УРОК ПО ФГОС САДКО 5 класс

Урок по ФГОС "САДКО" разработан в 2014 году.
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цикл разработок уроков с УУД . «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Опера- былина «САДКО» Н. А. Римского- Корсакова».

«Поклон вам, гости именитые, гости заморские!»

1.Класс: 5, 2 четверть, 5-6 урок

2.Авторы и название учебной программы: « Программа по музыке» 5 класс, авторы Г. П. Сергеева, Е. Д.Критская

3.Учебная тема (раздел): раздел I «Музыка и литература»

4.Название учебного занятия: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опера- былина «САДКО» Н. А. Римского - Корсакова.

5.Эпиграф урока: «Сказка- ложь, да в ней - намек, добрым молодцам урок» А. С. Пушкин

«Жизнь прекрасна еще и потому, что можно путешествовать» Н. Пржевальский

«Иногда один день, проведенный где-то, дает больше, чем 10 лет жизни дома…»А. Франс

«Опера - не музыка плюс театр, а музыкальный театр» Б. А. Покровский

6.Цель учебного занятия: воспитание российской гражданской идентичности: уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему через освоение художественно- эстетических, духовно- нравственных ценностей отечественной культуры.

7.Задачи: - актуализация знаний о жанре оперы, как синтеза разных искусств, формирование знаний о ее возникновении, особенностях; знакомство с творческим почерком Н. Римского- Корсакова в жанре оперы на примере оперы- былины «Садко»; познакомиться с творчеством художников А. Васнецова, И. Репина, М. Врубеля.

--развитие познавательного интереса, способности к анализу музыкального языка; пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность.

--воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству; воспитывать патриотизм, уважение к прошлому своей страны; толерантность к культуре других народов мира.

Формирование УУД:

Личностные:- формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы для накопления социальных и личностных ценностей

-Формировать ценностный взгляд на мир, отношение к красоте;

-Развитие вокально- хоровых навыков;

-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, уметь выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

--волевая саморегуляция, как способность к мобилизации;

--определение хода дискуссии через постановку основных вопросов.

Познавательные:

ОбщеучебныеУУД:

--поиск и выделение необходимой информации, извлечение из нее полезного;

- давать оценку музыкальным сочинениям, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Логические УУД:

-умение учащимися производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение); уметь строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные:- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, вести дискуссию; выполнять в группе творческие задания.

8.Тип учебного занятия: комбинированный , урок- путешествие по страницам оперы с использованием ИКТ

9.Вид учебного занятия: урок- беседа (синтез искусств - литературы, музыки, живописи)

Виды деятельности, использованные на уроке:

-беседа, слушание музыки, решение проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, пересказ материала отдельными учащимися (индивидуальные задания), вокально- хоровая работа.

10.Литература: учебник по музыке, 5 класс Г. Сергеева, Е. Д. Критская.2013 г, словари ( Ожегов «Толковый словарь», муз. энциклопедия), либретто оперы «Садко», тексты песен из оперы, хрестоматия музыкального материала 5 класс, 2013 г



Ход урока

На доске эпиграфы: «Сказка- ложь, да в ней - намек, добрым молодцам урок» А. С. Пушкин

«Жизнь прекрасна еще и потому, что можно путешествовать» Н. Пржевальский

«Иногда один день, проведенный где-то, дает больше, чем 10 лет жизни дома…»А. Франс

«Опера - не музыка плюс театр, а музыкальный театр» Б. А. Покровский

Название этапа

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

УУД

1.Организционный этап

-Приветствие

-«С добрым утром, начат день! Первым делом гоним лень! На уроке - не зевать¸ а работать и искать!!!»( 1-2 тональности)

Проговаривают, а затем пропевают попевку.

*Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.

*Предлагает пожелать друг другу удачи и просит хлопнуть в ладошку соседа по парте, сказать ему комплимент.

- самоопреде

ление (Л);

внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);



2.Постановка учебной проблемы. Проблемная ситуация. Актуализация знаний











3.Этап проверки знаний, умений, навыков



































































































4.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала







5.Изучение нового материала





















6. Обсуждение и решение проблем развития оперы



































7.Совместное открытие новых знаний. Новый материал.





























































































































































































8.Этап закрепления новых знаний







9.Вокально- хоровая работа







10.Рефлексия







11.Инструктаж по выполнению домашнего задания


































Вход: вступление к песне В. Дашкевича- Юлия Кима «Приходи, сказка»

  1. Откуда к нам пришла сказка? Почему многие столетия взрослые рассказывают детям сказки, а дети с упоением их слушают?- Так ведь это же интересно!»- ответят все, не задумываясь. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»,- вспомнят пушкинские строки те, кто начитан.

