Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами вокального искусства

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 сл. Внимание! Семинар.

2 сл. Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами вокального искусства

(музыка)

Учитесь у своих детей -

Мы слепы - они зрячи.

Живой родник благих вестей

Творец в их душах прячет.

Смотрите чаще им в глаза

Внимательно, с любовью -

Не набежала ли слеза,

Исторгнутая болью.

Ведите за руку, пока

Идти не могут сами,

Но не смотрите свысока,

А будьте им друзьями.

Н. А. Заболоцкий

3 сл. Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современного образования.

Перед нами встала проблема духовного возрождения личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей.

3 сл. ( музыка) 1 ВОПРОС группам: Какие задачи ставит перед собой педагогическое сообщество для развития духовно-нравственной личности? (на ответ 1-2 мин.) Группы выбирают из предложенных материалов.

____________________________________________________________

4 сл. Я, как учитель музыки, буду говорить о воспитательных возможностях музыки. Так, в современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью.

Особенно остро эта проблема стоит в подростковой и молодежной среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты.

5 сл. Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях. Понять, как сильна в подростках потребность серьёзного, без скидок и навязывания, общения с нами на "музыкальной почве".

Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания поистине незаменима. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития подростка, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед подростком в роли проводника определенных идей и идеалов.

На путях движения к нравственному идеалу подростки, юноши и девушки, переживают нравственные искания, осуществляют поиски самих себя, познание своей сущности, определение своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях, определение нравственной позиции, проявление нравственной воли. Нравственное искание постоянно ставит подростков перед нравственным выбором в большом и малом, между принципиальным и беспринципным поведением.

Важнейшим компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Поэтому современный педагог призван формировать у обучающихся навыки высоконравственного поведения.

6 сл. ВОПРОС 2 группам. Что оказывает влияние на духовно-нравственное развитие школьников? (устно)

6 сл. Педагогическая среда вокального воспитания - сложная, многогранная система, которая может оказывать целенаправленное воздействие на личность подростка, влиять на формирование творческой индивидуальности участника вокального коллектива. Необходимо создание эстетической среды вокального обучения подростков, которая предполагает наличие:

7 сл.
• благоприятной нравственно-эстетической атмосферы в коллективе;

• эстетической материальной среды, выражающейся в эстетике обстановки, качестве аппаратуры, состоянии инструментов, учителя и учащихся, эстетике одежды;
• понимания руководителем студии особой тонкости и сложности психических механизмов эстетического развития личности подростка, его эстетического сознания, потребностей и деятельности;
• эстетических акцентов работы, позволяющих воспитывать в подростках посредством музыки готовность воспринимать и оценивать окружающую среду в ее эстетических, нравственных, символических и иных характеристиках, формируя эстетические установки, общемировоззренческие ценности, образы и представления;
• благоприятного музыкально-эстетического окружения, эстетического фона, исключающего влияние низкопробного вокального исполнительства на подростков посредством воспитания у участников ансамбля психического отторжения любых проявлений безобразного, некачественного, неэстетичного в музыке;

Таким образом, создание эстетической среды в студии эстрадного исполнительства является необходимым условием вокального воспитания подростков.

8 сл. ФОТО. Много лет я занимаюсь обучением детей вокальному искусству. Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую можно увидеть не сразу, а постепенно, видя, как меняется человек, как он духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души. Очень сложно выдержать нелёгкую работу, которая заключается в напряжении волевых, эмоциональных, психофизических качеств личности. Чтобы достичь хорошего, качественного вокального исполнения, которое бы заинтересовало слушателя, вызвало бы в нём энергетический, душевный подъём, нужно пройти не одну ступень вокальной подготовки и, самое главное, развить в себе глубину чувств внутреннего мира. Только тогда может возникнуть высоко духовная связь между зрителем и исполнителем.

9 сл. Достигнуть исполнительского мастерства можно только кропотливым трудом. Первое - это дисциплина, строгое подчинение и выполнение требований педагога. Второе - это работа над постановкой голоса, формированием вокальных навыков, умением чисто интонировать, выразительно исполнять мелодию песни, сливаясь в единое гармоничное ансамблевое звучание. Чему я и уделяю особое внимание, чтобы получить качественный результат.

