Статья Специфика педагога-музыканта в поликультурном образовании учащихся

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Специфика педагога-музыканта в поликультурном образовании учащихся

В Послании Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» обозначается стратегический план - 2020 -Казахстанский путь к лидерству, где отмечается, что «нам предстоит «укрепить межнациональное согласие, повысить национальную безопасность, дальше развивать международные отношения» [5]. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема формирования межкультурного взаимодействия учащихся.

В последнее десятилетие заметно усилился интерес к проблеме взаимодействия культур в условиях современного Казахстана и мира в целом. Проблема распадается на два аспекта: узнавание "своего" в чужой культуре и определение трудностей постижения иных смысловых, заключённых в чужой культуре. В зависимости от того, насколько адекватно осознают люди ценности своей культуры и сопоставляют их с ценностями культур других народов, определяется и благополучие данного народа.

В свою очередь, главой Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым неоднократно подчеркивается значимость синтеза духовного наследия различных культур в борьбе с последствиями глобального экономического кризиса: «Новое мироустройство немыслимо без высокой нравственности и духовности. Именно они должны стать главными механизмами посткризисного переустройства мира. Все лучшее, что есть в культуре каждого народа, должно быть достоянием всего человечества» [4].

Взаимопроникновение различных культур в Республике Казахстан приобретает большие масштабы. Культурная толерантность - вызов современного общества, обращенный в основном к системе образования. Формирование культуры межнационального общения является одним из актуальнейших вопросов современности, потребностью и одновременно характеристикой современного общества.

В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире одной из задач педагогики и школы является подготовка юношей и девушек к достойной жизни и успешной деятельности в поликультурном обществе. Эта задача названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы. В Докладе Международной комиссии о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке выделено, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. [2]

Образование должно способствовать самоидентификации и, с другой стороны, осознанию себя гражданином мира. Современные зарубежные исследователи (Дж.Бэнкс, Г.Дмитриев, Р.Люсиер, Ж.Гай, Р.Гарсиа, Ф. Чини, С.Ньето, П.Горски и др.), российские педагоги (О.К. Гаганова, О.В.Гукаленко, А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев, В.А.Ершов, Н.Б.Крылова, З.А.Малькова, Г.В.Палаткина, Л.Л.Супрунова и др.), казахстанские ученые (К.К.Жампеисова, З.Б.Кабылбекова, К.Ж.Кожахметова, А.Н.Кушербаева, М.М.Мукамбаева, Б.Э.Тлеулов, Г.К.Тлеужанова, С.А.Узакбаева и др.) считают, что решению этой двуединой задачи способствует поликультурное образование.

Распад СССР, экономическая и социокультурная нестабильность, активные миграционные процессы повысили уровень полиэтничности населения Казахстана. Национальный состав республики включает в себя 130 народов. Повышение уровня многонациональности в сочетании с социально-экономическим кризисом, обнищанием значительной части населения и подъемом националистских настроений среди коренных жителей в 1990-ые годы создали взрывоопасную обстановку, угрожавшую целостности страны. Поэтому "проблемы понимания между людьми, исповедующими разные религии, проблемы консолидации общества не могут найти решения и в начале XXI века без участия системы образования". [1]

Осознание общественностью Республики Казахстан важности поликультурного образования, толерантности, диалога культур отражено в законах Республики Казахстан "Об образовании", "О языках", "О культуре", Государственной Концепции развития образования Республики Казахстан (2004 - 2015), "Концепции этнокультурного образования", "Концепции гуманитарного образования в Республике Казахстан", Программе функционирования и развития языков на 2011 - 2020 годы, программе "Образование в Республике Казахстан", "Стратегии народа Казахстана", "Стратегии - 2030", "Стратегии ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период".

Специфика учебно-воспитательного процесса школ с многонациональным составом учащихся выявлена в исследованиях Э.Г. Гарунова, О.В.Гукаленко, Г.Н. Казилова, А.Х. Кукубаевой, Л.И.Лебедевой, Ш.А. Магамедова, М.М.Магомедова, Т.В.Панковой, Л.М.Сухоруковой, Б.Э. Тлеулова и др. Формирование гуманных отношений в многонациональном коллективе исследовано в трудах М.Э. Жаббарова, М.С. Исматова и др. Этническая культура как фактор поликультурного образования рассматривалась А.Л. Бугаевой, Г.В. Мухаметзяновой, И.В. Огарковой, З.Т. Урумовым и др. Значимость диалога культур подчеркивалась М.Н. Кузьминым, П.И. Пидкасистым и др. Инновационные технологии в поликультурном образовании разрабатывались О.В.Гукаленко, В.И. Дендериной, И.Б.Левицкой, О.В. Лобач, Р.М. Кумышевой и др. Формирование ценностных ориентаций рассматривалось З.У. Кенесариной, Г.К. Нургалиевой, О.Д.Шестаковым и др.

Обзор научных источников свидетельствует о том, что до настоящего времени остается малоизученным поликультурное образование учащихся средних общеобразовательных школ Республики Казахстан.

