Рабюочая программа 8-9 класс

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабюочая программа 8-9 классРабюочая программа 8-9 класс

Рабюочая программа 8-9 класс




Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Музыка» составлена в соответствии со следующим нормативными документами, обеспечивающие реализацию программы:

1. федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству; (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089).

2. Примерной программы по музыке для основной школы;

- программы «Музыка. 5-9 классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2006)

3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067.

1. Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ и рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (приложение 2 к решению коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015 №2/2). В 8-9 классах на изучение музыки отведено Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов, из расчета 1 учебный час в две недели на 2 года обучения.

Программа рассчитана на 18 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе,

на 17 часов , исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

- воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

В содержании и структуре учебной программы по музыке для VIII-IX классов основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

Основные методические принципы построения программы VШ-IX классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации - сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно говоря, это повторение можно сравнить с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V-IX классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие ввды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи - содержательного стержня урока музыки.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

(гос. стандарт 2004 г.)

В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • богатство музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий1..

  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Содержание программы

VIII КЛАСС (18 часов)

В программе ставится задача обобщения музыкально-слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства - фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной (академической и популярной) музыки. Понятие «музыкальный стиль»; «Стиль - это человек» (Ж.-Л. Бюффон). Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.

Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.

Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (8 ч)

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений.

Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально-образного содержания в классической и популярной музыке.

Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, праздничный, церемониальный и др.). Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).

Примерный перечень музыкального материала

Народные песни, церковные песнопения, романсы;

Песня Марфы. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Песня Галицкого. Из оперы «Князь Игорь». А. Бородин.

Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С Бах.

Всенощное бдение (фрагмент) С. Рахманинов.

Иисус Христос - суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э. Уэббер.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Колыбельная. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Ария из оркестровой сюиты № 3. И.-С. Бах.

Бразильская бахиана № 5 (фрагменты). Э. Вила Лобос

Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Уж если ты разлюбишь. Д. Кабалевский, слова У. Шекспира (Сонет № 90 в переводе С. Маршака).Ария Орфея; Баллада Харона. Из рок-оперы «Орфей и Эвридика». А. Журбин.

Музы согласно. Кант неизвестного автора XVIII в.

Славься! Хор из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.

Солнцу красному слава! Хор из оперы «Князь Игорь». А. Бородин.

Ода к радости. Из финала Симфонии № 9. Л. Бетховен, слова Ф. Шиллера.

Песни. Серенады. Баллады. Ф. Шуберт.

День ли царит. П. Чайковский, слова А. Апухтина.

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов:

Песни без слов. Ф. Мендельсон.

Вокализ. С. Рахманинов.

Концерт для голоса с оркестром (фрагменты). Р. Глиэр.

Менуэты. Г. Перселл, А. Корелли, Д. Скарлатти.

Менуэты из сюит. И.-С. Бах. Менуэты. Из фортепианных сонат. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен.

Симфония № 40 (3-я часть). В.-А. Моцарт.

Вальс-фантазия. М. Глинка.

Вальсы. Из опер и балетов. П. Чайковский. С. Прокофьев.

Вальс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина

«Метель». Г, Свиридов.

Вальсы. Ф. Шопен. И. Штраус.

Краковяк. Польский. Мазурка. Вальс. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.

Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Танец огня. Из балета «Любовь-волшебница». М. де Фалья.

Соната № 2 для фортепиано си-бемоль минор (2-я часть , траурный марш). Ф. Шопен.

Свадебный марш. Из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Ф. Мендельсон.

Марши. Из опер и балетов. М. Глинка. Н. Римский-Корсаков. П. Чайковский. Ж. Бизе.

Симфония № 5 (финал). Л. Бетховен.

Симфония № 6 (3-я часть). П. Чайковский.

Симфония № 7 («Ленинградская») (1-я часть). Д. Шостакович.

Военный марш Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Март. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». А. Шнитке.

Сонаты. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен. С. Прокофьев. А. Шнитке.

Прелюдии. И.-С. Бах. Ф. Шопен. С. Рахманинов. А. Скрябин.

Д. Кабалевский. С. Губайдулина.

Карнавал. Фортепианная сюита. Р. .Шуман.