Но в древние времена сказка входила еще и в магический обряд «посвящения во взрослые». Он назывался инициацией. Вместе со сказочными героями подростки отправлялись в потусторонний символический мир- мир мертвых. Учились побеждать страх, проходили через ряд испытаний. Разгадывали загадки, благополучно возвращались обратно. Итак, сказка - не только занимательно - но еще и серьезно. Но достаточно слов! Сказка зовет в дорогу…

Эта сказка будет Вам сегодня рассказана средствами музыкального языка, который опирается на серьезный, имеющий свои глубокие традиции музыкальный жанр.

Прежде, чем говорить о музыкальном театре, надо знать , что такое театр вообще. В переводе с греческого - театр- место для зрелищ. Древняя Греция подарила миру само понятие «Театр» и первых актеров. Не только жители Эллады разыгрывали театральные спектакли. В Индии, Китае, Японии были созданы интересные и разнообразные формы зрелищ. Основой спектакля становилась музыка и пантомима (передача художественного образа посредством жестов, мимики, пластики человеческого тела).

В эпоху Средневековья в Европе христианская церковь запрещала всяческие переодевания. Эпоха Возрождения театра в Европе занимает особое место. В этот период творил Уильям Шекспир. Долгое время женские роли играли мужчины. Например, в Англии только в 17 веке женщинам разрешили выходить на театральные подмостки.

В середине 17 века русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о театральных действиях. На Руси театра не было, только бродячие скоморохи, да кукольники ходили по городам и давали представления. В России театр стал развиваться при Екатерине II . По ее приказу театр был организован сначала в Ярославле, затем в Петербурге и Москве. В России очень любили ставить Мольера.

Театральный мир объединяет в себе много разных театров: оперные, драматические, музыкальные, кукольные. - А какой музыкальный жанр переводится как «труд- сочинение»?

-И этот музыкальный жанр- ОПЕРА. ОПЕРА-это слово имеет итальянское происхождение. Возник этот жанр на рубеже 16- 17 веков. Первоначально называлась «драма в музыке». Важнейшим элементом оперного произведения является пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через музыкальные интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица. Это синтетический вид искусства, объединяет в себе несколько видов искусств: вокальную, инструментальную музыку, литературу, ИЗО искусство, танец. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто - прекрасного пения, пения необыкновенной красоты.

В основе любого балетного, оперного спектакля, мюзикла, оперетты лежит либретто . В основе либретто (краткого литературного изложения) может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история (например, про Алексея Маресьева, героя Советского Союза, на фронтах Великой Отечественной войны воевал с первых дней. Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга писателя Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», написанная в 1946 году, а в 1947 году на этот легендарный сюжет С.С. Прокофьев написал одноименную оперу.)

Часто композиторы принимают участие в создании текста либретто или его доработке, отделке. В переводе с итальянского - «книжечка». Оно может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программке. Главными музыкальными характеристиками героев опер являются арии, каватины, исполняются одним певцом или певицей в сопровождении оркестра.

Ансамбль - от французского - вместе. Это группа исполнителей, вступающих вместе. Ансамблевое пение звучит очень красиво.

В опере иногда встречаются речитативы - полу-речь, полу-пение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.

Хор - важный участник происходящих событий на сцене, может быть в согласии с главными героями, а может вступать в конфликт. Зачастую хор выражает волеизъявление народа.

Дирижер и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижер, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчеркивает индивидуальность солистов- певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.

Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссер ставит спектакль; гример гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля. Художник создает для оперы декорации и костюмы. Они показывают особенность героев, подчеркивая историческую эпоху, сказочность или вымышленность персонажа.

В каждой уважающей себя стране существует самый главный театр страны. Для граждан своей страны попасть туда является честью. Они составляют антологию оперных театров мира. Знать названия лучших театров мира - это обязанность просвещенного человека.

Например, в Париже национальным театром является Гранд - опера, или Национальная академия музыки. 300 лет она является главной сценой во Франции. Театр основан в 1669 году по указу Людовика XIV.

В Лондоне Королевским оперным театром, а соответственно главным, является Ковен- Гарден, основанный в 1732 году. Актеры играют на языке оригинала.

