Исследовательский проект История одной песни

Песня - самый популярный вид музыкального искусства. Она звучит повсюду. Песня - выразитель высоких чувств, она рассказывает о замечательных людях, о великих подвигах. Каждая песня имеет ещё и собственную историю. История советской эстрады и джаза неразрывно связана с творчеством Леонида Осиповича Утесова.  Вероятно, кроме таланта певца, надо обладать еще чем-то, какой-то колдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием - , чтобы десятилетиями приковывать к себе внимание. Сила Утесова ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Вступление. Песни военных лет

Песня - самый популярный вид музыкального искусства. Она звучит повсюду. С песней покоряют горы и небо, недра земли и глубины морей.

Песня - выразитель высоких чувств, она рассказывает о замечательных людях, о великих подвигах.

Каждая песня имеет ещё и собственную историю. Интерес к истории песен всё растёт, и дорогими становятся все подробности, обстоятельства и детали. История песен - часть истории нашей Родины, этапы большого пути.

Песни военных лет!..

Иной раз задумываешься: за что их так любят и помнят в народе, сохраняют в памяти долгие годы. Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и демократичность поэтического и музыкального языка. И все-таки их главное достоинство - удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, в любовь, во все лучшее, что есть в человеке, в те идеалы, за которые люди боролись, шли на подвиг и на смерть.

Для тех, кто прошёл и пережил войну, песни эти сродни позывным из далёкой поры их молодости. Стоит зазвучать одной из них - и распрямляются плечи, исчезают морщинки на лицах, загораются особым светом или наполняются глубоким раздумьем глаза...

С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же "ушли на фронт". Они передавались из уст в уста, перелетали линию фронта, проникали в глубокий тыл врага. И каждая из них по-своему дорога, памятна фронтовикам. На глазах у людей - слёзы...

С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимать боевой дух воинов, сплачивала их, как верный друг, она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость.

Что пели на фронте? Сначала это были популярные патриотические песни, созданные ещё в довоенное время. Но очень скоро появились и, если можно так выразиться, были приняты на вооружение новые песни.

Маршал Советского Союза И.К. Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжёлых месяцах войны, писал: "В этот трудный период войны я наблюдал явление неожиданное и в то же время закономерное: у народа-великана - советского народа, родилось в те дни много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспитывали дружбу - всё то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа".

Песни, которые пели в годы войны на фронте и в тылу, весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические...


2. Основная часть

2.1 Леонид Утёсов - человек, актёр, певец.

Исследовательский проект История одной песни

Мир простился с уходящим тысячелетием. Но мы еще долго будем перебирать в памяти события минувших столетий, даты, имена…

История советской эстрады и джаза неразрывно связана с творчеством Леонида Осиповича Утесова

Человек- актер, певец, влившийся в шеренги энтузиастов, сам энтузиаст, - Утесов задавал тон веселого настроения, можно сказать, тон жизни. То, как он спел "Марш веселых ребят", надолго запомнилось . Это был марш жизнеутверждения .

Каким же талантом надо было обладать, чтобы подняться на этот почетный пьедестал запевалы и оставаться на нем в течение десятилетий?! Ведь вокруг было немало других певцов, - талантливых, популярных. Но именно Л.Утесов стал единственным .

Вероятно, кроме таланта певца, надо обладать еще чем-то, какой-то колдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием - , чтобы десятилетиями приковывать к себе внимание. Сила Утесова заключалась в том, что он раскрывал "душу" песни, ее глубинную суть. Его искусство излучало необыкновенный оптимизм, жизнерадостность, веру в человека и любовь.

Совсем незадолго до окончания войны режиссер Р.Симонов в статье, посвященной Утесову, писал: "У Утесова редкое сочетание талантов музыканта и драматического актера, что позволяет обогащать содержание песни, делать его более глубоким. Можно подчас удивляться большой эмоциональной подвижности артиста , способности его создавать образы- лирические, комические, сатирические, драматические , трагические

