• Преподавателю
  • Музыка
  • Эссе на тему: Принципы развивающего обучения и их реализация на уроках музыки в начальной школе

Эссе на тему: Принципы развивающего обучения и их реализация на уроках музыки в начальной школе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе на тему: Принципы развивающего обучения и их реализация на уроках музыки в начальной школе.Эссе на тему: Принципы развивающего обучения и их реализация на уроках музыки в начальной школе.Принципы развивающего обучения и их реализация на уроках музыки в начальной школе.

«Процесс обучения есть всегда процесс обучения деятельности »

А. А. Леонтьев

Согласно требованиям ФГОС ООО, изучение музыки в школе направлено на достижение формирования основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности [1 cтр.3]:

  • формирование музыкальной культуры личности,

  • освоение музыкальной картины мира;

  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности,

  • развитие музыкальной памяти и слуха,

  • ассоциативного мышления,

  • фантазии и воображения;

  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности


Вариативности

деятельности

Принципы развивающего обучения

Творчества

Непрерывного обучения

Психологического комфорта

Минимакса



Принцип

В чем заключается

как применяется

1

Деятельности

включение ребенка в учебно-

познавательную деятельность

проблемное изложение учебного материала, частично-поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность, столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами, приемы ИКТ, творческая работа учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль

2

Непрерывного

обучения

система базовых идей, сопровождающих человека всю жизнь (целостность, интеграция, преемственность, самообразование)

программа предусматривает возвращение к произведениям, изученным в предыдущих классах, для целостного создания образа и характеристик

3

Минимакса

Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум.

Система минимакса оптимальна для реализации индивидуального подхода, как саморегулирующаяся система. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - максимумом. Все выберут свой максимум в соответствии со своими способностями и возможностями.

4

Психологического

комфорта

условия развития личности, при которых учеба должна давать детям радость, протекать на фоне положительных эмоций

снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома"

5

Творчества

максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

формирование, у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия. Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение.

6

Вариативности

понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

Обучение, в котором у учащихся снимается страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: а в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь. Принцип вариативности обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе.

Основным направлением своей педагогической деятельности считаю развитие творческих способностей, которые реализуются через мыслительную деятельность посредством использования проблемного обучения, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста. «Мышление, его активность начинается с проблемы»,- утверждает психолог С.Л.Рубинштейн. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется на уроках музыки и вовлечение личности школьника в мыслительный процесс.[2, стр.74]

Принцип деятельности

Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.
Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.
Для реализации целей и задач данной технологии использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.
Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданиях

Постановку учебной проблемы можно осуществлять на разных этапах урока. Но чаще на этапе актуализации знаний и формулировании темы урока. Например, тема урока во 2 классе «В оперном театре». На слайде фотографии зданий оперных театров разных городов. Спрашиваю, что за здания и прошу рассказать о нем, если узнают. Дети чаще узнают только здание Большого театра в Москве и что там проходят постановки музыкальных спектаклей. Далее видео из пройденных опер. Прошу детей уточнить названия музыкальных спектаклей и что там делают артисты. Ответы: называют пройденные оперы, но не уточняют, что это именно опера. Отсюда и следует проблема- выяснить что же это за спектакль, где все поют.

Принцип непрерывного обучения

Во 2 классе тема «Осень - поэт, художник, композитор» рассказывает, что и поэт, и художник, и композитор может своими произведениями нарисовать осень. 3 класс. Тема «Может ли музыка нарисовать портрет?». 4 класс. Тема «Цвет и звук. Музыка витража».

Понимание слово «СТИЛЬ»: 1 класс. Тема «Детский альбом» П.И. Чайковского;2 класс. Тема «Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт»; 4 класс. Тема «Знаменитая сороковая» и т.д.

1 класс. «Музыкальные инструменты. Тембры - краски» (челеста, флейта, арфа); 2 класс. «Тембры - краски» (орган, фортепиано, клавесин, колокольчики); 3 класс. «Струнные смычковые инструменты»; 4 класс. «Симфонический оркестр»

Принцип минимакса

При изучении композиторов «Могучей кучки» слабые запомнят фамилии композиторов, а сильные смогут привести примеры пройденных произведений, привязывая фамилии композиторов, после пройденной темы, к другим произведениям, запомнят, так же, объединения писателей и художников этой эпохи.

Принцип психологического комфорта

Использование игр, свободного общения, высказывание личного мнения, примеров из собственного опыта, творческая работа, анализ урока, учитывается пожелания детей при повторе музыкального материала, творческие домашние задания.

Принцип творчества

Задания в рабочих тетрадях - раскрашивание, головоломки, шарады, кроссворды и т.д.

Принцип вариативности.

Разные варианты ответов детей собираются, обсуждаются, совместно анализируются для поиска верных ответов, музыкальный материал подбирается по возможностям учащихся класса. Как правило, в каждом классе свои приоритеты и интересы, соответственно, нравится разным классам одной параллели могут разные произведения для пения, поэтому, более серьезная работа над произведениями, которые больше нравится классу.

Критерием результативности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки являются, прежде всего, сформированные в ходе работы над опытом различные музыкально-

творческие умения и навыки, которые оказали продуктивное влияние на уровень обученности и воспитанности школьников в целом. Используя

развивающие формы обучения, можно развить интерес к предмету «Музыка» и сформировать побудительные мотивы для познавательной деятельности. Задача учителя - сделать творческую деятельность потребностью, а искусство - необходимой частью жизни ребенка.

Список научно-методической литературы.

  1. Алеев В.В. Музыка 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/В.В. Алеев, Т.Науменко, Т. Н. Кичак . М.: Дрофа, 2013

2.Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

3.Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Глобус, 2008. - 170 с. - (Уроки мастерства) ISBN 978-5-903050-52-9



© 2010-2022