Нетрадиционные формы работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ. doc

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ ДОД Детская Школа Искусств г.Ялуторовска



«Нетрадиционные формы работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»



Автор: Королева Ю.В.



г.Ялуторовск

2015 г.

Содержание



  1. Введение………………………………………………………………………………..3

  2. Нетрадиционные формы работы на уроках сольфеджио……………………...........4

    1. Нотная грамота……………………………………………………………..……...4

    2. Ритм…………………………………………………………………………….......4

    3. Темп и музыкальная непрерывность………………………………………..........5

    4. Интервалы………………………………………………………………………….5

    5. Разрешение…………………………………………………………………………6

    6. Знаки альтерации…………………………………………………………………..6

    7. Фразировка ………………………………………………………………………...7

  3. Заключение …………………….……………………………………………………....8

  4. Список литературы ……………………………………………………………………9







Введение



Работа с детьми младшего школьного возраста всегда интересна и увлекательна. Дети в этом возрасте восприимчивы, активны, и, как губка, впитывают в себя буквально все. На этом этапе немаловажно завоевать и удержать интерес ребенка в данной области.

Область музыкального образования, на первый взгляд простая. Но на самом деле таит в себе множество сложностей и подводных камней. Музыкальное образование заключается не только в получении навыков игры на музыкальных инструментах, но и в получении необходимых знаний по теории. Как правило, именно с теорией большинство учеников испытывают сложности. Это зачастую влечет за собой нежелание посещать уроки теории - сольфеджио, а иногда и самой музыкальной школы. Поэтому очень важно, чтобы педагог, преподающий сольфеджио в младших классах музыкальной школы (школы искусств), максимально облегчил восприятие теоретического материала, сделал свои уроки интересными и увлекательными.

Специфика музыкального воспитания в группах детей младшего школьного возраста определяется возрастными особенностями. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе.

Игры делают теорию более доступной и увлекательной. Как показывает практика, дети любят прикасаться к тому, что изучают. В пример хочется привести методы работы учителей начальных классов в общеобразовательных школах. Учителя математики на начальном этапе учат сложению и вычитанию с помощью яблок, цветных палочек и иных предметов. Это во многом облегчает детям понимание математических явлений. Использование предметов на уроках сольфеджио также дает положительный результат.

Нетрадиционные формы работы на уроках сольфеджио



Использование игр, шумовых оркестров и танцев на сольфеджио в начальных классах не является традиционными формами работы. Все это включаются довольно редко. Однако по сравнению с традиционно-закостенелыми формами, игры дают лучший результат: сухая теория превращается в захватывающее действо - соответственно, теория, подкрепленная практикой, усваивается намного легче и лучше.

Нотная грамота

Ни для кого не секрет, что многие дети младшего школьного возраста, приходя 1 сентября в ДШИ и ДМШ не знают нот. Поэтому на первых уроках им приходится постигать азы музыкальной грамоты - ноты и длительности. Обычно эта тема не вызывает трудностей в изучении. Но хотелось бы предложить альтернативный вариант разучивания названий нот на первых уроках. Особенно это касается первого занятия, т.к. предлагаемая форма работы поможет увлечь детей и открыть им радость музицирования. Предлагается разучивать названия нот под музыку Irish Polka или «8 шагов», изображая на ноту ДО - домик (сложить над собой руки, подобно крыше домика), на ноту РЕ изобразить течение реки, на МИ - косолапого мишку, на ФА - держание факела на вытянутой руке, на СОЛЬ - сымитировать соление блюда, на ЛЯ - лягушку, на СИ - силу (напрячь бицепс на руке), и снова ДО - домик. Во время проигрышей вприпрыжку двигаться по кругу (лучше, если каждый раз после пения нот менять направление движения круга).

Ритм

Теперь что касается длительностей и ритма. Ритм намного интереснее и эффективнее изучать по методике К.Орфа - в составе шумового оркестра. Коллективное музицирование не только приносит детям радость, но и воспитывает у них ответственность за исполнение своей партии, знакомит их с музыкальными инструментами и способами игры на них.

