• Преподавателю
  • Музыка
  • Пояснительная записка и рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС 1 -4 класс Мир вокального искусства

Пояснительная записка и рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС 1 -4 класс Мир вокального искусства

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка

«Мир вокального искусства»

Пояснительная записка

Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

Для решения данной проблемы, а именно, для формирования практических умений и навыков в области хорового искусства, разработана программа кружка «Мир вокального искусства» в общем объёме 102 часа и предназначена для учащихся начальной школы 7 - 10 лет.

Программа кружка разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» (Волгоград: «Учитель», 2010) и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

Цель программы: создание условий формирования практических умений и навыков в области хорового искусства у младших школьников, формирование музыкально-эстетических интересов и потребностей детей средствами хорового искусства.

Задачи программы:

1. Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

2. Освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;

3.Выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

4. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

5. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала и состоит из четырёх разделов, которые изучаются на протяжении всего обучения в начальной школе. Она позволяет решать вопросы комплексно, соединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания. Раздел «ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА» включает в себя темы по формированию певческих умений и навыков и овладение навыками бережного отношения к своему голосовому аппарату. Содержание разделов «МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» и «ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА» направлена на становление базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, голоса, чувства метроритма; на развитие психологических способностей: памяти, внимания, мышления; на формирование положительной эмоциональной реакции ребенка на музыку. В практической части раздела «КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различной вокальной деятельностью позволяет увеличить объем сценической практики и позволяют детям лучше реализовать свой творческий потенциал.

Деятельность учащихся при изучении данных разделов носит в основном практический характер и имеет творческое направление: конкурсы, выступления, праздники, спектакли, творческие проекты. Обобщение знаний, а также определение уровня подготовки учащихся осуществляются на итоговых занятиях, которые входят в раздел «Праздники, выступления».

Программа предусматривает проведение занятий во внеурочной деятельности из расчёта 1 занятие в неделю в каждом классе. Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Программа рассчитана на 3 года обучения - младшая, старшая и концертная группы.

Младшая группа - первый год обучения - это дети 7-8 лет, старшая группа - второй год обучения - дети 9-10 лет, концертная группа - 11-12 лет.

Группа занимается 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего в году -34 занятия, 102 часа. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Таким образом, во 2 классе на изучение данного курса отводится 34 часа, 3 и 4 классах - 34 часа. Учитель вправе изменять количество часов, предусмотренных программой, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, по своему усмотрению перераспределять часы и заменять отдельные вопросы программы другими с учетом различных условий и интересов учащихся.













Содержание программы

1 год обучения 2 класс

1. Вводное занятие.(1ч.)

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

I. Вокально-хоровая работа ( 13ч.)

Подготовка певцов к работе предполагает изучение строения артикуляционного аппарата; особенностей и возможностей певческого голоса;

соблюдать гигиену певческого голоса; понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание.

II. Музыкально-теоретическая подготовка (6ч.)

Основы музыкальной грамоты.

Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмическими особенностями строения музыкальных произведений.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий.

Развитие чувства ритма.

Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.

Точное ощущение метра - залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции.

III. Теоретико-аналитическая работа (8 ч.)

Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей. Слушание музыкальных произведений проводится с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.

В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.

Показ-исполнение песни.

Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.

Народное творчество как основополагающее звено любой культуры - особая тема беседы и часть репертуарной программы.

IV. Концертно-исполнительская деятельность (6 ч.)

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительском собрании.



2 год обучения 3 класс

1.Вводное занятие (1 ч.)

Знакомство с планированием работы кружка. Инструктаж по технике безопасности во время занятий в кабинете, во время экскурсий и мероприятий.

  1. « Вокально-хоровая работа (13ч.)

Подготовка певцов предполагает соблюдение певческой установки; знание дирижерских жестов и правильное следование им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; точное повторение заданного звука. в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

II. Музыкально-теоретическая подготовка (6ч.)

Основы музыкальной грамоты.

Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмическими особенностями строения музыкальных произведений.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий.

Развитие чувства ритма.

Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.

Точное ощущение метра - залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции.

жанры вокальной музыки;

III. Теоретико-аналитическая работа (8 ч.)

IV. Концертно-исполнительская деятельность (6 ч.)

















3 год обучения 4 класс

1.Вводное занятие (1 ч.)

Знакомство с планированием работы кружка. Инструктаж по технике безопасности во время занятий в кабинете, во время экскурсий и мероприятий.

  1. « Вокально-хоровая работа (13ч.)

Подготовка певцов предполагает соблюдение певческой установки; знание дирижерских жестов и правильное следование им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; точное повторение заданного звука. в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

II. Музыкально-теоретическая подготовка (6ч.)

Основы музыкальной грамоты.

Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмическими особенностями строения музыкальных произведений.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий.

Развитие чувства ритма.

Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.

Точное ощущение метра - залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции.

жанры вокальной музыки;

III. Теоретико-аналитическая работа (8 ч.)

IV. Концертно-исполнительская деятельность (6 ч.)

Перечень проектов по программе обучения:

1. «Наша музыкальная коллекция».

2. « Музыкальный фестиваль».

3. «Музыкальный спектакль»











Планируемые результаты реализации программы

Ценностные ориентиры программы

В процессе изучения и освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;

• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий художественные ценности общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• стремящийся жить по законам красоты;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;

• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.

В результате изучения данного курса у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия

личностные:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-готовность целенаправленно использовать полученные знания в повседневной жизни;

-осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности;

Метапредметные

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, района, края и др.;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

а) регулятивные:

-способность удерживать цель деятельности до получения её результата;

-осуществлять итоговый контроль деятельности;

Б )познавательные:

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;

-проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

в) коммуникативные:

-участвовать в диалоге и строить монологические высказывания;

- умение работать в группах.

