Развитие музыкально-творческих способностей в классе фортепиано

Методическая разработка         Развитие музыкально-творческих способностей  в классе фортепиано посредством использования импровизации и сочинения             Сафронова Анна Сергеевна Преподаватель по классу фортепиано МБОУДО  ДШИ   Введение В настоящее время направленность обучения детей в системе начального музыкального образования требует глубокой перестройки. Наряду с улучшением профессионального обучения наиболее способных детей необходимо изменить методику музыкального воспитания будущих... Сочинение мелодий на интервалы и стихотворения. Занятия импровизацией и сочинением призваны развить творческие способности ребенка, поэтому, направляя творчество учащихся не надо навязывать свое мнение и пытаться сделать из их работы безукоризненные во всех отношениях сочинения. Импровизация невозможна без знания музыкальных основ. Только опираясь на конкретные знания, обладая секретами сочинения музыки, можно научиться импровизировать. Очень важно с первых уроков ввести детей в волшебный мир ин...  
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка







Развитие музыкально-творческих способностей в классе фортепиано посредством использования импровизации и сочинения






Сафронова Анна Сергеевна

Преподаватель по классу фортепиано

МБОУДО ДШИ



Введение

В настоящее время направленность обучения детей в системе начального музыкального образования требует глубокой перестройки.

Наряду с улучшением профессионального обучения наиболее способных детей необходимо изменить методику музыкального воспитания будущих любителей музыки.

Необходимость введения в учебный план фортепианного отделения предмета по развитию музыкально-творческих способностей школьников посредством импровизации и сочинения, обусловлена рядом причин.

Во-первых, импровизация как тип музыкального мышления оказалась во многом утраченной в академическом искусстве и учебной практике XX века.

Во-вторых, подавляющая часть выпускников музыкальных школ профессиональными музыкантами не становятся.

В-третьих, музыкальное воспитание и образование не должны замыкаться на классической музыке, ведь детям интересна популярная эстрадная музыка, джаз, музыка из кинофильмов.

Отсутствие навыков импровизации и сочинения у большинства учащихся объясняется некоторыми программными установками существующей системы музыкального образования, где с первых шагов доминирует воспитание «чистого» исполнителя. Оканчивая музыкальную школу, выпускники в большинстве своём не владеют навыками любительского музицирования: подбором по слуху популярной песни с аккомпанементом, хорошим чтением нот с листа, транспонированием, умением импровизировать и сочинять. Задача не в том, чтобы всех сделать композиторами, что и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы максимально развить творческие способности каждого ребенка.

Сочинение мелодий на интервалы и стихотворения.

Занятия импровизацией и сочинением призваны развить творческие способности ребенка, поэтому, направляя творчество учащихся не надо навязывать свое мнение и пытаться сделать из их работы безукоризненные во всех отношениях сочинения. Импровизация невозможна без знания музыкальных основ. Только опираясь на конкретные знания, обладая секретами сочинения музыки, можно научиться импровизировать.

Очень важно с первых уроков ввести детей в волшебный мир интервалов, раскрывая внутреннее эмоциональное содержание каждого из них.

Младшим школьникам лучше преподносить интервалы образно. Каждый образ должен отражать характер конкретного интервала. Детям трудно воспринимать сухие, абстрактные понятия «секунда», «терция» и так далее, пусть ребенок знает название интервала и запоминает образ (развивается образное мышление). Объясняем детям, что если расстояние между двумя предметами можно измерить в сантиметрах, метрах, километрах, то расстояние между музыкальными звуками измеряются интервалами. Интервалы бывают мелодические: один звук переходит в другой, образуя мелодию и гармонические: два звука образуют гармонию, звучат одновременно. Так же интервалы бывают благозвучные - консонансы, и неблагозвучные - диссонансы.

После теоретического вступления переходим к сочинению мелодий на конкретный интервал, используя при этом какие-либо стихотворения.

В стихах заложен определенный ритм. Объясняем, что интервал прима - это только один звук или расстояние между одним и тем же звуком. Просим сочинить песенку-потешку на интервале прима со словами:

«Божья коровка, улети на небо, дам тебе хлеба».

Далее играем детям малую и большую секунду, спрашивая их благозвучный это интервал или нет. Учащиеся дают характеристику секунде как - скребущей и царапающей, определяя на слух, что это самое маленькое расстояние между двумя звуками. Интересуемся у детей, какая секунда гармоническая или мелодическая больше подойдет для музыкального образа ёжика. Учащиеся выбирают большую секунду в гармоническом виде. Просим их сочинить песенку на слова:

«Я колючий серый ёж, от меня ты не уйдешь».

