- Преподавателю
- Музыка
- Страницы истории в музыке и живописи
Страницы истории в музыке и живописи
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Артюхова Е.С. |
Дата | 27.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5 класс
Тема урока: «Страницы истории в музыке и живописи».
Цель: показать учащимся взаимосвязь между музыкой и историей посредством музыкальных и художественных произведений.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, инструмент -фортепиано
Задачи урока:
Обучающие: помочь обучающимся раскрыть взаимосвязь музыки и живописи;
развивающие: развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать; развивать творческие музыкальные способности: музыкальный слух, память, певческие навыки с помощью интонации, эстетический слух;
воспитывающие: воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи.
Музыкальный и художественный материал.
1. «Разноцветная песенка» Хромушин - исполнение.
2. Бах. ХТК «Прелюдия до мажор» - слушание.
3. Гуно «Ave Maria» - cлушание.
4. Песня «Погоня» Я. Френкель -разучивание.
5. Репродукция Рафаэля «Секстинская мадонна»
Ход урока:
-
Организационный момент.
Вход под музыку «Разноцветная песенка».
-
Проверка Д / З.
-
Знакома вам эта песня? (Да).
-
Как она называется? (Разноцветная песенка).
-
Кто ее автор? (Хромушин).
-
Ваше домашнее задание было связано с этой песней. Что нужно было сделать? (Выучить первый куплет).
-
Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание, но прежде приготовим для пения свой голос.
Распевка.
-
-
Б 2 с закрытым ртом;
-
Б 3/5 опеванеи ступеней трезвучия с использованием пунктирного ритма;
-
Гамма вверх на legato и staccato;
-
Фраза из припева «Разноцветной песенки».
-
-
Ну что ж, давайте теперь проверим домашнее задание.
«РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЕСЕНКА»- ИСПОЛНЕНИЕ.
-
Разучивание второго куплета;
-
Работа над темпом;
-
Работа над ритмом в припеве.
-
Домашнее задание.
-
Дома я предлагаю выучить эту песню наизусть.
-
Актуализация знаний.
-
В «Разноцветной песенке» композитор Хромушин показал взаимосвязь трех искусств. Каких? (Музыки, литературы и живописи).
-
Хорошо. На прошлом уроке мы говорили о взаимосвязи трех искусств и узнали, что в третьей четверти будим говорить о взаимодействии живописи и музыки. А как же называется тема нашей четверти? (Можем ли мы увидеть музыку).
-
Можем ли мы увидеть музыку? (Да)
-
Как? (Слушая музыку и закрыв глаза, мы можем нарисовать в своем воображении картину, отражающую содержание произведения)
-
Какие произведения мы сравнивали на прошлом уроке? (Васнецов «Аленушка» и Хромушин «Разноцветная песенка»)
-
Что общего мы нашли в этих произведениях? (Один образ)
-
Чей это образ? (Образ Аленушки).
-
Какие средства выразительности и у художника, и у композитора совпали? (Настроение, краски)
-
Да, многое музыка взяла от живописи. Но и живопись благодаря музыке смогла воплотить в художественных образах музыкальные звуки.
-
Физкультминутка.
-
Посмотрите, даже у нас в классе музыкальные ключи и то имеют разный цвет. Какого цвета басовый ключ? (Красного).
-
А скрипичный? (Синего цвета).
(Гимнастика для глаз).
-
Переведите взгляд со скрипичного ключа на басовый не поворачивая головы, одними глазами. Хорошо. Еще раз.
-
Закройте глаза и сосчитайте до 10.
-
Сделайте восьмерку глазами по указанной таблице.
-
Закройте глаза, отдохните.
-
Новая тема.
-
Ребята, как вы думаете, когда была придумана гимнастика для глаз? (Ответы).
-
Более 200 лет назад была создана эта гимнастика. Я думаю, многие часто задают себе вопрос, а что было 100, 200, 300 лет тому назад. Как люди жили, о чем мечтали, что их радовало, чем они восхищались. Тех людей давно уже нет. Можем ли мы узнать, как жили они? (Да, нет).
-
Как? (Ответы детей).
-
Проходят годы, столетия, века, но мы можем окунуться в разные времена при помощи искусства: музыки и живописи. А тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Страницы истории в музыке и живописи». Все люди, а особенно композиторы и художники знали, что жизнь коротка, а искусство вечно. Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, рассказывает о разных эпохах, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, о событиях и героях, с которыми никогда не встретиться. Музыка и живопись передает дух и настроение разных эпох и веков.
