Методическое пособие

Методическое пособие предназначенное для педагогов по вокалу, работающих с детьми раннего возраста.В данном материале представлены приемы дыхания, описаны цели и задачи педагога, воспитывающего личность ребенка посредством песни.Также присутствует подробное объяснение из чего состоит певческий аппарат.Приведены примерные упражнения на развитие дикции. Весь этот материал предназначен для помощи педагогам в простой манере объяснить маленьким детям приемы вокальной техники, пробудить любовь к песне...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое пособие по обучению вокалу

детей раннего возраста.


Учреждение: МБОУДОД «Центр детского творчества ЗМР РТ»

Педагог дополнительного образования: Веденина Ирина Анатольевна

В наше время тенденцией новизны стало обучение вокалу детей в раннем возрасте. Известно, что заниматься академическим вокалом специалисты советуют с 16 - 17 лет. К этому возрасту завершается формирование голосового аппарата. Народным пением начинают заниматься с детьми раннего возраста, так как постановка голоса ближе к разговорной. Эстрадный вокал произошел от слияния народного и академического пения. Начинать обучение с маленькими детьми можно с простых народных или детских песен, которые они слышат в мультфильмах или в детских садах. Воспитывая певца, руководитель формирует в нем личность человека, с определенным мировоззрением, поэтому большое значение в работе с детьми нужно отводить активности самих детей, воспитанию у них инициативы, творческого отношения к делу. Тема дружбы и мира, военная и лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, народный юмор, пейзажная лирика - все это способно пробудить такие чувства, как доброта, отзывчивость, которые помогают формированию человека гуманного, способного понять и оценить душевную красоту других людей.

Человеческий голос-это инструмент, который требует максимального количества занятий. Голосовой аппарат состоит из 3-х основных частей:

Дыхательной системы, в которую входят: легкие, мышцы диафрагмы, живота, спины и верхняя часть грудной клетки.

Гортани: в ней находятся голосовые связки. Первичный звук появляется в результате взаимодействия голосовых связок и выдыхаемого воздуха.

Артикуляционного аппарата, в который входят: нижняя челюсть, губы, зубы, язык, корень языка, мягкое небо и маленький язычок.

Звукообразование или фонация ( от греч. фоне - звук) происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает от крлебания голосовых связок, а усиливается и тембрально окрашивается с помощью резонаторов.

Красивое пение - 50% правильного дыхания и 50% правильного звукоизвлечения, поэтому начинать нужно с постановки дыхания.

Диафрагма - это основной дыхательный мускул. При вдохе она может растягиваться вниз, увеличивая грудную полость в вертикальном направлении, в то время как межреберная мускулатура и грудная клетка увеличивают объем грудной полости в стороны. Но детям трудно понять, где у них находится невидимая диафрагма, поэтому я применяю наглядное пособие (воздушный шарик). Мне нужно объяснить, что вдох мы берем не в грудь а, в нижние ребра, при этом плечи не поднимаются.

Я надуваю шарик, объясняя, что такой же «шарик» мы надуем внутри - это вдох. Потом я выпускаю воздух из шарика, чуть освободив отверстие (дети слышат тихий свист, как выходит воздух). Я прошу детей представить себя воздушными шариками и взять воздух в животик, а потом медленно выпустить воздух на звуке «с» (шарик спустился). Чем дольше выдох, тем лучше. Иногда мы засекаем долготу выдоха по времени, а иногда я прошу родителей посчитать нам. Это непринципиально, все равно все дети стараются, все молодцы. Затем вместо беззвучного «с» мы извлекаем самый простой слог «ми». Объясняю только, что пропеваем его на красивой улыбке и не зажимаем зубы, иначе звук получится гнусавым. Освоив один слог, переходим к распевке «МИ - Э - А - О - У» .Здесь важно держать звук , не уронить, то есть не занизить в конце, и не завысить. Рисую самолет, и прочерчиваю его путь пунктиром. Самолет летит прямо! Мы пилоты и ведем самолет строго по курсу - поем ровно!

Основой любого пения является звук на опоре. Для этого я использую упражнение из сценического мастерства: мы бросаем мячик с посылом голоса- «да». Прошу широко открывать рот. Но как объяснить детям то, что опора должна быть в низу живота? Надо ее почувствовать. В раннем возрасте все обучение строится на ощущениях, и на подражании. Я прошу детей сесть на стульчики, положить ручки на животик, и представив, что рядом на полу кошка, прошу прогнать ее - «кыш», коротко «кыш». В это время мышцы живота сокращаются а звук идет туда, куда нужно. Затем говорим легато «кшо», «кшо», а затем звук «и», «и». Все это повторяем стоя. Пока ощущения свежие, я даю распевку «да-де-дую я». Пропеваем по полутонам от «ре» до «ля» 1-ой октавы. Затем расширяем диапозон. Эти упражнения на опору звука дают очень хорошие результаты. Дети ощущают опору, запоминают эти ощущения.

У малышей очень плохая дикция, поэтому необходимо включать в занятия упражнения, связанные с произношением шипящих согласных : ползет большая змея - «Ш-Ш-Ш», маленький уж - «С-С-С», стрекочет цикада - «Ц-Ц-Ц», заводим мотоцикл - «Р-Р-Р». Дети выполняют эти упражнения с большим удовольствием! Закрепляем произношение согласных в скороговорках: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора», «Три сороки - тараторки тараторили на горке», и др. В дальнейшем, для джазового вокала полезно в определенном ритме проговаривать слоги: бра, бре, бри, бро, бру. Бда, бде, бди, бдо, бду. Гда, где, гди, гдо, гду. Чтобы дети могли легко ориентироваться, каким голосом петь (низким или высоким) показываю контрастные регистры: малая октава - поет медведь, 2-ая октава - поет птичка. Очень полезны упражнения на пропевание октавы: 1) «Крик осла» - И-а, И-а (сверху вниз)

2) «Крик в лесу» - А-у , А-у (снизу вверх)

Очень важно подобрать репертуар, который понравился бы детям, и соответствовал их диапозону. Дети очень подвижны, поэтому с желанием воспримут песенки с танцевальными элементами, например: «Ладошки» (автор И. Шевчук), «Неунывайка» (муз. И сл. Л. Ядовина), «Апельсиновые песни» (муз. И сл. Г. Гладков) и др.


© 2010-2022