Рабочая программа по музыке 3 класс

Общая характеристика учебного процесса:     Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.     Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.     Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.   «Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние на формирование как эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Книнская основная общеобразовательная школа»

Балтасинского муниципального района РТ

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей начальных классов


__________

/Р.К.Галимова /

Протокол №____ от

«___» ____________ 2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Книнская ООШ»


_________ /Г.Т.Самигуллина /


«___» ____________ 2013 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ «Книнская ООШ»


___________ /Р.В.Низамиев/


Приказ № ______ от

«___» ____________ 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса, предмета по музыке для 3-го класса

(на ступени начального общего образования, уровень - базовый)

Принят на педсовете от 28.08.2013г.

Протокол №1-2

Программа: : Примерная программа по музыке (Проект «Перспективная начальная школа») под. ред. Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой М.Изд. Академкнига /Учебник 2013

Учебник: Челышева,Т.В. Музыка[Текст]: 3 класс: Учебник/Т.В.Челышева,В.В.Кузнецова.-М.: Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г.

Количество часов: 34 (1 час в неделю)

Учительмузыки: Гарипов И.И.

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по музыке для 3 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);

  • Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);

  • Учебного плана МБОУ «Книнская ООШ» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год.

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Книнская ООШ»;

  • «Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО» МБОУ «Книнская ООШ» Балтасинского муниципального района РТ

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год;

  • Годового календарного графика МБОУ «Книнская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 3 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта, включающего: учебник, Комплекс уроков по музыке. 3 класс. 2013год.

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год;

- В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);

В основу программы положена концепция «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционными принципами доступности прочности усвоения знаний.

Обоснованность:

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий системуорганизации образовательной деятельности педагога.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательногостандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

Цели учебного предмета:

-формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов м развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Предполагаемые результаты:

Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.

Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать

свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявле-

ние ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоува-

жения, жизненного оптимизма.

Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, реф-

лексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, много-

образия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.

Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать

на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни

и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Социальное развитие растущего человека проявляется: в формировании у него целостной художественной картины

мира; в воспитании его патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности

к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями.

Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического

отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование

эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем -

в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

В ходе занятий у обучающихся формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки: разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ и др.), сочинениями для детей современных композиторов.

Общая характеристика учебного процесса:

Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.

Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние на формирование как эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.

Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется: в опоре на жизненный опыт детей; в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания; в развитии творческого мышления и воображения, музыкально-творческих способностей школьников; в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса; в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-

ценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике.

То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-

педагогической концепции Д.Б. Кабалевского - оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. соответственно наблюдается и совпадение принципов данных концепций.

Так, принцип непрерывности общего развития каждого школь-ника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа»,

воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное

и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемственность занятий по музыке в начальной и основной школе. логика тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями самого музыкального искусства. следовательно, «погружение» в искусство происходит естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.

Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции

Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:

• в реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последующего его воплощения во 2-4 классах;

• в заимствовании тематического построения программы Д.Б. Кабалевского во 2-4 классах; определении художественно-

педагогического замысла каждого класса: 2 класс - «Музыка как вид искусства», 3 класс - «Музыка - "искусство интонируемого смысла"», 4 класс - «Музыка мира»;

• в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским - автором нетради-

ционной музыкально-педагогической концепции.

Вместе с тем основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского нашли свое воплощение в стратегии развития отечественного музыкального образования, выраженной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (нового поколения), а также в рекомендованной примерной программе по музыке.

Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию массово-

го музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, направлена на выполнение требований Федерального государственного обра-

зовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.

Методы обучения:

обобщающая беседа по изученному материалу

пение;

инструментальное музицирование;

музыкально-пластическое движение;

драматизация музыкальных произведений

составление творческих проектов.

Формы организации учебного процесса:

групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

экскурсия, путешествие, выставка.

Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1), учебный предмет «Музыка» представлен в предметной области «Искусство», изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю.

Программа рассчитана на 34часов в год (1 часа в неделю).

Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям стандарта:

• патриотизм - любовь к родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка,равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

• наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое

развитие;

• природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное

сотрудничество.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения музыки являются:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее

представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных

музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:

• любознательный, активно и заинтересованно познающий

мир посредством музыкального искусства;

• владеющий основами умения учиться, способный к органи-

зации собственной учебной и музыкально-творческой деятель-

ности;

• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой

край и свою родину;

• уважающий и принимающий художественные ценности общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• стремящийся жить по законам красоты;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;

• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.

Требования к уровню подготовки учащихся


  • в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

  • в умении высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации- вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, жизненными проявлениями);

  • в узнавании некоторых музыкальных произведений, изученных в 3-м классе (не менее трёх);

  • в знании имён выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П.Чайковский, В.А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А.Бородин, С. Прокофьев);

  • в знании музыкальных инструментов;

в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы


По итогам освоения программы 3 класса обучающиеся должны

знать/понимать:

• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

уметь:

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.


Общеучебные умения и универсальные учебные действия


Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

  • Действие смыслообразования,

  • Нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные ууд

  • Умение выражать свои мысли,

  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные ууд

  • Целеполагание,

  • волевая саморегуляция,

  • коррекция,

  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания,

  • Смысловое чтение,

  • Знаково - символическое моделирование,

  • Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

  • Анализ объектов;

  • Синтез, как составление целого из частей

  • Классификация объектов.

  • Доказательство

  • Выдвижение гипотез и их обоснование

  • Построение логической цепи рассуждения







Учебно-тематический план


Содержание

Количество часов

1

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

9

2

«Интонация»

7

3

«Развитие музыки»

10

4

«Построение (формы) музыки»

8

5

Итого

34



Содержание учебных тем 3 класса (34 часа)

«Музыка - искусство интонируемого смысла»

Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».

Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались в 1-2 классах с музыкой

песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе они осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют

в ней большую роль. Часто музыка бывает пронизана песенной мелодичностью, но не предназначена для пения. Или музыка

охвачена танцевальными ритмами, но не создана для того, чтобы под нее танцевать. Маршевость, хотя и насыщена маршевы-

ми ритмами, но не обязательно предназначена для марширования. Эти свойства музыки делают ее доступной и понятной для

любого слушателя.

Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широ-

ком смысле - как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле - как мелодический оборот, наи-

меньшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия - «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песен-

ностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует

о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспри-

нимать мелодию как интонационное содержание музыки.

Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.

Если музыка - «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. - пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.

Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке.

Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении.

Например, с помощью симфонической сказки с. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.

Развитие музыки непременно требует особой ее организации,оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение(формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.

Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме - с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторовклассиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева,С. Баневича, С. Бодренкова,Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинникова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.

- «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность - значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.

Смысловое содержание тем.

Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.

Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произ-

ведениях отечественных и зарубежных композиторов. содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

- Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.

- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

- Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).

- Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности.

- «Интонация»

Темы: сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и

изобразительные интонации?

Смысловое содержание тем.

Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.

Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление

звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи

по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия - интонационно осмысленное музыкальное построение.

Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как от-

ражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация - основа музыки.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Импровизировать на заданную и свободную темы.

- Исследовать интонационно-образную природу музыкаль-ного искусства.

- Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

- Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.

- Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

- Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральныхжанров.

- Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

- «Развитие музыки»

Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

Смысловое содержание тем.

Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.

Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. развитие, заложенное в самой музыке - динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

- Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

- Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.

- Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.

- Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

- Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движе-нии) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие.

- «Построение (формы) музыки»

Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? рондо - интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.

Смысловое содержание тем.

Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.

Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музы-

кальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы

музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зави-

симость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки.

Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.

- Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.

- Перечислять простые музыкальные формы.

- Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации,

рондо и др.).

- сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.

- Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.

- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.

- Участвовать в хоровом исполнении гимна российской Федерации.


Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем музыки «Выдающиеся российские исполнители» и «Музыкальная драматургия-развитие музыки». Основные жанры татарской народной музыкальной культуры. (исторические, лирические, обрядовые, частушки, трудовые песни). Фольклор в музыке татарских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора татарского народа .

















