КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ: ЕЩЁ ОДИН ВЗГЛЯД НА ЦВЕТОК (5 КЛАСС, В. О. УСАЧЁВА)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИКОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ: ЕЩЁ ОДИН ВЗГЛЯД НА ЦВЕТОК (5 КЛАСС, В.О. УСАЧЁВА)

В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Еще один взгляд на цветок»



5 класс. 3 четверть. 2 урок.


Цель:

Познакомить с творчеством Генриха Густавовича Нейгауза.

Задачи:

Предметные:

Эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.

Метапредметные:

Размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. Заниматься музыкально-эстетическим самообразованием.

Личностные:

Высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид: урок - беседа.

Ход урока.


  1. Орг. начало урока.


  1. Проверка домашнего задания.


  1. Постановка целей и задач урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося советского пианиста и педагога Генриха Густавовича Нейгауза.


  1. Изучение нового материала.

а) сообщение учителя:

- Нейгауз Генрих Густавович - выдающийся советский пианист и педагог немецкого происхождения, один из бесспорных лидеров отечественного исполнительского искусства, основатель фортепианной школы, получившей мировое признание.

Родился - 31 марта (12 апреля) 1888, Кировоград (Украина)

Умер: 10 октября 1964, Москва.

Принято считать, что особенность манеры Нейгауза - в сочетании особенностей русской пианистической школы с чертами европейского и даже непосредственно «венского» виртуозного мастерства, воспринятого от Годовского: направленность на общение со слушателем, гармоничность трактовок, прозрачность звучания.

Многие годы жизни Нейгауза были связаны с Московской консерваторией:

- с 1922 года и до конца жизни он вёл здесь класс специального фортепиано;

- с 1935 по 1937 год - занимал должность заместителя, а затем и директора Московской консерватории.

Нейгауз стал одним из авторитетнейших профессоров и завоевал признание как пианист-исполнитель.

В конце 1930-х годов под его руководством в консерватории функционировала высшая школа художественного мастерства. Нейгауз не только увлеченно проводил занятия по «специальности», но и фундаментально изучал теоретические основы и психологию музыкального исполнительства. Результатом этих исследований и огромного педагогического опыта стала его книга «Об искусстве фортепианной игры» (1958). Через исполнительскую школу Генриха Густавовича прошли такие великие исполнители, как Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Яков Зак и многие другие.

б) работа с учебником (с. 82 - 83):

- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем воспоминания советского пианиста Святослава Рихтера о своем учителе.

(чтение с. 82-83)


- Скажите, каково отношение известного пианиста к своему учителю?

- Почему Нейгауз сравнивает произведение Л. Бетховена с цветком?

- Сейчас мы прослушаем «Лунную сонату» Бетховена и вы попробуете ответить, какие образы вам представляются, слушая эту мелодию?

Все сочинения Л. Бетховена связаны в той или иной степени связаны с его биографией, но ни одно из них не носит столь автобиографического характера, как «Лунная соната». «Лунную сонату» Бетховен посвятил своей возлюбленной - Джульетте Гвиччарди.

(слушание - Л. Ван Бетховен «Лунная соната»)

- Что вы представляли себе, слушая это произведение?

Как бы мы не привыкли к красивому названию «Лунная», оно не очень соответствует характеру и духу этой музыки. В первой части сонаты - исповедь - очень личное, это его состояние души. Композитор назвал эту музыку «Соната, вроде фантазии».

- Как вы думаете, почему?

(чтение с. 84)

в) сообщение учителя:

- Однажды Нейгауз решительно сказал своим ученикам: «Товарищи! Ну почему нас называют пианистами?! Ведь в наше время абсолютно все играют громко, значит, они не пианисты, а "фортисты". Пианисты сегодня - большая редкость!.. Есть великие мастера, такие как Рихтер, эти мастера совсем не пианисты, а "крещендо-диминуэндисты"! Но таких мало...»

