Открытый урок Древнейшая песнь материнства

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3 класс

II четверть.

Раздел III. «О России петь - что стремится в храм».

Урок №2.

Тема: Древнейшая песнь материнства.

Цель: Познакомить детей с историей обретения одной из древнейших святынь земли Русской - чудотворной Владимирской иконой Пресвятой Богородицы и её помощи русскому народу.

Задачи:

1. Дать представление об иконографии изображений Богоматери, иконографическом каноне, цветах иконописи.

2. Продолжить формировать представления о православной составляющей русской истории.

3. Учить видеть красоту иконописи, духовной поэзии и музыки. Форма проведения урока: расширение, углубление и усвоение новых знаний.

Оборудование:

1. Эпиграф к уроку.

2. Понятия: икона, «Одигитрия», «Оранта», «Панагия», «Знамение», «Воплощение», «Елеуса», «Агиосоритисса», канон, клирики, апостол, равноапостольный, благоверный.

3. Икона «Владимирская».

4. Репродукции с изображением Владимирской Богоматери, кремлёвский Успенский собор, Сретенский монастырь (Москва), Благовещенский, Покровский, Троицкий.

5. «Богородице Дева, радуйся!» из «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова.

6. «Достойно есть...» Литургия Иоанна Златоуста П.И. Чайковского.

7. «Величаем Тя, Пресвятая Дева Богородица».

8. «Песнь Богородицы».

Методы обучения: интегрированный.

Организация урока: построение, вход под колокольный «трезвон», музыкальное приветствие.

Ход урока.

На доске эпиграф к уроку:

...О, милосердная Мати Пречистая!

Безмерна Твоя к нам любовь;

Ты нам Заступница в скорбях пребыстрая, Ты наша Мать и Покров!

Игумения Таисия Леушинская.

I. Повторение.

Слушаем: С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» («Всенощное бдение»)

Учитель: Назовите композитора и произведение.

Где можно услышать это произведение?

Что такое молитва? Из чьих слов была составлена

молитва «Богородице Дево, радуйся»?.

Кто исполнял и как исполняли? Расскажите об

особенностях исполнения. См. урок №1,3 класс, II четверть.

Дети отвечают.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Изучение нового материала.

Колокольные звоны (фон), на экране изображение храмов: Благовещенский, Покровский, Троицкий, Успенский, которые посвящены праздникам Божией Матери. Учитель читает стихотворение иеромонаха Романа:

Пресвятая Богородице

Всем скорбящим Утешение,

Ты избави землю Русскую

От напасти и погибели.

Мати Господа Всевышнего,

Погибающих взыскание!

Умоли за землю Русскую

Сына Своего Сладчайшего,

Да воздаст Он нам по милости -

Не по нашему неверию.

О, Заступнице усердная,

Даруй грешным покаяние,

Мне же, о Благословенная,

Даруй благо наивысшее:

Жить, как Сын Твой заповедовал,

Боль людскую за свою считать.

Колокольные звоны (фон), на экране изображение чудотворных икон Богородицы: Владимирская, Казанская, Донская, Тихвинская, Иверская, Боголюбская, Смоленская, Серафимо-Дивеевская, «Достойно, есть», «Всех скорбящих Радость», «Утоли моя печали» (представлены мозаиками и фресками). Учитель читает стихотворения:

Какие пресветлые Лики!

Господь, твои чудны дела!

Я должен в тиши помолиться,

Чтоб мудрость ко мне снизошла.

Игумения Таисия Леушинская

... Лик Твой, Божественный славой сияющий,

Безмолвно вещает сердцам:

«Придите, молитеся Мне, вам внимающей,

Я всем вам отраду подам!..»

О! Не оставь же нас, Мати любимая,

Молиться к Тебе вразуми;

И с верою тёплой к Тебе возносимые

Моления грешных прими!»

Слово учителя.

Богородица считается покровительницей России. Русский народ в трудные периоды жизни, связанные с историей нашего Отечества, обращался именно к Ней, как к своей Помощнице и постоянной Заступнице перед Богом, и всегда получал помощь и защиту.

Общее число икон Богородицы никому не известно. Почитаемых Русской Православной Церковью чудотворных икон Богородицы вместе с чтимыми и списками насчитывают до семисот.

Икона - это часть памятника архитектуры и искусства, художественная культура, окно в Горный мир, это отражение высший красоты и духовной реальности.

