• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект открытого урока по музыке в 4 классе на тему «Приют спокойствия, трудов и вдохновений. В краю великих вдохновений

Конспект открытого урока по музыке в 4 классе на тему «Приют спокойствия, трудов и вдохновений. В краю великих вдохновений

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 села Иглино»

Муниципального района Иглинский район

Республики Башкортостан








Конспект открытого урока по музыке

в 4 классе на тему

«Приют спокойствия, трудов и вдохновений. В краю великих вдохновений. »


Автор УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 4 кл.

















Провела учитель музыки

Хабирова Елена Насимовна





Открытый урок по музыке в 4 классе . 1 четверть 7

Автор УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 4 кл.

Тема урока : Приют спокойствия ,трудов и вдохновений. В краю великих вдохновений.

Место проведение урока: МБОУ СОШ№1 с .Иглино

Провела учитель музыки Хабирова Елена Насимовна

Цели урока

Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся основ культуры слушания, обобщить и закрепить изученное по теме; научить через музыку видеть картины природы; расширить музыкальный кругозор. Определение «лирического образа» в поэзии и музыке. Понятие «пасторали». Выразительность и изобразительность в музыке.

Сравнение музыкальных образов.

Сопоставление стихов с образами картин.

Развивающие :

слышать интонации в музыке русских и башкирских композиторов композиторов

определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности в музыкальных произведениях;

передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении;

исполнять вокальные произведения с инструментальным сопровождением

Регулятивные УУД : Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Коммуникативные УУД : Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Ход урока :

1.Организационный момент:

Вход детей. Музыкальное приветствие :

-Здравствуйте , ребята!

-Здравствуйте учитель

2) Постановка темы урока .

Учитель: Ребята, я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале. Чтобы раскрыть тему нашего урока , давайте послушаем музыку и стихи .

Слайд 1.

Звучит «Пастораль» Георгия Свиридова ,

Учитель читает стихотворение :

Пушкин А. С. Деревня

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.

-----------------------------------------
Я твой: люблю сей тёмный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…


Как вы считаете, какова тема нашего урока?

Ответы детей.

Слайд 2

Показ темы урока «В краю великих вдохновений.»

Вот мы и попали в родовое имение А.С.Пушкина, село Михайловское. Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места. А какая там природа. Вот послушайте. «Необыкновенно хороши окрестности Михайловского, особенно сосновые леса, с маленькими прозрачными озёрами и тропинками, хорош весь этот простор богатой своей суровой роскошью северной природы. Здесь можно ходить часами пешком, пропадать верхом на лошади, заниматься чтением, творческими трудами, дружеским общением».

Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: «Деревня - вот мой кабинет», подразумевая под словом «деревня» и свой деревянный дом, и избушку няни, и всю природу вокруг.

Слайд 3

А музыку, которую мы услышали, написал русский композитор Георгий Свиридов . В этом году мы отмечаем его 100-летний юбилей.

Слайд4

Называется произведение-

Пастора́ль (фр. pastorale - пастушеский, сельский) - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

Слайд 5

Послушайте и определите, как меняется настроение в стихотворении А.С.Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

«УНЫЛАЯ ПОРА» «ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ»

Слайд 6

Учитель: Как в одной строке меняется настроение,

УНЫЛАЯ ПОРА

С каким настроением я произнесла?

Дети: тихо, печально, не радостно

Учитель: Если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали эту фразу «унылая пора»?

Серые, чёрные, коричневые.

Учитель: А почему вы будете рисовать такими красками?

Дети: Потому что вы тихо, грустно прочитали. А ещё, что на душе мрачно, тоскливо.

Учитель: А как же в музыке можно изображать это настроение? Какие нужны музыкальные средства?

Дети: Будем играть тихо(пиано), медленно, протяжно, в минорном ладу.

Слайд 7

Учитель: ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ

Ребята, а здесь какое настроение? Изменилось?

Дети: Да, изменилось, стало радостным, светлым, он восклицает.

Учитель: Правильно. Он восхищается этой красотой природы

Учитель: Если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали эту фразу?

(Из предложенных цветов выбрать и прикрепить на доске)

Жёлтыми, красными, оранжевыми, зелёными, голубыми.

Учитель: Почему вы будете рисовать такими красками?

Дети: Потому что вы прочитали с радостью, с улыбкой на лице.

Учитель: А как же в музыке будем изображать эту фразу? Какие нужны музыкальные средства?

Дети: Исполнять будем громко, быстро, в мажорном ладу.

Слайд 8 Петр Ильич Чайковский

Учитель: А сейчас послушайте новое музыкальное произведение П.И.Чайковского. Каков характер музыки?

Попробуйте дать ему своё название.

Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского.

Дети: …

Учитель: Это осень. Хотите узнать, как называется это произведение? «Осенняя песня». Какими чувствами её наполнил композитор? Какую осень увидел?

Дети: Тихую, печальную, настроение спокойное, мелодия изображается капельками дождя в верхнем регистре, ветер в низком и танец листьев в среднем.

