Страницы истории в музыке и живописи

Композиторы и художники знали, что жизнь коротка, а искусство вечно. Оно навевает образы дальних стран, рассказывает о разных эпохах, в которых может быть, человеку никогда не суждено побывать. Музыка и живопись передают дух и настроение разных эпох и веков. На данном уроке учащиеся знакомяться с эпохой Ренессанса, в которую жили и творили великие художники и композиторы. Сопоставление музыкальных произведений И. Баха и Гуно с полотнами Рафаэля, посвященными женщине матери, помогает учащимся глубже понять взаимосвязь музыки и живописи.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Тема урока: «Страницы истории в музыке и живописи».

Цель: показать учащимся взаимосвязь между музыкой и историей посредством музыкальных и художественных произведений.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, инструмент -фортепиано

Задачи урока:

Обучающие: помочь обучающимся раскрыть взаимосвязь музыки и живописи;
развивающие: развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать; развивать творческие музыкальные способности: музыкальный слух, память, певческие навыки с помощью интонации, эстетический слух;

воспитывающие: воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи.

Музыкальный и художественный материал.

1. «Разноцветная песенка» Хромушин - исполнение.

2. Бах. ХТК «Прелюдия до мажор» - слушание.

3. Гуно «Ave Maria» - cлушание.

4. Песня «Погоня» Я. Френкель -разучивание.

5. Репродукция Рафаэля «Секстинская мадонна»

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Вход под музыку «Разноцветная песенка».

  1. Проверка Д / З.

  • Знакома вам эта песня? (Да).

  • Как она называется? (Разноцветная песенка).

  • Кто ее автор? (Хромушин).

  • Ваше домашнее задание было связано с этой песней. Что нужно было сделать? (Выучить первый куплет).

  • Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание, но прежде приготовим для пения свой голос.

Распевка.

    • Б 2 с закрытым ртом;

    • Б 3/5 опеванеи ступеней трезвучия с использованием пунктирного ритма;

    • Гамма вверх на legato и staccato;

    • Фраза из припева «Разноцветной песенки».

  • Ну что ж, давайте теперь проверим домашнее задание.

«РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЕСЕНКА»- ИСПОЛНЕНИЕ.

  • Разучивание второго куплета;

  • Работа над темпом;

  • Работа над ритмом в припеве.


  1. Домашнее задание.

  • Дома я предлагаю выучить эту песню наизусть.

  1. Актуализация знаний.

  • В «Разноцветной песенке» композитор Хромушин показал взаимосвязь трех искусств. Каких? (Музыки, литературы и живописи).

  • Хорошо. На прошлом уроке мы говорили о взаимосвязи трех искусств и узнали, что в третьей четверти будим говорить о взаимодействии живописи и музыки. А как же называется тема нашей четверти? (Можем ли мы увидеть музыку).

  • Можем ли мы увидеть музыку? (Да)

  • Как? (Слушая музыку и закрыв глаза, мы можем нарисовать в своем воображении картину, отражающую содержание произведения)

  • Какие произведения мы сравнивали на прошлом уроке? (Васнецов «Аленушка» и Хромушин «Разноцветная песенка»)

  • Что общего мы нашли в этих произведениях? (Один образ)

  • Чей это образ? (Образ Аленушки).

  • Какие средства выразительности и у художника, и у композитора совпали? (Настроение, краски)

  • Да, многое музыка взяла от живописи. Но и живопись благодаря музыке смогла воплотить в художественных образах музыкальные звуки.

  1. Физкультминутка.

  • Посмотрите, даже у нас в классе музыкальные ключи и то имеют разный цвет. Какого цвета басовый ключ? (Красного).

  • А скрипичный? (Синего цвета).

(Гимнастика для глаз).

  • Переведите взгляд со скрипичного ключа на басовый не поворачивая головы, одними глазами. Хорошо. Еще раз.

  • Закройте глаза и сосчитайте до 10.

  • Сделайте восьмерку глазами по указанной таблице.

  • Закройте глаза, отдохните.

  1. Новая тема.

  • Ребята, как вы думаете, когда была придумана гимнастика для глаз? (Ответы).

  • Более 200 лет назад была создана эта гимнастика. Я думаю, многие часто задают себе вопрос, а что было 100, 200, 300 лет тому назад. Как люди жили, о чем мечтали, что их радовало, чем они восхищались. Тех людей давно уже нет. Можем ли мы узнать, как жили они? (Да, нет).

  • Как? (Ответы детей).