Владимирская икона Божией Матери - великая заветная святыня Русской земли, но название «Владимирская» к ней пришло позже...

Первым иконописцем образа Божьей Матери считается святой евангелист и апостол (ученик Иисуса Христа) Лука, он был греческим врачом и увлекался живописью.

По преданию, образ Богородицы был написан Лукой, на доске стояла, за которым трапезовали (обедали) Иисус Христос с Матерью и Иосифом Обручником. Когда Лука показал Марии свою работу, Она повторила слова, сказанные после Благовещения во время посещения праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи (крестителя в реке Иордан):

«Отныне ублажат Мя вси роди

(то есть прославят Меня все поколения), - и добавила: Благодать Родившегося от Меня

И Моя с сею иконою да будет».

IV. Слушаем, сравниваем.

1. Звучит «Песнь Богородицы. Утреня (фрагмент).

Она соткана из ветхозаветных псалмов (песнопений) царя Давида и прославляет Бога, Который «низложил сильных с престолов, вознеся смиренных» (Лк 1, 46-55).

Каждую строфу сопровождает рефрен (повтор) «Честнейшую Херувим...» как бы отвечающий на предвидение Девы Марии -

«Отныне ублажат Мя вси роды».

2. Тропарь «Величаем Тя, Пресвятая Дева Богородица» (фрагмент).

Тропарь - краткое песнопение, посвященное празднику или святому.

Величаем Тя, Пресвятая Дево

И чтим святых Твоих родителей,

И всеславное славим Рождество

Твоё, Потому что от Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш.

Величание Богородице поют в храме на праздничной службе Рождества Пресвятой богородице.

П.И. Чайковский «Достойно есть...» Литургия Иоанна Златоуста (фрагмент).

По освящении Даров во время Литургии (греч. сл. обедня, главное христианское церковное богослужение) произносится молитва, чтобы причастие стало для нас залогом спасения и единения с Богом.

И хор поёт гимн - прославление Богородице «Достойно есть...» По преданию, слова этой хвалебной песни были даны иноку (нонах), во время его молитвы, Архангелом Михаилом. Инок начертал их перстом каменной плите, которая вдруг стала мягкой как воск, а потом снова застыла.

Показ репродукции.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами слушали фрагменты

канонических песнопений на библейской основе.

Как вы это понимаете?

Дети: На библейской основе это значит, что сюжеты взяты из Библии.

-«Песнь Богородицы» составлена из ветхозаветных псалмов царя Давида.

- Тропарь «Величаем Тя, Пресвятая Дево Богородица» написан на сюжет из Библии в честь Рождества Девы Мари.

- Слова молитвы «Достойно есть...» были даны иноку Архангелом Михаилом.

Учитель: Как вы понимаете слово канонические песнопения?

Дети отвечают.

Учитель: Канон (греч. сл.) - это правило, церковное установление,

которое считалось обязательным в разных видах

искусства Древней Руси.

В храмовом пении это были закреплённые каноном модели песнопений, по определённому мелодическому образцу.

Учитель: Ребята, какое движение голосов было в песнопениях:

«Песнь Богородицы», «Величаем Тя, Пресвятая Дево Бо

городица», «Достойно есть...»

Дети: - Все голоса исполняли одну и ту же мелодию.

- Но каждый голос вступал в строгой последовательности друг за другом.

Вывод учителя: Ребята, вы познакомились с одной из традиций

«пения на подобен», то есть по определённому мелодическому образу, которая была закреплены каноном.

Разберём средства музыкальной выразительности этих песнопений.

Учитель: Мелодия?

Дети: - Плавная. Много подголосков.

Учитель: Динамика?

Дети: - от рр до FF

Учитель: Темп?

Дети: - Спокойный, плавный, медленный

Учитель: Дикция?

Дети: - Разборчивость произношения. Ясность.

Учитель: Звуковедение?

Дети: - Связное, плавное, используется цепное дыхание.

Учитель: Что вы чувствовали, когда слушали эти песнопения?

Дети: - Радость

- Умиление

- Утешение

- Покой

- Очищение

- Возвышенность

- Любовь

Учитель: А как вы думаете, созвучны ли эти песнопения по своему стилю с памятниками зодчества и живописи?

