- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке 1 класс. УМК Гармония
Рабочая программа по музыке 1 класс. УМК Гармония
Раздел | Музыка |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шабарова О.В. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Настоящая программа по музыке разработана с учётом требований следующих нормативных документов:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21. 12. 2012 г. одобрен Советом Федерации 26. 12. 2012 года (с последующими изменениями и дополнениями);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 10.2009 № 373 года, зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009, рег. № 17785, с последующими изменениями);
-
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
-
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 года, зарегистрированного Министерством юстиции РФ 03.03.2011 года, рег. № 19993);
-
Концепция УМК «Гармония»;
-
Образовательная программа начального общего образования по реализации ФГОС БОУ КМР ВО «Николоторжская СОШ»
-
Положение о рабочей программе БОУ КМР ВО « Николоторжская СОШ»
-
Положение о системе оценивания, формах и порядке проведения промежуточной аттестации на уровне начального общего образования БОУ КМР ВО «Николоторжская СОШ», приказ №73 от 02.06. 2013год
Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I-IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке для начальной школы. Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров… воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.
Планирование составлено на основе: Программы общеобразовательных организаций. Музыка: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование.1-4классы/М.С. Красильникова. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014 год
Рабочая программа по музыке представляет собой целостный документ, включающий разделы:
-
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
-
общую характеристику учебного предмета;
-
описание места учебного предмета в учебном плане;
-
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
-
содержание учебного предмета;
-
тематическое планирование;
-
описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса;
-
планируемые результаты изучения учебного предмета.
Цели и задачи учебной программы «Музыка»
Задачи музыкального образования по данной программе:
-
формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;
-
развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки - искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;
-
формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.
-
формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.
-
Общая характеристика учебного предмета
Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.
Это выражается:
в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;
в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;
в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки, опираясь на глубокое знание фольклора композиторами-классиками;
в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;
в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.
Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:
адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;
освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;
целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;
взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.
Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребенка.
Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки оперных сцен - это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции - возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами - носителями академической музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.
-
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Программа «Музыка. К вершинам музыкального искусства» для учреждений общего начального образования составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенным на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 1-4 классах в общем объеме не менее 135 часов (1 класс - 33 ч., по 34 ч. - во 2-4 классах).
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников:
вне школы - экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей;
в школе - кружками (например, электронного музыкального творчества, сольного и хорового пения, инструментального музицирования), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:
«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.
«Фольклорное творчество», раскрывающее народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей.
«Электронное музыкальное творчество», предполагающее организацию практики музицирования учащихся с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы).
«Музыкально-театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности.
Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «конкурсы дирижеров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Российская музыкальная культура - одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания - гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
-
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
-
Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
-
Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
-
Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
-
Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
-
Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
-
Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
-
Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
-
Результаты изучения предмета «Музыка»
по программе «К вершинам музыкального искусства»
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
-
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
-
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
-
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
-
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
-
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
-
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
-
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
-
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
-
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
-
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
-
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
-
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
-
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
-
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
-
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
-
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
-
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
-
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
-
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
-
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
-
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
-
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
-
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
-
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
-
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
-
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
-
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
-
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
-
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
-
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
-
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
-
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
-
Содержание программы предмета «Музыка»
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).
Интонация и развитие - основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.
Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.
Музыкальная картина мира
Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка, уроки-концерты, музыкальные инсценировки, музицирование
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме теста 1 раза в год: в конце второго полугодия (безоценочное обучение), во 2-х классах в форме творческих работ и тестовых заданий 1 раз в четверть.
Тематическое планирование 1 класс
тема
1 класс
Контроль
I полугодие
«Музыка в жизни человека»
16
I четверть
«Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки».
9
II четверть
«О чем говорит музыка»
7
II полугодие
«Мир музыкальных образов»
17
III четверть «Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете»
9
IV четверть «Как говорит музыка?»
