- Преподавателю
- Музыка
- Технологическая карта урока музыки по теме Музыкальные инструменты
Технологическая карта урока музыки по теме Музыкальные инструменты
Раздел | Музыка |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пузырева Е.В. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока музыки | |
Тема | Музыкальные инструменты. |
Дата |
|
Педагогическая цель | Знакомиться с музыкальными инструментами. |
Тип урока | Комбинированный. |
Планируемые результаты образования | Предметные: знать понятие народная музыка, уметь определять на слух звучание свирели, рожка, дудочки, гуслей. Знакомство с народной музыкой и инструментами. |
Личностные: формирование положительного отношения к учению. | |
Метапредметные: Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем. | |
Формы и методы обучения | Фронтальный, практический. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Музыкальные инструменты (свирель, рожок, дудочка, гусли) |
Образовательные ресурсы | Таблица «Музыкальные инструменты», Магнитофон, диск с песнями: «Полянка» (свирель),«Во кузнице» (рожок),«Как под яблонькой» (гусли),«Пастушья песенка» (французская народная песня). |
Сценарий урока
Этап урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма контроля
осуществляемые действия
формируемые умения
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Эмоциональный настрой на урок.
Учитель приглашает детей в класс под музыку(«Полянка», русский народный наигрыш),
Учащиеся входят в класс под музыку, они произвольно, интуитивно выполняют музыкально-ритмические движения руками - подражают игре на различных музыкальных инструментах, которые в звучании оркестра узнают, корпусом тела изображают танцевальные движения.
Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку.
Фронтальный. Наблюдение учителя.
2. Актуализация опорных знаний.
Обеспечение мотивации.
-- Сегодня впервые на нашем уроке звучит такая веселая, задорная музыка?
- Чему подражали вы своими движениями?
- Как называются такие музыкальные инструменты?
- Какому народу они принадлежат?
- Каждый музыкант играл отдельно? - Как называется музыкальный коллектив, в котором все музыканты играют одновременно, вместе?
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
- Играли на музыкальных инструментах: дудочке, балалайке, на ложках… дети называют знакомые им инструменты, выполняли танцевальные движения.
- Народные.
- Русскому народу.
- Оркестр, оркестр народных инструментов
Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли.
Фронтальный. Устные ответы
3. Постановка цели урока.
Принятие целей учебно- познавательной деятельности.
Сегодня мы будем знакомиться с народной музыкой и инструментами, научимся определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей.
Слушают объяснение учителя и формулируют учебную задачу.
Принимать и выполнять учебную задачу.
Фронтальный. Наблюдение учителя.
4. Освоение новых знаний и способов деятельности.
Работа по учебнику.
Стр. 24-25
Таблица «Музыкальные инструменты»
Презентация «Народные инструменты»
Слушание:
русская народная песня-наигрыш «Во кузнице»
французская народная песня-канон « Пастушья песня»
- Голос какого музыкального инструмента звучал выделяясь, солируя?
- Как звучал голос у этой дудочки?
- А сейчас мы откроем учебник на развороте стр. 24 и мы с вами посмотрим рисунок и поймем - куда нас пригласила в гости наша Муза?
- А из чего же сделан его музыкальный инструмент?- ответ на этот вопрос мы найдем в поэтических строках (читаем текст - стр.25).
- Какое чувство вызвали у вас эти стихи, как они прозвучали?
- Почему?
- Действительно веселиться и радоваться плакать и петь может свирель.
( зрительный ряд - слайды).
- Из чего же сделана поющая дудочка?
Обращаемся к рисунку на стр. 25 - речной тростник (рассказ учителя о времени появления первых музыкальных инструментов, о природных материалах (тростник, дерево), из которых они создавались, они имели свой неповторимый внешний вид, свой голос, свое название).
- Сейчас мы услышим голос еще одной дудочки, которую зовут - рожок.
- Какой голос у рожка?
- Песенные, танцевальные или маршевые черты вы в ней слышали? У.- Вы слышали звучание одного инструмента?
- А сейчас мы услышим не голос еще одного музыкального инструмента, а необычный музыкальный рассказ о нем.
- Чем являются в этой песне слова «ту-ру, ту-ру, ту-ру-ру»?
Слушают объяснение учителя и отвечают на вопросы:
- Дудочка.
- Ярко, звонко, задорно, игриво.
- Девушки в народных костюмах пляшут под веселые звуки дудочки, на которой играет мальчик-пастушок, - его образ мы видим в центре разворота учебника.
Чтение текста на стр. 25.
- Нежно, задумчиво, ласково, немного грустно.
- Слова - «Плачет и поет она»
Просмотр презентации.
Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова на стр. 28 Вывод после прочтения: свирель - деревянный духовой инструмент.
Слушают музыку, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы:
- упругий, яркий,
-три жанровые основы.
Разучивание главной мелодии со словами (обращение к развороту учебника на стр.24 - чтение текста песни )
Осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение.
Знакомятся с народными музыкальными инструментами (рожок, свирель, дудочка)
Умение слушать и вступать в диалог.
Групповой.
Устные ответы
Наблюдение учителя.
5. Физкульт-минутка.
Музыкальная физкультминутка
Исполнение в ансамбле с учителем 2.3 куплетов« Пастушья песня». Учитель поет со словами.
Дети встают и исполняют слова - припевки, выполняя движения, имитирующие игру на дудочке.
Осуществлять профилактику утомления.
Коллективный. Наблюдение учителя.
6. Освоение новых знаний и способов действий.
Работа по учебнику.
Стр. 25
Таблица «Музыкальные инструменты»
Слушание:
русской народной песни «Как под яблонькой»
Презентация «Народные инструменты»
Слушание:
звучат «Былинные наигрыши»
- А сейчас прозвучит музыкальное произведение и вы вместе с музыкантами будете исполнять его на воображаемом музыкальном инструменте, а я посмотрю - узнаете ли вы его голос?
- Как звучали гусли, какую мелодию они исполнили.
-Почему?
-А что вы мысленно делали со струнами, когда воображали игру на гуслях.
Значит гусли - струнно-щипковый инструмент
(зрительный ряд - слайды).
Учитель читает поэтический текст 2. на стр.25.
-Звучит ли в этих словах музыка?
- Похоже ли это повествование на мелодию, которая сейчас прозвучит? Учитель предлагает учащимся изобразить игру на музыкальном инструменте.
- Какой музыкальный инструмент мы услышали и изобразили?
Дети вначале изображают игру на балалайке, затем некоторые узнают гусли, вместе приходят к общему выводу - гусли.
Ответы на вопросы:
- Гусли звучали так же, как свирель - звонко, задорно, весело, они исполнили плясовую мелодию, но по другому.
- Звучание было похоже на голос балалайки, ведь гусли тоже - струнный инструмент.
- Перебирали, ударяли по ним, отщипывали струны.
Дети размышляют о том, что эти слова звучат как старинный напев - неторопливо, широко, распевно, протяжно, почти как песня.
Имитация перебора струн.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Умение слушать и вступать в диалог.
Фронтальный.
Устные ответы.
Самоконтроль
8. Рефлексивно-оценочный.
Обобщение и оценка.
Выставка и анализ работ.
- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.
- Что узнали нового?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
- Спасибо за работу.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Оценивают с помощью «Светофора» свою работу на уроке.
Уметь выражать свои мысли.
Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Наблюдение учителя Оценивание учащихся Самоконтроль и самооценка