Календарно-тематический план


урока

Тема

урока


Количество час

ов

Виды деятельности учащихся

УУД

Планируемый срок проведения

Фактический срок проведения

Примеча

-ние

Глава 1«Звуки вокруг нас» 9 часов

1

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструменталь­ное музицирование. - Музыкально-пластические движения.

-Драма­тизация музыкальных произведений.

Личностное.

Задача. Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения и пр.).

Вопросы и задания. Вспомни, как ты, выступая в роли исполнителя, часто подчеркивал те или иные элементы музыкальной речи, передавая их пластическими движениями, исполняя ладошками или на музыкальных инструментах (бубне, барабане, ложках).

Исполни на оркестровом треугольнике ритмическое сопровождение знакомой тебе песни Н. Метлова «Часы», ориентируясь при этом на ее партитуру.

Какие элементы музыкального языка «Арагонской хоты»

М. Глинки придают этой музыке яркую танцевальность?

Исполни эти элементы музыкальной речи в каждом такте мелодии с одновременным звучанием фрагмента: акцент - легкий притоп каблуками, вершины фраз - хлопок владоши.

Познавательные.

Задача. Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

Вопросы и задания. Что в звучании фрагмента «Золотые

рыбки» и в его нотной записи напоминает танцевальность?

Какую роль в этом играет отрывистость звучания, которая достигается особым приемом игры на скрипке - щипком (пиц-

цикато)?

Какой жанр характеризует музыкальный образ Царя Гороха

из балета р. Щедрина «Конек-Горбунок»?

Задача. Анализировать жанрово-стилевые особенности му-

зыкальных произведений и сравнивать их специфические осо-

бенности.

Вопросы и задания. Послушай фрагмент из балета р. Щедри-

на «Конек-Горбунок». Этот фрагмент называется «Ночь». Обрати внимание на элементы музыкального языка, динамику; длинную музыкальную фразу, отмеченную лигой; на широкое изложение мелодии четвертными, половинными и целыми длительностями; на фермату в конце фразы. слышишь, как эти элементы музыкального языка придают теме песенный характер? Напоминает ли тебе эта тема русскую народную песню?

сравни характер изложения мелодии, длительности, наличие

акцентов в теме «золотых рыбок» с фрагментом «Ночь».Пропой главную тему произведения Э. Грига «Утро» нотами, а потом с текстом. Не правда ли, ее отличает яркая мелодичность? Найди в мелодии кульминацию - момент наивысшего эмоционального напряжения.

Обратимся к вокальной музыке. Пропой главную мелодию

арии Ивана сусанина из оперы М. Глинки. Почему эта мелодия

строится на нисходящих интонациях? Почему ей не удается вырваться даже в момент кульминации? Что этим выразил композитор? Как ты думаешь, почему музыка Глинки отличается такой мелодичностью?

Задача. Узнавать и определять различные составы орке-

стров (симфонический, духовой, народных инструментов).

Вопросы и задания. Послушай фрагмент произведения Э. Грига

«Утро» в исполнении симфонического оркестра. Какие инструменты ведут главную тему? Почему в момент кульминации играют скрипки - самые певучие инструменты симфонического оркестра?

Коммуникативные.

Задача. Создавать музыкальные образы в разных видах кол-лективной исполнительской деятельности.

Вопросы и задания. Участвуй вместе с одноклассниками в ис-

полнении фрагмента из увертюры к опере Ж. Бизе «Кармен». Ис-

полняй его с помощью дирижерского жеста, подчеркивая маршевость, танцевальность и песенность движениями рук разного характера.

2.09

2

Открываем для себя новые качества музыки.

1

9.09



3

Мелодичность - значит песенность?

1

16.09

4

Танцевальность бывает не только в танцах.

1

23.09

5

Где слышится маршевость?

1

30.09

6

Что значит танцевальность, песенность, маршевость?

1

7.10

7

Встречи с песенно-танцевальной музыкой.

1

14.10

8

Встречи с песенно-маршевой музыкой.

1

21.10

9

Обобщение темы четверти «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость».

