- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока по слушанию музыки: Жизнь «Образов» в сонатной форме. Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор
Конспект урока по слушанию музыки: Жизнь «Образов» в сонатной форме. Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хабирова Е.Н. |
Дата | 18.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта открытого урока по слушанию музыки
Преподаватель высшей категории Хабирова Елена Насимовна
МБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина
села Иглино, Иглинского района Республика Башкортостан
Учебный предмет: слушание музыки
Класс: второй год обучен
Автор программы Царева
Тема урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор
Место и время проведения урока:МБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина с.Иглино, Иглинского района Республика Башкортостан 23.01. 2015
Тип урока: повторения и получение новых знаний
Цели и задачи:Познакомить детей с сонатной формой, первой частью сонатного цикла. Активизировать музыкальные представления , слух и память. Развивать умение размышлять о том, как Музыка выражает настроения, чувства, характер людей .
Оснащение и оборудованиеурока: компьютер, таблицы-контрольные листы с перечнем заданий. Презентация на тему Музыка выражает настроения, чувства, характер людей
Ход урока.
Учитель : Здравствуйте дорогие ребята.Вам слово соната. На прошлом уроке мы разбирали строение Сонаты Клементи.
Вспомните,из каких частей состояла соната?
Ответы детей:
Учитель : сегодня мы более подробно познакомимся с сонатой. Сначала слово «Соната» означало «произведение для музыкального инструмента», в отличие от вокального произведения, которое называлось кантата. Позже сонатой стали называть крупные музыкальные произведения, состоящие из нескольких завершённых частей (трёх или четырёх).
Каждая из частей имеет свой характер, круг настроений.
В первой части сталкиваются разные образы, контрастные мелодии - темы, которые, словно персонажи в сказках, мирно разговаривают или ссорятся, спрашивают друг друга о чём-то.
Вторая часть медленная, часто задумчивая, печальная, сосредоточенная.
Третья бывает шутливой, игривой, живой, блестящей.
Перед вами портрет выдающегося композитора 18 века-Франц Йозеф Гайдн 1732 - 1809
Австрийский композитор, представитель венской классической школы
Франц Йозеф Гайдн 1732 - 1809
Австрийский композитор, представитель венской классической школы
Сегодня вы услышите одну из сонат Йозефа Гайдна - известного австрийского композитора. Он жил примерно в то же время, что и В. А. Моцарт, дружил с ним.
Гайдн дирижирует струнным квартетом.
Музыка Гайдна тесно связана с народным искусством Австрии. Она жизнерадостна, добродушна, остроумна, в ней много света, юмора. Соната № 7 ре мажор состоит из трёх частей.Сегодня мы послушаем первую часть и поговорим о ней подробнее.
Первая часть сонаты состоит из трёх разделов. В первом разделе композитор показывает нам основные темы - мелодии, каждая из них имеет свой характер.
Этот раздел называется экспозиция, что означает - показ. Вы, наверное, слышали выражение: «экспозиция картин на выставке», то есть показ картин. В экспозиции сонаты все основные темы (а их, как правило, четыре) предстают перед нами.
Второй раздел называется разработка. В нём темы развиваются, варьируются, разрабатываются, сталкиваясь друг с другом.
Последний, третий раздел - реприза повторяет первый (экспозицию), с некоторыми изменениями. Основные темы экспозиции называются так: главная партия, связующая, побочная и заключительная. Главная и побочная партии контрастны между собой, между ними - связующая. Заключительная партия часто перекликается по характеру с главной. Она завершает экспозицию.
Давайте послушаем сначала одну экспозицию первой части сонаты и постараемся различить характер основных тем. (Звучит экспозиция. Учитель по ходу звучания говорит детям о появлении той или иной темыПосле прослушивания - работа с карточками -соединить часть с её характеристикой.
Ученики пользуясь таблицей Ражникова определяют характер музыки: главная партия (1-8-й такты) жизнерадостная, искристая, праздничная, звонкая; связующая партия (9-16-й такты) торжественная, решительная, уверенная, напористая; побочная партия (17-21-й такты) робкая, нежная, лёгкая, лучистая; заключительная партия (22-41-й такты) энергичная, блестящая, бодрая, волевая. После этого экспозиция звучит повторно.)
Учитель. В разработке главная партия звучит совсем по-другому. Она теряет свою уверенность и блеск, звучит в более низком регистре, неуверенно, сумрачно, таинственно, прерывается вопросительными, мягкими интонациями. Потом музыка становится решительнее, настойчивее, беспокойнее, появляется заключительная партия. В конце разработки снова возвращается главная партия, неуверенная, затаённая, но с наступлением репризы словно прорывается яркий свет, который снимает все тревоги и беспокойства, главная партия звучит жизнерадостно, сверкая. За ней снова проходят все темы экспозиции, утверждается радостное, праздничное настроение.
Автор неизвестен. Девушка за фортепиано
Сонатная форма - это совершенная форма, передающая в контрастных образах нашу жизнь, мысли и переживания людей.
Когда слушаешь эту прекрасную музыку, вспоминаются строки, посвящённые русскому композитору, пианисту-виртуозу, педагогу, дирижёру Антону Григорьевичу Рубинштейну.
Игры упоительной звуки текли.
Мы в нежном восторге внимали.
Все радости неба, все горе земли
Те звуки в себе отражали.
Пленять нас и трогать им было дано:
Пред ними стихали сомненья,
И было так много обид прощено
И пролито слёз умиленья!
О, пусть нас уносит волшебной игрой
Туда, в те надзвёздные дали,
Где нет ни вражды, ни тревоги земной,
Ни зла, ни борьбы, ни печали
Это стихотворение написал великий князь Константин Константинович Романов, принадлежавший к царствующему дому, замечательный русский поэт и музыкант. Свои стихи он подписывал инициалами К. Р.
Подведение итога урока :
-сегодня на уроке мы познакомились…….
-я узнал (ла)…..
-я думаю, что сонатная форма - это…..
-если бы я был(а) композитором, то в сонатной форме я написал бы…..
Оценивание учащихся.
Приложение:
Прилагается образец карточек и контрольных листов.