Урок по теме Сюита Пер Гюнт муз. Э. Грига

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей

«Центр эстетического воспитания и образования детей»




Конспект открытого урока по теме:


« Сюита «Пер Гюнт» муз. Э.Грига»


(дополнительная общеразвивающая программа

«Музыкальная литература»)


Автор: Ковязина Алла Геннадьевна

преподаватель теоретических

дисциплин высшей

квалификационной категории











Кингисепп 2015

Общие сведения

Дата проведения: 03.09.2015.

Место: МБОУ ДОД «ЦЭВ и ОД».

Кабинет № 57.

Отделение: музыкальное.

Предмет: музыкальная литература

Ф.И. детей:

  • Акулинина София

  • Алексеев Герман

  • Григоренко Екатерина

  • Ильин Данил

  • Нагирняк Татьяна

  • Саблинская Аделина

  • Стогова Маргарита

  • Тарадейко Ирина

  • Титов Герман

  • Шуляк София

Возраст: 9-10 лет

Год обучения: 4 год обучения

Тема открытого урока: «Сюита «Пер Гюнт» муз.Э. Грига»

Место в образовательной программе:

Занятие относится к теме «Программная музыка. Циклы. Сюиты» четвёртого года обучения (тема №1)

Степень сложности - урок средней сложности с элементами повышенной сложности.

Цель урока: Знакомство с музыкой сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».




Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с музыкальными пьесами «Утро» и «Смерть Озе» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»;

  • Подготовить учащихся к усвоению специальной терминологии;

  • Закрепить позитивное отношение к музыке Грига;

  • Вызвать желание слушать эту музыку не только в классе, но и дома.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей к музыке Э.Грига;

  • Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости и

раскрепощённости;

  • Продолжить формировать навык слушания музыки;

  • Способствовать развитию воображения и фантазии у детей.

Воспитательные:


  • Формировать навыки организации работы на уроках и во

внеурочное время;

  • Воспитывать уважение друг к другу, самостоятельность мышления,

целеустремленность в достижении результата;

  • Способствовать повышению самооценки у детей;

  • Воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству.

Тип урока: комбинированный

Форма организации: групповая

Структура урока (этапы):

1 этап. Вводная и организационная часть - 3 мин.

  • Приветствие - 0.5

  • Краткая информация присутствующим о предыдущей работе с учащимися по данной теме - 1 мин

  • Постановка цели урока - 1.5

2 этап. Основная часть - 30 мин. Знакомство с сюитой Э.Грига «Пер Гюнт»

  • Узнать пьесу из этой сюиты («В пещере горного короля»)

  • Рассказать о композиторе Эдварде Григе

  • Вспомнить норвежскую легенду о Пер Гюнте

  • Познакомить с пьесой «Утро» и «Смерть Озе»

3 этап. Заключительная часть - 7 мин.

  • Рефлексия. Подведение итогов.

Планируемый ожидаемый результат :

  • Владеют следующими знаниями - история создание сюиты

«Пер Гюнт» муз. Э. Грига;

  • Знают музыкальные термины: «сюита», «программная музыка»;

  • Способны различить программную музыку;

  • Способны на эмоциональную отзывчивость, достаточно

раскрепощены в общении друг с другом и преподавателем;

  • Восприимчивы к материалу урока;

  • Стремятся к достижению результата;

  • Могут находить ассоциативные сравнения к прослушанной музыке;

  • Будут слушать эту музыку дома;

  • Укрепился интерес к предмету музыкальная литература;

  • Работа на уроке доставляет удовольствие.

Способы проверки результативности:

  • беседа;

  • наблюдение;

  • индивидуальное высказывание.

Методы обучения:

  • Словесный (теоретическая часть);

  • Наглядный или объяснительно - иллюстративный (демонстрация педагогом);

  • Практический (повторение пройденного, разучивание и закрепление нового материала. Творческий процесс).

Педагогические принципы:

  • Актуальности;

  • Сотрудничества;

  • Принцип контакта;

  • Принцип повторения пройденного;

  • Принцип количества - база музыкальных произведений, которые держатся в памяти;

  • Последовательности и доступности (от простого к сложному);

  • Воспитания в процессе обучения.