1

28.10

Глава 2 «Интонация» 7 часов

10

«Интонация»

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструменталь­ное музицирование. - Музыкально-пластические движения.

-Драма­тизация музыкальных произведений.

Личностные:

Задача. Анализировать и соотносить выразительные и изо-

бразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и

взаимодействии.

Вопросы и задания. Какой увидел с. Прокофьев героиню сво-

его произведения «Болтунья» - девочку лиду?

Слышишь, как лида повторяет одну и ту же фразу в медленном

темпе. Какими длительностями изложена эта мелодия? лида,

вероятно, пытается нас убедить, что она вовсе не болтушка.

Что происходит потом? Как преобразуется мелодия? Ты слы-

шишь, что мелодия изложена мелкими длительностями и зву-

чит в быстром темпе? Такой прием произнесения текста как

в разговорной, так и в музыкальной речи называется скорого-

воркой. В песне Прокофьева «Болтунья» характер лиды раскры-

вается с помощью чередования скороговорки с размеренно-

убедительными фразами.

Задача. Импровизировать на заданную и свободную тему.

Вопросы и задания. По заданным интонационным музыкаль-

ным зернышкам и стихам сочини продолжение мелодии, чтобы

получились законченные песенки. Дай характеристику жанров,

в которых сделаны твои импровизации.

Познавательные:

Задача. Сравнивать музыкальные и речевые интонации,

определять их сходство и различия.

Вопросы и задания. Спой нотами, а потом с текстом песню

А. Аренского«Расскажи,мотылек».

Как ты думаешь, почему форте появляется на слове «трогай»?

А слог «тро-» даже выделен акцентом?

Выучи всю песню и спой ее вместе с другом, получится му-

зыкальный диалог.

А теперь подумай и скажи, почему композитор Д. Кабалев-

ский утверждал, что интонация роднит разговорную и музыкаль-

ную речь?

Задача. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Вопросы и задания. Послушай прелюдию французского ком-

позитора К. Дебюсси.

Обрати внимание на элементы музыкальной речи, которые по-

могают осознать интонационный смысл музыки. Как ты думаешь,

почему композитор назвал свое произведение «шаги на снегу»?

Какие элементы музыкального языка помогают ощутить шаги?

(повторяющиеся звуки и ритмический рисунок сопровождения,

особенности мелодии - паузы, длительности, штрихи).

Задача. Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.

Вопросы и задания. Определи характер и настроение форте-

пьянной пьесы В. Косенко «Дождик». Что она выражает? Что изображает? Можно ли сказать, что в мелодии два зерна-интонации: капли дождя - стаккато и потоки воды - легато?

Задача. Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную

запись.

Вопросы и задания. Познакомься с Муравьем из музыкальной

сказки «стрекоза и Муравей» по басне И. Крылова.

Что в «Песне муравья» говорит о его трудолюбии и упорстве?

разучи песню, ориентируясь на нотную запись. Обрати внима-

ние на движение мелодии, повторение одних и тех же звуков,

скачок на «си» в конце второй фразы.

спой «Щедровку» сольфеджио, а потом с текстом. Почему

мелодия песни выстроена всего на пяти звуках? Выдели с нот-

ной записи зерно-интонацию. Видишь, оно изложено поступен-

но и представляет собой нижнюю часть звукоряда

Коммуникативные:

Задача. Исполнять, инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

Вопросы и задания. Изучи либретто музыкальной сказки

«стрекоза и муравей» по басне И. Крылова. расскажи о главных

героях, их музыкальных характеристиках.Разучи песни участников действия. Участвуй в коллективной постановке музыкальной сказки. Готовь совместно с одноклассниками необходимые костюмы и декорации. После генеральной репетиции назначьте день премьеры. Пригласите

гостей-зрителей (родителей, школьников из других классов,

воспитанников детского сада и т. д.).

11.11

11

Сравниваем разговорную и музыкальную речь.

1

18.11

12

Зерно-интонация в музыке.

1

25.11

13

Выразительные интонации.

1

2.12

14

Изобразительные интонации.