(С.Маршак)

На задание найти музыкальный образ к малой секунде в мелодическом виде, дети отвечают, что ёжик плачет.

На следующем уроке знакомимся с интервалом - терция. Объясняем, что это расстояние от первого до третьего звука, что терции бывают большие и малые. Слушая терции, дети определяют их как мягкие и ласковые, связывают их с такими животными как белочка и зайчик.

Просим учащихся сочинить песенку про колокольчик, используя секунду и терцию в мелодическом виде на стихи:

«Колокольчик серебристый

Рассыпает нежный звон

Добрый, ласковый, лучистый

День встает со всех сторон»

(Т.Глоба)

Далее играем детям интервал - кварту и просим дать образную характеристику. Она ассоциируется у младших школьников как жесткая, сильная, в мелодическом виде - призывная. Просим детей сочинить песенку на стихи:

«Две вороны прилетели, Песню весело запели: - Кар-кар-кар»

(О.Геталова)

Даем задание подумать, как лучше изобразить карканье ворон, квартой в мелодическом или гармоническом виде?

На третьем уроке знакомимся с интервалом - тритон. Объясняем, что этот интервал на пол тона больше кварты и состоит он из трех тонов - отсюда и его название - тритон. Спрашиваем у детей, с чем ассоциируется у них его звучание? Характеристики этому интервалу школьники дают самые разнообразные: таинственный, сказочный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Леший, Крокодил. Даем творческое задание - сочинить мелодию для сказочного героя, применяя, тритон в мелодическом и гармоническом виде, используя разные регистры фортепиано. На этом же уроке слушаем интервал - квинту. Объясняем, что квинта это расстояние от первого до пятого звука, она на пол тона больше чем тритон. Слушаем, как она звучит, и спрашиваем у детей, какой у них возникает образ. Дети говорят, что она пустая внутри, студенистая как медуза. Просим ответитьучащихся, в каком звучании, мелодическом или гармоническом, подойдет квинта к песенке про одуванчик на стихотворение:

«Одуванчик, одуванчик,

Желтый сарафанчик,

Одуванчик, одуванчик,

Золотой кафтанчик»

( Л.Абелян)

Четвертый урок начинаем с песенки «В лесу родилась елочка» и говорим детям, что первый интервал, который звучит в этой песенке это - секста. Она бывает большая и малая, это расстояние от первого до шестого звука. Младшие школьники малой сексте дают характеристику - мягкой, бархатной и грустной. Большую сексту сравнивают с грациозным оленем. Просим детей сочинить песенку, используя сексту, на следующие стихи:

«На земле у каждого

Есть родимый дом.

Хорошо и весело

И уютно в нем»

(Л.Абелян)

Если сексту дети охарактеризовали как мягкую и бархатистую то, послушав интервал септиму, сказали, что она терпкая, режущая и ассоциируется у них с таким животным как воющий волк. Далее дети слушают в исполнении преподавателя пьесу «Великаны септимы» В. Игнатьева. Затем получают задание сочинить свою пьесу и дать ей название, используя малые и большие септимы в мелодическом и гармоническом виде. Переходим к знакомству с последним интервалом - октавой. Объясняем, что это расстояние от первого до восьмого звука, играем ее и просим детей дать ей образную характеристику. У младших школьников возникает образ жирафа - длинная шея, большое расстояние от туловища до головы. Некоторые дети называют ее гладкой, широкой как поле, у каждого ребенка свое видение интервала. Просим детей сочинить песенку про «Акробата», играя октавы в разных регистрах.

В конце урока приводим пример изменения характера мелодии в зависимости от изменения интервала. Играем попевку «Андрей, воробей, не гоняй голубей» на малой секунде - звучит скорбно, затем ее же играем на большой секунде - звучит игриво, попевкаоснованная на чистой кварте - приобретает суровый характер.

Способы работы с интервалами:

  1. Необходимо познакомить учащихся с понятиями тон-полутон. Постепенно изучить количественный состав каждого интервала.

  2. Играть все интервалы от основных звуков тональности и от любого звука вверх и вниз гармонически и мелодически. Определять их на слух и зрительно, петь, записывать в нотной тетради.

  3. Чтобы не было скучно, придумывать сказки, например: «Маленькие ежики (секунды) пошли на день рождения к зайчикам (терции). По дороге они встретили ворону (кварта) и так далее.