10 сл. Что такое эстрадный вокальный ансамбль? Это коллектив, который исполняет современные эстрадные песни в микрофоны. Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это также авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом. Эстрадное пение в наше время актуально и современно, молодёжь хочет в этом направлении себя реализовывать, развиваться, и этому способствуют большие возможности интернета. Но, оказывается, совсем непросто уметь спеть песню под «минусовку», далеко не каждый желающий способен добиться желаемого результата.

11 сл. В вокальный ансамбль приходят ученики, имеющие разную вокальную подготовку. Одни раньше занимались вокалом, другие только начали петь и до прихода в ансамбль не имели вокального опыта. Поэтому от всех участников коллектива требуется взаимное уважение, терпение, взаимопомощь. Многие раскрываются именно здесь (пример, Таня).

12 сл. В работе над постановкой голоса необходимо большое внимание уделять формированию вокальных навыков. На занятиях ведется работа над упражнениями, где решаются задачи развития звукообразования, дыхания, дикции. Чтобы научиться красиво петь, нужно понять, что качество звука зависит во многом от повторности. Отрабатывая много раз одну и ту же интонацию, я направляю внимание ребят на то, как изменяется звук, какие новые ощущения возникают при его исполнении. Здесь нужно много терпения, воли, умения сосредотачиваться на своих ощущениях. Помимо работы над пением я уделяю много времени воспитательной работе, помогаю детям заниматься пением в удовольствие и открыть для себя что-то новое, которое вскоре тебя удивит и восхитит. И когда это происходит, видишь совсем другое выражение лиц, глаз и понимаешь - вот оно духовное развитие и, значит, твой труд не был напрасным и дал бесценные плоды.

Часто ребята приходят на репетицию сильно уставшие, измученные после уроков, и им как будто не до пения. Но мы начинаем работу, и с каждой минутой я чувствую, как их души наполняются энергией, силой, эмоциональным подъёмом. В этом, наверное, и есть сила искусства.

Духовно-нравственное воспитание коллектива также определяется подбором высокохудожественного репертуара. Это самый важный, стержневой вопрос жизни творческого коллектива. Репертуар - его лицо, его визитная карточка. Ещё не слыша вокального ансамбля, но зная его репертуар, можно в определённой мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях.

Умело подобранный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь коллектива, постоянно повышает его исполнительское мастерство, музыкальную культуру и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды.

13 сл. ФОТО. Репертуар моего вокального ансамбля «Серебряные нотки» разнообразен по тематике и характеру исполнения. Ведущее место занимают патриотические песни о родине, красоте родной природы о героях и подвигах воинской славы. Мы поём песни современной эстрады, а также лучшие песенные образцы эстрады прошлых лет. В нашем репертуаре много песен современных композиторов Слонимского, Тухманова, Ермолова…. песни мелодичны, просты, они несут много добра, света, любви. Это: «Лесная песенка» (муз. С. Суэтов, сл. Е Пекки), «До чего дошел прогресс» (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина); «Школа, школа, двери распахни…» (сл. А. Слонимского), «Я рисую» и «Подари улыбку миру» (муз. и сл. А. Ермолова), «Моя единственная мама», «Песня про папу» и т. д. Песни прошлых лет совсем по-иному звучат в новой аранжировке и в исполнении девичьих голосов.

Это: «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова), «Баллада о солдатской матери» (…), «А закаты алые» (муз. и сл А.Ермолова) и ещё много других произведений, близких по духу современной молодёжи. Моя подготовка и воспитательная работа не прошла даром. Дети принимают активное участие в выборе репертуара, из большого количества песен способны выбрать произведения высоконравственного содержания.

13 сл.( музыка) ВОПРОС 3. Без чего невозможна в нашем селе полноценная работа по формированию духовно-нравственной личности? А для работы над 3 вопросом группам будет целесообразней объединиться.

14 сл. В творческой работе наш коллектив сотрудничает с различными организациями и учреждениями. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь нашей молодёжи богаче, интереснее, дает им возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Педагог должен стремиться к всестороннему развитию личности. От того, как человек понимает, чувствует, переживает прекрасное, возвышенное, во многом зависит его дальнейшее поведение в обществе. Через красоту действительности и искусства он познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми.

А результатом работы нашего семинара станет концепция программы (разработанной сегодня частично в письменной, частично в устной форме) всех социальных структур с. Аксарки по формированию духовно-нравственных ценностей у детей.



Формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности.





Осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни.







Формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели.





Утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.



Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.

Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности.



Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.



Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.

Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.



Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.



Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры.



Освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.

© 2010-2022