- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке для 4 класса на основе ФГОС, с учетом авторской программы Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке для 4 класса на основе ФГОС, с учетом авторской программы Е. Д. Критской
Раздел | Музыка |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сидорук Ж.Ю. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
4 класс
2015 - 2016 учебный год
Составитель: Сидорук Ж.Ю.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник для учащихся 4 класса, М., Просвещение, 2007.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М., Просвещение, 2013.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2005;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч ( из расчета 1 час в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по музыке.
Изучение музыки в 4 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Заложены возможности предусмотренного ФГОС как формирования у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного
вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого полугодия:
2 четверть - 16 урок «Обобщающий урок 2 четверти»;
4 четверть - 34 урок «Обобщающий урок 4 четверти».
Так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: « Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.
В календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс (34ч)
«Россия-Родина моя» - 3 ч
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
«О России петь - что стремиться в храм» - 1 ч
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
«День, полный событий» - 5ч
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
«В концертном зале» - 4ч
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«В музыкальном театре» - 7ч
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня - ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 4 ч
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор - исполнитель - слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. и полюбившихся песен всего учебного года.
«О России петь - что стремиться в храм» - 4ч
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков - молитва).Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта.
Учебно-тематический план
№
Разделы и темы
Всего часов
Количество
Характеристика деятельности.
теорети-ческие
Контрольные
Россия-Родина моя.
3
1
Россия - Родина моя
Мелодия. «Ты запой мне ту песню»
1
-
Знать/понимать: певческие голоса, произведения С. Рахманинова.
Уметь:
- проникаться эмоциональным содержанием музыки;
- внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений;
- правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам,
размышлять о музыке; применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно
2
Россия - Родина моя
«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
1
Знать/понимать: жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности.
Уметь применять
вокально-хоровые навыки в пении, ясно, грамотно произносить
3
Россия - Родина моя
«Я пойду по полю белому…»
«На великий праздник собралася Русь!»
1
Знать/понимать: жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности.
Уметь применять вокально-хоровые навыки в пении, ясно, грамотно произносить текст
«О России петь - что стремиться в храм».
1
1
Знать/понимать: певческие голоса, виды хоров, оркестров.
- имена святых, их житие, подвиги русских святых; - понятия: стихира, величание.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
4
Святые земли Русской. Илья Муромец
1
Уметь:
- сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять на легато, нон легато, правильно распределять дыхание по фразе
День, полный событий.
4
5
Приют спокойствия, трудов и вдохновения
1
1
Знать/понимать: названия музыкальных инструментов.
Уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- передавать настроение музыки и его изменение:
в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах
6
Что за прелесть эти сказки! Три чуда!
1
Знать/понимать: народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
Уметь:
- определять на слух основные жанры музыки;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
7
«Приют, сиянием муз одетый..»
1
Уметь:
- внимательно слушать музыку, размышлять о ней;
- петь напевно, легко,
с хорошей дикцией,
на цепном дыхании
- проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают
8
Зимнее утро. Зимний вечер
1
Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки..
Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях:- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- петь легко, звонко, не форсируя звук
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
3
9
Композитор - имя ему народ.
1
Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты.
Уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
10
Музыкальные инструменты России
1
Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты.
Уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
11
Оркестр народных инструментов. «Музыкант - чародей»
1
Знать название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров.
Уметь:
- передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
- правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией
В концертном зале
4
12
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара)
1
Знать/понимать: названия музыкальных инструментов.
Уметь:
- размышлять о музыке, применять знания,
полученные в процессе уроков музыки;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
13
«Старый замок».
«Счастье в сирене живет»
4
1
Знать/понимать: понятия- сюита, романс.
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
- исполнять вокальное произведение сопровождением и без сопровождения
14
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Танцы, танцы, танцы
1
Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь:
- передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
- петь легко, свободно, не форсируя звук
15
Годы странствий.
М. И. Глинка
Царит гармония оркестра
1
Уметь:
- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять ее образное содержание;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
В музыкальном театре
7
1
16
Опера «Иван Сусанин». М. Глинка.
Бал в замке польского короля (2-е действие).За Русь все стеной стоим.
1
Уметь:
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
- определять на слух основные жанры музыки;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
17
Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка
1
Знать/понимать: певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
18
Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргский
1
Уметь:
- определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности музыкальных произведений;
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией
19
Русский Восток. «Сезам, откройся!».
1
Знать/понимать: певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
- ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам
20
«Восточные мотивы»
1
Знать/понимать: певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь: - размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
- ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам
21
И. Ф. Стравинский.
«Петрушка»
1
Знать/понимать: и понимать творчество И. Ф. Стравинского и его особенности; народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники).
Уметь:
- внимательно слушать, сравнивать, делать разбор музыкального произведения
22
Театр музыкальной комедии.
1
Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь: - узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки;
- петь легко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..»
3
23
Прелюдия. Исповедь души.
Ф. Шопен «Революционный этюд»
1
Знать/понимать: виды оркестров, музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Уметь:
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
24
Мастерство исполнителя (гитара)
1
Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание
Уметь петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией
25
Патетическая соната. Л.Бетховен
1
Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки: соната.
Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.
«О России петь - что стремиться в храм»
4
26
Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья
1
Знать: имена русских святых, традиции родного края.
Уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- ясно, грамотно произносить текст, осознанно употреблять твердую атаку, округленно формировать гласные
27
Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше».
1
Уметь:
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
- петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией
28
Светлый праздник Пасхи
1
Знать/ понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Понимать значение колокольных звонов; сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
29
Кирилл и Мефодий
1
Знать/понимать: «житие» и дела святых Кирилла и Мефодия;
- понятия: гимн, величание
Уметь:
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
1
30
Народные праздники. Троица
1
Знать/понимать: народные песни, музыкальные традиции русского края (праздники и обряды).
Уметь:
- сочинять простенькие мелодии на заданный текст;
- определять на слух основные жанры музыки;
- петь, не форсируя звук, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам, определять характер разучиваемого произведения
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..»
3
31-32
Музыкальный сказочник
Н. А. Римский-Корсаков
2
Знать/понимать:
- творчество Н. А. Римского-Корсакова, его особенности;
- названия изученных музыкальных произведений и их авторов, художественное единство музыки и живописи. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
Уметь:
- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
33
«Рассвет на Москве-реке».
М. П. Мусоргский
1
Уметь:
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений;
- петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией;
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов
34
Заключительный урок- концерт
1
Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы.
итого
34
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса
обучающиеся должны уметь:
-
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
-
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
-
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
-
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
-
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
-
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
-
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
-
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
-
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Требования к результатам обучения учащихся 4 класс
Знать/понимать:
-
взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
-
музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
-
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
-
тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;
-
основные формы музыки и приемы музыкального развития;
-
характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена.
Уметь:
-
выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
-
умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
-
определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
-
эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
-
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
-
развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования - формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
-
Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы,города
-
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-
Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
-
Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
-
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
-
Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами
-
Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально творческой деятельности;
-
Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
-
Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Список научно-методической литературы.
-
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
-
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
-
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
-
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
-
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
-
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
-
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
-
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
-
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
-
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
-
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
-
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
-
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
-
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
-
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
-
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
-
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
-
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
-
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
-
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.
-
Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Учитель, 2004г
-
Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 2 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.
-
Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Корифей, 2005г
-
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
-
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
-
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.