  4. Играя интервалы, дети воспринимают их мускульно. Для этого прорабатывать с детьми аппликатурные варианты интервалов, например: терция - 1-3, 2-4,3-5 пальцы; кварта - 1-4, 2-5; секунда - 1-2, 3-4 4-5 и так далее.

  5. Сочинять мелодии, используя сочетания различных интервалов.

  6. Давать домашнее задание, по всем темам, пройденным на уроках.

Результатом нашего эксперимента явился контрольный урок, к которому мы дали следующие задания:

1. Используя, интервал секунду в гармоническом виде, сочини и запиши песенку на стихи:

«Я колючий серый ёж,

От меня ты не уйдешь» (С.Маршак)

«Остры рожки, быстры ножки -

Шел козленок по дорожке» (Приложение 1)

  1. Какая терция больше подойдет для колыбельной песни, малая или большая? Сочини ее на слова:

«Солнце скрылось за рекой,

Не шумят дубы листвой.

Спят цветы и травы спят,

Зайцы тоже спать хотят» (И.Токмакова)

  1. Изобрази шаги слона, пингвина, зайчика, воробья, используя интервал- кварта в разных регистрах (Приложение 1)

  2. Сочини песенку, изображая квинтами в гармоническом звучании звон колокола в первой и последней строчках стихотворения. В средней части используй уже известные тебе интервалы. Запиши сочинение нотами:

«Дин-дон, дин-дон,

Загорелся Кошкин дом.

Бежит курица с ведром,

Заливает Кошкин дом.

Бом, бом, бом, бом»

  1. Сочини и запиши нотами песенку, используя сексту, на стихи: «Вот сумерки сгустились

Над синею рекой,

И звезды так спустились,

Что тронешь их рукой»

  1. Придумай и запиши нотами песню волка, используя, интервал септима, на следующие слова:

«Жил да был серый волк, Выл да выл серый волк, Дни и ночи напролет -

Видно, думал, что поет» (Приложение 1)

7. Сочини песенку про жирафа, используя интервал октаву, на стихи:

«Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок».

Ритмическая импровизация.

Ритм - очень важное выразительное средство не только в музыке, но и в других видах искусства. Ритм это основная сила, основная энергия стиха.

В музыке ритм - это чередование и соотношение различных длительностей и акцентов. Часто именно ритм определяет характер музыки. Например, благодаря ритму мы можем отличить марш от вальса, польку от мазурки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры.

Объясняем детям, что в каждом стихотворении чередуются короткие и длинные слоги. Если внимательно вслушаться в это чередование, и короткие слоги записать более короткими длительностями нот (восьмыми), а длинные слоги более длинными длительностями нот (четвертными, половинными), то мы получим ритмический рисунок стихотворения. Далее просим учащихся прочитать стихотворение с одновременнымпрохлопыванием его метрической структуры и обратить внимание на короткие и длинные слоги:

«На парад, на парад, на парад идет отряд.

Барабанщик очень рад, очень рад, очень рад.

Барабанит, барабанит, полтора часа подряд»

Затем даем задание записать ритмический рисунок этого стихотворения.

Потом предлагаем детям попробовать записать его в размере: четыре четверти, три четверти, шесть восьмых.

Далее даем задание написать ритмическую импровизацию стихотворения «Веселая лягушка» (Приложение2)

Чтобы увлечь детей, играем с ними в ритмические игры, которые можно проводить сразу с несколькими учащимися.

1. Применяем следующую игровую ситуацию: педагог, простучав ритмический вопрос, бросает мягкий мячик тому ученику, который должен простучать ответ. Ответив, ребенок бросает мяч обратно учителю. Игра продолжается. Детям эта игра очень нравится, каждый ребенок в постоянном внимании. Игра проходит в быстром движении, на одном дыхании. Вариант: дети бросают мяч друг другу и отхлопывают ритмы.

2.«Ритмический телефон». Несколько детей стоят в шеренгу (гуськом). У первого в руках бубен или любой другой ударный инструмент. Мы на спине последнего ученика выстукиваем ритм. Этот ученик стучит так, как он запомнил, на спине перед ним стоящего ученика, тот - у следующего и так далее, по цепочке. А первый в шеренге ученик должен на бубне простучать ритм в том виде, в котором он дошел до него. Затем первый ученик отдает бубен следующему ученику, а сам становится в конце шеренги.