Комедианты. Сюита для малого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Раздел 2. Музыкальный стиль - камертон эпохи (9 ч)

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание (В. Медушевский). Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания (Д. Лихачев). Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей ХУП1 - XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм; неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.

Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк-рок, этническая музыка, хэви-метал, рэц, эстрада, авторская песня). Известные композиторы и исполнители-интерпретаторы. Стилизация и . полистилистика. Полистилистика в музыке XX - XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.

Примерный перечень музыкального материала

Симфония - от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка» для V-VIII классов - по выбору учителя)

Прощальная симфония. Й. Гайдн.

Симфония № 1 («Классическая»). С. Прокофьев,

Симфония № 4. А. Шнитке.

Опера - оперетта - мюзикл - рок-опера (из программы «Музыка для V- VIII классов - по выбору учителя) Моя прекрасная леди (фрагменты). Ф. Лоу.

Белая акация (фрагменты). И. Дунаевский.

Принцесса цирка (фрагменты). И. Кальман.

«Юнона b Авось». А. Рыбников, либретто А. Вознесенского.

Метро. Я. Стоклас (русская версия текстов Ю. Рященцева и Г. Полвди).

Норд-Ост. Музыка и либретто А. Иващенко и Г. Васильева.

Собор Парижской Богоматери. Р. Коччиант, либретто Л. Пламондона (русская версия текста Ю. Кима).

Ромео и Джульетта. Ж. Пресгурвик.

Иисус Христос - суперзвезда. Призрак оперы. Кошки. Э.-Л. Уэббер.

Чикаго. Дж. Кандер.

Золушка, Р. Роджерс.

Золушка. К. Меладзе и др.

Балет (из программы «Музыка» для V- VIII классов - по выбору учителя)

Спартак (фрагменты). А. Хачатурян.

Кармен-сюита (фрагменты). Р. Щедрин.

Собор Парижской Богоматери (фрагменты). М. Жарр.

Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка» для V-VIII классов - по выбору учителя)

Прелюдии и фуги. И.-С. Бах (классические и современные интерпретации).

Соната № 14 («Лунная»). Л. Бетховен (классические и современные интерпретации).

Прелюдии. Ф. Шопен (классические и современные интерпретации).

Картинки с выставки. Фортепианная сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации).

Нет, только тот, кто знал. П. Чайковский, слова В. Гёте (классические и современные интерпретации).

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся VIII класса

Обучение музыкальному искусству в VIII классе основной школы должно обеспечит учащимся возможность:

• иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

• определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

• давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Тематическое планирование


Тема

Количество часов

Жанровое многообразие музыки

7 часов

1

Жанровое многообразие музыки.

Песня - жанр музыкального искусства.

1

2

Многообразие жанров народного песенного искусства

1

3

Духовное и светское песенное искусство.

1

4

Танец сквозь века. Его значение в жизни человека

1

5

Танцевальная музыка прошлого и настоящего.

Её развитие.

1

6

Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров

1

7

Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры.

Его значение в жизни человека

1

Музыкальный стиль - камертон эпохи

10 часов

8

Музыкальный стиль.

Взаимосвязи музыки с другими видами искусства

1

9

Барокко.

Классицизм.

1

10

Романтизм

1

11

Реализм.

Импрессионизм.

1

12

Неоклассицизм и классический авангард.

1

13

Джаз

1

14

Рок-н-ролл.

Кантри и фолк-рок, этническая музыка.

1

15

Арт-рок.

Хард-рок и хэви-метал.

1

16

Рэп. Эстрада.

1

17

Стилизация и полистилистика

1

ИТОГО:

17 часов

Содержание программы

IX КЛАСС (17 ч)

Ведущей содержательной линией программы IX класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение школьниками художественной картины мира, выявление ее духовно-содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах.

В программе основной акцент делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально-ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения. «Традиции - это связь с прошлым, новаторство - это устремление в будущее» (Д. Кабалевский).

Раздел 1. Образ Человека в мировой музыкальной культуре (8 ч)

Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско-эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.

Формы выявления в музыке Человека: персонаж, лирический герой, художественное «я» (В. Медушевский). Музыкальная форма - как процесс (Б. Асафьев.) Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно-тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода.