Метрополитен- опера - это центр мировой культуры, ведущий театр США, открыт в Нью- Йорке. Спектакли играют на языке оригинала. Среди постановок - произведения русской классики. На этой сцене всемирно известные певцы и дирижеры. Высокая стоимость билетов делает театр недоступным для широкой публики. На его сцене выступали крупнейшие певцы - Э. Карузо, Ф. Шаляпин.

Большой театр в Москве. Государственный академический. Театр основан в 1776 году. Современное здание построено в 1825 году, реконструировано в 1856. Архитектор А. Кавос. На сцене ставили иностранные и первые русские оперы и балеты М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского.

Мариинский театр. Государственный академический. Открыт в 1783 году в Санкт- Петербурге как каменный Большой театр. Ведущий театр нашей страны. Мариинским он назван в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II в 1860 году. Архитектор- А. Кавос, тот же, что и в Москве.

Проведение диктанта по музыкальной терминологии темы «Опера».

Откройте , пожалуйста, страницы учебника 48- 51. Называются эти страницы «Оперная мозаика». Внимательно рассмотрите фотографии. --Какие музыкальные темы пришли Вам в голову? --Каких персонажей уже известных Вам опер Вы узнали? ---Вспомните, пожалуйста, какие литературные произведения вдохновили композиторов на создание этих опер?

Мы сейчас и проверим! Проведем блиц- опрос на знание опер, пройденных в начальной школе (на центральной доске расположены в хаотичном порядке названия музыкальных номеров, изображения персонажей) Задание: правильно разместить картинки и названия музыкальных произведений - дети у доски перемещают картинки персонажей к названиям музыкальных произведений, вспоминают о названиях литературных произведений: ( Руслан - ария «Дай , Перун, булатный меч мне по руке»; марш Черномора; Иван Сусанин и польские захватчики -«Страха не страшусь»;Снегурочка- «С подружками по ягоды ходить»; песня Вани, приемного сына Ивана Сусанина- « Как мать убили»; заключительный хор «Славься, ты Русь моя!»)

Молодцы, справились с заданием.

А теперь включаемся в работу все.

Отгадав кроссворд, вы точно узнаете, с какой сказочной былиной, написанной в жанре оперы мы сегодня познакомимся?

Кроссворд:

  1. Композитор, автор балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро»? (Чайковский)

  2. Музыкальный жанр, исполняемый на какой- либо гласный звук? (вокализ)

  3. На линейках , между ними, ноты знаем мы давно. На добавочной напишем без ошибки ноту…( до)

  4. Композитор- «Основоположник русской музыки», автор оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»? ( Глинка)

  5. Высокий женский голос, но не самый? (сопрано). С какой былиной- сказкой мы встретимся?

II.А теперь переверните страницу учебника- рассмотрите все иллюстрации на стр. 52-57. Из глубины веков дошли до нас имена легендарных гусляров- песенников Баяна, Садко. И Баяна, и Садко на картинах изображают красками неяркими, не пронзительными, а матовыми, будто дымкой времени подернутые…Особые это краски, темперой называются. Замешаны они на яйце, а не на масле. Именно такими красками иконы в старину писали. Смотришь на такие картины( на стр.54-55) и будто слышишь напевный голос былинника да звон гусельных струн.

Сразу скажу, что перед Вами на стр.52-53 репродукция картины И.Е.Репина «Садко», на стр.54- простая книжная иллюстрация, как раз нарисованная не очень яркими красками, которые похожи на темперу, а на стр.55- две картины, которые выполнены совершенно в разных стилях - это народный стиль- палех ( в таком стиле расписывали шкатулочки), и репродукция картины Михаила Врубеля «Волхова». На странице 56-57- картина Кандинского «Песнь Волжского челна» и репродукция Аполлинария Васнецова «Новгородский торг» ( к некоторым из них мы еще вернемся, о некоторых картинах расскажут Вам одноклассники в течение урока).

Я приглашаю Вас совершить музыкальное путешествие в одну из замечательных русских опер. Это опера «Садко», ее написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков, а литературной основой оперы стала русская былина о талантливом гусляре . --Что Вы знаете об этом человеке? На каком музыкальном инструменте играл Садко?

---Гусли - старинный русский народный инструмент. Гусли называют яровчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора - белый клен.

--С каким героем древнегреческих мифов его связывают и почему?



А теперь вспомним наш русский древний миф, нашу новгородскую легенду- былину о Садко. Новгородская былина занимает особое место в русском народном творчестве. Это одна из немногих былин, герой которой - человек искусства, певец- гусляр.

