• Преподавателю
  • Музыка
  • Формирование вокально - хоровой музыкальной культуры школьников, как часть духовной культуры

Формирование вокально - хоровой музыкальной культуры школьников, как часть духовной культуры

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Доклад по самообразованию на тему:

"Формирование вокально - хоровой музыкальной культуры школьников, как часть духовной культуры"



педагога дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Третичной Натальи Аркадьевны







МБОУЛ «МОК-2»

Воронеж 2013г.

"Формирование вокально - хоровой музыкальной культуры школьников, как часть духовной культуры"

На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как преподаватель дополнительного образования чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся. Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль занятий вокально - хоровым исполнительством, которые с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживают его душу. Для изучения и развития этой темы использовала новую для себя методическую литературу, которая по новому помогла мне раскрыть формирование вокально - хоровой и духовной музыкальной культуры в современной жизни школьников. Это книги авторов:

  1. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95-97.

  2. Засимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в современных условиях // Педагогика. 1998. № 7

  3. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. - М. : Академия, 1972. - 169 с.

Цели, которые перед собой ставлю:

- Развивать у детей творческие способности.

- Активизировать, стимулировать, направлять процесс развитии духовности у учеников.

- Способствовать формированию у школьников умений и навыков выразительного исполнения вокальных произведений.

- Развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на занятиях вне школьной программы, аргументировать свое мнение.

- Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре своей родине и народов мира.

В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки и в чем-то были похожи на меня. Ученики для меня во многом соратники, собеседники, друзья - люди, с которыми мне бесконечно интересно. Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Музыка - это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. Поэтому я стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого я использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей. Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением вокальных произведений. Я стремлюсь на занятиях научить детей по-настоящему слышать вникать в содержание песен, выявлять духовные приоритеты, любоваться красотой мелодии, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Моя задача состоит в том, чтобы все 45 минут урока создавали ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки. Всю свою работу на занятиях строю так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз. В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса вокального обучения как занятия искусством. Для реализации всех методов музыкального обучения я на занятиях вокально - хоровым исполнительством использую различные формы обучения. Одной из таких форм является хоровое пение, которое должно звучать эмоционально, чувственно, искренне. Положительно влияют на эмоциональность исполнения условные модели характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами legato (легато), шутливая - staccato (стаккато) и т.д. Для углубления интереса и занятиям использую такие формы внеклассной работы, как многоголосие и работа с солистами. Принимаем активное участие в проведении праздников, концертов, конкурсов (различного уровня), выезжаем с концертами в различные учреждения города. А программа определяется репертуаром вокально - хоровыми коллективами и солистами. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллективов. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории. При выборе хорового репертуара я стараюсь учитывать ряд факторов. Произведение должно быть прежде всего доступным для исполнения (диапазон, вокальные возможности исполнения). Доступность предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Выбирая произведения для разучивания, руководитель вокальных коллективов и солистов, с которыми он работает, должен думать об их не только художественной, но и духовной ценности. Вокальные коллективы и солисты с которыми я работаю неоднократно становились победителями в вокальных конкурсах разного уровня, районных городских, областных. Принимали участие в международных и всероссийских конкурсах.



© 2010-2022