Развитие творческих способностей учащихся на уроке музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки

(из опыта работы)

«Музыкальное творчество детей

- самый действенный способ их развития».

Б.В. Асафьев.

Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как вдохновить ребёнка, зажечь в нём желание самому творить свой внутренний мир? Это трудно. Прежде всего, надо научить его самому простому - находить радость в каждом мгновении прожитой жизни, видеть вокруг себя прекрасное: пение птиц, шелест опавшей листвы под ногами… Известно, что переживание чувства наслаждения прекрасным - это первое побуждение к творчеству.

Я, как учитель музыки, постоянно ищу пути развития творческих способностей Человека уже в самом начале его пути, в детстве. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. По своей удивительной способности вызвать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитании человека. Проблемой развития творческих способностей занимался Д.Б. Кабалевский, первый создатель программы «Музыка» для общеобразовательной школы.

Конечно, на уроках музыки детское творчество не искусство, в большей степени оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, учащиеся сами открывают что-то новое, ранее им неизвестное в огромном мире музыки. Детям на уроке музыки необходимо творить, переживать и учиться понимать музыку.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются различные задания творческого характера.

  1. Приемы артпедагогики

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость, для этого в своей практике применяю отдельные приемы артпедагогики (вовлечение учащихся в различные виды деятельности: рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Ребенок на уроке творит, создает что-то свое, уникальное, учится выражать себя. Заметив, что ученики, испытавшие радость такого творчества, становятся другими.

  1. Рисуем музыку

Такие задания с помощью изобразительного искусства стимулируют музыкальное воображение, эмоциональное, тембровое и ладово-слуховое восприятие.

Учащимся во время прослушивания музыкального произведения предлагается сосредоточиться и попробовать увидеть музыку. Чтобы детей ничего не отвлекало, чтобы степень их самовыражения была максимальной, я не сообщаю им названия пьесы. Дети в процессе восприятия видят различные картины. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их «дремлющие» способности.

  1. Свободное дирижирование.

С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты учителя. Предлагая детям почувствовать себя в роли дирижера, сначала дирижировать собственное пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни - штрихи, динамику, особенности метра. По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижерам-солистам вполне по силам управлять исполнением небольших пьес и песен, составляя при этом свой «исполнительский план».

На уроке учитель не может выполнять одновременно функции концертмейстера и дирижера, его может заменить наиболее удачный «дирижер» из класса. При этом не следует добиваться точного подражания дирижерской схеме, дирижирование должно быть действительно свободным и передавать в жестах эмоциональное содержание музыки.

На уроке музыки ученик может проявить себя так же в роли «композитора и музыканта», «актера и хореографа», «художника и исследователя»! Заметив на уроке новую «звездочку», чтобы поддержать успех ребенка, я стараюсь отметить его перед классом. На уроке вручаю ученику диплом в определенной номинации («Знаток Музыки», «Лучший Дирижер, Музыкант, Танцор, Певец, Драматург, Импровизатор, Художник»). Застенчивый, неуверенный в себе ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни, а творческий проявит свое воображение и фантазию в деле. Только в настоящем творческом коллективе дети учатся терпению, выдержке, взаимопониманию и уважению друг к другу, у них развивается умение и желание сделать что-то индивидуально, даже оригинально.

В старших классах подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

  1. «Перевод образа из одного художественного ряда в другой»

Данный прием на уроках музыки применяется в разных классах, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся. После прослушивания и анализа музыкального произведения предлагаю учащимся «перевести» его на язык красок или движения.

Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, сложной формой их построения. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить образный строй каждой из частей так же с помощью рисунка в цвете (абстрактно), а можно изобразить содержание данного музыкального произведения в виде пантомимы.

Пример: урок в 8 классе

Тема: Современность выразительных средств музыки.

Цель: развитие творческих способностей в процессе музыкально-сочинительской деятельности.

Фрагмент урока

Учитель: Представим ситуацию: каждый из вас композитор, вы посетили выставку картин художника И. Левитана, и вас поразила картина «Осенний день».

Учитель: Постарайтесь для себя действительно открыть в этой картине глубину чувств, проникнуться образом одиноко идущей женщины.

- Какие чувства передает картина? (Чувства одиночества, печали, тоски, пустоты в душе…)

- Почему?

Ответы учеников. Женщина одета в черном, идет одна (личная трагедия.) долго. Художник на картине написал длинную дорогу аллеи, которая уходит вдаль, в небо - серое; деревья - природа замирает в ожидании зимы - все это созвучно настроению женщины.

Задание. Постарайтесь услышать музыку в этой картине. Расскажите, какую музыку вы услышали, охарактеризуйте музыку картины.

Ученик: Средства выразительности - форма музыкального произведения - одна музыкальная часть (один момент, одно настроение);

музыкальный инструмент -фортепиано.

Музыкальный образ - одиночество.

Учитель: Тема одиночества, тоски и печали присутствовали и присутствуют в жизни многих людей. Эту тему в своих произведениях развивали многие композиторы.

Предлагаю прослушать музыкальное произведение. Звучит ноктюрн Ф. Шопена.

  1. «Логическая цепочка»

Этот опыт был предложен украинскими учеными Э. Головановым и В. Старицей, которым удалось показать, что между любыми двумя понятиями (слов) можно установить ассоциативный переход в 4-5 этапов.

Например: 8 класс. I четверть, вводный урок по теме «Что значит современность».

Задание: Составьте несколько «логических цепочек» через три - четыре промежуточные ассоциации, чтобы перейти от слова «современность» к слову «музыка».

Примеры учащихся:

Современность - жизнь, жизнь - красота, красота-музыка.

Современность - эпоха, эпоха - человек, человек - душа, душа - музыка.

Современность - молодежь, молодежь - развитие, развитие - культура, культура - искусство, искусство-музыка.

  1. «Ассоциативная сеть»

Наиболее эффективным приемом развития памяти будет прием «ассоциативная сеть». При большом количестве ассоциативных связей, обеспечивающих быстрый доступ к нужной информации, возможно мгновенное решение задачи.

Например: требуется выяснить, о музыке какого композитора пойдет речь, при условии, что школьник обладает набором следующих характеристик:

старинный - зарубежный - композитор - философ - органист - полифонист

( ответ: И. С. Бах).

Начиная уже с пятого класса, когда основные понятия, в том числе о выразительных средствах музыки, уже сформированы, предлагаю разбирать прослушанное произведение, исходя из следующего плана:

· русское произведение или зарубежное;

· классическое, романтическое или современное произведение;

· характер произведения;

· изобразительные средства;

· выразительные средства музыки.

Данный разбор предполагает не только тщательное знакомство с прослушанным материалом, но, что более существенно, формирование многоуровневой информации о наборе отличительных признаков музыкального стиля того или иного композитора. Это, в свою очередь, помогает решать ассоциативные задачи,

Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Дети учатся рассуждать, спорить, выстраивать логические цепочки, делать выводы.

Проявить себя в творческой работе можно не только на уроке, но и дома. Дети очень любят выражать свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б. Окуджавы:

Каждый пишет, как он слышит,

Каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить…

Уроки музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные на уроке, дали ростки, нужно подумать о внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, она в большей степени, чем учебная, дает опыт творчества, позволяет учащимся пробовать свои силы в разных областях.

Взаимодействие в музыкально-творческом процессе реальных и художественных представлений обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной сфер психики, формирование духовного мира учащихся. Жизненная содержательность музыкальных образов и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет огромную значимость музыкального творчества в эстетическом воспитании.

В заключение хочется вспомнить слова Б. Асафьева что, «ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».

4


© 2010-2022