
- А для чего же пелись эти песни?
/ - Чтобы успокоить ребенка, чтобы передать через песню свою любовь , чтобы ему снились хорошие сны …./
М. - Выходите те , кто расписывал предметы , которые подойдут для
композиции «Колыбельная» .

(Дети выходят и прикрепляют к фону элементы композиции. Получается светелка , в которой висит колыбель .Ученики объясняют какие именно символы для орнамента они выбрали и почему )

4 ) ( На экране картина «Деревенская свадьба»

Л. - Какой жанр народной песни подходит к этому сюжету?
/ Свадебная песня /

- Когда народ пел эти песни?
/ - Во время сватовства , на свадьбах /

- А для чего же пелись эти песни ?
/ - в них желали счастья молодоженам , еще в таких песнях рассказывались какие-то трагические свадебные сюжеты о сватовстве , о любви …/

Выходят 4 девочки ( невеста , ее подружки и ее матушка) Девочки уже одеты в народные костюмы . Они объясняют значение орнамента на них и символику одежды. Исполняют с инсценировкой песню «Матушка». По окончании дарят героине наряд замужней женщины - рассказыкают о нем)


5 )(Звучит музыка .Частушка)

Л. - Какой жанр народной песни прозвучал ?
/ Частушка /

- Что такое частушка?

- Когда они пелись?
/ - Пелись они молодежью на посиделках, на праздники , во время работы , солдатами ,на проводы …./
/ - Для веселья , шутки …./

( Выходят дети и прикрепляют к фону элементы композиции. Получается композиция с поющими юношами и девушками.Ученики объясняют какие именно символы для орнамента они выбрали и почему )

________________________________________________________________

VПодведение итога урока.

- Ребята , вы показали , что много знаете о русской песне и орнаменте . Скажите , вам было интересно изучать на уроках эти темы ? Почему? А как вы думаете , для чего в школьной программе есть такие темы ?

/ - Чтобы мы знали свою культуру , свои корни , традиции своего народа /

Завершается урок тем , что звучит народная веселая песня и под нее дети составляют на доске хоровод из фигурок девушек и юношей в русских нарядах , нарисованных заранее на предыдущих уроках. Поворачиваются к гостям и по-русски в пояс кланяются.

© 2010-2022