Биография

Лазарь Вайсбейн родился 21 марта 1895 года в Одессе, в многодетной еврейской семье мелкого коммерсанта Осипа Калмановича Вайсбейна и Малки Моисеевны. Учился в одесском коммерческом училище Файга, но был отчислен за то, что в отместку за замечание вымазал мелом и чернилами учителя Закона Божьего. Параллельно брал уроки игры на скрипке. Некоторое время выступал в бродячем цирке борца И. Л. Бороданова в качестве гимнаста. В 1912 году он устроился в Кременчугский театр миниатюр, в это же время стал выступать под псевдонимом Леонид Утёсов. В 1913 г. поступил в одесскую труппу К. Г. Розанова, до революции 1917 г. играл в ряде театров. В 1917 г. Утёсов победил в конкурсе куплетистов в Гомеле. В том же году приехал в Москву, где выступал в столичном саду «Эрмитаж». В 1919 г. Утёсов впервые снялся в кино, исполнив роль адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт - борец за свободу». В 1920годах продолжал выступать на эстраде и играть в различных театрах Москвы, Ленинграда и Риги. Продолжалась и его кинематографическая карьера. В 1928 году в Париже Утёсов услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса, который поразил его тем, что потом сам Утёсов называл «театрализацией». По возвращении в Ленинград он создал собственный «Теа-джаз», первое выступление которого состоялось 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра. Успех был значительный, и с этого момента Утёсов фактически сменил профессию, став руководителем джаз-оркестра. Коллектив Утёсова исполнял западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни. Последние постепенно заняли основное место в программах оркестра Утёсова.Исследовательский проект История одной песни

Большую роль в становлении Утёсова как музыканта и артиста сыграла его личная и творческая дружба с композитором И. О. Дунаевским, написавшим для «Теа-джаза», в частности, джазовые «рапсодии» - обработки русских, украинских и еврейских песен, а также немало песен на стихи современных советских поэтов. В 1934 году вышел на экраны кинофильм «Весёлые ребята» с Утёсовым в главной роли и с участием его оркестра. Успех фильма принёс Утёсову огромную популярность и известность по всей стране. В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбёжки. После войны Утёсов и его оркестр продолжали много ездить по стране, записываться на пластинки, выступать по радио, а потом и по телевидению. Утёсов скончался 9 марта 1982 года в Москве. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище. На доме, где он жил с 1970 по 1982 гг. (Каретный ряд, 5/10), установлена мемориальная доска

В 1982 году Треугольный переулок в Одессе, где родился и жил Утёсов, переименован в улицу Утёсов.

Происхождение псевдонима

Одесский артист Скавронский пригласил Вайсбейна в 1912 году в свою миниатюру. Но при этом поставил условие: «Никаких Вайсбейнов!»… «И я решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть, просто изобрести новую. Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актёр Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев, и Горин - чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское - могильный холм…

- Что же есть на земле ещё выдающееся? - мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утёс с рыбачьей хижиной.

- Боже мой, - подумал я, - утёсы, есть же ещё утёсы!

Я стал вертеть это слово так и этак. Утёсин? - Не годится - в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное… - Утёсов? - мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утёсов! Именно Утёсов! Так навсегда исчез Вайсбейн и родился Утёсов. Тоже навсегда.

2.2. История песни «Одессит Мишка»

Песни как люди. У каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет. Другие - вспыхивают ярко, и незаметно угасают. И лишь немногие - долго живут и не стареют. В песнях есть всё - разноцветная жизнь, и параллельные миры, и неожиданные повороты, и нестандартные ситуации, и звонкие названия наших улиц, и завидные судьбы…Исследовательский проект История одной песни

Песни Великой Отечественной войны. Их пели не только солдаты. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпая в них оптимизм и силу. Да и могло ли быть иначе? Шла война, ковалась победа и на передовой, и в тылу. Потому и песни любимые были одни и те же и у "человека с ружьём," и у тружеников заводов и пашен. В этих песнях отразились красота и величие нашего народа.

Одной из самых популярных песен времен Великой Отечественной войны была песня «Одессит Мишка» в исполнении Леонида Утесова. Песен об Одессе бесконечное множество. Их количество увеличивается, наверное, с каждым часом. В этом потоке много песенного мусора, но есть и настоящие одесские искорки- искорки преданности, памяти и любви. Сколько ни слушаешь на диске эту вещь, проникновенное, очень артистичное исполнение Утесова всегда берёт за душу. Особенно сердечно воспринимались строчки, когда Мишка покидал оккупированную Одессу и когда позднее возвращался в свой родной город. Утесов как бы еле сдерживал рыдание.