1

9.12

15

Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

1

16.12

16

Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

1

23.12

Глава 3 «Развитие музыки» - 10 часов

17

«Развитие музыки»

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструменталь­ное музицирование. - Музыкально-пластические движения.

-Драма­тизация музыкальных произведений

Личностные:

Задача. Проявлять интерес к процессу и результатам му-

зыкального развития на основе сходства и различия интонаций,

тем, образов.

Вопросы и задания. Дай характеристику участников диалога в пьесе Ф. Шуберта «Аллегретто».

Как проходит диалог? Обрати внимание, что сначала звучат

поочередно минорный и мажорный варианты основной темы.

А затем «разговор» становится более напряженным: минорные

и мажорные интонации зазвучали с небольшим смещением - каноном.

Чем заканчивается «разговор»?

Задача. Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом

движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие.

Вопросы и задания. Охарактеризуй музыкальный образ, кото-

рый создал Э. Григ в музыкальном фрагменте «В пещере горно-

го короля» из сюиты «Пер Гюнт».

Продирижируй, ориентируясь на нотную запись. Передай

движением рук стаккато, изменения в динамике и темпе. О чем говорят эти изменения?

Познавательные:

Задача. Распознавать и оценивать выразительность музы-

кальной речи, ее смысл.

Вопросы и задания. Послушай песню «Береза». Пропой фраг-

мент мелодии сначала сольфеджио, а потом с текстом.

Какие средства музыкальной выразительности рисуют заво-

роженную волшебную картину зимы? Проследи за развитием

музыки в первом и во втором куплетах. Влияет ли на развитие

образа замедление мелодии - ритенуто?

Задача. Сравнивать процесс и результат музыкального раз-

вития в произведениях разных форм и жанров.

Вопросы и задания. Каким показали нам Мишку авторы песни

«Мишка»? Всегда ли он одинаковый?

Как стихи связаны с музыкой? На каких словах слышится сме-

на средств музыкальной выразительности - темпа (быстро, замедляя, в прежнем темпе), динамики (крещендо, диминуэндо), длительностей (триоль в сопровождении).

разучи песню по фразам, а потом исполни ее целиком.

Задача. Распознавать и объяснять разные виды развития

музыкальных произведений.

Вопросы и задания. Расскажи, что такое исполнительское развитие. Объясни смысл развития, заложенного в самой музыке. Приведи конкретные примеры ладового, динамического, тембрового и фактурного развития музыки.

Коммунмкативные:

Задача. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Вопросы и задания. Проследи за развитием образов в музы-

кальной сказке «Петя и Волк». Исполни дирижерским жестом

изменения в звучании музыкальных тем: «Кошка быстро полезлана дерево», «Утка бросилась вон из лужи», «Птичка и кошка на дереве, волк ходит вокруг» и т. д

13.01

18

Почему развивается музыка?

1

20.01

19

Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?

1

27.01

20

Что такое исполнительское развитие?

1

3.02

21

Виды развития музыки: повтор и контраст.

1

10.02

22

Развитие, заложенное в самой музыке.

1

17.02

23

Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

1

24.02

24

Тембровое развитие в музыкальной сказке «Петя и волк».

1

3.03

25

Музыкальные инструменты в музыкальной сказке «Петя и волк».

1

10.03

26

Обобщение темы четверти «Интонация».

1

17.03

Глава 4 «Построение (формы) музыки» 8 часов

27

«Построение (формы) музыки»

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструменталь­ное музицирование. - Музыкально-пластические движения.

-Драма­тизация музыкальных произведений

Личностные:

Задача. Выражать собственные чувства и эмоции как отклик

на услышанное музыкальное произведение.

Вопросы и задания. Исполни первый куплет «Песни сольвейг»

Э. Грига. старайся передать характер светлой печали.

Осталось ли это настроение во второй части? Чем можно

объяснить смену лада: первая часть звучит в миноре, вторая -

в мажоре? Почему вторая часть исполняется без слов?

Познавательные:

Задача. Перечислять простые музыкальные формы.

Вопросы и задания. Назови простые музыкальные формы,

опираясь на знакомые примеры.

Перечисли отличительные черты данных музыкальных форм.

