Конспект урока по музыке на тему Вариации на тему рококо (4 класс)

Презентация создана к уроку по музыке для 4 класса. Этот ресурс создан на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной "Музыка". 1 - 4 классы. М.: - Просвещение, -2013.- 64 с.  Место данного ресурса - третья четверть , раздел "В концертном зале", урок перый. Через конспект данного урока хотелось показать методы и приемы, которыми я пользуюсь для достижения цели и поставленных задач. В данном конспекте  показаны рефлексирующие приемы не только урока в целом, н...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей № 9»

городского округа город Воронеж











Конспект урока по музыке

в 4 классе

«Вариации на тему рококо»







подготовила

учитель музыки

Пчелинцева Лариса Петровна









г. Воронеж
2015

4 класс. Ш четверть

Урок № 1.


Тема раздела: «В концертном зале».

Тема урока: «Вариации на тему рококо» (учебник, страницы 76 - 77).

Тип урока: вводный.

Цель урока: расширить теоретический и музыкальный багаж знаний обучающихся на примере музыки отечественного композитора П. И. Чайковского.

Задачи: - продолжить знакомства детей с музыкальными формами (вариации); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки отечественных композиторов; размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; узнает ключевые слова: вариации, рококо; научится проводить анализ музыкальных фрагментов по принципу сходства и различия; выразительно исполнять музыку;

- воспитать активного культурного слушателя, умеющего не только воспринимать, но и понимать, чувствовать музыку, написанную в прошлое время;

- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры; навык анализа, самоанализа, умение оценивать себя и своего одноклассника; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей.

Формирование УУД: личностные - воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому музыкальному наследию; познавательные - осмысление построения музыкальной формы; поиск и использование в практической деятельности информации о музыке, композиторах, музыкальных инструментах; овладение логическими действиями сравнения, анализа; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке в процессе восприятия музыки, музицировании; овладение навыками смыслового прочтения текста; извлечение из него необходимой информации; умение ориентироваться на развороте учебника; регулятивные - формирование волевых усилий; умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем в процессе восприятия и исполнения знакомой и незнакомой музыки; развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе исполнительской деятельности; коммуникативные - формирование навыков сотрудничества, совместной работы в коллективе; совершенствование видов речевой деятельности.

Методы и приемы: учебная дискуссия, словесный метод, наглядный метод, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, метод соучастия, метод контроля и самоконтроля, метод игры; проблемное задание, прием рефлексии, прием рефлексии, прием арт-терапии, прием «В концертном зале», прием «Кто быстрее», прием музицирования.

Музыкальный материал:

  • «Уж как мосту, мосточку» (фрагмент) из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.

  • «Вариации на тему рококо» П. Чайковского.

Изобразительный ряд:

  • Портрет П. Чайковского.

  • Репродукция картины «Концерт» К. Сомова.

  • Фотографии комнаты в стиле рококо.

Дидактический материал: «Лист самооценки» (на каждого ученика), учебник «Музыка. 4 класс» (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.);. Музыкальные инструменты (деревянные ложки, бубен, треугольник, колокольчики)

ИКТ: компьютер, проектор, ИД, презентация.


Ход урока.


I. Организационный момент. Вход в класс. Приветствие.

II. Введение в тему урока.

Слайд № 2

Посмотрите на эти изображения. Выскажите свое отношение к увиденному.

Предположите тему нашего разговора сегодня.

III. Сообщение темы урока.

IV. Работа по теме урока.

1. Беседа о стиле рококо. Все, что вы увидели сегодня, обозначается одним словом - РОКОКО.

Откройте ваш учебник на странице 77. Найдите и прочитайте информацию о том, что такое РОКОКО.

2. Беседа о вариациях. Слайд № 3.

Учитель: - Посмотрите на слайд и объясните, что объединяет русского композитора XIX в. П. Чайковского и слова «рококо» и «вариации».

Ответы детей: - П. Чайковский написал «Вариации на тему рококо».

Учитель: - Что означает слово «вариации»? (Изменение.)

Учитель: - Кроме того, хочу напомнить, что вариациями называют музыкальную форму, состоящую из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм.