Устами этого Мишки было сказано то, о чем думали все, покидая родные места. В коротком повествовании - весь путь становления мужчины: от «мальчишки голоштанного» до защитника отечества. Становления без высокопарной фразы, без ненужных пояснений.

Легко догадаться, что толчком к написанию «Мишки» послужили события осени 1941 года, когда советские войска оставили город. Мирный торговый город всего за несколько недель превратился в настоящую крепость, ощетинившуюся тремя рядами обороны и начавшую выпускать всё необходимое для себя оружие, в том числе, танки и бронепоезда. Одесситы совершенно серьёзно готовились сражаться не только на подступах к городу, но и в самой Одессе. В первый раз советской песне появилась тема о том, что войска покидают свои города. Фашисты летом 42-го были уже возле Москвы и Ленинграда. Подходили к Сталинграду. Именно поэтому наши солдаты не только плакали во время исполнения «Мишки», но в финале вставали со своих мест, давая понять, что они все сделают, чтобы воображаемая сцена возвращения быстрее материализовалась. В августе-сентябре 1941 года, благодаря работе фронтовых журналистов и работников информ-бюро, весь Советский Союз знал о том, что одесский гарнизон, состоящий из обескровленных дивизий приморской армии, ополченцев и отрядов моряков, не просто защищает город от пятикратно превосходящего противника, но и бьет его, переходя в контрнаступление. Весь Советский Союз знал о том, что одесситам сотнями сдаются в плен деморализованные румыны, рассчитывавшие взять Одессу всего за три дня.

Самая первая известная публикация текста песни - в пригласительном билете на концерт джаз-оркестра Леонида Утесова. Подобная компоновка билета достаточно непривычна: вместо репертуара оркестра или, скажем, просто фрагмента из полюбившейся многим песни - дан её полный текст, с указанием автора слов и дарственной надписью от исполнителя. И стоит условная дата - апрель 1942 года

МИШКА

Широкие лиманы, зеленые каштаны,

Качается шаланда на рейде голубом.

В красавице Одессе мальчишка голоштанный

С ребячьих лет считался заправским моряком.

И если горькая обида мальчишку станет донимать,

Мальчишка не покажет вида,

а коль покажет, скажет ему - «мать».

Припев:

Ты одессит, Мишка, а это значит,

Что не страшны тебе ни горе, ни беда,

Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет

И не теряет бодрость духа никогда.

Изрытые лиманы, поникшие каштаны,

Красавица Одесса под вражеским огнем.

С горячим пулеметом на вахте неустанной

Молоденький парнишка в бушлатике морском.

И эта ночь, как день вчерашний, несется в крике и пальбе,

Парнишке не бывает страшно,

а станет страшно - скажет он себе.

Припев.

Изрытые лиманы, поникшие каштаны

И тихий, скорбный шепот приспущенных знамен,

В глубокой тишине - без труб, без барабанов -

Одессу оставляет последний батальон.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой,

Впервые плакать захотел он, но комиссар обнял его рукой.

Припев.

Спокойные лиманы, зеленые каштаны

Еще услышат шелест развернутых знамен,

Когда войдет обратно походкою чеканной

В красавицу Одессу победный батальон.

И уронив на землю розы - знак возвращенья своего, -

Парнишка наш не сдержит слезы,

но тут никто не скажет ничего.

Хоть одессит Мишка, а это значит,

Что не страшны ему ни горе, ни беда,

Хоть моряк Мишка, моряк не плачет,

На этот раз поплакать, право, не беда.

Когда же в Одессу вошли советские войска, одесситы впервые услышали «Мишку». Ведь на фронтах ее знали еще с 1942 года из концертов и киноконцертов Утесова, из пластинки, записанной им в 1943 году.