Дети: - Да

Под колокольные звоны (фон), на экране вновь изображение храмов, икон, которые ребята видели в начале урока. Учитель обращает внимание детей на «Владимирскую» икону Богородицы.

Послушайте стихотворение выдающегося поэта и художника Максимилиана Волошина, которое было написано 25 марта 1929 г. и посвящено иконе «Владимирская» Богоматери.

Весной 1924г. поэт посетил исторический музей в Москве, и шедевр неизвестного древнего мастера произвёл на него неизгладимое впечатление «все дни живу в сиянии этого удивительного лица».

Не на троне - на Её руке,

Левой ручкой обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке

Неотступно требует... не смею-

Нет ни сил, ни слов на языке...

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит:

И какое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

До 450 года икона оставалась в Иерусалиме, а потом была перенесена в Константинополь. В начале XII века Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг прислал её в Киев Великому князю Юрию Долгорукому (основатель Москвы; сын Владимира Мономаха).

Послушайте, как М. Волошин пишет о путешествии «Владимирской» иконы из Византии на Русь:

От мозаик, золота, надгробий,

От всего, чем тот кичился век, -

Ты ушла по водам синих рек

В Киев княжеских междоусобиц.

И с тех пор в часы народных бед

Образ Твой, над Русью вознесённый,

В тьме веков указывал нам след

И в темнице - выход потаённый.

Икона была поставлена в девичьем монастыре Вышгорода, расположенного под Киевом. Раньше этот монастырь принадлежал святой равноапостольной княгине Ольге (прапрабабушка Владимира Мономаха). Здесь «Владимирская» икона прославила себя многими чудесами.

В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия Долгорукова - Андрея Боголюбского.

Однажды клирики (певчие) увидели, что икона сошла со своего места, и стоит посреди церкви в воздухе, тогда её перенесли на новое место, но вскоре снова увидели икону стоящей в воздухе. Слух дошёл до князя Андрея. Отправляясь в свой новый уезд - Владимиро-Суздальскую землю, он в тайне от отца взял икону с собой, какая столица без святыни!

Икону перевозили торжественно на повозке под шатром, но за десять вёрст до Владимира, на берегу Клязьмы, кони, вёзшие икону, внезапно остановились, и никакой силой их нельзя было сдвинуть с места. Ночью в чудесном явлении Богоматерь открыла князю Андрею свою волю: икона должна остаться во Владимире, а на месте явления Богородицы нужно построить святую обитель. Князь построил во Владимире великолепный храм в честь Успения Богородицы и перенёс в него икону. В оклад иконы, по словам летописи, князь Андрей вковал серебро, драгоценные камни, жемчуг и около 12 килограммов золота. Икона с тех пор стала именоваться «Владимирской», а князь Андрей получил прозвище «Боголюбский», так же был назван основанный им монастырь на месте чудесного явления Богородицы.

Ничего не жалел Андрей Боголюбский для своей столицы - Владимира, решил построить и Золотые ворота, как в Киеве. Андрей торопился, подгонял строителей, хотел, чтобы всё было закончено к городскому празднику, но извёстка не успела высохнуть, ворота рухнули и накрыли 12 человек.

Андрей взмолился у иконы Богородицы: «Коли не спасёшь Ты этих людей, я, грешный, буду повинён в их смерти». Ворота подняли, и оказалось, что все придавленные люди живы. Вновь разнеслась в народе молва о всемогуществе Чудотворной.

В 1395 на Русь напал Тамерлан (Эмир Тимур), завоевавший многие государства Азии и Закавказья. Слухи о его жестоких и успешных завоевательных походах достигли Европы. С огромным войском Тамерлан подошёл к границе Московского княжества на реке Оке.

По приказу Великого князя Василия Дмитриевича (его отцом был Дмитрий Донской - победитель в Куликовской битве), для укрепления духа москвичей в предстоящей битве с войском Тамерлана чудотворная «Владимирская» икона Божьей Матери была перенесена из Владимира в Москву.

Люди в ожидании величайшей святыни стояли по обеим сторонам дороги и молились: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!»

26 августа (8 сентября - по новому стилю) произошла встреча иконы. Крестный ход возглавлял Московский митрополит Киприан, неподалёку от Кремля он принял чудотворный образ из рук владимирского духовенства. «Владимирская» икона была торжественно перенесена в Кремлёвский Успенский собор.