Мы выстукиваем новый ритм на спине другого учащегося и так далее.

3.Импровизация ритмов на крышке фортепиано. Левая рука отстукивает «пульс», правая - ритм, и наоборот. Как вариант: пульс отбиваем ногой, ритм - двумя руками одновременно и поочереди. Пробуем перенести ритмы на фортепиано. Это хорошо развивает координацию, активизирует переживание ритма. Делаем то же самое, но сначала придумываем и записываем ритм, а затем прохлопываем и играем.

4.Поручаем воспроизвести «ритмические партитуры» двум-трем учащимся, используя хлопки, удары карандашом о стол. Так же можно использовать треугольник и бубен.

5.Играем в ритмический канон, используя ритмы уже известных детям песен.

6.Для развития ритмической фантазии предлагаем детям «рисовать» ритмические картины (стучать кулачками по столу). Например, один учащийся изображает ясный день; другой, следом, - постепенно надвигающиеся тучи, начинающийся дождь. Третий, подхватывая,- гром, бурю; четвертый - как постепенно все успокаивается, снова светит солнце и проясняется небо. Можно ускорять, замедлять, стучать форте, фортиссимо, пиано, крещендо, диминуэндо и так далее.

Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы, посвященные проблеме значения импровизации и сочинения в развитии музыкально- творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано. Важнейшее значение в нашем исследовании имели работы: Теплова Б.М., ВыготскогоС., ВетлугинойН.А., ГотсдинераA, Булаевой О.П., Геталовой О.А., ИвановойСВ., Картавцевой М.Т., Тарасовой К.В., Шатковского Г.И. Исследование показало, что использование импровизации и сочинения в классе фортепиано создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся в разнообразной музыкальной деятельности.

Музыкальная импровизация и сочинение в силу своей специфики направлены на развитие самостоятельности и инициативы учащихся и являются наиболее ярким показателем творческой активности ребенка. И именно поэтому, музыкальной импровизации и сочинению должно уделяться большое внимание в музыкальном воспитании младших школьников.

Импровизация и сочинение рождает у детей огромный интерес к музыкальному искусству в целом и желание быть активным участником уникального и интересного процесса - творчества. Являясь своеобразной воспитательной системой, импровизация и сочинение включают в себя все виды музыкально-исполнительской деятельности учащихся, способствует активному самовыражению личности ученика.

Стабильно протекающий процесс импровизации и сочинения в классе фортепиано не только повышает уровень развития музыкально- творческих способностей, но и развивает память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Все творчески усвоенное младшими школьниками становится прочным их достоянием, процесс познания приобретает развивающий характер.

Список литературы

  1. Алиев А.Б. Настольная книга учителя-музыканта. - М.: Владос,

2000.-336 с.

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. - М.: Музыка, 1983. - 258с.

  2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.: Музыка, 1969. - 288с.

  3. Белошапка Р.А. Развитие творческих способностей студентов при изучении курса «Импровизация и сочинение»: Методические рекомендации для студентов и преподавателей. - Сургут: РИО СурГПИ, 2002. - 34с.

  4. Бирюков C.H. Импровизированность в музыке // Советская музыка.-1977.-№10.

  5. Булаева О.П. Геталова О.А. Учусь импровизировать и сочинять. - С-П.: Композитор, 1999. - 29с.

  6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1968.-62с.

  7. Вопросы фортепианной педагогики // Под редакцией В.А.Натансона. - М.: Музыка, 1971. - 336с.

  8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под редакцией В.В.Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536с.

  9. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.- М.: Классика - XXI, 2002. - 192с.



Приложение 1.

Инструментальное сочинение попевки, соответствующее образному

содержанию стихотворения.


Развитие музыкально-творческих способностей в классе фортепиано

Развитие музыкально-творческих способностей в классе фортепиано

Сочинили Витя JI. и Лариса М.

Развитие музыкально-творческих способностей в классе фортепианоРазвитие музыкально-творческих способностей в классе фортепиано


Развитие музыкально-творческих способностей в классе фортепиано

Развитие музыкально-творческих способностей в классе фортепианоРазвитие музыкально-творческих способностей в классе фортепиано


Развитие музыкально-творческих способностей в классе фортепиано



Развитие музыкально-творческих способностей в классе фортепиано





Приложение 2.Развитие музыкально-творческих способностей в классе фортепиано

Развитие музыкально-творческих способностей в классе фортепиано


© 2010-2022