Особо трепетно песню воспринимали одесситы. Многие из них считали, что она написана лично о них. На имя Утесова пришло 262 письма. Все они были от одесситов с именем Михаил. Наибольшее впечатление произвело на артиста одно письмо:

«Вы вчера исполнили одну песню «Одессит Мишка». Не знаю, кто эту песню сочинил и где он взял материал для нее. Но я знаю, что эта песня только про меня, ибо кто последним ушел с Одессы - это я. Я оставил там мать, я оставил там свою любовь, я оставил все, что мне было дорого в моей Жизни. И вот когда я услышал эти слова Ваши, у меня загорелись глаза и я стал весь дрожать. У меня потекли слезы, ибо я не в силах был удержать их. Правда, многие зрители смотрели на меня и не знали, чем это объяснить. Но, конечно, никто не мог знать, чем это объяснить. Одесса была приятна для Одессита, и, когда Вы ее исполняли, во мне чуть душа не разорвалась в клочья, Леонид Осипович. Ваши слова в песне, где вы поете: «Ты одессит, а это значит...» В этой фразе можно только догадаться, что одесситы - это люди смелые, которые не боятся смерти, ибо я, когда оставлял Одессу, штыком своей винтовки прикончил трех мародеров и вышел из этой схватки невредим. Я тогда не плакал, и вот теперь, когда я услышал эту душераздирающую песню, я заплакал так, что все вокруг сидящие обратили на меня внимание.

Леонид Осипович, Вы меня извините, что я написал скверно. Но я лучше писать не умею. Дело в том, что я хотел Вам изложить свою Благодарность за хорошее исполнение этой песни, ибо она сложена только про меня. А поэтому прошу Вас выслать мне эту песню, и с этой песней я буду еще больше бить гадов. Буду мстить за нашу Красавицу Одессу. Мой адрес: Действующая Красная Армия ППС 736 п/я Одиннадцатый Гвардейский Батальон Минеров. Бендеровскому М.Б.».

Это письмо очень тронуло Леонида Осиповича. Он почтой отправил Бендеровскому слова и ноты «Мишки».

Однажды в доме первого джазмэна Советского Союза во время небольшой передышки между гастролями по фронтам раздался звонок. На пороге стоял коренастый блондин с серыми глазами. Под телогрейкой у него виднелась тельняшка.

- А вот и я! - радостно сказал незнакомец.

Утесов с недоумением стал всматриваться в лицо гостя, и тут он шестым чувством догадался, кто перед ним:

- Мишка!

- Да, Леонид Осипович. В отпуск на три дня.

За столом Мишка говорил:

- Ничего, будет полный порядок, и чтобы я солнца не видел, если я в Одессу не приду!

- Миша, а кем вы были до войны? - спросил его артист.

- Шофером, - ответил он.

- Ну вот, кончится война, Миша, приезжайте ко мне в Москву, будете у меня шофером.

Бендеровский поблагодарил Леонида Осиповича и в наплыве чувств воскликнул:

- А иначе и быть не может!

Освободили «жемчужину у моря» весной 1944-го.

Однако после окончания Великой Отечественной Михаил Бендеровский не приехал работать водителем у Утесова. Спустя много лет, вспоминая эту историю, певец с горечью заметил: «Он был человек слова. Значит, не стало Мишки. Лишь в песне остался...

2.3. Об авторах

Довольно часто бывает так, что со многими вещами настолько свыкаешься, что порой даже не задумываешься, как они пришли в твою жизнь, как стали твоей тенью… Тем более, если речь идёт о настоящей музыке, о настоящих стихах. Если песни поются всем народом, на всех параллелях и меридианах - это уже говорит о многом. Вместе с тем, у песен есть конкретные авторы. Люди, пропустившие через себя одесские нормы морали, одесские характеры - яркие, жгучие, нетерпеливые.

Кто эти люди? Как дошли до жизни такой? Кто знает их фамилии, имена? Как вообще они выглядят?! Давайте присмотримся пристальней…

Владимир Дыховичный

А много ли мы сегодня знаем о самом Владимире Дыховичном?Исследовательский проект История одной песни

Сведения более, чем скудны. Увы! В сегодняшней Одессе, думаю, вообще никто не видел лица этого человека. А ведь Владимир Дыховичный написал довольно много известных произведений.

Причем на музыку совершенно разных композиторов (Блантер, М. Н. Богословский, Э. Колмановский, М. Фрадкин). Достаточно только вспомнить известные «Два Максима», «Солдатский вальс», «Добрый день», «Морская песенка», «Перед дальней дорогой» и др. Его песни исполняли «самые- самые» - Л. Утесов, М. Бернес, И. Кобзон.