Ночью, спящему в шатре на Кучковом поле Тамерлану, во сне явилась лучезарная Дева в сиянии, Её сопровождали небесные воины и святители с золотыми мечами, Она повелела убираться прочь. Тамерлан, узнав от своих вельмож, что виданная им Дева - Матерь христианского Бога, Заступница русских, приказал своим войскам отступить, не переходя Оки у Коломны. Гонимый страхом, он быстро удалился за пределы Русской земли.

В память о заступничестве Богородицы в Москве, на месте встречи (по- славянски сретение) и передачи иконы был основан Сретенский монастырь.

Считается, что в 1408 году икона оказала помощь в избавлении от войск золотоордынского хана Едигея, подступавшего к России, но получившего вдруг весть о мятеже в Орде и повернувшего обратно.

В 1451 году ногайский царевич Мазовша захватил пригороды Москвы. Московский митрополит Иона с иноком Чудова монастыря Антонием совершил крестный ход по стенам Московского Кремля. После битвы, продолжавшейся весь день, татары бежали. В память об этих событиях митрополит Иона устроил в Успенском соборе придел «Похвалы Богоматери».

Здесь, в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялись Светлою слезой!

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари...

М. Волошин

Победа в 1480 году в знаменитом «стоянии на реке Угре» (река называлась иначе «Пояс Богородицы») тоже связывается с заступничеством Богородицы и Её Владимировской иконой. Это было очень важным событием для Руси, тогда Иван III разорвал ханскую басму (указ) и отказался платить день золотоордынскому хану Ахмету. В память об этих событиях 23 июня (6 июля - по новому стилю) установлено второе празднование иконы.

В 1521 году крымские, ногайские и казанские татары во главе с Махмет - Гиреем вторглись в московские земли. В это время одна инокиня удостоилась чудесного видения: к Спасским воротам из кремля шли святители, унося с собой образ Богоматери, когда они вышли из ворот, их встречали Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Припав к стопам святителей, они спрашивали, почему те

оставляют Москву при нашествии врагов. Святители со слезами отвечали, что за грехи жителей Бог велел им выйти из города и вынести образ Богоматери. Сергии и Варлаам стали умолять святителе, чтобы они своим ходатайством умилостивили правосудие божие. Вместе со святителями они стали молить Богородицу о заступничестве, потом осенили крестом город и вернулись в Кремль. Москва была спасена, а в память о событиях 21 мая (по новому стилю - 3 июня) установлен третий день чествования «Владимирской» иконы Богоматери.

Икона хранилась в храме Успения Богородицы, в советской период находилась в Третьяковской галерее.

Искусствоведы датируют икону XII, а не I веком, утверждая, что икона может быть только списком с иконы, принадлежавшей кисти евангелиста луки. «Владимировская» икона является древнейшей святыней, связанной с важнейшими событиями истории нашей Родины и признана Церковью и русским народом чудотворной.

Иконографический тип иконы «Елиуса» (Умиление) изображает Богоматерь и Младенца, склонённых друг к другу. Иисус сидит на правой руке Богоматери, обнимает Мать и прикасается к Ней щекой; одним из характерных признаков образа является изображение обнажённой пяточки левой ноги Христа. Это один из любимых в народе образов. К этому типу относится «Донская» икона.

Колокольные звоны (фон), на экране изображение чудотворных икон Богородицы. Учитель знакомит детей с иконографическими типами образа Богоматери и символикой цвета в живописи.

V. Иконографические типы образа Богоматери и символика цвета в живописи.

Образ Богородицы на Руси был особенно любим и почитаем, поэтому в русской иконописи сложилось большое количество богородичных иконографических типов. При их разнообразии можно выделить наиболее распространённые иконописные композиции, восходящие к византийским образцам.

  1. Иконографический тип «Елеуса» (Умиление) см. выше.

  2. К иконографическому типу «Одигитрия» (Путеводительница, то есть указывающая путь ко Христу) относятся иконы Казанская, Смоленская, Иверская, Тихвинская и другие. На них изображена Богородица с Иисусом Христом на руках, одной рукой Она указывает на Сына. Иисус не склоняется к щеке Матери и не обнимает Её, а смотрит строго перед Собой, пальцы Его правой руки сложены для благословления. В левой руке у Него свиток, знак учения, принесённого Им людям.