В российской педагогической науке концептуальные основы поликультурного образования разрабатывались О.В. Аракелян, О.К. Гагановой, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринским, В.А.Ершовым, М.Н.Кузьминым, Т.Б. Менской, М.Г. Тайчиновым и др. Отдельные аспекты поликультурного образования: проблема воспитания толерантности, особенности работы педагогов с детьми-мигрантами изучались П.В.Степановым, В.С. Кукушиным, С.А. Тангян, О.В. Гукаленко.

Казахстанская система образования имеет дело со сложным, этнически многообразным, культурно и ментально разнородным контингентом учащихся. Состав учащихся школы формируется из различных слоев общества, представлен различными этносами, ориентированными на разнообразные культурные ценности.

Сегодня проблема толерантности рассматривается в различных аспектах: этническом (терпимость к другим этническим группам), социологическом (терпимость к различным социальным классам в обществе), религиозном (терпимость к другим вероисповеданиям) и т.д. Применительно к культурной сфере толерантность можно трактовать как способность личности воспринимать и принимать иную этническую культуру и через это понимать другого человека; как позитивное отношение к культурным различиям в поликультурном обществе; как умение продуктивно взаимодействовать с носителями различных культур; как способность к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде. Поэтому мы считаем возможным введение такого понятия как «культурная толерантность». Применительно к учащимся школы мы трактуем его как целостное многокомпонентное образование, в структуру которого входят взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие: этническая толерантность (позитивное отношение к собственной этнической группе в сочетании с позитивным отношением к другим этническим группам); межкультурная компетентность (баланс между совокупностью объективных знаний и представлений о собственной этнической культуре и знанием основ иных этнических культур, их использование в практической музыкальной деятельности); межкультурное взаимодействие (единство в понимании глубокой взаимосвязи различных культур и открытость к принятию других культур).

В настоящее время формирование культурной толерантности представляется одной из наиболее актуальных задач воспитания и развития современного человека, т.к. она обеспечивает сбалансированность сосуществования различных культур, стабильность социальных систем, служит надежным барьером шовинизму, расизму и агрессивному национализму.

Формируя в школьном возрасте культурную толерантность, мы, тем самым, задаем педагогический вектор для дальнейшего развития личности ребенка - гражданина поликультурного общества.

Музыкальные занятия на современном этапе призваны, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать задачу психологического воздействия на ребенка путем погружения его в мир образов и музыкальных звуков различных культур и народов, способствовать эмоциональной свободе и психологической раскрепощенности учащихся.

Особенности деятельности педагога-музыканта обусловлены в первую очередь полифункциональностью искусства и его способностью формировать поликультурную личность. Феномен искусства вбирает в себя философские, исторические, культурологические, этнические, конфессиональные проблемы; политические идеи, научные достижения; имеет дело с ценностями, мировоззрением человека. Искусство обладает высокой информативностью, семантическим и эстетическим многообразием, воздействует на когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы личности, являясь в социальном отношении «сложным процессом уравновешивания со средой». Что касается музыкального искусства, то музыка наряду с языком и словом оказывается средством культурной социализации человека. Деятельность современного педагога-музыканта охватывает широкий социально-культурный диапазон: преподаватель в профессиональном учебном заведении, учитель музыки в общеобразовательной школе, музыкальный руководитель и т.д. Педагог-музыкант является инструктором (Б.В. Асафьев), оператором (М.И. Ройтерштейн), зачинателем (Ю.М. Лотман) языкового процесса, проводником в мир вербализированного музыкального искусства. Сегодня понятия «музыка» и «культура народов мира» неразделимы, а музыкальное искусство является частью коммуникативного среза культуры и развивается в соответствии с социально-коммуникативными и ценностно-смысловыми факторами взаимодействия людей в поликультурном мире. Педагог-музыкант должен обладать способностью и готовностью быть проводником музыкальных образцов родной культуры в инонациональную аудиторию, знакомящим ее с национальным богатством своего народа, с другой стороны, демонстрировать своей культуре образцы зарубежного музыкального искусства, способствуя тем самым расширению межкультурных контактов.

Для понимания глубинных процессов, происходящих в мировом музыкальном пространстве, грамотной реализации культурной политики (образование, просвещение, регулирование информационных потоков и пр.) педагогу-музыканту необходимо расширять арсенал средств, помогающих избегать изоляции от мировых общекультурных тенденций. Задачами педагога-музыканта становятся знакомство учащихся с различными музыкальными культурами, эпохами, жанрами; развитие их творческих способностей; осознание обучающимся своего Я в процессе общения с музыкой; развитие культуры чувств, способности к самообразованию, эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; формирование общей культуры.

Список литературы:


  1. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика, 2004. № 1. - 3-10 с.;

  2. Доклад международной комиссии по образованию, представленный для ЮНЕСКО, "Образование: сокрытое сокровище". ЮНЕСКО, 1997;

  3. Культура и цивилизация: учебник для студентов вузов /Т. Х. Габитов, Н. Ж. Байтенова, А. Т. Кулсариева, А. Р. Масалимова, К. А. Затов, А. Д. Курманалиева; сост. Т. Х. Габитов. - Алматы, 2006. - 246 с.;

  4. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана. «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана». - Астана. - 2010;

  5. Текст выступления Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на открытии III Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане. - 2009.



© 2010-2022