Исполни знакомые песни как примеры одночастной, двухчаст-

ной, простой трехчастной формы, формы рондо и вариаций.

Задача. Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).

Вопросы и задания. Послушай песню «Зачем нам выстроили

дом?» В чем заключается главная мысль песни?

Музыкальная тема многократно повторяется и называется рефрен. В промежутках звучат эпизоды, они разные. разберись в их музыкальном языке.

Музыка развивается как бы по кругу. Такая музыкальная фор-

ма называется «рондо».

Задача. Исследовать и определять форму (построения) музыкального произведения.

Вопросы и задания. Послушай «Арию сусанина» в исполне-

нии солиста и оркестра.

Как меняется характер музыки? Не правда ли, она сначала звучит сурово, скорбно и мужественно. Далее появляется настроение

тревоги и волнения. Но на этом композитор не останавливается.

Как ты думаешь, почему композитор не закончил «Арию

сусанина» этой частью? Почему он повторил первую часть? Мо-

жет быть, М. Глинка хотел донести до нас мысль о том, что главное - не волнение и тревога, а мужество простого костромско-

го крестьянина?

Задача. Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.

Вопросы и задания. Проведи сравнение музыкальных про-

изведений, написанных в разных формах (на конкретных при-

мерах).

Найди между ними сходство и различие. Объясни смысловое

содержание каждого произведения в соответствии с музыкаль-

ной формой, в которой оно написано.

Задача. Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.

Вопросы и задания. Пропой тему вариаций Моцарта сначала

сольфеджио. Ты узнал в ней знакомую «Пастушью песню»? спой

ее с текстом. Теперь слушай вариации целиком. Проследи за

развитием в них мелодии. Подбери для каждой вариации соот-

ветствующие характеристики.

Послушай песню «скрипка» и определи, сколько в ней частей.

Определи по нотной записи, какая припевка из первой части,

а какая из второй. Пропой сольфеджио, а потом на слоги пер-

вый такт каждой припевки.

Коммуникативные:

Задача. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.

Вопросы и задания. Можно ли сказать, что в песне «Телега» от

начала до конца сохраняется шуточный характер?

разучи ее и пой вместе с одноклассниками, друзьями, не меняя шуточного характера.

С равни ее с «Пастушьей песней», можно ли сказать, что обе

эти песни написаны в одночастной форме?

Составь исполнительский план каждой из них и предложи его для

коллективного обсуждения и дальнейшего хорового исполнения.

7.04

28

Почему музыкальные произведения бывают одночастными?

1

14.04

29

Когда музыкальные произведения имеют две или три части?

1

21.04

30

Рондо - интересная музыкальная форма.

1

28.04

31

Как строятся вариации?

1

5.05

32

О важнейших средствах построения музыки.

1

12.05

33

Куплетная музыкальная форма.

1

19.05

34

Обобщение тем четверти и года «Музыка - искусство интонируемого смысла».

1

19.05

Всего: 34 часа







Литература.

1.Челышева,Т.В. Музыка[Текст]: 3 класс: Учебник/Т.В.Челышева,В.В.Кузнецова.-М.: Издательство «Академкнига/Учебник»,2013г.

Приложения №1

Примерная итоговая контрольная работа по музыке за курс класса

1. Приведи в соответствие (соедини стрелками):

Какие средства в своей работе использует:

1) Поэт а) краски

2) Художник б) звуки

3) Композитор в) слова

2. Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:

а) светлыми

б) нежными

в) сумрачными

3. Найди лишнее:

Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях - это…

а) «О маме»

б) «Богатырская симфония»

в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

4. Найди лишнее:(подчеркни)

Духовые народные инструменты - это…

а) Волынка

б) Рожок

в) Дудка

г) Скрипка

5. Назовите композитора песни «Болтунья»:

а) Д.Б. Кабалевский

б) С.Прокофьев

6. Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную и маршевую музыку?

а) Золотые рыбки из балета «Конек Горбунок» 1) марш

б) Колыбельная мамы Козы из оперы «Волк и семеро козлят» 2) танец

в) Семеро козлят из оперы «Волк и семеро козлят» 3) песня


© 2010-2022