Хороший результат в освоении ритмических основ дает небольшая ритмическая разминка в начале урока с использованием обычных пластмассовых стаканов. Стаканы выступают в роли музыкальных инструментов. Задача преподавателя показать, каким способом играть те или иные длительности. Данный вид работы может включать в себя виртуозную игру на стакане в быстром темпе, это вызывает большой интерес у учащихся и доставляет им огромное удовольствие.

При изучении пунктирного ритма (восьмая с точкой - шестнадцатая), стоит познакомить детей с польским танцем - мазуркой, который был таким популярным в 19 веке. Но детям мало просто прослушать в исполнении педагога одну мазурку (в лучшем случае несколько мазурок) Шопена, им необходимо самим попробовать станцевать этот танец. На данный момент информационные технологии позволяют педагогу найти рекомендации или даже практические руководства по исполнению этого танца. Как правило, после танца дети распознают этот ритм гораздо лучше.

Темп и музыкальная непрерывность

Музыка - искусство, развивающееся во времени, поэтому ее важнейшими составляющими являются ритм, темп и музыкальная непрерывность. С последней у многих учеников ДШИ и ДМШ возникают сложности, и у многих они сохраняются до самого выпуска. С проблемой музыкальных остановок, замедления или убыстрения темпа помогает бороться такая форма работы, как круговая передача все тех же пластмассовых стаканов, о которых упоминалось выше. Передача стаканов осуществляется под музыку остинатной ритмоформулой. Таким образом, музыка обретает свой остинатный ритмический аккомпанемент. Его можно применять так же при пении музыкальных номеров, диктанта и многого другого.

Интервалы

Что касается темы интервалов, ее также просто превратить в захватывающее командное состязание. Я называю эту игру «Интервальная дорожка». Ученики делятся на 2 команды, преподаватель пишет на доске ряд исходных нот, направления построений и обозначений будущих интервалов для 1 и 2 команд. На полу разложена большая фортепианная клавиатура (её легко сделать из картона, ватмана, линолеума и т.д.), с ее помощью участникам интервального состязания придется строить интервалы. Шагая по клавишам, ученики отсчитывают ступени и тоны, определяя, нужно ли применять в данном интервале знаки альтерации. Важно приучить школьников правильно оформлять запись. За правильное построение и оформление интервальной цепочки выставляются баллы. После построения интервалы необходимо пропеть двумя способами (в гармоническом и мелодическом видах). Чистота пения также поощряется баллами.

Эта игра учит детей не путать диезы, бемоли и бекары. Она дает понимание, как правильно применять знаки альтерации, в каких случаях их нужно ставить, а в каких они наоборот не нужны. Через эту игру учащимся легче усвоить алгоритм построения интервалов, понять, что такое тон и полутон, научиться их считать.

При изучении интервалов, мажора и минора полезно опираться на детскую психологию. У детей наблюдается стабильный интерес к ярким магнитам, особенно если они изображают понятные им эмоции. Ученики любят находить нужные магниты и помещать их в заранее начерченные такты.

Для изучения темы мажора и минора необходимы всего два магнита-смайла - грустный и веселый, либо же обычный черный и празднично-яркий. Ученик должен отличить мажор от минора и поместить в такт нужный магнит (на начальном этапе лучше играть обычные трезвучия Б35 и М35; позднее, усложняя задачу, включается игра примеров из музыкальной литературы).

При изучении интервалов число смайлов-магнитов увеличивается: грустный, веселый, сердитый и пустой (все чистые - пустой магнит, малые (консонансы) - грустный, большие (консонансы) - веселый, диссонансы (м2, б2, м7, б7, включая тритоны) - сердитый). Эта игра помогает укрепить слуховые ощущения наглядно, а также тактильными прикосновениями. Оказывается с игрой музыку тоже можно потрогать.

Разрешение

С помощью игры можно объяснить непростую тему перехода (разрешения) неустойчивых ступеней в устойчивые. Для этого достаточно лишь показать им сделанную из картона лестницу, которая так похожа на стремянку. На этой лестнице закреплены только 1(внизу и вверху), 3 и 5 ступени. Остальные плохо закреплены (с одной стороны). Ученики пробуют встать пальчиками на ступеньки и видят, что в основном неустойчивые ступени разрешаются вниз (кроме 7). Задача педагога красочно объяснить, почему 7 ступень является исключением. В данном случае физика и фантазия учителя помогают понять, почему эти ступени носят названия устойчивых и неустойчивых, усвоить правила разрешения неустойчивых ступеней.