-умение использовать продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

предметные:

-формирование необходимого уровня знаний по данному курсу;























Способы и формы контроля результативности

Год обучения

Запланированные в программе предметные знания и умения

Формы контроля

1 год

2 класс

Должны знать: строение артикуляционного аппарата;

особенности и возможности певческого голоса;

гигиену певческого голоса;

понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;

понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

основы музыкальной грамоты;

познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;

уметь:

правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

петь короткие фразы на одном дыхании;

в подвижных песнях делать быстрый вдох;

петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

петь легким звуком, без напряжения;

на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;

к концу года показывать результат элементов двухголосия.

Викторина

Праздник

Конкурс

Концерт

2 год

3 класс

Должны знать:

- соблюдать певческую установку;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

уметь:

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

-к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;

- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

Конкурс

Праздник

Игра- викторина

Концерт

Защита творческих проектов

3 год

4 класс

Должны знать:

- основные типы голосов;

- жанры вокальной музыки;

- типы дыхания;

- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

- реабилитация при простудных заболеваниях;

- образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- петь несложные двухголосные каноны;

- импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;

- исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.

Конкурс

Фестиваль

Викторина

Игра-соревнование

Праздник

Концерт

Защита творческих проектов

Методические рекомендации к программе кружка

Работу по данной программе вокального пения способствует формированию системы специальных знаний и навыков:

звукообразования в различных регистрах,

артикуляции,

дыхания,

слухового внимания и самоконтроля, выразительности пения.

Формирование хоровых навыков - единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.

В результате воспитательной деятельности учащиеся получат: опыт творческой деятельности;

радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками; навыки коллективного творчества;

возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей. Кроме того, они приобретают опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей ребенка.

При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие методы изложения материала: рассказ, рассказ-объяснение, беседа.

Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков. Рекомендуется проведение ролевых, сюжетно-ролевых игр, игр-упражнений.

Для закрепления учебного материала проводятся конкурсы, фестивали, концерты, где дети осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

Учебно-методический комплекс, необходимый для реализации программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

«Мир вокального искусства» Волгоград изд. «Учитель» 2009 год

Струве Г. Пестрый колпачок, Песенка о гамме.- М., 1997.

Кульневич, С.В., Иванченко, В.Н. Дополнительное образование детей. Ростов-н\Д: изд. «Учитель» 2005 год.

1 шт.

1 шт.

1шт.

2

2.1.




Печатные пособия

Портреты известных русских, зарубежных, кубанских композиторов

1шт.


3



3.1.

3.2.


Технические средства обучения

Компьютер, компьютерные программы, диски.

Синтезатор



1 шт.

1 шт.

4

4.1.

Экранно-звуковые пособия

Интерактивная доска

1шт.

5

5.1.

Игры и игрушки

Музыкальная компьютерная игра «Щелкунчик»

1 шт.

6

6.1.

Оборудование кабинета

Парты, стулья, магнитная доска.









Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 ч.)

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Колич.

часов

Дата проведения

план

факт

1.

Вводное занятие.

1


ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

13

2.

Прослушивание голосов.

1

3.

Певческая установка. Дыхание.

2

4.

Распевание, унисон.

2

5.


Дирижерские жесты.

2

6.

Вокальная позиция.

2

7.

Звуковедение.

2

8.

Дикция.

2


МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

6

9.

Основы музыкальной грамоты

2

10.

Развитие музыкального слуха, музыкальной
памяти

2

11.

Развитие чувства ритма

2


ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

8

12.

Беседа о гигиене певческого голоса

1

13.

Народное творчество

3

14.

Беседа о творчестве композиторов-классиков

2

15.

Беседа о творчестве современных композиторов

2


КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

6

16.

Праздники, выступления

4

ф17.

Открытый урок для родителей

2


Итого:

34













Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Колич.

часов

Дата проведения

план

факт

1.

Вводное занятие.

1


ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

13

2.

Прослушивание голосов.

1

3.

Певческая установка. Дыхание.

2

4.

Распевание, унисон.

2

5.


Дирижерские жесты.

2

6.

Вокальная позиция.

2

7.

Звуковедение.

2

8.

Дикция.

2


МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

6

9.

Основы музыкальной грамоты

2

10.

Развитие музыкального слуха, музыкальной
памяти

2

11.

Развитие чувства ритма

2


ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

8

12.

Беседа о гигиене певческого голоса

1

13.

Народное творчество

3

14.

Беседа о творчестве композиторов-классиков

2

15.

Беседа о творчестве современных композиторов

2


КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

6

16.

Праздники, выступления

4

17.

Открытый урок для родителей

2


Итого:

34





Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа)

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Колич.

часов

Дата проведения

план

факт

1.

Вводное занятие.

1


ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

13

2.

Прослушивание голосов.

1

3.

Певческая установка. Дыхание.

2

4.

Распевание, унисон.

2

5.


Дирижерские жесты.

2

6.

Вокальная позиция.

2

7.

Звуковедение.

2

8.

Дикция.

2


МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

6

9.

Основы музыкальной грамоты

2

10.

Развитие музыкального слуха, музыкальной
памяти

2

11.

Развитие чувства ритма

2


ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

8

12.

Беседа о гигиене певческого голоса

1

13.

Народное творчество

3

14.

Беседа о творчестве композиторов-классиков

2

15.

Беседа о творчестве современных композиторов

2


КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

6

16.

Праздники, выступления

4

17.

Открытый урок для родителей

2


Итого:

34

























































































© 2010-2022