Своим талантом он подчиняет силы природы… Садко - мореплаватель, открыватель новых путей для родного Новгорода. Как живой встает город в опере- с шумом богатых торговых рядов, с иноземными гостями, разноликой пестрой толпой, скоморохами и обычаями древней старины. Много чудес в этой опере- былине - величественно простой и немного печальной. И неповторимо прекрасна музыка оперы. Неторопливо разворачиваются в ней события, она является жемчужиной русского искусства. Впервые зрители услышали ее со сцены частного театра Саввы Ивановича Мамонтова в Москве.

В опере принято говорить о двоемирии (музыкой народных и музыкой волшебных сцен). В былине о Садко фантастика сочетается с рассказом о реальных героях, с бытовыми жизненными коллизиями.

Садко - гусляр характеризуется прежде всего песнями. Их очень много, и они разнообразны: протяжная, задорная, хороводная, плясовая, богатырская - рассказ о подвигах.

Вы чувствуете, как схожи эти два мифа? И ведь что интересно: сколько лет прошло с момента их зарождения, а они все живут и живут. Почему же они не стареют? Почему не утратили до сих пор своей жизненной силы?

-- Потому что в них заключена мысль, которая и сегодня не потеряла своего смысла, своего значения. Что же это за мысль? Мысль о том, что искусство способно воздействовать на жизнь, влиять на нее, изменять ее, делать ее лучше, а главное - оказывать свое влияние на человека. Видите, с каких давних пор люди верили в преобразующую силу искусства!

Чем отличается быль от сказки? Немудреный вопрос. А почему былина похожа и на сказку, и на быль? На это ответить сложнее. Быль- это то, что происходило на самом деле… Но в былине она расцвечивается невиданными сказочными подробностями. Из уст в уста передавали их сказители, когда ходили по городам и весям.

Есть ли у Вас какие- нибудь доказательства из курса литературы и истории, что Садко был реальным человеком?



…Вот мы и в театре. Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций, магию звуков. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Встал за пульт дирижер. Внимание… Опера началась, но занавес еще закрыт.

Опера открывается вступлением, былинным зачином, рисующим образ моря. Этот образ проходит через все произведение. Под руководством дирижера музыканты создают фантастические и реальные образы.

--.Как называется группа музыкантов в театре?

---Картина моря - многократно и безостановочно повторяющийся краткий трехзвучный мотив ( на фоне инструментального вступления «Океан- море синее» Бусыгина Вика читает наизусть…

Видеоролик о жизни и творчестве Н. А. Римского- Корсакова( 3 мин)

окончание «Океана моря синего»…

--Море мирно катит свои воды, спокойна морская стихия. Но в спокойствии этом и сдержанная грозная сила! Рокочет океан и нет ему ни конца, ни края (указать на картину И. Айвазовского)

Но вот затихли отзвуки волн и звонко запели трубы. И все мы понимаем, что это большая земля и большой старинный город. Что это за город , а также что происходит в этом городе, расскажет Гассан Мария…















(2 действие) Светлая лунная ночь. На берег Ильмень - озера выходит Садко и, пригорюнившись, садится на камень. И, осмеянный всеми, поет печальную песню. Герой высказывает заветные думы.



Куда вышел Садко?





Здесь все спит или есть движение?

Человек вышел к реке или к морю?



К кому он обращался в своей песне?



---К какому народу он принадлежит?

А можно определить его возраст?( слушание mp3)

Все музыкальные номера будем закреплять на следующем уроке, а сегодня- первое знакомство.

-Какой инструмент сопровождал пение главного героя?

. Да, звучала арфа. Звучание профессионального очень похоже на звучание русского народного инструмента- гусель. Долетела песня Садко до глубокого дна Ильмень- озера. Начались чудеса- всколыхнулись волны синие, зашумело трость- дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, А среди них- Волхова, дочь царя морского. Изумленный гусляр восклицает: «Чудо чудное, диво - дивное»!

По просьбе Волховы заводит Садко игровую песню «Заиграйте, мои гусельки»( у Вас на столе лежат тексты- присоединяйтесь).Удалой, задорный образ героя! Эта песня доступна для исполнения. Главная мелодия многократно повторяется.

В награду за песни дарит морская царевна Садко трех рыбок - золото перо, которые принесут гусляру богатство и славу. Непреодолимая сила влечет их друг к другу. Волшебная обстановка зажигает любовь…

Откройте страницу 55. Рассмотрите картину Михаила Врубеля «Волхова» ( Воробьева Лиза)( информация найдена ребенком самостоятельно)





















Смысл 3 действия заключается в том, что вводится новый образ- Любава, « прекрасная, любящая, верная».В качестве реального вполне земного образа Любава противопоставлена и Волхове , и своему мечтателю- мужу. О новом персонаже, ее роли в сюжете расскажет нам Дадин Степан.

