  3. Композиционный тип «Оранта» (Молящаяся) таков: строго фронтальное поясное изображение Богородицы с поднятыми вверх руками до уровня плеч, ладонями к зрителю, на груди в складках мафория (покрывало) располагается медальон с изображением Младенца Христа. На Руси этот тип назывался «Знамение», что по- старославянски означает «чудо», а иногда «Воплощение». Это иконы «Курская», «Новгородская» и другие.

Разновидностью типа «Оранта» является «Панагия» (Пресвятая), изображающая Богоматерь в полный рост. Прообразом всех «Панагий» на Руси было изображение Богородицы в Киевском храме Святой Софии, называемое «Богоматерь Нерушимая Стена».

4. Иконография иконы «Агиосоритисса» (Заступница) представляет Богоматель в полный рост без Младенца, обращенную вправо, со свитком в руках. Это иконы «Боголюбская», «Боголюбская в Москва».

VI. Закрепление нового материала.

Учащиеся, получая информацию об иконографических типах образа Богоматери, параллельно закрепляют новый материал, приводя примеры о чудотворности и знамениях иконы «Владимирская» из рассказа учителя в начале урока.

VII. Символика цвета в живописи.

Икона - это живописное изображение божеств, но не портрет, а прообраз, символ воплощения представлений земного человека о невидимом «горнем мире», они рождались в молитвенном общении с Богом.

Иконы писались по строгим канонам (правилам), и нарушать их художник не имел права, так как в иконографии существовали «подлинники» - образы ликов, внешность различных святых, единообразные схемы изображения священных сюжетов, ставшие опорой для иконописца.

Канон ограничивал свободу художника: он не мог построить композицию и выбрать краски по своему усмотрению. Покрывало Богоматери - мафорий - полагалось писать вишнёвым, а одеяло - синим; у Иисуса Христа, на оборот, синим был гиматий (плащ), а вишнёвым - хитон (рубаха). Канонические требования вошли в систему художественных средств византийского искусства.

В трактате «О небесной иерархии» VI в. изложено символическое значение цвета:

Белый - чистота, светлость и сияние божественной славы.

Красный - пламенность, императорский сан, Божественный огонь,

цвет крови Христа.

Жёлтый - златовидность.

Зелёный - символ юности и бодрости.

Голубой - цвет неба.

Вывод: Благодаря знанию основ иконографического канона, символического значения цвета иконы можно «читать».

Иконы писались темперными (ит. сл.) - натуральными красками. Это краски растёртые на яичных желтках, смешанные с золотой пылью, драгоценными камнями, измельчёнными в порошок, травами и так далее, такой состав делал цвет ярче и не тускнел веками.

Иконы не сохранили имён своих создателей, указывать автора было непринято, художник считал, что пишет не он, а рукой его движет бог. Процесс подготовки к написанию иконы был длительный, и занимал годы. Иконописец не мог начать работу без церковного благословления. Он обязательно постился и молился, просил у Бога не оставить его в ответственном творческом деле. Многие иконописцы Древней Руси были монахами.

Закрепление символики цвета и иконографических типов образа богоматери происходит в процессе творческой работы учащихся.

VIII. Творческая работа по вариантам. Раскраска.

I вариант. Иконографический тип «Оранта» (Молящаяся) - поясное

изображение Богородицы. См. приложение.

II вариант. Иконографический тип «Оранта»(Пресвятая «Панагия»)-

изображение Богородицы в полный рост.

См. приложение.

IX. Разучивание или слушание песен (по выбору учителя), см. приложение

  1. «Спаси, Владычице, Святую Русь Твою» (Молитвенная песнь ко Пресвятой Богородице)

  2. «Царица Небесная»

  3. «К кому прибегну я в скорбях».

X. Подведение итогов.

  1. Как была обретена икона «Владимирская»?

  2. Почему икона «Владимирская» называется чудотворной?

  3. Сколько установлено празднований иконы «Владимирская»

и в память, каких событий?

  1. Назовите основные иконографические типы образа Богоматери.

  2. В чем заключается символическое значение цвета?

  3. Почему наш урок назывался «Древнейшая песнь материнства»?

  4. Как мы узнали о молитве «Достойно есть...»?

Выставление оценок.

Домашнее задание. Раскраска. Образ Богородицы

«Всех скорбящих радость». См. приложение.

Выход из класса под колокольные звоны.



© 2010-2022