8
тест
ИТОГО
33
Тема контрольного теста: "Итоговый тест за 1 класс"
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
I класс
-
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
-
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
-
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
-
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
-
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
-
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
-
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса
обучающиеся должны уметь:
-
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
-
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
-
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
-
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
-
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
-
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Тематическое планирование 2 класс
тема
1 класс
Контроль
I полугодие
«Мир музыкальных историй»
16
I четверть:
"Введение в тему года"
" Музыкальные истории в вокальной музыке"
" Музыкальные истории в инструментальной музыке"
"Музыкальная история в малых и крупных жанрах музыки"
"Музыкальная история в балете"
9
1
2
2
1
3
1
II четверть:
"Музыкальная история в симфонии"
7
1
II полугодие
«Мир музыкальных образов»
18
III четверть: "Музыкальная история в опере"
9
1
IV четверть:
" Музыкальная история в симфонии"
Резерв
6
2
1
ИТОГО
34
4
Название контрольных работ за 2 класс:
1. Жанры музыки.
2. Музыкальная история в балете.
3. Музыкальные истории в опере.
4. Музыкальные истории в симфонии.
К концу 2-го класса у обучающихся будут:
Знать/понимать:
Фамилии отечественных композиторов и их известные произведения;
жанры музыкальных произведений;
Иметь представление о литературной программе симфонической картины Лядова А.К."Кикимора".
Иметь первоначальное представление о симфонии как четырёхчастном цикле и об особенностях каждой его части.
Иметь общее представление о месте, времени. Обстановке действия в опере "Иван Сусанин" глинки. определять на слух и петь мелодии хоров.
Иметь представление о функциях основных разделов I части симфонии. выявлять изменения происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста).
Группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Уметь:
Размышлять о музыкальном развитии как художественном воспроизведении.
Исследовать развитие музыкальных образов и передавать развитие образов в своём исполнении.
Анализировать развёртывание музыкальных историй в романсе, песне, былине.
Характеризовать их образный строй, особенности мелодии, манеры исполнения.
Воплощать развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки, исполнять мелодии романса и песни.
Импровизировать муз.характеристики персонажей народного сказания о Кикиморе. Воплощать муз.характеристики Лядова "Кикимора" в разных видах муз.деятельности.
Определять на слух звучание отдельных инструментов симфонического оркестра. Охватить симфоническую картину целостно, выделять этапы развития образа Кикиморы.
Характеризовать особенности развёртывания муз.историй в разных жанрах инструментальной музыки, муз.образы фортепианной пьесы в авторском исполнении.
Моделировать образное содержание фортепианной пьесы по эпиграфу.
Распознавать по музыке последовательность сценических событий.
Воплощать муз.образы героев балета в пении, слове, пантомиме, пластике. Узнавать лейттемы балета и соотносить их звучание со сценическим действием. Анализировать видеофрагменты балета.
Узнавать на слух вальсовые темы.
Различать на слух симфонические темы Чайковского в опоре на представление о пятой симфонии Бетховена. выявлять особенности претворения народной песни в симфонической музыке. Следить за преобразованием тем в музыке финала, выявлять смысловые этапы их развития. Использовать графическую запись для решения учебных задач.
Сочинять мелодии для скерцо симфонии Чайковского на основе словесной характеристики композитора. Соотносить содержание и и построение музыки скерцо. Расширять представление о тембровых красках и приёмах исполнения отдельных инструментов и групп симфонического оркестра. Участвовать в конкурсе дирижёров с использованием фрагмента скерцо симфонии Чайковского.
Распознавать по музыке чувства и мысли героев оперы. выявлять родство мелодий хоров интродукции с мелодиями русских народных песен. Устанавливать интонационные связи мелодии финального хора с предшествующими мелодиями оперы. импровизировать движения польских танцев. Выполнять графические записи мелодий. Понимать ход сценического действия.
Расширять опыт исполнительской деятельности.