3. Сравнительный анализ графических записей темы из «Вариаций…» и мелодии хора из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.

Учитель: - Сегодня вам предстоит познакомиться с «Вариациями на тему рококо» П. Чайковского. Но прежде чем вы их услышите, хочу обратить ваше внимание на две нотные записи на 77 странице вашего учебника. Сравните эти две записи. Похожи ли они? Чем похожи?

Ответы детей: - Эти записи похожи. Одни и те же ноты, интонация.

4. Вокализация тем.

Учитель: - Давайте напоем обе темы так, как они записаны композитором.

Учитель: - В чем различие между темами?

Ответы детей: - Изменилась акцентировка, штрихи, задорная плясовая мелодия стала очень грациозной, изящной…

5. Разминка. Переинтонирование музыки.

Учитель: - Подберите танцевальные движения, соответствующие каждой мелодии и покажите свой танец. (Можно добавить музыкальные инструменты, выбор которых пусть сделают сами ребята. Например, бубен, деревянные ложки для темы из оперы, колокольчики, треугольник для темы из вариаций. Ребята, выбирая тот или иной музыкальный инструмент, должны объяснить свой выбор.)

6. В концертном зале.

1. Учитель: - Давайте вернемся к «Вариациям на тему рококо» П. Чайковского. Композитор создал тему «рококо» в ярко выраженном русском духе - широкую, напевную и задушевную. Чайковский назвал эту тему «рококо» условно, имея в виду ее грациозный и безмятежный характер, свойственный данному стилю. Мастерски написанные на эту тему вариации построены по принципу художественного контраста. Каждая из вариаций представляет собой законченную музыкальную миниатюру. При этом полностью сохраняется единство и цельность всей пьесы.

И так, сели удобно. Приготовились слушать фрагменты музыкального произведения «Вариации на тему рококо» великого русского композитора XIX в. П. И. Чайковского.

2. Звучат фрагменты темы и вариаций.

3. Анализ произведения.

Учитель: - Чем отличается одна вариация от другой, о чем они нам поведали?

Ответы ребят: - Они отличаются характером, настроением. Одни песенные, напевные, другие танцевальные, озорные, шутливые. Шестая вариация очень задушевная, грустная, задумчивая.

Учитель: - Понравилось ли вам это произведение? (Да.)

V. Обобщение темы урока.

Учитель: - Понравился ли вам урок? (Да.)

Учитель: - Предлагаю провести игру «Кто быстрее». Я задаю ряд вопросов. Вы должны быстро поднять руку для ответа и по моему знаку дать ответ. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов.

Слайд № 4.

Вопросы для игры:


1. Что обозначает слово вариации?

2. Слово рококо произошло от французского «рокайль», что означает…

3. В какой стране 200 лет назад стали сочинять музыку в стиле рококо?

4. Кто из русских композиторов написал вариации на тему рококо?

5. Сколько вариаций содержит произведение П. Чайковского «Вариации на тему рококо»?

VI. Рефлексия.

Учитель: - У вас на столе лежит «Лист самооценки», который я попрошу вас заполнить.

«Лист самооценки»

Фамилия, имя ученика_____________________________


Расставьте стрелочки

Узнал что-то новое

Я

Научился

Расстроился

Получил радость

Удивился

Ничего не понял

VII. Итог урока.

Слайд № 5.

Домашнее задание: Мини-исследование: «Струнно-смычковые инструменты».

Объявление оценок.

Прощальная попевка.

Выход из класса.










Используемая литература:

1. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2013. - 256 с.

2. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие /Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2007. - 170 с.

Музыкальный материал:

1. Фонохрестоматия музыкального материала (mp3)

Иллюстрации:

1. Репродукция картины К. Сомова «Концерт». rexstar.ru/uploads/content/file873869d7f75a764bbb037529ca911de3.jpg

2. Интерьер. classicistranieri.com/wikipediaforschools/images/5/554.jpg

3. Интерьер. viimiracula.ru/images/styles/rococo/slidephoto05.jpg

4. Портрет композитора П. Чайковского. img3.nnm.ru/3/f/7/b/8/3f7b86e33cbbd60ffd5f0feea79b13e6_full.jpg

© 2010-2022