--Римскому- Корсакову удалось передать в этой сцене необычный колорит музыки разных стран света: севера, востока, юга.

---Вслушайтесь в музыку и скажите, ребята, откуда приехал первый гость?

---Почему?---

---Какая картина природы этой страны изображена? Широкие поля, горы?

А как выглядит сам гость? Какое выражение лица у него? Как он одет? Кто он? Может ли об этом рассказать только короткое вступление? (звучит вступление)



---Он называет свой народ « варягами». Они воины. Страна варягов на берегу холодного моря. У них много врагов, они умеют защитить себя.

---Какими музыкальными красками Римский- Корсаков рассказывает о варягах?



--Какой голос исполняет песню?

-Теперь выходит второй гость. Откуда он? Куда приглашает он Садко?

--Почему вы так решили?



--А как вы представили себе этого гостя? Какое у него выражение лица?



Как он называет его? Что главное для него в любимом городе? ( звучит еще раз часть «песни Веденецкого гостя»)

Да, Веденец! Так на Руси во времена Садко называли город Венецию. А что Вы знаете об этом городе?





--Эта музыка тоже изображает море. Какое оно? Каким его рисует музыка?



Он сам назовет свою страну. А вы мне скажите, что же есть в этой стране, ради чего стоит там побывать? Звучит «Песня Индийского гостя» в записи!!

--Это главное?



Так в чем же для Индийского гостя состоит это счастье?

---Как Римский-Корсаков рисует музыкой это счастье, этот покой?

--Какой голос исполняет «Песню индийского гостя»?

--Как Вы думаете, а в чем счастье для Веденецкого гостя?

---А для варяжского?

--От души благодарит Садко гостей, обещает везде побывать. Прощается с Новгородцами, сходит на корабль и запевает вместе с дружиной песню мореходную, народом сложенную: « Высота, высота поднебесная, глубота, глубота, океан, море - синее…»( подпевайте , тексты лежат на партах)

«Высота, высота…»- служит как бы ответом на песни иноземных купцов. Музыка этого хора является подлинным былинным напевом о Соловье Будимировиче. Поначалу мелодия звучит одноголосно, без сопровождения, а затем подхватывается хором, ширится, растет. Приобретая торжественный гимнический характер. Она точно передает обстановку действия- сборы Садко с дружиною в путь- дорогу…

А что произошло с Садко в дальних странах и чем закончилась русская древняя былина и чем она отличается от либретто одноименной оперы, мы узнаем на следующем уроке! А сейчас ответьте на мои вопросы!

Удивительно многообразной была жизнь Римского- Корсакова- композитора- сказочника. Ученый, общественный деятель , дирижер, педагог, создавший бесплатную музыкальную школу, из которой вышли многие композиторы нашей страны. Возвышенный прекрасный мир его музыки, его чудесных солнечных опер, воспевающих радость жизни, ее всепобеждающую силу, всегда вызывает в сердцах людей самые светлые и высокие чувства. В образе Садка- гусляра прославлена смелость, любовь к Родине, к народному искусству.

А закончим мы наш урок пением 1 куплета песни В. Дашкевича на слова Юлия Кима «Приходи, сказка». Сказка закладывает в человеке нравственный фундамент, научает различать добро и зло, милосердие и жестокость, открытость и коварство. Чудо- это осуществление мечты. Разум наш охотно верит всем превращениям, самым невероятным событиям. Счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к сказке. Рядом со сказкой живут близкие ей жанры: мифы, предания, легенды, былины. В них раскрываются богатейший мир народной фантазии, осмысливается окружающий мир.

Ребята, у Вас на столах, помимо текстов из оперы «Садко», лежат по 3 рыбке: золотая , синяя и красная. Внимательно посмотрите на слайд; прочитайте критерии оценивания работы на уроке и оцените свою работу. Если Вы все поняли, запомнили, если мои сведения Вам пригодятся - положите в шкатулку одну из трех рыбок - золотую. Если на уроке было понятно не все, и мои сведения Вам пригодятся не совсем - синюю. И красную - если Вам на уроке было все непонятно.

Домашнее задание будет большим:

  1. ряд составляет литературные характеристики на главных героев былины ( по книге): Садко , Волховы, Морского царя, новгородцев, жены Садко.