Материально - техническое оснащение урока:

  • Оборудованный учебный класс, который соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм;

  • Столы, стулья, шкафы;

  • Фортепиано, видео и аудио аппаратура;

  • Индивидуальные папки с нотным текстом.

Список литературы:

Методическая литература:

  • Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 5.

М. «Музыка» 1980.

  • Буклет-журнал «Искусство и идентичность» с выставки , устроенной музеем Эдварда Грига.

  • Министерство просвещения СССР. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М. «Просвещение» 1986.

  • Материалы из Википедии

  • «Музыка, которая вернулась» сайт Михаила Казиника.

Нотная литература (Приложение):

Муз. Э. Грига Сюита «Пер Гюнт» (фортепианное переложение).

Наглядные пособия:

Портрет Э.Грига.

Ноты: фортепианное переложение сюиты Э.Грига «Пер Гюнт» -раздаточные пособия.

CD и DWD диски.


\















Конспект открытого урока.

1. Вводная и организационная часть (3 мин)

Приветствие.

Преп. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на первом занятии по музыкальной литературе. Сегодня в процессе урока мы познакомимся с темой «Программная музыка. Сюиты.Циклы».

Все присутствующие здесь детей обучаются четвёртый год, поэтому определенные навыки слушания и обсуждения музыки уже сформированы.

Мы с вами начинаем новый учебный год и, как всегда, нас ждут удивительные открытия в музыке. Запишите в тетрадки тему первой четверти. (Тема записана на доске).

Преп.: Кто из вас помнит что такое «программная музыка»? Что означает слово ПРОГРАММА?

Дети: Это чередование, список чего-нибудь…

Преп.: Совершенно верно. Программа - это содержание музыки. Например: «Эхо в горах» - это будет программная музыка?

Дети: Да! Сразу понятно, что мы услышим.

Преп.: А если музыка называется этюд? Понятно о чём она рассказывает?

Дети: Нет, это уже не программная музыка.

Преп.: Значит программа - содержание расскажет нам, о чём музыка.

В чём может быть выражена программа?

Дети: В названии.

Преп.: Правильно. А если к музыке написан эпиграф? (обычно в стихотворной форме), это будет программой?

Дети: Конечно!

Преп.: А если целый рассказ или сказочка предшествует музыке, как у А.К.Лядова в «Кикиморе»? Помните: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах»…

Дети: Да, это будет программная музыка.

Преп.: Сегодня нам предстоит узнать, что означает слово «сюита» в музыке, но мы уже знаем, что если есть название, эпиграф или целый рассказ, то такая музыка будет программной.

2. Основная часть. Знакомство с сюитой Э.Грига «Пер Гюнт» - 30 мин.

Преп.: Сейчас прозвучит знакомая и очень вами любимая музыка с первого класса.

(Звучит пьеса «В пещере горного короля»)

Дети: Эта музыка называется «В пещере горного короля» Грига. (Показываю портрет Э.Грига)

Преп.: Молодцы! Даже композитора вспомнили.

Эдвард Григ русский композитор?

Дети: Нет…

Преп.: Он родился и вырос в северной стране, где холодное море и высокие горы, изрезанные глубокими ущельями - фьёрдами. Именно там и обитали сказочные жители норвежских легенд гномы, тролли и эльфы. А повелевал ими горный король. О чём нам рассказала эта музыка Эдварда Грига?

Дети: Как мальчик Пер попал к горному королю на праздник и увидел танцующих гномов, троллей и эльфов. А горный король застучал на него своим посохом, прогоняя из пещеры.

Преп.: Замечательно, что вы всё помните! Именно эти народные легенды очень любил Эдвард Григ и когда его попросили написать музыку к спектаклю «Пер Гюнт», а попросил его самый известный и любимый в Норвегии писатель Генрик Ибсен, то Григ очень обрадовался и сразу согласился сочинить музыку. Так и появилась сюита «Пер Гюнт» в 1874 году.

Записываем в тетрадки: «Сюита «Пер Гюнт» муз. Э. Грига 1874г.