Записи уроков Генриха Густавовича Нейгауза - часть творческого наследия этого замечательного музыканта. В них запечатлены многие черты облика вдохновенного артиста и педагога, обаятельного человека. Записи содержат ценные указания об исполнении отдельных произведений, многочисленные высказывания и даже беседы Нейгауза по самым различным, порой неожиданным вопросам. Этим они интересны как для многочисленных учеников и почитателей Нейгауза, так и для тех, кто не знал его, никогда не бывал на его уроках, - словом, для всех. Но более всего ценны записи тем, что они довольно отчетливо выявляют характерные черты педагогического метода Нейгауза и те важнейшие принципиальные цели, которые он ставил перед учениками.

Естественно, запись отдельного урока не содержит обобщения педагогического опыта Нейгауза, не показывает всей широты и своеобразия его личности, не дает цельного и всеобъемлющего анализа изучаемой пьесы. И хотя ни одна из записей сама по себе не раскрывает все тайны педагогического искусства выдающегося музыканта, каждая из них позволяет приблизиться к этим тайнам, заглянуть в класс, почувствовать ту особую атмосферу, которая всегда царила на уроках Нейгауза.

Для возможно более полного восприятия записей «уроков Нейгауза» хочется напомнить слушателю о некоторых важных профессиональных требованиях, которые предъявлял Нейгауз к исполнителю.

Требования:


  1. понимание смысла музыки и наличие ясного внутреннего музыкального (слухового) представления.

  2. понимание и чувствование музыки исполнителем должно находить свое материальное воплощение в звучании, чтобы реально звучащее соответствовало задуманному.

  3. ясность звучания музыкальной ткани, все элементы которой должны быть слышны и по-своему выразительны.

Способы воздействия Нейгауза на учеников были различными. В записях отражены некоторые особенности поведения Генриха Густавовича на уроках. Он часто подыгрывал, подпевал во время исполнения, но подобное вмешательство всегда было порождено его стремлением усилить выразительность игры студента. Дополняя недостаточное по силе и проникновенности звучание различных голосов, Нейгауз восстанавливал нарушенное равновесие и помогал каждому элементу занять подобающее место в общем ансамбле. С такой его помощью звучание музыки в целом становилось ярче, выразительнее, понятнее, доступнее для восприятия.

Хочется еще добавить, что к самой идее записи уроков Нейгауз относился с интересом и весьма благожелательно. Он не раз говорил и даже написал в своей книге, что рассказ о работе в классе над отдельными произведениями «без использования записей (без магнитофона!) неизбежно недостаточен и не может до конца раскрыть содержание урока». Поэтому он рекомендовал записывать занятия педагогов и никогда не возражал против демонстрации записей своих уроков.

Записи уроков Нейгауза разнообразны по объему и содержанию. Некоторые из них посвящены детальной и кропотливой работе над произведением, иные фиксируют одну из последних репетиций накануне выступления, и во всех них присутствует живой Нейгауз, глубина и острота его мысли, свежесть чувства, широта и разносторонность интересов, его увлеченность любимым искусством.


  1. Вокально - хоровая работа над песней.


  1. Рефлексия.

Карточки с вопросами:


  1. Что тебе понравилось на уроке?

  2. С творчеством какого пианиста мы познакомились на уроке?

  3. Какое произведение мы сегодня слушали? Кто автор?

  4. Что тебе запомнилось из творчества Нейгауза?

  5. Что тебе было интересным на уроке?


  1. Домашнее задание.

с. 82 - 87. Рисунок к произведению «Лунная соната»

*Подготовить сообщение «Творческий путь Ф.И. Шаляпина»








КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ: ЕЩЁ ОДИН ВЗГЛЯД НА ЦВЕТОК (5 КЛАСС, В.О. УСАЧЁВА)

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ: ЕЩЁ ОДИН ВЗГЛЯД НА ЦВЕТОК (5 КЛАСС, В.О. УСАЧЁВА)

© 2010-2022