Учитель: Сколько частей в этом музыкальном произведении?

Дети: три части.

Учитель: Эти части похожи друг на друга?

Дети: Нет. Они разные по настроению, по характеру мелодии.

Учитель: Ребята, сравним то, что вы услышали в музыке П.И.Чайковского с созданной на доске картиной «Унылая пора». Выделите сходство и различие.

Дети сравнивают, объясняют и выделяют, что общее, что различное.

Дети: Настроение печальное, композитор прощается с осенью. Слышны тихие шаги человека. Он осторожно, тихо ступает и останавливается, как бы прислушивается к осенней природе, рассматривая её, а также слушая её песню.

(По щелчку )

Динамика -громко,тихо

Темп - медленный, быстрый,умеренный.

Мелодия- напевная, веселая,

Лад - мажор, минор

Учитель: А сейчас мы немного отдохнём и представим себя в лесу и выполним упражнение «листопад »

Слайд 9 Динамическая пауза под музыку Л.в Бетховена. «К Элизе»

Учитель: Все встали и подняли руки вверх и под музыку изобразили дуновение ветра.А теперь под музыку мысленно ,взглядом ,ловим летящие листья, которые падают на ваши плечи, плечи соседа, а теперь посмотрели в небо и увидели как они там кружат.

Артикуляционные упражнения, распевка.

Учитель: Представим ,что мы попали с вами в добрый лес, где пахнет земляникой, цветами и грибами.

Упражнение на вдох, набрали воздух, пахнущий земляникой и цветами, и немного задержали , затем потихонечку выдохнули. Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

Распевка на слоги да-дэ-ди-до-ду, ма-мэ-ми-мо-му. по ступеням звукоряда.

Слайд 10 Песня «Добрый лес»

Исполнение песни «Добрый лес», работа над кантиленным звучанием, передачей образа и характера песни.

Слайд 11 Тоска по Родине

Учитель: Природа нашей Республики Башкортостан с ее живописными местами также вдохновляла наших предков на создание музыки и стихов.

Звучит мелодия на курае «Урал»,учитель читает стихотворение Салавата Юлаева

Тоска по Родине Салават Юлаев. муз. фон «Урал»,

Голубые небеса,
Реки, рощи и леса,
Всюду птичьи голоса,
Благодатный мой Урал!

Ты и родина моя,
Ты любовь и жизнь моя,
Ты печаль и песнь моя,
Благодатный мой Урал!

Я стада твои люблю,
Я луга твои люблю,
Я снега твои люблю,
Благодатный мой Урал!

Я своей любовью чист,
Как грозой умытый лист,
Как поутру птичий свист,
Благодатный мой Урал!

На чужбине сам грущу,
По твоим степям грущу
Благодатный мой Урал!

Веет ветер - грусть твоя,
На чужбину весть твоя,
Салавату песнь твоя,
Благодатный мой Урал!

Щелкнуть портрет

Эти слова принадлежат герою башкирского народа , а также певцу и поэту

Салавату Юлаеву.

Учитель : вы внимательно слушали стихи? Какое настроение слышим мы в его строках? С какой интонацией я их читала? Созвучна ли музыка и текстом стихов?

Ответы учеников.

Учитель :Красота родной природы слышится и в песне Фаины Гершовой «Отчизна».

Как вы думаете, почему такое название? Что значит «Отчизна»?

Словарная работа.

«Отче» значит отец, «Отчество» - имя отца,тогда значит «Отчизна»-это земля, где жили наши отцы.

Отечество, отчизна - родная страна.

Ученица рассказывает стихотворение «Отчизна» на башкирском языке.

Работа и исполнение песни «Отчизна» .

Слайд 13

6.При наличии времени послушать песню Валеева Масалима

«Ак Кайын» «Белая береза»

Песня была написана почти 70 лет назад, а сейчас она получила второе рождение , в исполнении эстрадной певицы Алсу.

После прослушивания песни, скажите, о чем эта песня ?

У березы нашей белой

Лист зеленый как ковер

Дети водят хороводы

И стоит она сред гор .

Люди ту березу любят

ее ветви берегут

А когда весна настанет

Все на праздник к ней идут

Как автор передал образ родного края?

Динамика -громко,тихо

Темп - медленный, быстрый,умеренный.

Мелодия- напевная, веселая,

Лад - мажор, минор

(Каждое музыкальное сочинение своеобразно, все звуки составляют «мелодию». Как вы ладите в классе друг с другом, так и звуки в мелодии ладят. Сочетание звуков называется «лад». Давайте вспомним, какие бывают лады. (Если мелодия весёлая - «мажор», грустная - «минор».)

Слайд 14

Релаксация.

Учитель : что нового для себя открыли на этом уроке? Вопросы к портретам

Каково было настроение нашего сегодняшнего урока? Лирическое, поэтическое, взволнованное, игривое, веселое, торжественное?

Домашнее задание : Написать рассказ на тему « Что вдохновляло поэтов и музыкантов на творчество».




















© 2010-2022