Знаки альтерации

Говоря о знаках альтерации, хочется сказать, что эта, на первый взгляд простая тема, может вызвать затруднение у учеников. В этом случае на помощь опять же приходит игра. Очень хорошо эту тему помогают понять стихотворение или рассказ, сопровождаемые небольшой физической разминкой. Стоит принять во внимание, что рассказ или стихотворение должны быть построены по принципу: сели - бемоль, встали - бекар, встали на носочки - диез, опустились - снова бекар. Дети озвучивают свои действия названиями знаков альтерации. Это не только поднимает им настроение, но также приносит пользу физическому развитию и, конечно же, способствует лучшему усвоению материала.



Фразировка

Диктант - сложнейшая форма работы, направленная на развитие слуха и обобщение всех полученных теоретических знаний. Поэтому темы, которые готовят тему диктанта, очень важны. Перед включением в работу диктанта, целесообразно ознакомить учащихся с элементами музыкального синтаксиса, пояснить им деление музыки на мотивы, фразы и предложения. Чтобы этот материал не стал для них чем-то непонятным и не вызывал отторжения и негативных эмоций, его следует связать с приятной музыкой и движением. Для работы подбираются примеры из музыкальной литературы с четкой фразировкой (например, П.И.Чайковский «Сладкая грёза», А.Г.Рубинштейн «Мелодия» фа мажор). Педагог воспроизводит подобранные примеры из музыкальной литературы, а дети попеременно поднимают и опускают руки (подобно балерине). Их задача заключается в том, чтобы поднимать \ опускать руку, пока звучит фраза. Эта форма работы не только поможет усвоить и понять тему музыкального синтаксиса, но и приучит детей внимательно вслушиваться в музыку.







Заключение


Нетрадиционные формы работы требуют от преподавателя постоянной подготовки и грамотного включения их в учебный процесс. Возможно, не все преподаватели музыкально-теоретических дисциплин считают нужным включать их в свою практику. Каждый в силу своих объективных причин, но нельзя отрицать пользу этих форм работы на уроках сольфеджио в младших классах. Более того, нетрадиционные формы работы на сольфеджио способны увлечь учеников старших классов, что немаловажно. В старших классах часто наблюдается снижение активности и интереса к посещению ДШИ и ДМШ - мало кто любит изучать сложный материал. А сольфеджио, как известно, представляется особо трудным предметом, т.к. развитие музыкального слуха - процесс нелегкий и достаточно долгий. Некоторые отчисляются из ДШИ и ДМШ, так и не дойдя до выпускного класса. Преподаватель сольфеджио должен сделать все, что в его силах, чтобы дети не потеряли интереса к музыке и музицированию. Он может сделать свой предмет более привлекательным и интересным с помощью включения нетрадиционных форм работы. Тем более, что в современном мире существует множество литературы, пособий и возможностей для их реализации.



























Список литературы

  1. Алаонова О. «Упражнения по развитию ритма»

  2. Видеоматериалы сайта YouTub.com

  3. Городилова М.В., Коробова А.Г., Шабалина Л.К., Шелудякова О.Е. «Школьное сольфеджио. Теоретические основы практического курса»: Екатеринбург, 2014г.

  4. Деревщикова Н.Н. «Новый год. Музыкальная грамота в песнях для учащихся 1-7 кл.»: М. «Музыка», 2001 г.

  5. Калинина Г.Ф. «Музыкальные прописи», «Рабочие тетради» 1-7 кл.: М. 2005 г.

  6. Кофанов А. «Сочинение музыки»: С.-Пб, «Композитор», 2007 г.

  7. Материалы МК «Орф-подход: пение, движение, музицирование» Е.Филимоновой, Тюмень, 2014 г.

  8. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поем» 1-7 кл.: С.-Пб, «Композитор», 2012 г.

  9. Гиппенрейтер Ю. «Общаться с ребенком как?»: М. 2003 г.





© 2010-2022