БАХ. «ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР». ПРЕЛЕДИЯ ДО МАЖОР - СЛУШАНИЕ.
-
К какой эпохи вы бы отнесли это произведение? (Ответы детей).
-
Какая музыка по характеру? (Спокойная, возвышенна).
-
Какой темп? (Не быстрый).
-
Динамика? (Однообразная)
-
Какое настроение? (Грусть)
-
Определите, используя предложенные прилагательные, какая грусть в произведении? (Светлая, спокойная, умиротворяющая)
-
Это произведение действительно пронизано светом и покоем. Негромкое, неторопливое, ничто не меняет первоначально избранного движения. И лишь гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорным, то минорным созвучием.
-
Если бы вы были художниками, какие краски вы использовали для создания картины, к этой музыке? (Светлые, теплые).
-
А, что бы вы изобразили на вашем холсте? (Ответы)
-
Всмотритесь во сколько раз торжественный покой выше всякого волнения; во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремиться вечно к Богу.
РЕПРОДУКЦИЯ РАФАЭЛЯ «СЕКСТИНСКАЯ МАДОННА».
-
Всмотритесь в эту картину, и вы почувствуете тот же высокий покой, свет, чувство нежной любви. Какие краски использовал художник для этой картины? (Теплые).
-
Обратите внимание, сколько фигур на картине? (Три).
-
Какая из них является главной? (Фигура Мадонны).
-
Какую геометрическую фигуру они составляют? (Треугольник).
-
Треугольник устойчивая фигура. Какое впечатление у вас вызывает эта картина? (Светлая грусть).
-
Художник Рафаэль написал эту картину для женского монастыря в Пьяченце. Это был один из самых древних монастырей основанных в IX веке. Покровителями были святые Сикст и Фабиан. В этом монастыре находились мощи мученика Сикста II и святой варвары, покровительницы монастыря. Вот почему она носит название «Секстинская мадонна». В 1711 году Саксонско-польский король Август III увидел в Италии в Пьяченце алтарный образ Девы, который произвел на него сильное впечатление. С того времени он всегда мечтал заполучить виденный им холст.
-
Тот же свет и покой, который вы увидели в картине Рафаэля, можно услышать в музыке композитора Гуно.
ГУНО. «AVE MARIA» - СЛУШАНИЕ.
-
Искусство рождает мечту, а мечта всегда лучше реальности. Это знали: поэты, композиторы, художники всех времен, наделяя искусство волшебными крыльями, уносящими человека в разные эпохи. Сегодня мы познакомились с эпохой Ренессанса, в которую жили и творили великие художники и композиторы. Мы увидели картины и услышали музыкальные произведения созданные в ту эпоху.
-
А, что такое Ренессанс кто из вас знает? ( Ответы детей).
Работа в словаре.
Ренессанс - Возрождения утраченного.
-
Вероятно вы уже слышали такое выражение «Эпоха Возрождения».Эта эпоха возврата к былым традициям, гармонии и красоте заложенными в древности.
-
Разучивание песни.
-
В разных странах свои особые традиции в Венеции, когда солдаты отправлялись на войну они обязательно заходили в монастырь, что б получить благословение священника. У наших солдат есть тоже свои традиции. Во многих частях есть песни, которые помогают солдатам в трудную минуту. С песней легко преодолевать многие препятствия. Все вы смотрели фильм «Неуловимые мстители», о трех друзьях, которые боролись с врагами. У них тоже была своя песня, которая сопровождала их на протяжении всего кинофильма. Хотите ее услышать? (Да).
ПЕСНЯ « ПОГОНЯ» Я.ФРЕНКЕЛЯ - СЛУШАНИЕ.
-
Сегодня я предлагаю разучить эту песню.
-
Запись первого куплета;
-
Разучивание мелодий;
-
Работа над дикцией.
-
Итоги. Оценки.
-
Сегодня вы хорошо работали, но мне хотелось бы посмотреть, как вы усвоили тему нашего урока. Кстати, как она называется? (Страница истории в искусстве).
-
О какой эпохе шла речь на уроке? ( О эпохе Ренессанса).
-
Что такое Ренессанс? (Возрождение утраченного).
-
Назовите композиторов эпохи Ренессанса (Гуно, Бах).
-
Назовите художников эпохи Ренессанса (Рафаэль).
-
Какую картину Рафаэля мы анализировали на уроке (Секстинскую маданну).
-
Хорошо.
4