Статья Адаптация первоклассника в музыкальной школе

Алла Сергеевна Коротких КГКП «ДМШ имени Касыма Аманжолова» Адаптация первоклассника в музыкальной школе Из опыта моей работы в музыкальной школе, появились свои мысли о том, что в наше время большинство детей испытывают большое количество стрессов. Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Дети подвержены влиянию негативных эмоций не меньше, чем взрослые. Стрессовое состояние может быть связано с первыми самостоятельн...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алла Сергеевна Коротких

КГКП «ДМШ имени Касыма Аманжолова»

Адаптация первоклассника в музыкальной школе

Из опыта моей работы в музыкальной школе, появились свои мысли о том, что в наше время большинство детей испытывают большое количество стрессов. Стресс - это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Дети подвержены влиянию негативных эмоций не меньше, чем взрослые. Стрессовое состояние может быть связано с первыми самостоятельными шагами, поступлением в первый класс, половым созреванием и многим другим. Далеко не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение. Полностью уберечь ребенка от всех трудностей невозможно, однако в силах родителей научить малыша правильно реагировать на неприятности и справляться с нервным напряжением. Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем малыш в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде детских страхов или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста ребёнка. У ребенка в возрасте до 15 лет причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Ещё одной причиной может быть внутренний конфликт, когда ребёнок винит себя за совершение проступка. Часто поступление в первый класс общеобразовательной школы сочетается с параллельным поступлением ребёнка в первый класс музыкальной, художественной, хореографической школ. Несомненно, это несёт за собой новые обязанности, трудности, а также ответственность ребёнка перед самим собой, а в большей степени ответственность перед родителями. В наше время стремительно стали развиваться так называемые школы для одарённых детей, школы повышенной степени сложности обучения. Намного реже встречаются средне - образовательные школы, чаще встречаются школа - лицей, школа гимназия и т.д., где детей чуть ли ни с младших классов готовят к ЕНТ и другим видам тестирования.

Родители вырабатывают в своих детях так называемый «синдром отличника», также это касается и параллельной учёбы в другой сфере образования. Отличник, как правило, не вызывает у нас ни тревоги, ни сочувствия - он просто молодец, и у него всё хорошо. Мало кто вспоминает, что у успеха тоже есть своя цена, и иногда она оказывается непомерно велика. Что же такое пресловутый «синдром отличника» и как распознать его у успешного ребенка? Первые простые и внятные подтверждения успешности дает ребенку система школьных оценок: «Учись на пятерки и тебя похвалят». «Синдром отличника» проявляется у успешных детей обычно уже в младших классах, На первых порах заработать похвалу и одобрение способному и усидчивому ребенку оказывается совсем несложно, но со временем задача усложняется.

В моём случае речь идёт об адаптации первоклассника к обучению в музыкальной школе. Без исключения все поступающие дети, а в большинстве случае и родители относятся к обучению в музыкальной школе, как к некоему кружку или секции. Зачастую не все в полной мере понимают, что процесс обучения имеет массу трудностей, начиная от вступительных прослушиваний заканчивая государственными экзаменами. К сожалению, до «финала» доходят далеко не многие учащиеся. В музыкальном обучении любого юного музыканта наступает критический своего рода переломный момент, когда ребёнок не хочет продолжать своё обучение, мотивируя это потерей интереса к предмету или какому либо инструменту. Как быть в такой ситуации? Ответов на данный вопрос два - заставлять или бросить: заставлять (поощрять - если будешь заниматься хорошо, купим мороженое и т.п., ставить условия - выучишь произведение, пойдем в кино, сможешь посмотреть мультфильм, не выучишь - не будешь смотреть два дня, принуждать - ставить в угол, ругать - что не рекомендуется, заинтересовать - самому полюбить музыку, вместе разбирать понравившиеся ребенку мелодии, в игровой форме разбирать ноты - и не важно сколько ребенку лет, дети любят играть в любом возрасте) либо бросить музыкальную школу, если у ребенка есть другие ярко-выраженные интересы и способности.