Распознавать в муз.истории I части симфонии жизненные образы и человеческие отношения. Моделировать темы, разделы музыки до их прослушивания. Охватывать музыкальную историю как процесс и как результат. Создавать пластическую модель музыкальной истории и соотносить её с графической. Передавать диалогический характер музыки. расширять представление о группах музыкальных инструментов симфонического оркестра. Охватывать целиком муз.историю Четвёртой симфонии Чайковского. Сопоставлять музыкальные истории в произведениях Глинки, Чайковского, Прокофьева, Бородина, Лядова.
Инсценировать фрагменты музыально-театральных произведений и характеризовать их специфику. Выявлять особенности музыкального языка произведений разных композиторов.
Нормы оценивания знаний по музыке (для 2-4 классов)
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка "5" ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка"4" ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка "3" ставится:
проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка" 2" ставится:
нет интереса, эмоционального отклика;
неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Программное и учебно-методическое обеспечение.
Учебные пособия для учащихся:
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. - Смоленск. Ассоциация 21 век, 2015 .
Учебно-методические пособия для учителя:
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 1 класс. Методическое пособие для учителя общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. - Смоленск. Ассоциация 21 век, 2015
Необходимое оборудование: ПК, магнитофон, проектор, синтезатор, пианино, СD, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты.
Дополнительные ресурсы: umk-garmoniya.ru/music/
ПРИЛОЖЕНИЕ
2 полугодие
Итоговый тест 1 класс
-
Приведи в соответствие (соедини стрелками):
Какие средства в своей работе использует:
1) Поэт краски
2) Художник звуки
3) Композитор слова
-
Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:
а) светлыми
б) нежными
в) сумрачными
3. Найди лишнее:
Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях - это…
а) «О маме»
б) «Богатырская симфония»
в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
4. Найди лишнее: (подчеркни)
Духовые народные инструменты - это…
а) Волынка
б) Рожок
в) Дудка
г) Скрипка
-
Назовите композитора песни «Болтунья»:
а) Д.Б. Кабалевский
б) С.Прокофьев
-
Приведи в соответствие (соедини стрелками):
Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную и маршевую музыку?
1. Золотые рыбки из балета «Конек Горбунок» марш
2) Колыбельная мамы Козы из оперы «Волк и семеро козлят» танец
3) Семеро козлят из оперы «Волк и семеро козлят» песня
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО МУЗЫКЕ 1 КЛАСС
№
Тема урока
Кол-во
часов
Контроль
УУД
Дата
Примечания
п/п
Ч.
план
факт
I
Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки - 9 ч.
Песня, танец, марш в творчестве композитора, исполнителя, слушателя - 1 ч.
1
Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. (Урок - путешествие.)
1
Личностные: Учебно-познавательный интерес, желание учиться.
Познавательные: наблюдать за музыкальными явлениями. Сравнение, обобщение по родовым признакам. Соотносить слуховое, зрительное восприятие и двигательные ощущения.
Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя.
Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе.
Маршевая музыка - 2 ч.
2
Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни.
(Урок - экскурсия).
1
Личностные: Познавательный интерес к учебному предмету. Готовность к сотрудничеству.
Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам.
Преобразовать маршевую мелодию в пластическую модель. Осуществлять поиск информации в учебнике. выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства.
Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Выявлять и исправлять допущенные ошибки.
Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
3
Песня, танец, марш в музыке народной и композиторской.
( Урок - игра).
1
Танцевальная музыка - 2 ч.
4
Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей. (Урок - путешествие).
1
Личностные: Познавательный интерес к учебному предмету. Готовность к сотрудничеству.
Познавательные: Слышать за музыкальной интонацией характер человека и его жизненные обстоятельства. Преобразовать танцевальную мелодию в пластическую модель. Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам.
Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Выявлять и исправлять допущенные ошибки.
Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
5
Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека.
(Урок - путешествие).
1
Песенная музыка - 3 ч.
6
Творчество композитора - исполнителя - слушателя.
( Урок - игра).
1
Личностные: Развитие познавательных интересов. уважение к музыкальной культуре своего народа.
Готовность к сотрудничеству.
Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам.
Создавать пластическую модель песенной мелодии.
Выявлять конструктивные особенности музыкально-речевого высказывания. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты.
Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки.
Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности.
7
Творчество композитора - исполнителя - слушателя.
( Урок - концерт).
1
8
Начальные представления о композиционных функциях музыкальной речи.
(Урок - путешествие).
1
Моделирование музыкального произведения - 1 ч.
9
Собираем музыкальное произведение. ( Урок - игра).
1
Личностные: Развитие познавательного интереса..Формирование позитивной самооценки.
Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи..
Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Оценивать результаты экспериментальной деятельности.
Коммуникативные: Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности.
II
О чем говорит музыка?- 7 ч.
Выразительность и изобразительность в музыке - 1 ч.
10
1
Выразительность и изобразительность в музыке.
1
Личностные: Познавательный интерес. Умение слушать и слышать себя и других. осознавать
Познавательные: Осознавать многозначность содержания художественного образа. Уметь схватывать смысл музыкального высказывания.
Переводить художественный образ из изобразительной формы в звуковую.
Регулятивные: Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: Чувствовать затруднения 1партнёра и правильно реагировать на них.
Портрет в музыке - 2 ч.
11
2
Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя.
1
Личностные: Проявление интереса к художественной деят-ти. Развитие позитивной самооценки и положительного отношения к занятиям.
Познавательные: Осознавать многозначность содержания художественного образа. Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста.
Регулятивные: Уметь действовать по плану. Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: Воспроизводить муз.фразы осмысленно, выразительно, понятно для одноклассников. Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности.
12
3
Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности.
1
Взаимодействие музыкальных образов в симфоническом произведении - 3 ч.
13
4
Развитие музыкальных образов. Повтор и контраст.
1
Личностные: . Развитие позитивной самооценки и положительного отношения к занятиям. Проявление интереса к художественной деятельности.
Познавательные: сравнивать разные графические модели одного музыкального образа и выбирать наиболее адекватную. Предвосхищать развитие музыкальной истории. Составлять целое из частей.
Регулятивные: Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах муз.деятельности.
Коммуникативные: Доброжелательно относиться к одноклассникам. Сотрудничать с одноклассниками, обмениваться способами действия.
14
5
Основные принципы развития музыки: сходство и различие.
1
15
6
Развитие музыкальных образов.
1
Особенности музыки П.И. Чайковского - 1 ч.
16
7
Начальные представления о композиционных функциях музыки.
1
Личностные: Эмоционально откликаться на шедевры отечественной музык.культуы.
Познавательные: Сравнивать разные точки зрения на худож.явление. Понимать коммуникативные функции частей произведения.
Регулятивные: оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах муз.деятельности.
Коммуникативные: слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения. Вступать в учебное сотрудничество.
III
Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете - 9 ч.
Жизнь музыкальных образов в балете - 2 ч.
17
1
Своеобразие музыкально-сценических жанров. Создатели балетного спектакля.
1
Личностные: Знакомство с миром театральных профессий, их содержанием и социальной значимостью. Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Познавательные: Составлять целое из частей.
Осуществлять перевод художественного образа из одного вида искусства в другие. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Регулятивные: Договориться о распределении ролей в совместной деятельности. Уметь действовать по плану.
Коммуникативные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, работа в парах, группах.
18
2
Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке.
1
Жизнь музыкальных образов в опере - 2 ч.
19
3
Специфика образов и их взаимодействие в оперной симфонической музыке.
1
Личностные: Знакомство с миром театральных профессий, их содержанием и социальной значимостью. Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия к человеку, находящемуся в трудной ситуации. Проявление интереса к историческому прошлому своего народа.
Познавательные: : Составлять целое из частей. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Понимать смысл преобразований муз.тем и интонаций.
Регулятивные: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану.
Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе.
Принимать учебную задачу, работать в группах. Выявлять и исправлять допущенные ошибки.
Переводить музыкальный образ на язык слов, жестов, движений.
Расширять опыт вербального и невербального общения.
20
4
Вокальное начало в опере: соотношение слова и музыки в пении.
1
Жизнь музыкальных образов в симфонии - 5 ч.