Преп.: Начинается сюита замечательной пьесой. Если бы её не было, то мировое музыкальное искусство было бы совершенно не полно. Давайте её послушаем и подумаем:

- Какой характер в этой музыке? О чём она рассказывает и как?

(Звучит пьеса «Утро»)

Дети: Музыка светлая, нежная, переливчатая. Там даже птички поют, это флейты…

Преп.: Как вы думаете, какое это время суток?

Дети: Это утро!

Преп.: А почему?

Дети: Вначале всё так тихо, нежно, музыка высокая, а потом как будто бы солнце встаёт и всё освещает, всё радуется, музыка всё громче и громче…, а в конце вся природа проснулась и раньше всех птички, музыка успокаивается.

Преп.: Ребята, а давайте мы будем следить по нотам эту пьесу «Утро».

(Детям на столы раздаётся нотный текст в переложении для фортепиано)

Преп.: Все вы музыканты и уже хорошо знаете ноты, последите музыку по нотам и послушайте, есть ли в ней много разных мелодий или повторяется одна и та же.

(Слушаем пьесу «Утро» и следим по нотам)

Дети: Здесь всего одна мелодия, она повторяется то высоко, то низко и у разных инструментов.

Преп.: Как называется такой метод развития в музыке, когда одна и та же мелодия как бы в разных вариантах звучит?

Дети: Это вариации.

Преп.: Конечно. А теперь подойдите к фортепиано и посмотрите, как я буду играть эту чудесную мелодию.

(Дети подходят к инструменту и запоминают, как я играю эту мелодию).

Преп.: На каких клавишах я играла? Сколько разных клавиш использовала?

Дети: Вы играли только на чёрных клавишах, а их всего пять.

Преп.: Кто-то может повторить?

(Два-три ребёнка повторяют - разучивают эту мелодию. Затем все садятся)

Преп.: Мелодию пьесы «Утро» Григ сочинил на основе ПЕНТАТОНИКИ.

Это пятиступенный лад без малых секунд. Он имеет необычную окраску.

Пентатоника появилась на Востоке очень давно и отражает спокойствие и невозмутимость южных народов, их мудрое отношение к природе.

А кто помнит, какие музыкальные инструменты использует Григ в пьесе «Утро»?

Дети: Это духовые инструменты - флейты, гобои.

Преп.: Правильно! Их звучание похоже на пастушеские наигрыши - ещё одно отождествление с природой. Но в картине рассвета звучит весь оркестр.

Как вы думаете, композитор любил свою норвежскую природу?

Дети: Очень любил!

Преп.: А где в спектакле могла звучать эта музыка?

Дети: В самом начале наверно…

Преп.: Но оказывается, что нет… Пьеса звучит как вступление перед четвёртым актом «Путешествием в Африку». Почему?

Дети: Может как воспоминание о родной природе?

Преп.: Хорошая мысль! Возможно…

Записываем в тетрадках 1. «Утро»

2. «Смерть Озе»

Дети: Как? Дальше о смерти музыка? Кто это Озе?

Преп.: Это мама Пера… Она сорок лет ждала возвращения своего сына. Ей было уже больше восьмидесяти лет, сил совсем не было, но она так хотела увидеть своего мальчика счастливым, что не позволяла себе умереть, не повидавшись с ним. И вот наконец она дождалась, он с ней, он держит её на своих руках… Давайте послушаем эту пьесу, что ещё вы увидите в ней?

(Звучит пьеса «Смерть Озе»)

Дети: Эта музыка очень печальная, она как похоронная…В конце Озе умирает…

Преп.: Давайте вновь обратимся к нотному тексту. Он очень помогает более глубоко понять музыку. Я поиграю мелодию пьесы, а вы обратите внимание какая тональность, размер, ритм.

(Играю фортепианное переложение пьесы «Смерть Озе»)

Дети: Тональность пьесы си минор, размер 4\4, ритм ровный.

Преп.: А вы знаете, что тональность си минор - это самая печальная тональность в мире для романтиков. А кто такие романтики?