2) 2 ряд подбирает литературные фрагменты из былины Садко к каждой иллюстрации, представленной на стр. 52-57.

3) 3 ряд делает доклад- сообщение об Апполинарии Васнецове. Его тематические линии в работе.

4) индивидуальное: ( Т. Андреева, М.Попова, Филиппов Дима, Ростовский Саша - найти в сети Интернет сказки, легенды своего края, в которых воплощаются образы народных музыкантов- сказителей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Откликаться на характер музыки, почувствовать настроение, сделать первые предположения о теме урока, исходя из музыкального эпиграфа.













«Мозговой штурм».3-5 минут. Учащиеся работают вместе с учителем, «подтягивая» в этой беседе знания из других общественных наук: истории, литературы.















1 группа работает с «Толковым словарем» Ожегова; 2,3,4 группы работают с музыкальной энциклопедией - все учащиеся дают характеристику жанру,

читают учебник стр. 48-49













Учащиеся записывают новые понятия : ария, каватина, ансамбль, хор (их предназначение в жанре).











Вспоминают из начальной школы профессии, участвующие в создании спектакля.







Учащиеся записывают новую информацию( кратко, емко).

















Учащиеся работают на листочках (взаимопроверка). Выставляются оценки.

У нас в классе 2 ряда - Это -2 команды. Выберите, пожалуйста, капитана команды. Они выходят к доске, на которой вразброс расположены имена персонажей и названия музыкальных произведений. Необходимо проанализировать и систематизировать.











Учащиеся отгадывают кроссворд ( на слайде презентации)

«САДКО»!!!

















Учащиеся записывают жанры живописи: репродукция картины, книжная иллюстрация. Палех. Записывают названия картин и художников, нарисовавших их (Илья Ефимович Репин «Садко»; Михаил Александрович Врубель «Волхова»; Аполлинарий Васнецов « Новгородский торг»







-На гуслях.

-С Орфеем, древнегреческим музыкантом. --Миф, рожденный в Древней Греции, рассказывает о замечательном певце и поэте, сила искусства которого была так велика и необычна, что, когда он пел и играл на любимом инструменте- кифаре, не только люди заслушивались его. Но и дикие звери забывали свой жестокий нрав и вражду к человеку, слушали его пение с покорностью и вниманием. Силой своего искусства он даже воскресил умершую свою прекрасную Эвридику…





Учащиеся принимают участие в беседе, записывают в тетради ( ведут конспект урока)





Учащиеся делают первые выводы





Записывают понятия: быль, искусство

-Никто не знает . Возможно, образ Садко и Орфея- выдуманы.









-Оркестр.



Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы,

И долго-долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн! (Пушкин)





рассказ) о событиях 1 действия: В богатых хоромах пируют новгородские купцы. Челядь обносит гостей вином, брагою и яствами. Тут же Нежата, молодой гусляр из Киева- града, скоморохи Дуда и Сопель с товарищами. Среди гостей- городские настоятели. Пиршество в разгаре, Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Гости благодарят. Входит Садко, предлагает что- нибудь спеть. Торговый люд хочет слышать только хвалебные песни, а Садко укоряет их, что они день и ночь пируют да бражничают. Он поет о своей мечте: о странствиях, о новых торговых походах, которые повсюду разнесут славу Новгорода. Возмущаются купцы. Что простой гусляр решил учить их делу, в котором они специалисты, и с позором прогоняют Садко. Пир продолжается. Скоморохи, приплясывая и играя на дудках, сопелях, дудах, бубнах, высмеивают гусляра.

Учащиеся поют вместе с учителем

В лес, чащу, темно, все в тумане. Огромные деревья, поросшие мхом. Корни деревьев вылезают на поверхность. Низкие звуки инструментов похожи на шорохи.

Похоже есть.

--Слышны спокойные волны. ---В темном лесе человеку было плохо, он затаился, а ,выйдя «на простор речной волны», запел.

--К природе, к лесу. Его песня протяжная, в ней как бы отражается простор вокруг героя. Обращается он к волне зыбучей, к «раздольицу широкому».

--Он русский.

---Он молодой, у него высокий легкий голос.

--Гусли или арфа.