21
5
Создатели симфонии. Группы инструментов симфонического оркестра.
1
Личностные: Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия к человеку, находящемуся в трудной ситуации. Расширение представлений детей о собственных возможностях.
Познавательные: Получить представление о развитии конфликта и путях его разрешения. освоение графической модели первой части, её преобразование для выявления этапов развития музыки. Предвосхищать развитие музыкальной истории. Составлять целое из частей.
Регулятивные: Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах муз.деятельности. Корректировать результаты своей исполнительской деятельности.
Коммуникативные: Обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений. распределять роли, участвовать в групповой и коллективной деятельности. Участвовать в обсуждении видеофрагментов музыкально-сценического и симфонического произведений.
22
6
Специфика образов симфонии и их взаимодействие.
1
23
7
Формы бытования музыкально-сценических и симфонических произведений.
1
24
8
Своеобразие обобщенной сюжетности в симфонии.
1
25
9
Обобщение: Специфика образов и их взаимодействие в оперной, балетной и симфонической музыке.
1
IV
Как говорит музыка - 6 ч.
26
1
Сходство и отличие музыкальной и разговорной речи.
1
Личностные: Понимание чувств собеседника. эмоциональное и осмысленное восприятие художественного высказывания. Понимание чувств других и сопереживание им.
Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи Устанавливать причинно-следственные связи. Расширить представление о диалогической речи. Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Регулятивные: Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. Оценивать свою деятельность по результату. Договориться о распределения ролей в совместной деятельности и действовать по плану.
Коммуникативные: Овладевать средствами вербального и невербального общения, расширять интонационно-выразительные средства своей речи. Участвовать в коллективном обсуждении.
27
2
Интонационная природа музыкальной речи.
1
28
3
Вторая часть в музыкальной истории симфонии.
1
29
4
Обобщение жанра симфонии.
1
30
5
Мир музыкальных образов.
1
31
6
Характерные черты музыкального стиля композиторов.
1
Резервные уроки - 2 ч.
32
7
Обобщение знаний по теме "Как говорит музыка".
1
тест
Личностные: Понимание чувств собеседника. Принятие разных точек зрения.
Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: : Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата.
Коммуникативные: Работа в группах, участвовать в коллективном обсуждении.
33
8
Урок-концерт.
1
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО МУЗЫКЕ 2 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Форма контроля
Планируемые результаты
Дата
Примечания
Предметные
УУД
план
факт
I
Введение в тему года - 1 ч.
1
Разнообразие музыкальных историй. Введение в тему.
1
Размышлять о музыкальном развитии как художественном воспроизведении.
Исследовать развитие музыкальных образов и передавать развитие образов в своём исполнении.
Личностные: углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни. Развитие познавательного интереса.
Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Анализировать худож. произведение как процесс и как результат.
Регулятивные: Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.
Коммуникативные: Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении.
Музыкальные истории в вокальной музыке - 2 ч.
2
А.П. Бородин. Спящая княжна (сказка). Развёртывание музыкальной истории в романсе.
1
Анализировать развёртывание музыкальных историй в романсе, песне, былине.
Характеризовать их образный строй, особенности мелодии, манеры исполнения.
Воплощать развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки, Исполнять мелодии романса и песни
Личностные: Постигать народное песенное творчество, развивать интерес к художественной деятельности. Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, понимать возможность различных интерпритаций одного муз.произведения.
Регулятивные: Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую позицию. Уметь действовать по плану.
Коммуникативные: Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, работать в парах, группах.
3
Былина о Вольге и Микуле. Развёртывание музыкальной истории в былине.
1
Музыкальные истории в инструментальной музыке - 2 ч.
4
А.К. Лядов «Кикимора». Сказание. Симфоническая картина.
1
Иметь представление о литнратурной программе симфоической картины лядова А.К."Кикимора",
Импровизировать муз.характеристики персонажей народного сказания о Кикиморе. Воплощать муз.характеристики Лядова "Кикимора" в разных видах муз.деятельности.