  • Проходят годы, столетия, века, но мы можем окунуться в разные времена при помощи искусства: музыки и живописи. А тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Страницы истории в музыке и живописи». Все люди, а особенно композиторы и художники знали, что жизнь коротка, а искусство вечно. Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, рассказывает о разных эпохах, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, о событиях и героях, с которыми никогда не встретиться. Музыка и живопись передает дух и настроение разных эпох и веков.

БАХ. «ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР». ПРЕЛЕДИЯ ДО МАЖОР - СЛУШАНИЕ.

  • К какой эпохи вы бы отнесли это произведение? (Ответы детей).

  • Какая музыка по характеру? (Спокойная, возвышенна).

  • Какой темп? (Не быстрый).

  • Динамика? (Однообразная)

  • Какое настроение? (Грусть)

  • Определите, используя предложенные прилагательные, какая грусть в произведении? (Светлая, спокойная, умиротворяющая)

  • Это произведение действительно пронизано светом и покоем. Негромкое, неторопливое, ничто не меняет первоначально избранного движения. И лишь гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорным, то минорным созвучием.

  • Если бы вы были художниками, какие краски вы использовали для создания картины, к этой музыке? (Светлые, теплые).

  • А, что бы вы изобразили на вашем холсте? (Ответы)

  • Всмотритесь во сколько раз торжественный покой выше всякого волнения; во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремиться вечно к Богу.

РЕПРОДУКЦИЯ РАФАЭЛЯ «СЕКСТИНСКАЯ МАДОННА».

  • Всмотритесь в эту картину, и вы почувствуете тот же высокий покой, свет, чувство нежной любви. Какие краски использовал художник для этой картины? (Теплые).

  • Обратите внимание, сколько фигур на картине? (Три).

  • Какая из них является главной? (Фигура Мадонны).

  • Какую геометрическую фигуру они составляют? (Треугольник).

  • Треугольник устойчивая фигура. Какое впечатление у вас вызывает эта картина? (Светлая грусть).

  • Художник Рафаэль написал эту картину для женского монастыря в Пьяченце. Это был один из самых древних монастырей основанных в IX веке. Покровителями были святые Сикст и Фабиан. В этом монастыре находились мощи мученика Сикста II и святой варвары, покровительницы монастыря. Вот почему она носит название «Секстинская мадонна». В 1711 году Саксонско-польский король Август III увидел в Италии в Пьяченце алтарный образ Девы, который произвел на него сильное впечатление. С того времени он всегда мечтал заполучить виденный им холст.

  • Тот же свет и покой, который вы увидели в картине Рафаэля, можно услышать в музыке композитора Гуно.

ГУНО. «AVE MARIA» - СЛУШАНИЕ.

  • Искусство рождает мечту, а мечта всегда лучше реальности. Это знали: поэты, композиторы, художники всех времен, наделяя искусство волшебными крыльями, уносящими человека в разные эпохи. Сегодня мы познакомились с эпохой Ренессанса, в которую жили и творили великие художники и композиторы. Мы увидели картины и услышали музыкальные произведения созданные в ту эпоху.

  • А, что такое Ренессанс кто из вас знает? ( Ответы детей).

Работа в словаре.

Ренессанс - Возрождения утраченного.

  • Вероятно вы уже слышали такое выражение «Эпоха Возрождения».Эта эпоха возврата к былым традициям, гармонии и красоте заложенными в древности.


  1. Разучивание песни.

  • В разных странах свои особые традиции в Венеции, когда солдаты отправлялись на войну они обязательно заходили в монастырь, что б получить благословение священника. У наших солдат есть тоже свои традиции. Во многих частях есть песни, которые помогают солдатам в трудную минуту. С песней легко преодолевать многие препятствия. Все вы смотрели фильм «Неуловимые мстители», о трех друзьях, которые боролись с врагами. У них тоже была своя песня, которая сопровождала их на протяжении всего кинофильма. Хотите ее услышать? (Да).

ПЕСНЯ « ПОГОНЯ» Я.ФРЕНКЕЛЯ - СЛУШАНИЕ.

  • Сегодня я предлагаю разучить эту песню.

  • Запись первого куплета;

  • Разучивание мелодий;

  • Работа над дикцией.

  1. Итоги. Оценки.

  • Сегодня вы хорошо работали, но мне хотелось бы посмотреть, как вы усвоили тему нашего урока. Кстати, как она называется? (Страница истории в искусстве).

  • О какой эпохе шла речь на уроке? ( О эпохе Ренессанса).

  • Что такое Ренессанс? (Возрождение утраченного).

  • Назовите композиторов эпохи Ренессанса (Гуно, Бах).

  • Назовите художников эпохи Ренессанса (Рафаэль).

  • Какую картину Рафаэля мы анализировали на уроке (Секстинскую маданну).

  • Хорошо.

4

© 2010-2022