Дети: Это люди, которые влюблены и много фантазируют…

Преп.: Правильно, а ещё романтики очень глубоко чувствуют страдания и горе других людей, умеют сочувствовать и сопереживать по-настоящему. Таким и был норвежский композитор Эдвард Григ. Ноты нам подсказали насколько глубоко горе Пера - самая печальная тональность романтиков си минор, шаговый размер похоронной процессии и ровные четверти в ритме, словно замирающие в бессильном горе на третью долю такта. А в каком регистре начинается музыка?

Дети: Она тяжело поднимается из низкого регистра и замирает как вопрос: «Жизнь или смерть?»

Преп.: Философский ответ! А теперь посмотрите в нотах вторую часть музыки, что там происходит?

(Играю фортепианное переложение пьесы «Смерть Озе» 2 часть)

Другой ребёнок: Мама Пера умирает, у неё как будто бы слёзы из глаз катятся…

Преп. : И правда, как вы это поняли?

Дети: Мелодия спускается вниз из прозрачного верхнего регистра по полутонам…

Преп.: А какие музыкальные инструменты исполняли эту пьесу? Давайте послушаем фрагмент?...

(Звучит фрагмент пьесы «Смерть Озе»)

Дети: Скрипки, виолончели, контрабасы - струнно-смычковая группа инструментов.

Преп.: Правильно, играют все струнно-смычковые. Помните, именно эту группу в оркестре называют самой поющей. Потому что только струнно - смычковым под силу передать великую скорбь Пера, «спеть» о ней.

«Печаль всех сыновей, прощающихся со своими матерями, и всех матерей мира, прощающихся со своими сыновьями, заключена в этой музыке», - так сказал об этой музыке композитор двадцатого века Д.Б. Кабалевский.

3. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов 7 мин.

Преп.: Я хочу поблагодарить всех ребят за активную работу, за ваше искреннее желание делать открытия в музыке, за внимание и сосредоточенность во время звучания музыкальных произведений.

Рефлексия. Подведение итогов. (3 мин.)

Преп.: Итак, давайте подведем итоги:

- Скажите, пожалуйста, понравился ли вам наш сегодняшний урок?

Дети: Да, понравился, было очень интересно!

Преп.: А что вам понравилось и запомнилось больше всего? Тебе Ирина?

Ирина: Мне понравилось играть мелодию пьесы «Утро».

Преп.: А тебе Таня, что понравилось?

Таня: Мне было очень жаль бедную Озе. Музыка была такая печальная…

Преп.: А возникали ли какие - либо трудности во время урока?

Софья: Да, я не сразу запомнила мелодию пьесы «Утро», но надеюсь, что Ирина мне её ещё раз сыграет на фортепиано во время перемены?..

Герман: Мне было трудно следить по нотам, но благодаря вашей помощи я справился.

Преп.: Захотелось ли вам продолжить знакомство с сюитой «Пер Гюнт» Э.Грига?

(Ответы детей)

Преп.: Сегодня мы познакомились с двумя пьесами Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт» - это «Утро» светлое пробуждение природы и «Смерть Озе» самое печальное произведение. Вы почувствовали этот контраст, полную противоположность?

Дети: Конечно.

Преп.: Это и есть главный принцип построения сюиты - КОНТРАСТ пьес.

Кто догадался, что такое СЮИТА?

Дети: Это чередование контрастных пьес.

Преп.: Вы просто молодцы! Спасибо вам за урок! Надеюсь, что дома вам снова захочется послушать эти пьесы или наиграть мелодию пьесы «Утро».

А ещё я, в свою очередь, хочу поблагодарить также всех присутствующих гостей урока за искренний интерес и доброжелательное отношение.

На уроках музыкальной литературы дети получают возможность в доброжелательной атмосфере развивать свои способности, демонстрировать свой творческий потенциал, который проявляется только в процессе творчества - слушание и обсуждение музыки.

Воспитание настоящего музыканта начинается с развития эмоциональной отзывчивости, которая постепенно обогащает внутренний мир ребёнка и одухотворяет его жизнь. Ранний возраст детей - самый благоприятный для знакомства с классической музыкой и привития любви к творчеству.

Преподаватель музыкальной литературы________________________

/Ковязина А. Г./



© 2010-2022