Определять на слух звучание отдельных инструментов симфонического оркестра. Охватить симфоническую картину целостно, выделять этапы развития образа Кикиморы.
Личностные: развитие потребности в общении с произведениями отеч.художественной культуры. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные: Переводить худож.образ из одного вида искусства в другой. Делить хужож.произведение на смысловые части.
Регулятивные: Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Коммуникативные: обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую позицию. Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении.
5
Специфика развёртывания музыкальной истории в инструментальном концерте.
1
Музыкальная история в малых и крупных жанрах музыки- 1 ч.
6
Воплощение музыкальных историй в малых формах музыки (пьеса).
1
Характеризовать особенности развёртывания муз.историй в разных жанрах инструментальной музыки, муз.образы фортепианной пьесы в авторском исполнении.
Моделировать образное содержание фортепианной пьесы по эпиграфу.
Личностные: Развитие познавательного интереса к худож.деятельности. Эмоционально-ценностное отношение к творческим достижениям выдающихся композиторов.
Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Моделировать содержание хужож.проиведения.
Сравнивать разные жанры музыки по существенным признакам.
Коммуникативные: расширять опыт вербального и невербального общения.
Музыкальная история в балете - 3 ч.
7
Единство музыкальной и пластической интонации.
1
Распознавать по музыке последоват-ть сценических событий.
Воплощать муз.образы героев балета в пении, слове, пантомиме, пластике. Узнавать лейттемы балета и соотносить их звучание со сценическим действием.Анализировать видеофрагменты балета.
Узнавать на слух вальсовые темы.
Личностные: ориентация в в нравственном содержании и смысле поступков людей. Развитие познавательного интереса. Формирование оптимистического мировосприятия.
Познавательные: Переводить худож.образ из одного вида искусства в другой. Понимать информацию, представленную в неявном виде. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Регулятивные: Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. Уметь действовать по плану.
Коммуникативные: Участвовать в обсуждении худож.произведений. Овладевать средствами вербального и невербального общения.
8
Балетные формы: вариации, адажио, танцевальная сюита, кода.
1
тест
9
Идея балета и основные этапы развития действия.
1
II
Симфония как целостная музыкальная история - 7 ч.
Музыкальная история в симфонии - 7 ч.
10
1
Специфика развёртывания «музыкальной истории» в финале.
1
Иметь первоначальное предста вление о симфонии как четырёхчастном цикле и об особенностях каждой его части.
Различать на слух симфонические темы Чайковского в опоре на представление о пятой симфонии Бетховена. выявлять особенности претворения народной песни в симфонической музыке. Следить за преобразованием тем в музыке финала, выявлять смысловые этапы их развития. Использовать графическую запись для решения учебных задач.
Сочинять мелодии для скерцо симфонии Чайковского на основе словесной хар-ки композитора. Соотносить содержание и и построение музыки скерцо.Расширять представление о тембровых красках и приёмах исполнения отдельных инструментов и групп симфонического оркестра. Участвовать в конкурсе дирижёров с использованием фрагмента скерцо симфонии Чайковского.
Личностные: Развитие познавательного интереса. Углубление представления о связи отечественной и мировой музыкальной культуры. Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки.
Познавательные: Представлять произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Распознавать жизненное содержание худож.произведения.
Прогнозировать целое на основе его части.
Регулятивные: увеличивать шаг ориентировки в муз.произведении в разных видах муз.деятельности.
Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.Осознавать место возможных ошибок при использовании произведения и находить пути их преодоления.
Коммуникативные: Коллективно обсуждать прослушанное, доказывать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. Участвовать в учебном диалоге.
11
2
Симфоническое развёртывание на основе повтора и контраста.
1
12
3
Взаимосвязь характера тем и их развития. Тембровое варьирование.
1
13
4
Жанровые основы образов скерцо.
1
14
5
Взаимосвязь характера тем и их развития.
1
15
6
Жанровые особенности образов медленной части симфонии.
1
тест
16
7
Элементы звукоизобразительности.
1
III
Опера как целостная музыкальная история - 9 ч.