Для себя я сделала определенные выводы, наблюдая за детьми в своём классе.

1. Каждый ребенок индивидуален, но все-таки большая часть детей готовы к обучению музыке в 8-9 лет, когда уже пройден первый класс школы. К тому же у некоторых детей слух окончательно формируется к 7-8 годам, иногда даже может казаться, что у ребенка нет слуха, а он вдруг появляется в 7 лет.

2. Как правило, дети в возрасте 5-6-7-ми лет не знают, чего они хотят, и чаще всего хотят только играть в игрушки, а не учиться, или трудиться. И многое может понравиться лишь в процессе. Обучение музыке дело не простое, требует каждодневного труда и усилий - трудно даже для взрослого человека, значит, ребенка придется заставлять заниматься. Зато, каждодневные тренировки будут воспитывать усидчивость, трудолюбие, упорство. Занятие музыкой развивают мозг, коммуникабельность, помогают развить силу характера, преодолеть лень, нежелание что-либо делать в целом (спорт также воспитывает эти качества, но все-таки спортом не требуют заниматься дома, а значит, ребенок в меньшей степени воспитает в себе такие качества, как усердие и дисциплинированность).

3. У многих детей талант проявляется вовсе не в детстве, а желание и дальше заниматься музыкой может возникнуть и вовсе в 4-5 классе музыкальной школы.

4. Если ребенку не нравится ходить в музыкальную школу, причина может быть в учителе, либо ему не нравится инструмент: попробуйте поменять учителя или инструмент.

5. Можно поддаться на уговоры ребенка и все-таки бросить заниматься музыкой, если он очень настаивает - но тогда должна быть очевидная альтернатива, другие занятия, которые также помогут ему развить в себе столь нужные качества: упорство, трудолюбие, волю. Если альтернатив нет (клуб английского, математический кружок, серьезная школа танцев, спорт, художественная школа) или ребенок ничего не хочет - лучше продолжить заниматься дальше.

Когда ребёнок только начинает свой сложный путь, ответственность всё - таки должна в первую очередь ложиться на плечи родителей. Именно родители должны контролировать систематическое посещение всех учебных дисциплин и регулярные домашние занятия. Хотелось бы чтоб все родители понимали, что на первых двух - трёх уроках желательно присутствовать на уроке, так как ребёнок не может сразу адаптироваться к новой школе, месту, педагогу. Присутствие близкого человека поможет избежать негативного влияния на детскую психику. Родитель должен знать и видеть, кому он отдаёт своё чадо, ведь при знакомстве педагога и ребёнка можно увидеть найдёт ли педагог индивидуальный подход к ребёнку. Одна из проблем музыкального образования в современном мире - отказ от учебных дисциплин, начиная с предмета хор, заканчивая теоретическими предметами, что в корне неправильно. Все предметы взаимосвязаны и пропуск, какого либо предмета, обязательно оставит пробел в другом предмете. Так как дети не совсем понимают всю эту взаимосвязь, этим должны заниматься родители. Другая проблема - это отсутствие инструмента. Многие родители не спешат приобретать музыкальный инструмент в первые годы обучения ребёнка, а ведь как раз в этот период ребёнок должен проникнуться любовью к своему музыкальному инструменту. Родители находят ряд причин не приобретать инструмент: не позволяют габариты квартиры, не считают нужным его приобретение, думая, что инструмента в школе на занятиях достаточно. Родителям желательно доступно объяснять, что приобретение инструмента очень важно и играет огромную роль. Многие думают, что приобретение фортепиано можно заменить синтезатором, что тоже в корне неверно. Стоит объяснить сразу, что у синтезатора нет педалей, совершенно другой звук и т.д. Начальное время с ребёнком должен выполнять домашнее задание родитель для этого вовсе не обязательно иметь специальное музыкальное образование. Также стоит правильно настраивать ребёнка на первый экзамен, так называемый академический концерт, на котором ребёнок должен показать свои приобретённые знания. В моём классе первый экзамен и многие последующие проходят в игровой форме, чаще в форме сказки для первоклассников и в форме концерта для более старших детей. В начале статьи говорилось о детском стрессе. В любом кружке, секции, школе присутствует элемент соревновательности. Недавно наблюдала как двое моих первоклассников вместе поступив, подружились. Девочка обладает хорошими данными, родители заинтересованы в учёбе ребёнка, инструмент был куплен заранее и даже настроен. Каждое занятие контролировалось мамой ученицы путём контакта с ведущим преподавателем, то есть со мной, причем мама на уроках не присутствовала. Систематическое посещение всех занятий и регулярные занятия под контролем мамы дали хороший результат. Второй ученик инструмент приобрёл на месяц позже, родители не присутствовали ни на одном уроке, ребёнок тоже с хорошими данными, старше по возрасту, но результат оказался менее позитивным.

