Что будет после нот?

Музыковедческая статья  об истории нотного письма, в которой простым и доступным языком описаны основные этапы развития  различных видов записи музыкального текста (от древнейших  времён до наших дней). Автор размышляет над тем, почему на пределённых этапах исторического развития существовал тот или иной вид «музыкальной письменности» и к чему придёт история нотного письма в конечном итоге? Главные вопросы, на которые пытается найти ответ автор статьи: «Что было до нот?» и  «Что будет после нот?...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что будет после нот…

Ноты - это музыкальные «буквы». Человек учится читать ноты, точно так же, как литературный текст. Как и чтение увлекательной книги, чтение нот может быть интереснейшим занятием! Ведь именно нотная запись даёт нам редчайшую возможность услышать музыку, написанную много лет назад. И только благодаря нотному письму, мы сможем передать следующим поколениям современные музыкальные шедевры.

Сейчас нам кажется, что нынешняя нотная запись существовала всегда. Но это не совсем так! История нотного письма уходит корнями ко времени Египетских пирамид.

Изучая египетские погребальные рисунки на стенах пирамид и саркофагах, учёные натолкнулись на изображения, которые по их мнению, могут толковаться, как нотная запись. Жесты и положения рук людей на этих рисунках скорее всего означают высоту и длительность звуков. Эти рисунки называются пиктограммами, а данная запись мелодий - пиктографической.

В Древнем Вавилоне использовалась клинописная запись музыкальных звуков, где каждый знак соответствовал либо слогу слова, либо музыкальному звуку. Археологами была обнаружена глиняная табличка с клинописью, где записано стихотворение с дополнительными необычными знаками. Эти знаки учёные расшифровали как запись музыкальных звуков.

Буквенная система обозначения звуков появилась в Древней Греции. Здесь звуки музыки записывали с помощью значков над текстом, которые обозначали высоту и длительность музыкального звука.

В VІ - Х веках греческая буквенная система была усовершенствованна. Вместо букв греческого алфавита стали использоваться латинские: «A, B, C, D, E, F, G». Эти буквы используются музыкантами до сих пор. Особенно они популярны для обозначения аккордов и тональностей.

Невменное письмо заменило буквенную систему обозначения звуков. Оно возникло вместе с расцветом церковной музыки и использовалось для записи католических песнопений. Особые знаки - невмы - в виде крючков, точек, кавычек, завитков не могли похвастаться точностью. Невма от латинского слова neuma, что значит - «намёк», «знак рукой или глазами, «кивок», «дыхание», «голос»). Невмы записывлись над словесным текстом и передавали лишь примерное направление мелодии (скачки вверх и вниз, повторение звука и т.д.).

Разновидностью невменного письма было знаменное или крюковое, которое было распространено на Руси вплоть до XVΙΙ века.

Надо особо отметить тот факт, что впервые в истории музыки для более точного обозначения высоты звука в невменном письме стали использоваться линии. Число этих линий доходило иногда до 18-ти, они могли быть разных цветов. Использование линий позволяло музыкантам более точно ориентироваться в высоте записанных музыкальных звуков.

В ХІ веке итальянский монах Гвидо д'Ареццо усовершенствовал линейную запись музыки. Он сократил число строк до четырёх, а буквенные обозначения высоты линий явились прототипами музыкальных ключей, определявших точную высоту звука. Кроме того Гвидо д'Ареццо ввёл слоговые обозначения нот, одолжив первые слоги из латинской молитвы: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Позже для обозначения VІІ ступени в звукоряде был добавлен слог «си».

В ХІІ - ХІІІ веках появилось хоральное нотное письмо. Оно было удобно для записи одноголосного григорианского хорала.

Хоральное нотное письмо упростило чтение записи нотного текста введением «плавающих ключей» С (до) и F (фа), которые могли быть помещены на любой линии, что позволяло обходиться без добавочных линий. С помощью богатого «знакового запаса» этот способ нотации позволил передавать не только особенности движения мелодии, но и способ, и характер её исполнения.

В ХІІІ - ХVІ веках появилась мензуральная нотация. В начале каждой строки помещались специальные знаки - мензуры, обозначающие трёхдольность или двухдольность каждой длительности. Интересно то, что знаки пауз в этой системе соответствовали мензуральным длительностям и носили их названия.

От невменного письма мензуральную запись отличало то, что она конкретно и одновременно определяла и высоту, и относительную длительность записываемого звука.

Синхронно с мензуральной записью в XV- XVII веках бытовала так называемая табулатура, которая служила специально для записи инструментальной музыки. Нотный стан заменялся линиями соответствующими количеству струн инструмента, на них писались цифры, которые показывали, возле какого по порядку лада струна должна была прижиматься к грифу во время игры.

Существовали табулатуры различных видов. Например:

а) табулатуры для конкретных инструментов;

2) «национальные» табулатуры: немецкая, французская, итальянская, испанская и т.д. Табулатуры с успехом применяются до сих пор для упрощения обучения игре на гитаре и других струнных инструментах.

С конца XVΙ века появляется способ обозначения аккордов при помощи цифр. Эти цифры записывались над или под нотированным басовым голосом. «Генерал-бас» или «basso continuo» (непрерывный бас) получил широкое распространение; он служил большей частью для записи органного или фортепианного аккомпанемента. Буквенно-цифровое обозначение аккордов можно встретить и ныне, например, в джазовой или эстрадной музыке. Такая запись с одной стороны упрощает исполнение, а с другой, даёт возможность исполнителю импровизировать и фантазировать, поскольку не ограничивает музыканта строгой записью фактуры аккомпанемента.

Все вышеперечисленные способы записи музыки можно обозначить, как «приблизительные способы нотации», поскольку ни одна из этих систем не является идеальной и ни одна из них не может со 100% достоверностью передать последующим поколениям то, что хотел передать автор записанной музыки.

В XXI веке музыканты научились фиксировать звуки, которые трудно записать привычными для нас нотными знаками: шум большого города, пение птиц, морской прибой, шум ветра, промышленные звуки и т.д.

Так появилось направление, где обычное нотное письмо заменяется микшированием. Микширование - это создание с помощью специальных компьютерных программ конечной записи музыкального произведения из отдельно записанных музыкальных треков-дорожек. Выглядят эти «дорожки» совсем не так, как привычные нам ноты. И чтобы «читать» такую запись нужно иметь не только музыкальное образование. Здесь смыкаются две великие науки: музыка и электроника, которые дают новые пути в реализации труднейшей задачи - передачи достоверной музыкальной информации следующим поколениям людей.

«Приблизительность» записи совершенно не устраивает музыку грядущих веков. В век компьютерной точности и цифровой пунктуальности, музыканты пытаются ответить на вопрос: что будет после нот? Современная нотная запись каждый день продолжает своё развитие. И, можно с уверенностью предположить, что, когда-нибудь, новые поколения музыкантов будут с увлечением исполнять и записывать музыку при помощи «компьютерной клинописи», «электронных невм» или «лазерных пиктограмм»!!!


© 2010-2022