Описывает картину Воробьева Лиза: Во многих картинах Врубеля угадывается образ его жены, замечательной певицы Надежды Забелы. Врубель тоже сначала влюбился в голос певицы Забелы, а едва увидев ее, тут же предложил стать его женой. Их любовь была похожа на сказку. Ее не могла победить даже трагическая болезнь Врубеля. Он любил придумывать для любимой жены необыкновенные театральные костюмы. Создал для нее струящееся платье морской царевны. А потом и запечатлел ее образ в акварели « Н. Врубель в роли Волховы» в опере «Садко» Н. А. Римского- Корсакова. Для художника его жена была всегда женщиной из сказки. Даже неправильные черты лица, удлиненные кисти рук он обращал в нечто магически привлекательное. Вскоре он ее наделил чертами царевны- лебеди из «Сказки о царе Салтане» Пушкина, нежной Маргариты- возлюбленной Фауста, героя средневековой легенды, который получил вечную молодость, отдав дьяволу за это свою бессмертную душу.



Всю ночь в тереме напрасно ждала своего мужа Любава Буслаевна; она горько сетует на судьбу. Но вот Садко возвращается. Радостно бросается к нему Любава, но он отстраняет жену: его околдовала своей красотой Волхова. Слышится колокольный звон, и вспоминает гусляр обещание царевне … Он выиграет свое счастье! Садко поднимается и уходит. У пристани на берегу Ильмень- озера корабли заморских гостей. Появляется Садко, встречаемый смехом. Он, не смущаясь, предлагает новгородским купцам биться о велик заклад, что выловит из Ильмень - озера «рыбку- золото перо». Гусляр ставит про заклад свою голову, купцы - свои лавки с товароми. Настоятели тут же ударяют по рукам, надеясь потешить себя зрелищем. Быстро подготавливают ладью, в которой поспорившие отходят от берега. Голос Волховы из глубины вод ободряет Садко. Ладья возвращается, вытаскивают сеть - и все видят в ней рыб из чистого золота. Мелкие рыбки и водоросли, застрявшие в сети, превращаются в золотые слитки, горящие на солнце. Садко немедля собирает дружину, накупает товаров, снаряжает 30 кораблей и еще 1 корабль. Заморские купцы- варяжский, индийский, веденецкий- рассказывают о своих странах, чтобы Садко мог выбрать, куда ему плыть. Прощается он со всеми и всходит на корабль…

--Он с севера.

--- Музыка холодная, мрачная, суровая.

Нет, это море. Холодное, мрачное, темное. Поднимаются волны.

--Может. Он суровый, строгий, немного злой. Походка спокойная, твердая. Одет тепло. Он в кольчуге и в железных латах. У него меч на поясе. Наверное, он воин. В музыке слышны интонации грозного морского прибоя. Оркестр звучит мрачно.



--Музыка медленная, звуки низкие, интонации грозные. Между куплетами «Песни Варяжского гостя» композитор изображает звуки моря.

--Бас.

--Этот гость из южной страны, возможно, из Италии.

--Музыка мягкая, теплая, нежная ( показывают руками покачивание) --Да, как волны. Похожа на баркаролу, на «Венецианскую ночь» М. И. Глинки.

--Он улыбается, он добрый. Музыка звучит мягко…

--Голос льется свободно. Этот гость приглашает в свой родной город.

--Веденец!



--Это город , где вместо улиц- каналы, красивые дворцы. Наш Петербург строили, как Венецию. Он стоит на воде. Там очень красиво.

Звучит вступление к «Песне Индийского гостя»( смотрим!!)

--Он из восточной страны. Его музыка похожа на Шемаханскую царицу. Он одет очень красиво- блестящие ткани, тюрбан. Идет медленно, кланяется.

Тихое, спокойное, еле колышется. Музыка покачивается, убаюкивает.

--Это Индия. Гость из Индии. Там есть сокровища.

--Нет. Он поет о птице счастья.

--В покое, сне, тишине.

Музыка тихая, похожа на колыбельную. Чуть- чуть покачивается.

--Тенор. Высокий голос.

--В красоте.

--В бою и в победе.





Учащиеся слушают плясовую - подпевают, приплясывают на своих рабочих местах, получают заряд оптимизма. Тексты лежат на партах.







Дети

отвечают на вопросы:







Учащиеся поют







оценивают деятельность и способы решения проблемы;

сравнивают результаты и анализируют причинно-следственные связи;

осмысливают свой опыт и учатся осознавать его личностное значение.







Записывают задание









Беседа. Актуализация. Показ презентации.





.



Учитель проводит устный фронтальный опрос по теме «Опера», которая была задана на дом (история возникновения жанра, его синкретичность)

















Учитель (передвигаясь по классу) просматривает тетрадь с домашним заданием по теме: «Опера», пока учащиеся пытаются сформулировать научно- музыковедческую характеристику жанра.





