Драматические, лирические, характерно-бытовые и народно-эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно-симфонической, кантатно-ораториальной музыки).

Примерный перечень музыкального материла

Маленькая ночная серенада. В.-А. Моцарт.

Эгмонт. Л. Бетховен.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена. Э. Григ.

Бразильская бахиана №5.3, Вила Лобос.

Празднества. К. Дебюсси.

Вальс-фантазия Арагонская хота. М. Глинка.

Моцартиан. Ромео и Джульетта. Итальянское каприччио. П. Чайковский.

Шехеразада. Н. Римский-Корсаков.

Сюита для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Прометей. А. Скрябин.

Море. М. Чюрленис.

Фрески Софии Киевской. В.Кикта

Кармен-сюита. Р. Щедрин.

Концерты. А. Вивальди. И,-С. Бах. П. .Чайковский. С. Рахманинов. Э. Григ. С. Прокофьев. Д. Кабалевский. Высокая месса си минор. И.-С. Бах.

Реквием. В.-А. Моцарт.

Военный реквием. Б. Бриттен.

Кармина Бурана. К. Орф.

Александр Невский. С. Прокофьев.

Перезвоны. В. Гавридин.

Реквием. Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Всенощное бдение. С. Рахманинов.

Снег идет. Маленькая кантата на стихи Б. Пастернака;

Поэма памяти Сергея Есенина. Г. Свиридов.

Духовный концерт на стихи Г, Нарекаци. А. Шнитке.

Литургия оглашенных. А. Рыбников.

Раздел 2. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее (9 ч)

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно-жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов. «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное» (Р. Быков).

Восприятие - осознание - воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.

Примерный перечень музыкального материала

Колокольные звоны храмов и монастырей России.

Русь колокольная. Вариации на тему М. Мусоргского. А. Петров.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов (классические и современные интерпретации).

Симфония- от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка» для V-IX классов - по выбору учителя)

Симфония № 5 (фрагменты). Д. Шостакович.

Симфония № 4 (фрагменты). А. Шнитке.

Опера - оперетта - мюзикл - рок-опера (из программы «Музыка» для У-IX классов - по выбору учителя)

Борис Годунов (фрагменты). М. Мусоргский.

Евгений Онегин (фрагменты), П. Чайковский.

Преступление м наказание. Рок-опера по мотивам романа Ф. Достоевского (фрагменты). Э. Артемьев.

Балет (из программы «Музыка» для V-lX классов - по выбору учителя)

Анюта. Балет по мотивам повести «Анна на шее» А. Чехова (фрагменты). В. Гаврилин.

Симфонические картины, поэмы, увертюры, сюиты, концерты (фрагменты из программы «Музыка» для V-IX классов - по выбору учителя)

Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка» для V-IX классов - по выбору учителя). Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся IX класса

Обучение музыкальному искусству в IХ классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

• понимать роль музыки в жизни человека;

• понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;

• оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;

• иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

• сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;

• знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;

• ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой;

• иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;

• проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса,, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), развивать навыки проектной деятельности;

• совершенствовать умения и навыки самообразования.

Учебно-тематическое планирование по музыке

Количество часов всего: 17 ч.; в неделю 0,5 час

Плановых контрольных уроков - 3, зачетов - 0, тестов - 4

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;

- программы начального общего образования по музыке;

- программы «Музыка»» для 9 классов, авторы: Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина;

- учебного плана общеобразовательного учреждения.

Учебно - методический комплект:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 9 класс.- М.: Просвещение, 2009.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 9 класс (пособие для учителя). -

М.: Просвещение, 2009.

Фонохрестоматия к учебнику « Музыка» 9 класс.

Дополнительная литература:

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993.

Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. - Л., 1983.

Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск, 1998.

Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. - Саратов, 2007.

Затямина Т.А. Современный урок музыки. - М.: Глобус, 2007.

Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. - М.: Детская литература, 1972.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение, 2006.

Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. - М., 2001.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. - метод. Пособие. - М., 2001.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. - М., 1998.

Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. - Ярославль, 2006.

1

© 2010-2022