- Преподавателю
- Музыка
- Методическая статья Интеграция уроков Музыки и Театральной культуры в начальной школе
Методическая статья Интеграция уроков Музыки и Театральной культуры в начальной школе
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кабыш Е.Н. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый интегрированный урок
по предметам Театральная культура и Музыка
1 класс
Педагоги: Нетесова В.В.
Кабыш Е.Н.
«Народные традиции и обычаи. Масленица»
Тема урока: МАСЛЕНИЦА - праздник проводов русской зимы
Цель урока: знакомить и развивать у детей интерес к обычаям и традициям своего народа, прививать любовь, бережное отношение и сохранение творческого наследия народа.
Задачи урока:
-
развивающая: развитие эмоционально-осознанного отношения к традициям своего народа; формирование театральных и музыкальных практических умений и навыков творческой и исполнительской деятельности (сочинение, импровизация, исполнение), а так же - творческих способностей детей.
-
образовательная: освоение характерных для данного обряда игр, песен, закличек, театрального действия; развитие у учащихся умения проводить первичное исследование, анализировать, обобщать, выделять главную мысль и синтезировать полученные знания.
-
воспитательная: приобретение опыта осознанного восприятия традиций своего народа; воспитание у учащихся творческого отношения и исполняемому действию, что тесно связано с таким аспектом личности как ценностно-культурные ориентации.
-
интегрирующая: формирование компетенции интеграции в данной сфере: структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение приращения накопленных знаний.
Тип урока: интегрированный театрализированный урок.
Средства и приемы учебной деятельности: сознательность и творческая активность учащихся; доступность излагаемого материала; прием рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы; принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на всестороннее обучение личности и индивидуальности каждого; создание положительного эмоционального фона.
Оборудование: театральная ширма, кукла Петрушка, посох с колокольчиками, шест с кругом Солнца, чучело Масленицы, блины, народные музыкальные инструменты (трещетки, ложки, бубны и т.п.), репродукция картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», компьютер, проектор, диск с иллюстрациями народных гуляний, дети и педагоги к народных костюмах (или элементы народных костюмов).
Ход урока.
Этот урок носит интегрированный характер.
За неделю до урока детям были предложены творческие задание: подобрать себе костюм, нарисовать Петрушку, его жену и тещу, сделать поделки к импровизированной ярмарке. Ребята дома вместе с родителями готовились к уроку и выполняли предложенные задания. Это способствует развитию самоорганизационного умения работать с дополнительной литературой.
Работа на уроке началась с организационного момента - дети рассаживались в творческий полукруг.
Детям было предложено окунуться в прошлое, в атмосферу праздничности и веселья этого древнерусского обряда - Масленицы. Помог в этом ярмарочный и балаганный герой того времени - Петрушка. Под дружный зов детей за ширмой появился Петрушка. Он рассказывает ребятам историю масленицы, описывает как проходили гуляния, проводит параллели с сегодняшним днем.
На уроке были охвачены все семь дней празднования Масленицы. Для каждого дня у детей было свое задание и свой сценарий проведения гуляний в этот день.
Но кроме этого, Петрушка активно вовлекал ребят в русское народное творчество - узнавал у детей, знают ли они пословицы о Масленице и какие, обращал внимание на детские поделки, на элементы народных костюмов, тем самым побуждая детей в игровой форме обменяться полученными ранее на уроках художественно - эстетического цикла знаниями, умениями и навыками. Здесь особенно проявились интегративные умения переносить приобретенные знания в нестандартные учебные ситуации.
Исполняя на уроке заклички, веснянки, народные песенки - попевки, игры «Бояре» и «Ручеек», разученные ранее на уроках музыки, дети через собственное творчество «проживали» ту или иную ситуацию не с позиции зрителя, а с позиции полноправного участника происходящего действия, что дало им возможность глубже обратиться к творческому наследию нашей культуры.
Интеграция предметов Театральная культура и Музыка на данном уроке дала возможность пройденному ранее материалу на этих уроках зазвучать по-новому. Объединение приобретенных ранее знаний, умений и навыков в единое театрализованное действие позволило проявить ребятам интегративные умения выполнять творческие задания обобщающего и межпредметного характера.
Ценным оказался опыт проведения игры «Ручеек» с вовлечением в нее не только учащихся и педагогов, но и родителей, присутвовавших на уроке.
На протяжении урока Петрушка постоянно ставил перед ребятами ряд задач (например, почему именно блин стал неотъемлемой частью празднования Масленицы; почему водили хороводы; какой смысл скрывался за масленичными играми и т.п.) , с которыми дети успешно справлялись (проведение параллелей с сегодняшним днем, обращение к ассоциативному мышлению детей, умению логически мыслить и делать правильные выводы и т.д.). Несомненно здесь нельзя не отметить учебно-коммуникативные умения детей - умения сопоставлять вопросы и ответы, сравнивать полученную информацию, делать выводы и оценивать ответы одноклассников.
Работа с видеорядом была призвана не только углубить и расширить представления детей о древнерусском обряде, но и на освоение учебно-информационных умений адаптировать информацию к условиям поставленной познавательной задачи.
На протяжении урока ребята смогли выразить себя в разных видах деятельности. Это и театральная постановка, и исполнение песен, попевок, закличек с игрой на русских народных инструментах, и участие в играх, ярмарке, общение с Петрушкой требовало проявление познаний в устном народном творчестве, работа со слайдами, и даже катание с импровизированной горки.
Урок позволил детям почувствовать, что эти обычаи и обряды учат нас доброму отношению к творческому наследию нашего народа. Без знания культуры своего народа, без сохранения его традиций невозможно будущее страны.