Уже после войны в сотрудничестве с тем же М. Слободским было написано множество популярных песен, интермедий, водевилей, эстрадных программ для М. Мироновой и А. Менакера, А. Шурова и Н. Рыкунина, Л. Мирова и Л. Новицкого. Это уже о чем-то говорит...

А как только не называли Владимира Дыховичного - писателем, сатириком, драматургом, поэтом-песенником, сценаристом.

Что же еще мы знаем о его жизни?

Владимир Абрамович Дыховичный родился в Москве 25 (12) марта 1911 года в семье профессора. В семье было трое детей - старший Владимир. Владимир Дыховичный окончил Московский геолого-разведочный институт, работал инженером-геологом в Донбассе, на Кавказе, в Средней Азии. Еще в годы учебы увлекся танцами, даже преподавал танцы в институте, что, конечно, мало радовало отца, степенного профессора.

Потом была война. Страшная войны… Многое повидал Дыховичный в годы войны. Три месяца прослужил в блокадном Ленинграде... Только одного этого достаточно, чтобы осознать ужасы войны и подлинное мужество в себе.

Участвовал в финском «конфликте», выступал во фронтовом эстрадном ансамбле. В 41-ом - на Северном флоте- входил в различные фронтовые бригады и театры. Работал с Московским театром миниатюр, фронтовым филиалом театра им. Евг. Вахтангова, Ленинградским театром комедии. Награжден орденом Красной Звезды. Был очень дружен с К. Симоновым. Часто на концертах читал его стихи.

Одесситы! Обращаюсь прежде всего к вам.

У кого есть такая возможность, будучи в Москве, поклонитесь праху этого человека. Задумайтесь, что и как он сделал для Одессы. Расскажите о нем детям и внукам

Более того, нигде не упомянуто о том, что он был арестован в 1950 году - в период борьбы с космополитизмом - и сослан на 3 года в лагерь. Освободился только после смерти Сталина.

Всё же Владимир Дыховичный достучался до каждого одессита. Заставил других завидовать Одессе. Ведь был, непременно был(!), и киевлянин Мишка, и новороссиец Мишка, и Мишка- ростовчанин. А вот «прошёл» только одессит.

По большому счёту, Одесса без Дыховичного и его «Мишки» прожила бы, не стала бы менее уважаемой и признанной. Одесса без Дыховичного и его «Мишки» - беднее, значительно беднее! Дыховичный своим «Мишкой» как бы вооружил Одессу на все времена. Теперь, что бы ни происходило с Одессой, уже есть лейтмотив, своеобразный пример для подражания.

Михаил Воловац

Михаил Воловац - автор музыки к песне. Узнать о нем и о его творчестве удалось немного. В справочных изданиях это имя не упоминается. В разных источниках его фамилия пишется по-разному: Валовац или Воловац.

Воловац Михаил Петрович родился 10 (23) ноября 1910 в деревне Тишковка Тишковского района Елисаветградской губернии. Композитор. В 1932 окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано. В 1930-1932- заведующий музыкальной частью, пианист, дирижер и композитор Ленинградского театра актерского мастерства, в 1932-1937- дирижер ансамбля оперетты Ленгосэстрады под управлением Е. А. Вронской. В 1939-1941- главный дирижер эстрадного театра "Эрмитаж", в 1939-1943- пианист-концертмейстер джаз-оркестра под управлением Л. О. Утесова в Москве. С 1943- главный дирижер Ленингр. театра музыкальной комедии. Сочинил оперетты «Золотой фонтан», « К звездам» ; балет «Волшебная стрела».

О композиторе Михаиле Воловце известно, что он был музыкантом в оркестре Леонида Утесова, а в театрализованных программах оркестра выступал еще и в ролях комиков-резонеров. Из книги Юрия Дмитриева «Леонид Утесов» узнаем, что в концерте «Десять лет джаза», поставленном в 1939 году, исполнялся романс «Пара гнедых», музыкальную обработку которого сделал Воловац.

В «Одессите Мишке» Михаил Воловац показал себя блестящим музыкантом и аранжировщиком.

3. Заключение

Война шла пять лет. Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с её жизненным текстом и музыкой, спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала.

Песни воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу- все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа…

© 2010-2022