Музыкальная история в опере - 9 ч.
17
1
Экспозиция образов русских людей: их отношение к Родине, к народу, истории.
1
Иметь общее представление о месте, времени. обстановке действия в опере "Иван Сусанин" глинки. определять на слух и петь мелодии хоров. Распознавать по музыке чувства и мысли героев оперы. выявлять родство мелодий хоров интродукции с мелодиями русских народных песен. Устанавливать интонационные связи мелодии финального хора с предшествующими мелодиями оперы. импровизировать движения польских танцев. Выполнять графические записи мелодий. Понимать ход сценического действия.
Расширять опыт исполнительской деятельности.
Личностные: Уважение к защитникам Родины. Распознавать жизненное содержание худож.произведения. Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Бережное отношение к своей земле и своему народу. Понимание и адекватная оценка чувств и мыслей героев.
Познавательные: Распознавать жизненное содержание худож.произведения. Выделять существенные характеристики в явлении для решения поставленной задачи. Прогнозировать последовательность развития событий. Уметь структурировать раздел худож.произведения. Строить логическую цепь рассуждений.
Регулятивные: Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. Уметь действовать по плану.
Коммуникативные: Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении, работать в парах, группах.
Овладевать средствами вербального и невербального общения.
18
2
Музыкально-образная характеристика Ивана Сусанина.
1
19
3
Экспозиция образов польской шляхты.
1
20
4
Оперные формы: дуэт. Речитатив.
1
21
5
Драматическая кульминация оперы. Этапы развития диалога Сусанина и поляков.
1
22
6
Контраст внешнего действия и внутреннего состояния Антониды.
1
23
7
Музыкальная картина зимнего леса. Образ Вани у Посада.
1
24
8
Характеристика состояния поляков и Сусанина в лесу. Преобразование темы мазурки.
1
25
9
Конфликт оперы и этапы его музыкального воплощения.
1
тест
26
10
Запечатление подвига Сусанина в разных видах искусства.
IV
Симфония как целостная музыкальная история - 6 ч.
Музыкальная история в симфонии - 6 ч.
27
1
Основные этапы развития музыкального действия: интродукция, экспозиция.
1
Распознавать в муз.истории I части симфонии жизненные образы и человеческие отношения. Моделировать темы, разделы музыки до их прослушивания. Охватывать музыкальную историю как процесс и как результат. Иметь представление о функциях основных разделов I части симфонии. выявлять изменения происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста). Создавать пластическую модель музыкальной истории и соотносить её с графической. Передавать диалогический характер музыки. расширять представление о группах музыкальных инструментов симфонического оркестра. охватывать целиком муз.историю Четвёртой симфонии Чайковского. Сопоставлять музыкальные истории в произведениях Глинки, Чайковского, Прокофьева, Бородина, Лядова.
Инсценировать фрагменты музыально-театральных произведений и характеризовать их специфику.Выявлять особенности музыкального языка произведений разных композиторов.
Личностные: Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. Формирование эстетических чувств на основе постижения отечественной муз.классики. Формирование оптимистического мировосприятия.
Расширение представления о взаимосвязи отечественной и зарубежной музыкальных культур.
Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Ориентироваться в графической модели муз.произведения. прогнозировать целое на основе его части. Понимать информацию, представленную в неявном виде. Воспроизводить худ.произведение подробно и сжато.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. увеличивать шаг ориентировки в муз.произведениях в разных видах муз.деятельности.
Коммуникативные: Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении.
Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. Овладевать средствами вербального и невербального общения.
28
2
Основные этапы развития музыкального действия: реприза, разработка, кода.
1
29
3
Взаимосвязь характера тем и их развитие.
1
30
4
Взаимосвязь характера тем и их развитие.
1
31
5
Своеобразие симфонической сюжетности.
1
32
6
Музыкальные истории в произведениях Глинки, Чайковского, Прокофьева, Лядова.
1
33
7
Характерные черты музыкального стиля композиторов-классиков.
1
тест
34
8
Урок-концерт.
1