Очень рекомендуется родителям вместе с детьми посещать концерты в музыкальной школе. Это сблизит, и позволит в подростковом возрасте более легко достигнуть взаимопонимания с ребенком.

Самое главное на первоначальном этапе показать ребенку, что сдавать экзамены совсем не страшно и мотивировать его к дальнейшим успехам в овладении музыкальным искусством.

В связи с тем, что многие дети сейчас с неустойчивой психикой, чувствуется острая необходимость делать экзамены для первоклассников в игровой форме, а точнее в виде академических концертов - сказок. Таким образом, дети потихоньку начинают преодолевать страх перед сценой, публикой, большим количеством людей. Дети достаточно легко и безболезненно входят в достаточно жёсткий ритм сдачи академических концертов и технических зачётов, чувствуют поддержку родителей, гостей. Создаётся атмосфера не «взрослого» академического концерта - обязательного экзамена, а атмосфера праздника. На празднике дети надевают праздничные наряды, зовут послушать своё исполнение родственников, друзей, одноклассников. Участвуя в концерте - сказке дети примеряют на себя роли, кого - либо из персонажей сказки совсем забывая, что этот концерт оценивается преподавателями и первыми оценками, что безоговорочно влияет положительно. Не стоит забывать о том, что важна и обстановка концерта - сказки, вместо официальной обстановки, мы видим воздушные шары, картинки нарисованные детьми, праздничное оформление. Всё это в совокупности положительно влияет на психику детей и плавно вводит ребёнка на нелёгкий путь к познанию музыки. Как говорилось выше не стоит забывать, что в век технического прогресса дети помимо общеобразовательной школы посещают много других школ и секций. И иной раз удивляешься как ребёнок 7 - 8 лет может всё успевать и успевать хорошо. Родителей можно и нужно понимать, они хотят разностороннего развития своих детей, но не стоит забывать, что детям тяжело совмещать столько дел. Обязательно, что то, но будет страдать, будь, то музыкальная школа или танцы. Пробел, в каком - то из этих увлечений, причём чаще всего желание исходит в большинстве случаев родителей, неизбежен. И конечно хотелось бы, чтобы после обязательной общеобразовательной школы, ребёнок приходил в музыкальную школу отвести душу, а не за новым стрессом. Хотелось бы хоть немного облегчить «трудовые» будни детей. Такой метод практикуется у меня в классе, детям действительно очень нравится и от былого страха не остаётся и следа.

Список литературы:

1 Кирнарская Д.К.«Музыкальные способности», М., 2004.

2 МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Научно-методический журнал для профессиональных музыкантов - исполнителей, педагогов вузов культуры и искусства, учителей музыки детских музыкальных и общеобразовательных школ, а так же музыкальных психотерапевтов, № 6 (13) 2009 г., сентябрь-октябрь

Кирнарская Д.К. Десять причин необходимости обучаться музыке

3 Кирнарская Д.К.«Музыкальное восприятие», М., 1997

© 2010-2022