Учитель поддерживает беседу с учащимися









Совершим виртуальное путешествие по музыкальным театрам мира.













Учитель проводит диктант по музыкальной терминологии по теме «Опера»

*антракт

*бельэтаж

*партер

*премьера

*аншлаг

*балкон

* правила поведения в театре

Итак, капитанский конкурс! Задание: правильно разместить картинки и названия музыкальных произведений - дети у доски перемещают картинки персонажей к названиям музыкальных произведений, вспоминают о названиях литературных произведений. Молодцы, справились с заданием почти одновременно.











Учитель зачитывает задания.











Учитель в ходе беседы открывает новые знания, пытается вывести детей на диалог. Происходит совместное открытие новых знаний. Обсуждение.



















Живая беседа





































\







Играет на фортепиано этот 3-звучный мотив

Учитель включает вступление к опере

«Океан- море синее»

Учитель включает видеоролик о безумной страсти композитора к путешествиям ( кругосветное, и не раз в качестве гардемарина морского корпуса ) и о страсти к «сказочной» музыке. И та и другая страсть отражена в опере- былине «Садко».

Совместное обсуждение



















Исполнение учителем протяжной песни Садко «Ой, ты темная дубравушка» Присоединяйтесь, уважаемый 5А класс. Тексты лежат у Вас на столах.



Учитель беседует с классом









Включить

протяжную песню Садко «Ой, ты темная дубравушка» в записи( чтобы учащиеся смогли услышать тембр голоса)









Учитель настраивает класс на прослушивание пересказа























Совместное обсуждение с учащимися



























Беседа с учащимися. Учащиеся записывают новый материал-название песен гостей( варяжского, индийского, веденецкого)





Звучит вступление к «Песне варяжского гостя» ( в исполнении учителя)





Учитель «ведет» путешествие по страницам оперы Римского- Корсакова



























Звучит вступление к «Песне Индийского гостя» (смотрим!! Учитель включает «кусок» ( 1 мин) видео







Звучит «Песня Индийского гостя» в записи!!







Слушаем задорную плясовую песню Садко

« Высота, высота поднебесная, глубота, глубота, океан, море - синее…»( MP-3)







*какие фрагменты из оперы «Садко» Римского- Корсакова созвучны изображениям на стр.54-55

*Спой главные мелодии, что роднит их, что различает?

*Найди сходство и различие в музыкальной речи каждого гостя.



Учитель играет аккомпанемент, разучивает песню В.Дашкевича







Слушает учеников. Наблюдает за эмоциональной окраской речи.







Даёт и комментирует домашнее задание











планирование учебного сотрудничества (К)

Строят речевое высказывание в устной форме (П)

-

- эмпатия (Л);

построение логической цепи рассуждений (П);











Совместное создание алгоритмов деятельности

При решении проблем творческого и поискового характера



определение основной и второстепенной информации (П);

структурирование знаний (П);

произвольное построение речевого высказывания в устной форме, (П);











развитие учебно-познавательного интереса (Л);

- волевой саморегуляции (Р);

структурирование знаний (П);

произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, (П);















структурирование знаний (П);

построение речевого высказывания в письменной форме, (П);











-произвольное построение речевого высказывания в устной форме, (П);




-построение речевого высказывания в письменной форме, (П);















Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

(Р)



Синтез как составление целого из частей ( познавательные логические УУД)















подведение под понятие (П-Л)











- эмпатия (Л);

построение логической цепи рассуждений (П);







структурирование знаний (П);

построение речевого высказывания в письменной и устной форме, (П);









Целеполагание





















структурирование знаний (П);





Установление причинно- следственных связей(ПЛ)








построение речевого высказывания в письменной и устной форме, (П);









достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);





построение логической цепи рассуждений (П);

















построение логической цепи рассуждений (П); Выдвижение гипотез, и их обоснование(П-Л)









Действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающий моральный выбор(Л)









Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска(П-О)





















построение логической цепи рассуждений (П);

Действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающий моральный выбор(Л)



























построение логической цепи рассуждений (П);





Действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающий моральный выбор(Л)





Действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающий моральный выбор(Л)















Действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающий моральный выбор (Л)





















Анализ объектов (П-Л). Синтез как составление целого из частей.













Действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающий моральный выбор (Л)

Анализ объектов (П-Л). Синтез как составление целого из частей.











адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);



© 2010-2022